Формирование нравственных качеств современных школьников в системе музыкального образования детской школы искусств.
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности проблемы формирования нравственных качеств в условиях музыкального образования Детской Школы Искусств
- Цель и задачи исследования
- Определение объекта, предмета и применяемых методов исследования
Глава 1. Методологические основы развития нравственных качеств в системе музыкального воспитания Детской Школы Искусств
- Историко-педагогические подходы к изучению формирования нравственных качеств личности
- Синтез эстетических и нравственных моделей под воздействием искусства
- Эмоционально-эстетическая специфика развития моральных чувств средствами музыки
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирический анализ формирования нравственных качеств школьников в системе музыкального образования Детской Школы Искусств
- Обоснование методики исследования и организация практического этапа
-
Анализ и интерпретация полученных данных
- Сравнительный анализ результатов с учетом педагогических реалий
Выводы по главе 2
Глава 3. Разработка методических рекомендаций для музыкального педагога в контексте формирования нравственных качеств
- Интерпретация эмпирических результатов с позиций эстетической педагогики
- Практическая интеграция разработанных подходов в образовательный процесс Детской Школы Искусств
Выводы по главе 3
Заключение
- Суммирование достигнутых результатов и практическая значимость исследования
- Перспективы дальнейших разработок в области формирования нравственных качеств школьников
Список литературы
Перечень использованных источников и нормативно-методических материалов
Приложения
Дополнительные материалы, иллюстрирующие ход и результаты исследования
На заключительном этапе исследования осуществлялась комплексная интерпретация полученных данных посредством беседы с родителями участников, которым предоставлялась вся интересующая информация. Результаты работы анализировались с помощью программы STATISTICA for Wind 6.0, что позволило объективно оценить процесс обследования и выявить ключевые моменты психологических установок детей.
Участие в исследовании приняли 10 детей в возрасте 10–11 лет, распределённых на две равные группы: контрольную и экспериментальную. Из общего числа участников – 6 девочек и 4 мальчика. Дополнительные сведения включают информацию о семейном положении, где 3 ребёнка являются представителями неполных семей, а 2 – из многонациональных семей. Исследование проводилось в классном помещении, где отсутствовал шум, что способствовало созданию благоприятных условий для проведения психодиагностических процедур в рамках ограниченного времени школьных занятий.
Психодиагностическая часть исследования основывалась на методике «Оценка эмоционального отношения дошкольников к нравственным нормам» (Тест ЦТО Воробьевой), цель которой заключалась в оценке эмоциональной реакции младших школьников на нравственные установки. В процедуре использовались стимулирующие материалы, включающие две полоски бумаги (одна полоска – для фиксации эмоциональных ассоциаций, другая – для выбора предпочтений) и набор из 8 цветных карандашей (красный, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, чёрный).
Обследование проводилось по следующему алгоритму:
- Дети, расположенные так, чтобы не видеть друг друга, слушали психолога, который объявлял первый нравственный поступок и задавал вопросы относительно чувств, настроения и соответствующего цвета, при этом ответы оставались конфиденциальными;
- После этого участники, не передавая свои впечатления вслух, подбирали карандаш соответствующего цвета, нанося на полоску рисунок в виде кружочка и обрамляя его;
- На второй полоске бумаги дети сначала рисовали кружок любимым карандашом, а затем поочерёдно выбирали остальные карандаши по степени предпочтения, фиксируя порядок выбора;
- В ходе обработки результатов каждому цвету присваивался порядковый номер, отражённый на первой полоске, который классифицировал эмоциональное состояние: места с 1 по 3 свидетельствовали об эмоциональном благополучии, с 4 по 6 – об эмоциональной нейтральности, а с 7 по 8 – указывали на эмоциональное неблагополучие.
Интерес педагогического состава, администрации и родителей к итогам обследования подчеркивал актуальность изучения нравственных установок в контексте эмоционального развития детей. В дополнение, современные исследования подтверждают, что подобные диагностические методы являются эффективными инструментами для выявления эмоционального состояния школьников, что способствует дальнейшему совершенствованию методик психологической поддержки.
Список литературы
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ,
– 416 с.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. –М.,
Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №
Фреса П., Пиаже. Ж. Экспериментальная психология. Вып.
– 210 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.,
Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб,
– 189 с.
- 468 с.
- С. 106-
Куликов Л.В. психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.,
- 288 с.
— 240 с., таб., илл.
Молчанова Я.В. Математическая обработка данных в социально-психологическом исследовании: ключевые моменты и «подводные камни». М.: МАКС Пресс,
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. – Воронеж,
—256с.
40 с.
Тарасова К.В., Т.В.Нестеренко. Гармония // программа развития музыкальности у детей среднего дошкольного возраста (4-й год жизни). – М.,
Бреслав Г.М. Психология эмоций 2004г. – 310 с.
- 208 с.
Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.
Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Бюллетень высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. —
Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс,
– 208 с.
– 264 с.
– 245 с.
Зимина А. Н. Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф., Москва, 26-28 нояб. 1996 г. - М.: Изд. Дом "Грааль",
Радынова. О.П. Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос,1994;
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика 2004г. – 210 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
– 234 с.
Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л.,
Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер» 2002г. – 320 с.
-639 с.
-М.: Педагогика, 1983 год.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СП б.: Питер,
Хвостов А.Д. Сравнительный анализ моральных суждений - от подростков до среднего возраста в России и США, Проблемы развития и бытия личности, 2004
– 360 с.
528 с.
– 374 с.
Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. — М.: Издательство «Институт психологии РАН»,
Запорожец А. В. Психология. М.,
Практикум по возрастной психологии. Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, СПбГУ,
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение,
Общие основы психологии –2-е издание. –М.: Просвещение ВЛАДОС,
- 456 с.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 3-е изд., испр. и доб. Екатеринбург: Деловая книга,
— ТУ.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий,
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение,
№5
Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. – М.,
– 41 с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Райгородский Д.Я. – Самара,
Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.,
– 320 с.
Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, -
Ветлугина М.А., А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983;
- 440 с.
– 494 с.
Туравец Н.Р. Региональный компонент профессиональ¬ного образования: Методология, теория, практика: Дис. докт. пед. наук. - М.,
Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб.,
с. 4—
Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 г. – 180 с.
Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М.,
- 358 с.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.
Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов 2003г.- 256 с.
Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат,
Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005г. – 134 с.
–М.,
Михеева. Л. Музыка - детям.//Вопросы музыкально-эстетического воспитания.-
Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.,
Дубровина И.В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ ”Сфера”,
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.,
Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки. Вопросы психологии.
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.,
Крайг Г. Психология развития. СПб.,
– 368 с.
Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК»,
- 319 с.
– 392с.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение,
Азадовский М.К. Место и роль фольклора в организации краеведческих изучений // Тр. первого (сиб.) краевого науч.-исслед. съезда. — Новосибирск,
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1—8 кл./ Ред. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. — М.:«Просвещение»,
– 255 с.