Каталог Биология: практическое исследование Изучение соматического кроссинговера и его проявлений в 11 классе на уроках биологии

Изучение соматического кроссинговера и его проявлений в 11 классе на уроках биологии

статистический анализ дисперсионный анализ хромосомная теория генотип методика урока
Заказать готовую работу
📄 71 страница страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности исследования с акцентом на изучение явления «кроссинговера» в контексте генетических трансформаций.
  2. Формулировка цели и основных задач, направленных на выявление закономерностей влияния внешних факторов и доз антропогенного воздействия (НИЛИ) на процессы рекомбинации.
  3. Определение объекта и предмета исследования с описанием применяемых методик и экспериментальных подходов.
  4. Краткий обзор использованных источников и эмпирической базы.

Глава 1. Историко-теоретическая ретроспектива явления «кроссинговера»

  1. Этапы развития генетических представлений:
    1. Анализ основных исторических этапов формирования классических схем скрещивания.
    2. Изучение влияния традиционной терминологии на современное понимание процессов рекомбинации.
  2. Методологический анализ теоретических подходов:
    1. Обзор концепций изучения «кроссинговера» в динамике научных школ.
    2. Подходы к интерпретации историко-теоретических данных в свете современных генетических исследований.

Глава 2. Сравнительный анализ мейотического и метотического (соматического) кроссинговера

  1. Сравнение механизмов рекомбинаций:
    1. Различие между мейотическим и метотическим (соматическим) подходами в изучении кроссинговера.
    2. Сопоставление механизмов формирования генетической изменчивости.
  2. Факторы, влияющие на процессы скрещивания:
    1. Анализ внутренних и внешних регуляторов, влияющих на частоту кроссинговера.
    2. Роль доз воздействия антропогенных факторов (НИЛИ) в модификации процессов рекомбинации.

Глава 3. Рекомбинационные механизмы и генетическая изменчивость

  1. Кроссинговеры как источник генетических перестроек:
    1. Изучение мейотического и метотического (соматического) типов рекомбинаций как фундаментальной основы генетической изменчивости.
    2. Обоснование роли кроссинговера в процессе формирования новых генотипов.
  2. Влияние внешней среды на рекомбинационные процессы:
    1. Механизмы воздействия окружающих факторов на генетические трансформации.
    2. Особенности дозового и многофакторного воздействия антропогенных факторов (НИЛИ) на систему наследственности.

Глава 4. Практические модели и экспериментальные методики исследования

  1. Моделирование процессов размножения и развития:
    1. Изучение особенностей модельного объекта с анализом его репродуктивного цикла и динамики развития.
    2. Методика построения экспериментальных схем для оценки процессов «кроссинговера».
  2. Экспериментальные подходы и оценка влияния ИК НИЛИ:
    1. Расчет и анализ частоты соматического кроссинговера под действием различных доз антропогенных факторов.
    2. Разработка практических занятий, основанных на интегрированном подходе к экспериментальной генетике.

Глава 5. Формирование научного мышления у обучающихся

  1. Методики преподавания и анализ образовательных практик:
    1. Построение учебного курса с учетом специфики «кроссинговера» и рекомбинационных процессов.
    2. Интеграция теоретических знаний и практических навыков в образовательный процесс.
  2. Оценка влияния генетических и антропогенных факторов на индивидуальное развитие:
    1. Формирование представлений о зависимости частоты соматического кроссинговера от генотипа особей.
    2. Анализ влияния дозовых режимов и факторов внешней среды на различные стадии индивидуального развития.

Заключение

  1. Систематизация результатов исследования с акцентом на практическое применение полученных данных.
  2. Выявление новых направлений для дальнейших генетических исследований в области кроссинговера.
  3. Оценка эффективности примененных экспериментальных методик и образовательных подходов.

Список литературы

  1. Наименование источника 1
  2. Наименование источника 2
  3. Наименование источника 3

Исследование влияния двух факторов на частоту соматического кроссинговера проводилось с применением двухфакторного неравномерного дисперсионного анализа для качественных признаков. Анализ включал фактор А – дозу энергии НИЛИ с градациями: А0 (контроль), А1 – 2,6 мДж/см², А2 – 4,9 мДж/см², А3 – 9,9 мДж/см², А4 – 19,7 мДж/см², А5 – 49,4 мДж/см² и А6 – 98,7 мДж/см², а также фактор В – генотипы облучённых особей на третьей стадии постэмбрионального развития: В1 – "y+ctf+//y+ct+f" и В2 – "y+ctf+//yctf+". Результаты анализа представлены в таблице №2, где отмечено, что влияние фактора А оказалось статистически незначительным, составляя всего 0,1% (η2А = 0,10±0,03, что подтверждено значением р<0,001, характеризующем статистическую значимость показателя).

