Каталог Педагогическая психология: исследование методик Формирование нравственных качеств современных школьников в системе музыкального образования детской школы искусств.

Формирование нравственных качеств современных школьников в системе музыкального образования детской школы искусств.

psychodiagnostics methodology educational research emotional assessment school psychology
Заказать готовую работу
📄 76 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности проблемы формирования нравственных качеств в условиях музыкального образования Детской Школы Искусств
  2. Цель и задачи исследования
  3. Определение объекта, предмета и применяемых методов исследования

Глава 1. Методологические основы развития нравственных качеств в системе музыкального воспитания Детской Школы Искусств

  1. Историко-педагогические подходы к изучению формирования нравственных качеств личности
  2. Синтез эстетических и нравственных моделей под воздействием искусства
  3. Эмоционально-эстетическая специфика развития моральных чувств средствами музыки

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирический анализ формирования нравственных качеств школьников в системе музыкального образования Детской Школы Искусств

  1. Обоснование методики исследования и организация практического этапа
  2. Анализ и интерпретация полученных данных
    1. Сравнительный анализ результатов с учетом педагогических реалий

Выводы по главе 2

Глава 3. Разработка методических рекомендаций для музыкального педагога в контексте формирования нравственных качеств

  1. Интерпретация эмпирических результатов с позиций эстетической педагогики
  2. Практическая интеграция разработанных подходов в образовательный процесс Детской Школы Искусств

Выводы по главе 3

Заключение

  1. Суммирование достигнутых результатов и практическая значимость исследования
  2. Перспективы дальнейших разработок в области формирования нравственных качеств школьников

Список литературы

Перечень использованных источников и нормативно-методических материалов

Приложения

Дополнительные материалы, иллюстрирующие ход и результаты исследования

На заключительном этапе исследования осуществлялась комплексная интерпретация полученных данных посредством беседы с родителями участников, которым предоставлялась вся интересующая информация. Результаты работы анализировались с помощью программы STATISTICA for Wind 6.0, что позволило объективно оценить процесс обследования и выявить ключевые моменты психологических установок детей.

Участие в исследовании приняли 10 детей в возрасте 10–11 лет, распределённых на две равные группы: контрольную и экспериментальную. Из общего числа участников – 6 девочек и 4 мальчика. Дополнительные сведения включают информацию о семейном положении, где 3 ребёнка являются представителями неполных семей, а 2 – из многонациональных семей. Исследование проводилось в классном помещении, где отсутствовал шум, что способствовало созданию благоприятных условий для проведения психодиагностических процедур в рамках ограниченного времени школьных занятий.

Психодиагностическая часть исследования основывалась на методике «Оценка эмоционального отношения дошкольников к нравственным нормам» (Тест ЦТО Воробьевой), цель которой заключалась в оценке эмоциональной реакции младших школьников на нравственные установки. В процедуре использовались стимулирующие материалы, включающие две полоски бумаги (одна полоска – для фиксации эмоциональных ассоциаций, другая – для выбора предпочтений) и набор из 8 цветных карандашей (красный, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, чёрный).

Обследование проводилось по следующему алгоритму:

  1. Дети, расположенные так, чтобы не видеть друг друга, слушали психолога, который объявлял первый нравственный поступок и задавал вопросы относительно чувств, настроения и соответствующего цвета, при этом ответы оставались конфиденциальными;
  2. После этого участники, не передавая свои впечатления вслух, подбирали карандаш соответствующего цвета, нанося на полоску рисунок в виде кружочка и обрамляя его;
  3. На второй полоске бумаги дети сначала рисовали кружок любимым карандашом, а затем поочерёдно выбирали остальные карандаши по степени предпочтения, фиксируя порядок выбора;
  4. В ходе обработки результатов каждому цвету присваивался порядковый номер, отражённый на первой полоске, который классифицировал эмоциональное состояние: места с 1 по 3 свидетельствовали об эмоциональном благополучии, с 4 по 6 – об эмоциональной нейтральности, а с 7 по 8 – указывали на эмоциональное неблагополучие.

Интерес педагогического состава, администрации и родителей к итогам обследования подчеркивал актуальность изучения нравственных установок в контексте эмоционального развития детей. В дополнение, современные исследования подтверждают, что подобные диагностические методы являются эффективными инструментами для выявления эмоционального состояния школьников, что способствует дальнейшему совершенствованию методик психологической поддержки.

Список литературы

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ,

– 416 с.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. –М.,

Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №

Фреса П., Пиаже. Ж. Экспериментальная психология. Вып.

– 210 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.,

Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб,

– 189 с.

- 468 с.

- С. 106-

Куликов Л.В. психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.,

- 288 с.

— 240 с., таб., илл.

Молчанова Я.В. Математическая обработка данных в социально-психологическом исследовании: ключевые моменты и «подводные камни». М.: МАКС Пресс,

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж,

—256с.

