Государственная поддержка автомобильной промышленности в условиях мирового финансового кризеса(РФ,США,Европа)
Содержание
Введение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных механизмов государственной поддержки автомобильной промышленности в условиях мирового финансового кризиса. Работа направлена на анализ мер, применяемых в "Российской Федерации", "Соединенных Штатах Америки" и странах "Европейского Союза", а также на выявление путей совершенствования поддержки отечественного автопрома. Объект исследования – автомобильная промышленность, предмет – государственное регулирование и поддержка данной отрасли. Методологическая база включает сравнительный анализ, системный подход и эмпирическую оценку принятых мер.
-
Теоретико-методологические основания государственной поддержки автопромышленности
-
Влияние мирового финансового кризиса на автомобильное производство
Исследуется динамика состояния отрасли в условиях глобальных экономических потрясений с учетом статистических данных и экономических индикаторов.
-
Анализ государственных мер поддержки в различных странах
Рассматриваются "возможные государственные меры" по стабилизации и развитию автопромышленности, применяемые на национальном уровне в ряде стран.
-
Регулирование внешнеторговой политики в автомобильном секторе
Оценивается роль внешнеторговой политики в регулировании экспорта и импорта автомобилей, с акцентом на применение единых ставок таможенных пошлин.
-
-
Эмпирическая оценка программ государственной поддержки в условиях кризиса
-
Особенности поддержки отечественного автопрома в "Российской Федерации"
Анализируются меры российских властей, направленные на обеспечение устойчивости и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
-
Стратегия мер "американских властей" по предотвращению банкротства концернов
Определяются направления деятельности США, где применяются комплексные экономико-финансовые инструменты для защиты крупнейших автомобильных концернов.
-
Комплекс мер поддержки, реализуемых странами "Европейского Союза"
Проводится обзор программ, способствующих стабилизации и развитию автомобильного рынка в условиях кризиса в странах ЕС.
-
-
Разработка путей оптимизации государственной поддержки автомобильной промышленности
-
Проблемы выживания отрасли при снижении спроса
Проанализированы факторы, препятствующие стабильному развитию сектора, и выявлены основные риски, связанные с падением спроса на автомобили.
-
Перспективы совершенствования системы поддержки
Предложены варианты модернизации механизмов государственной поддержки с учетом специфики отечественного автопроизводства и опыта зарубежных стран.
-
Заключение
Результаты исследования демонстрируют необходимость комплексного подхода к разработке и внедрению мер государственной поддержки автомобильной промышленности. Выявленные закономерности и сравнительный анализ зарубежного опыта позволяют предложить конкретные направления совершенствования системы поддержки, что может способствовать повышению конкурентоспособности отечественного автопрома в условиях мирового финансового кризиса.
Список литературы
Приводится перечень использованных источников, нормативных документов и статистических данных, отражающих современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности.
Приложение
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 943 г. Москва "О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования".
Современные экономические вызовы в автомобильном секторе требуют значительных инвестиций и структурных преобразований. В конце прошлого месяца конгресс США оказал поддержку трем автогигантам – GM, Ford и Chrysler – предоставив им льготный заем в размере $25 млрд, тогда как, по информации западных СМИ, Брюссель остается приверженным рыночным методам и, скорее всего, не окажет субсидирования европейским автопроизводителям.
Параллельно с этим усиливающийся кризис в европейском автопроме отражается в масштабных производственных и кадровых сокращениях. Так, несколько заводов чешской Skoda Auto из-за проблем со сбытом будут приостановлены на неделю, в то время как шведская компания Volvo планирует сократить 1,4 тыс. рабочих мест, а французский Renault – 2 тыс. Этот факт подтверждается и данными американского рынка, где в сентябре продажи новых автомобилей упали почти на треть.
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что европейский рынок «железных коней» переживает глубочайший кризис за последние 60 лет. Европейская ассоциация автопроизводителей, объединяющая 15 ведущих компаний, обратилась к Еврокомиссии с просьбой о финансовой поддержке в размере 40 млрд евро. Компании вынуждены сокращать производство и увольнять сотрудников, что приводит к значительным социально-экономическим последствиям, поскольку тысячи работников теряют свои места.
Экономическая ситуация также негативно отражается на сезонном режиме работы предприятий: к Рождеству автомобильные заводы во Франции, Германии, Италии, Испании, а также на новых производствах в Польше и Чехии, могут быть закрыты на каникулы, продолжающиеся до месяца. В дополнение к этому, продажи легковых автомобилей в Германии в ноябре снизились на 18% – самый резкий спад за текущий год. В течение четырех месяцев подряд объемы реализации в ФРГ сокращаются из-за рецессии и ужесточения условий кредитования, что приводит к снижению спроса.
Суммарно продажи автомобилей в период с января по ноябрь сократились на 1,5% до 2,86 млн единиц, а эксперты прогнозируют дальнейшее снижение реализации в следующем году на 10%, доведя показатель до менее чем 3 млн автомобилей. Отдельно стоит отметить, что в Великобритании британский производитель дорогих автомобилей Aston Martin столкнулся с падением цен на спортивные модели: в октябре реализация упала на 25% по сравнению с предыдущим годом, и компания вынуждена уволить треть сотрудников, прогнозируя итоговый объем продаж ниже уровня 2007 года – около 7 тыс. автомобилей.