Следует отметить, что критерий Фишера FФ рассчитанный как δ2А/δ2Z имел значение 2,91, что превышает пороговое значение Fst = 2.8 при р<0,01. Доверительные границы генерального показателя η2А варьировались от 0,037 до 0,162. В анализе было выявлено, что как дозы НИЛИ, так и их суммарное воздействие в совокупности с генотипом (η2Х = 0,10±0,05) оказались статистически значимыми (р = 0,05). При этом значение критерия Фишера для η2Х составило FФ = 1,7, что совпадает с Fst = 1,7, подтверждая достоверность полученных результатов. Меняется сила воздействия фактора А в зависимости от вариаций фактора В, что наглядно демонстрирует обнаруженные значимые различия между дозами А1 и А4 (2,6 и 19,7 мДж/см², р<0,001), а также А1 и А5 (2,6 и 49,4 мДж/см², р<0,01).

Вышеизложенные результаты дисперсионного анализа позволяют уверенно утверждать о наличии статистически значимой взаимосвязи между дозировкой энергии НИЛИ и генотипом организма в формировании частоты соматического кроссинговера.

План-конспект урока по хромосомной теории наследственности предусматривает знакомство учащихся с ключевыми положениями теории, историческим аспектом её возникновения и значением для науки и сельского хозяйства. Основной целью данного урока является развитие аналитического мышления учащихся, умения выдвигать гипотезы в объяснении наблюдаемых явлений и критически воспринимать информацию.

  1. Организационный этап. Проверка присутствия учащихся и создание положительного психологического климата.
  2. Актуализация знаний и мотивация. Обсуждение вопросов, связанных с историей повторного открытия законов Менделя и цитологическими исследованиями:
    1. Каким образом были переосмыслены исследования Менделя в свете современных данных?
    2. Какие цитологические открытия способствовали развитию современной хромосомной теории?
  3. Основная часть. Объяснение базовых понятий – хромосома, группа сцепления, сцепленное наследование, гомологичные хромосомы, мейоз, кроссинговер – с использованием портрета Т. Моргала и иллюстраций хромосомных наборов живых организмов, представленных на таблицах или слайдах.
  4. Заключительный этап. Систематизация изученного материала, обсуждение гипотез и выводов. Практическое задание по анализу данных и выдвижению собственных предложений по дальнейшим исследованиям в области хромосомной теории наследственности.
Градация Доза НИЛИ (мДж/см²) Генотип η²
А0-А6 Контроль – 98,7 В1, В2 0,10±0,03
Суммарное воздействие А и В - - 0,10±0,05

Данный комплексный анализ демонстрирует значимость изучения как отдельных дозовых градаций энергии НИЛИ, так и их взаимодействия с генетическими особенностями организма, что обогащает современные представления о механизмах наследственности.

Список литературы

Голикова Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления на уроках биологии Учебное пособие. — 2-е изд. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,

Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. В 3-х т. Пер. с англ. -М.:Мир,

-С. 65-

- 159 с.

Вавилов Н.И. Томас Гент Морган. Предисловие (страницы III-VIII) к книге Т.Моргана Избранные работы по генетике. -М.: ОГИЗ-СЕЛЬХОЗГИЗ, 1937, -285 с.

Дубинин Н.П. Генетика. Учебник для вузов. -Кишинёв: «Штиинца».

Кушев В.В. Мехзанизмы генетической рекомбинации. Ленинград, Наука, 1- 97,

-320 с.

-559 с.

Борисов В.М. У горной слепушонки нет У-хромосомы //Природа, 1974,№ 12,-С.

— 356 с.

80 с.

Т.

Яковлев А.Ф., Никитин Н.С., Козикова Л.В. и др. Оценка генотипа животных с помощью цитогенетики //Зоотехния. 2000, № 8, -С. 6-

ЛИТЕРАТУРА

Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. М.,

Лалаянц И.Э. Где находится секс-регион? //Химия и жизнь, 1992, № 2,-С. 53-

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии М.: Просвещение,

-96 с.

Уиллис М.Б. Генетика собак. -М.: Центрполиграф,

Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения биологии

- 604 с. Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических занятий. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,

48 с.