40 с.

Тарасова К.В., Т.В.Нестеренко. Гармония // программа развития музыкальности у детей среднего дошкольного возраста (4-й год жизни). – М.,

Бреслав Г.М. Психология эмоций 2004г. – 310 с.

- 208 с.

Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.

Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Бюллетень высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. —

Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс,

– 208 с.

– 264 с.

– 245 с.

Зимина А. Н. Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф., Москва, 26-28 нояб. 1996 г. - М.: Изд. Дом "Грааль",

Радынова. О.П. Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос,1994;

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика 2004г. – 210 с.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

– 234 с.

Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л.,

Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер» 2002г. – 320 с.

-639 с.

-М.: Педагогика, 1983 год.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СП б.: Питер,

Хвостов А.Д. Сравнительный анализ моральных суждений - от подростков до среднего возраста в России и США, Проблемы развития и бытия личности, 2004

– 360 с.

528 с.

– 374 с.

Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. — М.: Издательство «Институт психологии РАН»,

Запорожец А. В. Психология. М.,

Практикум по возрастной психологии. Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, СПбГУ,

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение,

Общие основы психологии –2-е издание. –М.: Просвещение ВЛАДОС,

- 456 с.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 3-е изд., испр. и доб. Екатеринбург: Деловая книга,

— ТУ.

Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий,

Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение,

№5

Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. – М.,

– 41 с.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Райгородский Д.Я. – Самара,

Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.,

– 320 с.

Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, -

Ветлугина М.А., А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983;

- 440 с.

– 494 с.

Туравец Н.Р. Региональный компонент профессиональ¬ного образования: Методология, теория, практика: Дис. докт. пед. наук. - М.,

Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб.,

с. 4—

Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 г. – 180 с.

Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М.,

- 358 с.

Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.

Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов 2003г.- 256 с.

Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат,

Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005г. – 134 с.

–М.,

Михеева. Л. Музыка - детям.//Вопросы музыкально-эстетического воспитания.-

Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.,

Дубровина И.В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ ”Сфера”,

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.,

Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки. Вопросы психологии.

Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.,

Крайг Г. Психология развития. СПб.,

– 368 с.

Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК»,

- 319 с.

– 392с.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение,

Азадовский М.К. Место и роль фольклора в организации краеведческих изучений // Тр. первого (сиб.) краевого науч.-исслед. съезда. — Новосибирск,

Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1—8 кл./ Ред. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. — М.:«Просвещение»,

– 255 с.

Вопросы и ответы

Какова проблематика, определяемая в представленной структуре исследования?
Проблематика исследования заключается в формировании нравственных качеств современных школьников в системе музыкального образования детской школы искусств. Данная проблематика отражает актуальность изучения влияния образовательной среды на нравственное развитие личности, что обосновано с теоретической и эмпирической точек зрения.
Что представляет собой теоретическая часть, направленная на изучение нравственных качеств личности?
Теоретическая часть исследования включает рассмотрение теоретических подходов к проблеме изучения формирования нравственных качеств личности. Такой анализ обеспечивает основу для дальнейшего эмпирического исследования, позволяя структурировать знания о нравственном развитии и определить ключевые параметры формируемых качеств.
Как определяется влияние искусства на формирование личности в исследовании?
Влияние искусства на формирование личности определяется через изучение проблемы формирования личности под воздействием искусства. Данный аспект акцентирует внимание на специальном воздействии эстетической среды, что способствует развитию внутренних ценностей и моральных ориентиров у учащихся.
Какова роль музыкальных средств в развитии моральных чувств?
Музыкальные средства играют ключевую роль в развитии моральных чувств, поскольку рассматриваются через призму развития моральных чувств средствами музыки. Этот подход позволяет выявить специфику эмоционального и нравственного воздействия музыкальных произведений на личность, что является важным элементом формирования этических ценностей.
Каким образом организовано эмпирическое исследование в рамках данного плана?
Эмпирическое исследование организовано посредством методического обоснования и организации, направленных на получение результатов, характеризующих формирование нравственных качеств. Структура эмпирической части включает систематическую разработку методики, сбор эмпирических данных и их последующий анализ, что обеспечивает объективность и достоверность полученных выводов.
Как осуществляется сравнительный анализ результатов исследования?
Сравнительный анализ результатов исследования проводится с целью выявления особенностей формирования нравственных качеств в различных условиях педагогической практики. Данный анализ позволяет оценить эффективность различных методик воздействия на нравственное развитие, что способствует обоснованным рекомендациям по оптимизации образовательного процесса.
Какова роль приложений в представленной структуре исследования?
Приложение представляет собой структурное дополнение к основным разделам исследования, обеспечивая информационное сопровождение и подтверждение эмпирических данных. Его функция заключается в предоставлении дополнительных материалов, иллюстрирующих методические и аналитические решения, что способствует всестороннему восприятию исследовательского процесса.