Сравнительный анализ демонстрирует, что в октябре объем продаж легковых автомобилей в Европе снизился на 14,5% по отношению к аналогичному периоду 2007 года, что усугубляет и региональные тенденции. Надежды на восстановление за счет роста в Восточной Европе и России оказались неоправданными – польские продажи новых грузовиков упали на 43,2%, а в масштабах региона ожидается снижение на 11%. Даже такая высокодоходная компания, как Porsche – самая прибыльная в мире автокомпания – не смогла избежать негативных последствий кризиса.
Ниже приведена сводная таблица основных показателей автомобильного рынка:
Показатель | Данные/Изменения |
---|---|
Льготный заем США | $25 млрд (GM, Ford, Chrysler) |
Сокращение рабочих мест | Volvo – 1,4 тыс.; Renault – 2 тыс. |
Падение продаж в США | до 33% |
Ноябрьские продажи в Германии | 233,772 тыс. единиц (минимум с 1990 г.) |
Запрос помощи ЕС | 40 млрд евро (Еврокомиссия) |
Список литературы
Автопром за рубежом / 14 января 2009 / «Эксперт Online»
Попытки американских автогигантов защитить свои позиции за счет лоббизма и в ущерб технологическому развитию поставили автопром США на грань полного коллапса// «Эксперт» №10 (
- 472, [1] с.
Международные экономические отношения: [учеб. для вузов по экон. специальностям=International economic relations /В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин, Л. В. Балдин и др.]; под ред. В. Е. Рыбалкина. - 7-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
Инновационные факторы во внешнеэкономической сфере России: материалы междунар. науч.-практ. конф. и выездного заседания УМС УМО по специальности "Мировая экономика" (г. Ставрополь, 15-20 окт. 2007 г.) /[редкол.: Б. М. Смитиенко и др.]. - Ставрополь: АГРУС,
,
С.
С.
Арустамов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность: сущность и основы организации ВЭД в России /Э. А. Арустамов. - М.,
php
Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник /Е. Ф. Прокушев. - 5-е изд., испр. и доп.. - М.: Дашков и Ко,
- 498 с.
С.
http://www.lada-auto.ru/
-544 с.
.с.12-
- 158, [1] с.
с.3-
Емельянов Е.В. США. Наука и внешнеэкономическая экспансия /Е. В. Емельянов; Рос. акад. наук, Ин-т Соедин. Штатов Америки и Канады. - М.: Наука,
С.
- 570 с.
Таможенные пошлины на ввоз иномарок http://www.drom.ru/customs/
Колесов В.П. Международная экономика: учебник: [для вузов по экон. специальностям] /В. П. Колесов, М. В. Кулаков; МГУ им. М.В. Ломоносова (эконом. фак.). - М.: ИНФРА-М,
Москва пытается оградить Дальний Восток от японской автоэкспансии // Эксперт №5 (
Ввоз подержанных иномарок сходит на нет - http://www.btl.su/info/news/5386
- 186, [3] с.
Toyota едет вниз// «Эксперт» №2 (
Тимошенко О. П. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие /О. П. Тимошенко. - Новосибирск,
с.55-
Носова Н.С. Международные экономические отношения: конспект лекций /Н. С. Носова, Н. И. Роньшина. - М.: Эксмо,
Кризис быстро довел российский автомобильный рынок до спада, поставив перед дилерами задачу сохранения бизнеса // «Эксперт Юг» №6-7 (45-
Несмотря на кризис, Lexus выводит на российский рынок модель RX350 // Эксперт №3,
С.
С.
с.
Обзор рынка иномарок // Эксперт №1,
Логика функционирования глобального автопрома опровергает иллюзорные надежды российских чиновников на обновление отечественной автокомпонентной отрасли // «Эксперт Северо-Запад» №7 (
– 267 с.
.
.с.
с.32-
Пошлина раздора// Эксперт №3,
Наступает эпоха партнерств// «Эксперт» №10 (
Прямые инвестиции // Мировая экономика № 01 (
/11 мая
Российские автозаводы получат от правительства 30 млрд рублей// Эксперт №2,
Из-за снижения спроса автопроизводители в 2009 году пойдут на уступки потребителям// Российская газета №2,
Автодилеры откатываются назад// Эксперт №8,
Обзор рынка иномарок // Эксперт №3,
.
Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. для сред. проф. образования /В. А. Баринов. - М., 2008 – 544 с.
Куда свернет мировой автопром // 4 марта 2009 / «Эксперт Online»
Кризис собьет цены на иномарки // Российская газета №4,
Выбирайтесь своей колеей // «Эксперт Волга» №17-18 (
С.
- 591 с.
С.13-
Аналитики считают, что рынок подержанных иномарок в РФ имеет большое будущее http://steer.ru/archives/2008/06/06/
С.
,
,