Дубинин Н.П. Общая генетика. М.: Наука.

Заяц Р.Г. Общая и медицинская генетика. Для студентов вузов. /Заяц Р.Г. и др. Ростов-на-Дону: Феникс,

Синнот Э., Денн Л. Курс генетики: теория и задачи. Москва-Ленинград, Гос. изд. биол. мед. лит.6 1-430,

Lindsley D.L., and Zimm G.G. The genome of Drosophila melanogaster. Academic Press, San Diego, New York, Boston, London, 1-1133,

/В.Н. Ярыгин, В.И. Ва¬сильева, И.Н.Волков, В.В.Синельщикова. -М.: Высшая школа,

Натали В. Ф. Основные вопросы генетики. М.,

Хелевин Н.В., Лобанов А.М., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике. -М.: Высшая школа,

Цитология и генетика мейоза/Пац ред. В. В. Хвостовой, Ю. Ф. Богданова. М.,

Де-Робертис Э., Новинский В., Саэс Ф. Биология клетки. М.,

Рокицкий П. Ф. Биологическая статистика. Минск,

Мюнтцинг А, Генетика общая и прикладная. М.,

Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М.,

-591 с.

-378с. Т.З.-Зббс.

Мендель Г. Опыты над растительными гибридами. М.,

Stern С Biol. Zentral., V 51, P. 586,1931

-536 с.

Лобашев М.Е., Ватти К.В., Тихомирова М.М. Генетика с основами селекции. -М.: Просвещение,

Восток К., Самнер Э. Хромосома эукариотической клетки. М„

Хатт Ф.Б. Генетика животных. /Пер. с англ. -М.: Колос,

Гофман-Кадошников П.Б. Задачник по общей и медицинской гене¬тике. -М.: Изд-во Первого московского медицинского института им. И.М. Сеченова.

Серебровский А. С. Генетический анализ. М.,

Лобашев М.Е. Генетика. -Л. Изд-во ЛГУ.

Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагности¬ку и генотерапию наследственных заболеваний. -СПб.: «Спе-циальная литература»,

Астауров Б.Л. Генетика пола /Актуальные вопросы современной ге¬нетики. М.: Изд-воМГУ,

-445 с.

Жученко А.А., Король А.Б. Рекомбинация в эволюции и селекции. Москва, Наука, 1-400,

Ashburner M. Drosophila. A laboratory nahdbook. Cold Spring Harbor, Cold Spring Harbor Laboratory Press, 1-1331,

Богданов Е. Л. Менделизм или теория скрещивания. Книгоиздательство студен¬тов Московского сельскохозяйственного института,

Филипченко Ю. А. Генетика. Госиздат,

Гайсинович Л. Е. Зарождение и развитие генетики. М.,

Суонсон К., Мерц Т., Янг В. Цитогенетика. М.,

-156 с.

Мээия Д. Митоз и физиология клеточного деления. М.,

- 287 с.

Гуляев Г.В. Задачник по генетике.-М: Колос.

Захаров ИЛ. Генетические карты высших организмов. Ленинград,

Петухов В.Л. и др. Ветеринарная генетика. /Петухов В.Л., Жигачев А.И., Назарова Г.А. - 2-е изд. -М.: Колос,

Меркурьева Е.К. и др. Генетика. //Меркурьева Е.К., Абрамова З.В., Бакай А.В. -М.: Агропромиздат, 1991, - 446 с.

Финчем Дж. Генетическая комплементация. М.,

Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. Учеб. для биол. спец. унив. -М.: Высшая школа,

— 68 с.

-752 с.

-308 с. Т.

Заварзин А. А., Харазова А. Д. Общая цитология. Изд. ЛГУ,

-431 с.

Ярыгин В.Н. и др. Биология. В 2 кн. Кн.

Гершензон С. А. Основы современной генетики. Учебник для вузов. -Киев: Наукова думка,

- 384 с.

Боровицкий П.И., Винниченко П.Ф. и др. Методика преподавания биологии 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа,

Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. В 3 т. Пер. с англ. -М.: Мир,

Тимолянова Е.К. Медицинская генетика. Ростов н/Д.: Феникс, 2003 -304 с.

Гершкович И. Генетика. Москва, Наука, 1-702,

Чадов Б.Ф., Бузыканова Г.Н. Механизм хромосомной интерференции. Докл. АН 348, N3,407-409,

Соболев А.Н. Методические рекомендации по решению генетиче¬ских задач. -Орёл: Изд-во ООИУУ,

— 218 с.

