Кризис Российской Федерации

федерализм государственное управление централизация политические реформы социальное неравенство
Заказать готовую работу
📄 81 страница страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности исследования и выбор методологической базы
  2. Формулировка цели, задач и объекта изучения
  3. Определение предмета исследования и перечень аналитических методов

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки "Российского федерализма"

  1. Параграф 1.1. Анализ "основных принципов российского федерализма в контексте политологической парадигмы"
    1. Концептуальное обоснование федеративной системы и специфика политического аппарата
    2. Систематизация теоретических подходов в рамках отечественной научной мысли
  2. Параграф 1.2. Историко-аналитический обзор развития федеративных отношений
    1. Хронологический разбор эволюции российского федерализма
    2. Специфика формирования федеративных институтов в историческом контексте

Глава 2. Правовые установки и кризисные детерминанты федеративного устройства

  1. Параграф 2.1. Исследование "конституционно-правовых основ федерализма в Российской Федерации"
    1. Нормативно-правовой анализ федеральной модели государственного устройства
    2. Роль конституционных гарантий в обеспечении федеративного взаимодействия
  2. Параграф 2.2. Динамика формирования кризисных факторов в процессе становления Российской Федерации
    1. Идентификация ключевых рисков и проблем формирования федеративных отношений
    2. Оценка влияния внутренних и внешних кризисных элементов на государственное развитие
  3. Параграф 2.3. Современные проблемы федеративного устройства и причины кризиса
    1. Анализ текущего состояния российской модели федерализма
    2. Выявление причин и механизмов возникновения кризисных явлений

Заключение

  1. Синтез результатов исследования
  2. Оценка перспектив дальнейшего развития федеративных отношений

Список источников и литературы

  1. Перечень отечественных и зарубежных научных трудов по теме исследования
  2. Основные нормативно-правовые документы, подтверждающие теоретическую базу работы

Новый политический режим, используя мобилизацию ресурсов власти и проведя ряд реформ в системе государственного управления, сумел достичь определённой целостности в составе РФ, что позволило на конкретном этапе оптимизировать данную систему. Однако подобные меры стали предпосылкой для избыточной централизации власти и, как следствие, поставили под вопрос полноту реализации принципов федерализма в современной России.

Современное состояние российского федерализма можно охарактеризовать как теоретически закреплённую в Конституции Российской Федерации конструкцию, которая не всегда находит отражение в реальном устройстве государственной системы. Как отмечал Н.М. Добрынин, наблюдаемая ситуация носит «фантомный» характер: декларированные федеративные отношения существенно расходятся с фактическим положением дел, что свидетельствует о системном разрыве между правовыми нормами и эмпирической практикой организации государства.

Для выявления основных проблем федеративных отношений в России необходимо подчеркнуть несколько характерных особенностей. Во-первых, РФ обладает уникальным количеством субъектов (83), что создаёт сложности в применении моделей, успешно функционирующих в других федеративных государствах. Во-вторых, формальное равноправие между субъектами вступает в противоречие с существенными географическими и социокультурными различиями. Так, площадь территории некоторых регионов, как между республикой «Саха» и Северной Осетией, отличается в 388 раз, численность населения Москвы и Ненецкого автономного округа варьируется в 443 раза, а уровень урбанизации разнится от 100% в столице до практически нулевого значения в Чукотском автономном округе. Дополнительно, соотношение валового национального продукта на душу населения между Ямало-Ненецким автономным округом и республикой «Ингушетия» составляет 36 раз.

Указанные различия отчасти объясняются естественными факторами, такими как географическое положение и историческое распределение населения, но в значительной мере они являются следствием идеологических установок и политической деятельности властных структур и региональных элит в XX веке. К этому следует добавить, что в Российской Федерации практикуется своеобразный «матрешечный» принцип построения федерации, когда некоторые территориальные автономии остаются подчинёнными другим субъектам, что порождает значительный объём конфликтных ситуаций.

Нарастание кризисного состояния федерализма наблюдается ещё с постсоветского периода, когда система федеративных отношений неоднократно подвергалась критике. Аргументы против существующей модели можно условно разделить на четыре категории:

  1. правовые аспекты, связанные с несоответствием декларированных норм фактическим институтам;
  2. политические проблемы, вытекающие из чрезмерной централизации и концентрированного влияния власти;
  3. экономические неравенства, отражающиеся в разнице уровня развития субъектов;
  4. социальные и культурные различия, усугубляемые исторически сложившимися структурами.

Суммарно, текущее состояние российского федерализма демонстрирует необходимость пересмотра подходов к организации государственного управления, с учётом как традиционных, так и современных вызовов, что подтверждается результатами ряда недавних исследований в области политологии и экономической статистики.

Список источников и литературы: Источники:

Farukshin - Federalism: theoretical and applied aspects. M.,

The last RV Organization of local self-government. M.,

Tishkov V.A. Requiem for ethnos: Studies on socio - cultural anthropology. M.,

on 9 February. No

Столяров, М.В. Федерализм и державность: российский вариант. – М: Славянский диалог,

Avakian S.A. issue of reform of the Constitution of the Russian constitutionalism: challenges and solutions. M,

Abdulatipov RG Seven steps leading to the center // the Russian newspaper of may 20, 2000

С. 8 –

M.,

. Bekbosynov MB Political problems of subjectivity regions in the structure of Federal relations in the Russian Federation // Bulletin of the Moscow state regional University. Series "History and political science.

- 280 с.

. Barcic I.N. Institute of Federal intervention: the need to develop and safeguards // State and law.

Болтенкова Л.Ф. Развитие федерализма в России: вопросы теории, истории и социально - политической практики. М.

Stolyarov M.V. Federalism in Russian dimension. Notes of a political scientist from 1998 to 2009 M,

Болтенкова Л.Ф. Местное самоуправление в системе федеративных отношений. М.,

– 376 с.

Maslov, O. http://www.polit.nnov.ru/2009/05/l 1/disintegrationRu/

Abdulatipov RG Russian nation. Ethnic and civil identity of Russians in the modern world. M.,

Tocqueville, Alexis de. Democracy in America. M: Publishing house "ves Mir",

. Modern political history of Russia (1985-1998,) Chronicle and analysis. So

Hardt M, A. Negri Empire / TRANS. from English., under edition of G.V. Kamenskaya, MS Fetisov. M: praxis,

Slizovsky CU, Pashinskaya P.A. Migration: political dimensions of the Global crisis and political change. Political science: the Yearbook 2009 / Russian Association of political science; [editor-in-chief A.I. Soloviev]. M: Russian political encyclopedia (ROSSPEN),

Russian federalism: the Federal Treaty to our days, Ed. RG abdulatipova. M.,

M,

Heywood Andrew. Political science. M.,

M.,

Tomenko IT Theocracy: phantom or reality? M.,

No.

№ 3

Bekbosynov could BE problems of optimization of Federal attitudes in modern Russia. M.,

Baranov PP, Shpak WORKED Methodology of research of legal and political interaction // Philosophy of law.

Prokopiev AU The Genesis of the modern theories of federalism // http://www.yurclub.ru/docs/pravo/1003/16 .html

Smyslovskiy Century is At a crossroads. The envoys of the President between the past and the future // Our government. Business and individuals.

Pikhoya RG Constitutional and political crisis in Russia in 1993: a chronicle of the events and comments historian // Russian history.

15 июля. Литература:

Kagan Century Space, state reform // http://www.strana-oz.ru/?numid=17&article=824

A.I. Soloviev Technology management: political resonances in the system of power in modern Russia // Polis.

Drums M.V. From the history of formation and development of political parties and multi-party system in Russia. M.,

No.

Топорнин, Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения ( сравнительно- правовое исследование). – М: Юристъ,

Ebzeev BS The Constitution of the Russian Federation: direct action and implications // State and law. №

Abdulatipov RG, Boltenkova L. F. Experiences of federalism. M.,

Russian newspaper.

A.E. Chirikova Regional elite of Russia. M.,

Russian newspaper.

Savelyev A. That the great German, Russian, not from the hands of Russian Federation today. Public-political magazine.

– 284 с .