O'Brien S. Genetic maps. Cold Spring Har¬bor, Cold Spring Harbor Laboratory Press, V. 2,1-405,

-508 с.

— 383 с.

Вопросы и ответы

Каким образом осуществляется ознакомление учащихся с историко-методологическими аспектами явления кроссинговера?
Ознакомление учащихся реализуется через систематизированное изложение основных этапов исторического развития понятия кроссинговера и описание его проявления в классических схемах скрещивания. Такой подход обеспечивает фундаментальное понимание генетической изменчивости и служит базой для углублённого анализа рекомбинационных процессов.
В чем заключаются сравнительные особенности мейотического и соматического кроссинговера, и какие факторы определяют их функционирование?
Сравнительный анализ выявляет специфические различия между мейотическим и соматическим кроссинговерами, обусловленные различиями в их механизмам рекомбинации. Влияние внешних генетических и экологических факторов позволяет уточнить ход этих процессов, что даёт возможность объективно охарактеризовать особенности каждого типа обмена генетическим материалом.
Что представляют собой мейотический и метотический кроссинговеры в качестве типов рекомбинации генетической изменчивости, и каким образом их механизмы обеспечивают вариабельность?
Мейотический и метотический кроссинговеры являются важными примерами рекомбинационных процессов, способствующих генетической изменчивости организмов. Их механизмы характеризуются четко определёнными этапами обмена генетическим материалом, что обеспечивает разнообразие генетических комбинаций под воздействием определённых внешних факторов.
Какова роль практического занятия, основанного на анализе теоретических разделов, в изучении генетических процессов?
Практическое занятие служит неотъемлемой частью учебного процесса, позволяя интегрировать теоретические знания с практическими навыками. Анализ теоретических разделов способствует глубокому пониманию генетических процессов и формированию объективной картины изучаемых закономерностей, что имеет важное значение для развития научного мышления.
Какие особенности характеризуют модельный объект в контексте его размножения и развития в лабораторных исследованиях?
Модельный объект обладает специфическими характеристиками, отражающими его размножение и развитие, что позволяет создать воспроизводимые экспериментальные условия. Эти особенности обеспечивают возможность детального изучения влияния генетических факторов и внешней среды на биологические процессы, способствуя получению объективных данных.
Какие экспериментальные подходы применяются для исследования влияния фактора ИК Нили на частоту соматического кроссинговера?
Исследование воздействия фактора ИК Нили осуществляется посредством применения разнообразных экспериментальных методик, позволяющих точно измерить изменение частоты соматического кроссинговера. Такие подходы включают количественный анализ генетических перестроек и контроль условий эксперимента, что обеспечивает воспроизводимость и объективность результатов.
Каким образом формируется представление о зависимости частоты соматического кроссинговера от генотипа особей и дозы воздействия факторов внешней среды?
Представление о зависимости частоты соматического кроссинговера формируется путём систематизированного анализа корреляции между генетическим строением особей и степенью воздействия внешних факторов. Такой аналитический подход позволяет выявить ключевые взаимосвязи и закономерности, способствующие прогнозированию генетической изменчивости в различных экспериментальных условиях.
Как осуществляется оценка влияния антропогенного фактора ИК Нили на особенности индивидуального развития в различных стадиях?
Оценка влияния антропогенного фактора проводится через детальный анализ его воздействия на каждую из стадий индивидуального развития. Применение стандартизированных методик позволяет объективно выявить особенности изменений, обусловленных внешними воздействиями, что в свою очередь способствует разработке эффективных мер по снижению негативного влияния данного фактора.
Каковы результаты обобщения изученных вопросов, и какие выводы можно сделать по итогам исследования генетических процессов?
Обобщение результатов исследования позволяет выделить ключевые закономерности в процессах генетической рекомбинации, а также оценить комплексное влияние как внутренних, так и внешних факторов на эти процессы. Итоговый анализ демонстрирует интеграцию теоретических моделей с экспериментальными данными, что способствует формированию всеобъемлющей картины генетической изменчивости.
Какова роль литературы в формировании учебного материала по генетическим исследованиям?
Литература представляет собой фундаментальный источник актуальных данных и методологических основ, необходимых для формирования качественного учебного материала. Использование проверенных источников способствует повышению достоверности представляемых знаний, что является залогом развития научного мышления и исследования генетических процессов.