Senakin I.N. Federalism as a principle of the Russian legislation. Saratov: Publishing house of CGAP,

Chertkov. Opportunities for improvement of the subject composition of the Russian Federation: legal aspects // Journal of Russian law.

С.

Umnov I.A. the Development of Federal relations in Russia: problems and prospects / the Russian Federation and its subjects: problems of harmonization of relations. M,

Борисенков A.A. Парадигма политической целостности как фактор развития политической теории // Власть.

Turov Russia, having got Political regional studies. M.,

Tarasyuk V.M. Trends of territorial development of Russia and the internal geoeconomics // State power and local self-government.

Фарукшин, М.Х. Сравнительный федерализм: Учебник по спецкурсу. – Казань: Изд-во Казанск.ун-та,

Cherkasov, K.V. To the question about the correlation of the notions of "public authority" and "public authority" // the Gaps in the Russian legislation.

Khabriev THE the Delimitation of jurisdictional subjects and powers between the Russian Federation and subjects of the Russian Federation. Perspectives of legal regulation // Law and Economics.

Starodubrovskaya I.V., Slavgorod M.V., Mironov N Municipal reform in

Umnov I. A. Constitutional basis for the modern Russian federalism. M: Business,

Болтенкова Л.Ф. Учение о федерализме и его реализация в развитии государства. Т.

Alpatov, Y.M. Russian federalism and local self-government: Monograph. M.,

. Cherepanov Century of Federal reform in Russia. M.,

R. Sakwa Respublikanskaia Russia: sovereignty, federalism and democracy. The floors of democracy // Constitutional law: Eastern European review.

. The (polit) I.V. Modern Federal state. Saransk,

-№

Slavoj Zizek. The interview. All the modes that extol humanism, resulting treat people like garbage // http://www .politizdat.ru/interview/53/

– 320 с.

№ 6

Abdulatipov RG Ethnonational policy in the Russian Federation. The concept, practice, implementation, prospects. M.,2007

Конституция Российской Федерации. М.,

Taps D. Conceptual foundations of federalism. SPb.,

Avakian S.A. the Constitution of Russia: the nature, evolution, modernity. M.,

. Russia's regions: the transformation of political regimes / General. Ed. C. Gelman, S. Ryzhenkov, M. brie. - M,

No

M,

Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. - М.: Дело,

№11

Stolyarov M.V. Theory and practice of federalism. M.,

Atamanchuk GV Optimization of structures and mechanism of Federal and regional authorities. M.,

Ст.

№52(ч.

Shashkova E.M Treaties on the delimitation of powers between the state bodies of the Russian Federation and its subjects: oblivion or reanimation // Constitutional and municipal law. №

Readings in the history. The eleventh century the Russian state. So

. Zakharchenko, Y.M. Formation and development of federalism in the Northern Caucasus // http://www.balkaria.info/ public/zaharchenko/sirfnsk-l.htm

Alekseev H.H. Soviet federalism // In the book. World Of Russia - Eurasia. Anthology. M.,

on April

Baranov A.V., Vartumyan A.A. Political regional studies. Vol. 1-

М.

Хоперская, Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. / Л.Л. Хоперская. // Общественные науки. -

Anderson J. Federalism: an introduction. M.,

Abdulatipov RG ON the concept of Federal relations // the Browser. №

Stolyarov M.V. Federalism and the Majesty: the Russian version. M, 2001, Stolyarov M.V. Theory and practice of federalism. M.,

Aristotle. Policy. M.,

Federalism. Entsiklopediia. Ed. K.S. Gadzhiev. M.,

Федеральный закон от 6 октября 203 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ.

Aibazov RU the Constitution and management of Federal construction in Russia in conditions of globalization. M.,

Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ РФ.

Baranov A.B., Vartumyan A.A. Political regional studies: lectures. Vol.

Хакимов, Р. Об основах асимметричности Российской Федерации. / Р.Хакимов // Федерализм в России.

The A. Bogaturov Crisis "third Republic" Russian Federation today. Public-political magazine.

– 326 с.

No.

Baburin Century, the bigger the area the better life? // A century.

Farukshin - Ethnicity and federalism: the combination or total incompatibility // Politex.

Andrianov E, Bureaucracy, corruption and government effectiveness. M.,

Bolshakov, A.G. Discourse of federalism in contemporary politics // problems of political science. Kazan,

V. M. Sergeev, Sergeev C.V. Mechanisms of evolution of the political structure of society: the social hierarchy and social networks // Polis.

The problems of the state policy of regional development of Russia: materials of the all-Russian scientific conference of April 4, 2008 M,

Stolyarov M.V. The authorities: the Delimitation of jurisdictional subjects and powers between the Federation and its subjects in the conditions of reforming. M.,

Turov Russia, having got The centre and the regions: problems of political relations. M.,

Ст.

Столяров, М. В. Компетенция власти: Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования: Учебное пособие. – М: Издательство РАГС,

The Smirnyagin JI.B. Difficult future of Russian cities // Pro et contra.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» // Российская газета.

Tishkov V.A. State national policy and state-confessional relations in the Russian Federation. Reference and the final materials of the international seminar "International legal guarantees for the protection of national minorities and problems in their implementation". M.,

Abdulatipov RG Federally. SPb.,

Ermakova, Y.M. http://www.xserver.ru/user/rosfg/

Ст.

Sartori J.. The distortion of the concepts of comparative politics // Polis.

Policy: dictionary: Russian-English. M: "INFRA-M", Palgrave Macmillan,

Abdulatipov RG, Boltenkova L. F., Yarov Û.F. Federalism in the history of Russia. In 3 books. M., 1992 -

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6 - ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ» // Собрание законодательства РФ.

Baykova So On some peculiarities of Russian federalism // Law and life.

Pain E. Sustainable development of Russia can only guarantee its people, seized by the state and turned it into an instrument of realization of public interests // http://www.liberal.ru/articles/cat/1280

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ.

M., 2004-

. Ст.

No.

Abdulatipov RG national question and the state structure of Russia. M.,

Вопросы и ответы

Каковы теоретические и исторические основы российского федерализма?
Теоретические и исторические основы федерального устройства формируются посредством анализа ключевых концепций, определяющих формирование и развитие модели распределения государственной власти. Данный подход обеспечивает системное понимание эволюции институциональных принципов, обусловивших становление федеративных отношений в государстве.
Какие принципы федерального устройства рассматриваются в контексте политологической парадигмы?
Принципы федерального устройства в рамках политологической парадигмы характеризуются распределением полномочий между центральными и региональными органами власти, что способствует обеспечению правовых гарантий и стабильности государственного управления. Такой подход позволяет детально анализировать структуру и функциональные особенности взаимодействия уровней власти.
Какие особенности исторического развития федеральных отношений в государстве можно выделить?
Историческое развитие федеральных отношений определяется преемственностью традиций, адаптацией правовых норм и изменениями институциональных механизмов в условиях динамичных социально-политических трансформаций. Эти особенности подчеркивают уникальность эволюционных процессов, положивших основу современного федерального устройства.
Каковы основы федерализма в государстве и какие причины кризиса в данной системе можно выделить?
Основы федерализма вытекают из правовых и институциональных основ, которые определяют распределение функций между уровнями государственной власти. Причины кризиса связаны с несовершенством распределения полномочий и неэффективностью правовых механизмов, что приводит к системным расхождениям и уменьшению адаптивности модели управления.
Как определяются конституционно-правовые основы федерального устройства в Российской Федерации?
Конституционно-правовые основы федерального устройства характеризуются закреплением принципов разделения властей и юридического статуса субъектов федерации. Эти основания способствуют формированию устойчивой правовой системы, которая регулирует взаимодействие центральных и региональных институтов и обеспечивает стабильность государственных отношений.
Какие тенденции развития кризисных факторов можно наблюдать в процессе становления Российской Федерации?
Тенденции развития кризисных факторов отражают постепенную эволюцию законодательных и институциональных механизмов, что выявляет структурные диспропорции в системе управления. Анализ данных тенденций позволяет констатировать необходимость совершенствования распределения полномочий и адаптации системы к современным вызовам, способствуя устойчивости федерального устройства.