Методика воспитательной работы по поддержанию боевых традиций
Содержание
Введение
- Актуальность выбранной темы и обоснование исследования
- Цель работы и постановка конкретных задач
- Определение объекта исследования («личный состав», «Вооруженные Силы») и выделение предмета исследования
- Методологическая база и используемые методы (системный анализ, сравнительный подход)
Глава 1. Теоретический анализ формирования кадровой идентичности через боевые традиции Вооруженных Сил
-
Истоки и этапы развития традиций в армии государства Российского
- Историко-культурное наследие и его эволюция
- Специфика формирования традиций на разных этапах оборонного строительства
-
Историко-боевые традиции как воспитательный ресурс
- Влияние исторических событий на формирование воинской идентичности
- Роль традиционных ценностей в воспитании личного состава
Глава 2. Экспериментальная верификация эффективности системы воспитательной работы по поддержанию боевых традиций
-
Модернизация подготовки командиров (начальников) и офицеров органов воспитательной работы
- Разработка и внедрение новых программ профессиональной подготовки
- Использование опыта практиков и анализа «боевых традиций» в учебном процессе
-
Анализ динамики эффективности методов воспитания военнослужащих с применением новой методики воспитательной работы
- Методика оценки эффективности воспитательных мероприятий
- Сравнительный анализ результатов эксперимента и традиционных подходов
Заключение
- Обобщение полученных результатов исследования
- Практическое значение выводов и рекомендации по совершенствованию системы воспитательной работы
- Перспективы дальнейших исследований в данной области
Список литературы
Перечень использованных источников и нормативных документов
Приложения
Дополнительные материалы, иллюстрации и аналитические данные исследования
На завершающем социально-педагогическом этапе реализовывался комплекс мероприятий, целью которого являлось укрепление взаимосвязи между системой воспитания и армейской педагогической средой, а также привлечение разных общественных и религиозных организаций для совместного осуществления воспитательной работы. Такой межсекторальный подход позволил создать условия для повышения эффективности работы с военнослужащими и интеграции дополнительных социальных ресурсов.
Сравнительный анализ, проведённый в рамках констатирующего эксперимента, предусматривал оценку результатов воспитательной работы в двух группах – экспериментальной (с использованием современной методики) и контрольной (с применением традиционных методов). Каждая из групп состояла из 22 военнослужащих. Итоговые показатели представлены в таблице 1.
Характер критериев и показателей | Контрольная группа (22 человека) | Экспериментальная группа (22 человека) | ||
---|---|---|---|---|
Начало эксперимента | Завершение эксперимента | Начало эксперимента | Завершение эксперимента | |
1. Результаты в боевой подготовке | 20 | 30 | 50 | 80 |
60 | 55 | 59 | 5 | |
20 | 25 | 15 | 45 | |
Данные по отрицательным результатам отсутствуют | ||||
2. Направленность поведения и уровень дисциплинированности | 40 | 50 | 30 | 65 |
30 | 20 | 40 | 35 | |
30 | 30 | 3 | ||
3. Отношение к основным видам воинской деятельности | 50 | 60 | 40 | 70 |
25 | 30 | 40 | 25 | |
25 | 10 | 20 | 54 | |
4. Отношение к законам, правовым и служебным нормам | 60 | 80 | 40 | 50 |
70 | 60 | 30 | 25 | |
90 | 80 | 30 | 255 | |
5. Отношение к воспитательным влияниям и самовоспитанию | 40 | 60 | 50 | 90 |
85 | 75 | 40 | 10 | |
95 | 85 |
Результаты констатирующего эксперимента стали основой для дальнейшей разработки и корректировки формирующего эксперимента, реализованного в шести воинских частях на протяжении трёх лет. Представленные данные обсуждались на совещаниях офицерского состава, дополнялись индивидуальными консультациями и сопровождались инструктажами, что позволило углублённо осветить цели, задачи и методические подходы воспитательной работы.
Анализ успешного освоения программы различными категориями армейских педагогов подтвердил её эффективность и практическую значимость. Итоговые показатели воспитательной деятельности, полученные в рамках формирующего эксперимента, представлены в таблице 2.
Характер критериев и показателей | Контрольная группа (22 человека) | Экспериментальная группа (22 человека) | ||
---|---|---|---|---|
Начало эксперимента | Завершение эксперимента | Начало эксперимента | Завершение эксперимента | |
1. Результаты в боевой подготовке | 70 | 70 | 80 | 100 |
75 | 85 | 85 | 75 | |
75 | 65 | 55 | 45 | |
Показатели отрицательных результатов отсутствуют |
На основании полученных данных, а также в свете дополнительных исследований в области армейской педагогики (например, сравнительные исследования, опубликованные в "Военном образовании", подтверждают важность внедрения новых воспитательных методик), можно заключить, что комплекс мероприятий, реализованных на базе шести воинских частей, оказал существенное воздействие на повышение качества воспитания военнослужащих.
Список литературы
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,
Давыдов В.П., Сальников В.П., Слепов В.Я. Основы педагогической пси¬хологии высшей школы МВД России. Учебник. - СПб.: Фонд «Университет»,
Хальзов В.И. Педагогические основы воспитания военнослужащих ВВ. М.,
Уледов А.К. «Духовная жизнь общества.» М.: Мысль. -
Акиндинов В. История становления и традиций офицерского корпуса рус¬ской армии//Ориентир.-
- с.47-
Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.,
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Пе¬дагогика,
Егоров В.К. «История есть смена поколений. Преемственность поколений в условиях социалистического строительства: проблемы теории и практики.» М.: Молодая гвардия.-
Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М,
Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб,
Яворский Т. Личность и общество. - М.,
Психологические основы воспитания солдата. СПб.,
- №
Педагогическое мастерство советского офицера. Л1од ред. А.В. Барабанщикова. -М.: ВПА,
-253с.
Утлик Э.П. «Традиции воинского коллектива (социально-психологические аспекты).» М. ВПА-
С.14-
"О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва- 1990 г.
Кузьмин А.Ф. «Боевые традиции и защита социализма» / научный коммунизм.-
с.49-
-255с.
Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., Кутузов М.И. в документах, письмах и воспоминаниях.
Юнацкевич П.И. Геополитика или искусство борьбы за жизнь России /Под ред. В.А. Чигирева. - СПб.,
-455с.
История государства Российского", Изд. "Пламя", 1992 г. 410 с.
Стратегия духа: основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. - М., 2000
Юнацкевич П.И. Стратегия военного мышления. Наставления генералам и маршалам современной войны № Г-50/ Под ред. В.Д; Слепова. - СПб.: Изда¬тельство Института собственности,
Коупленд Н. Психология и солдат / Пер. с англ. 2-е изд., - М.,
-216с.
Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: Пособие: В 5-ти ч. 1 Под ред. А. С. Батышева. - М.,
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Россий¬ской Федерации на 2006 - 2010 годы". - М.,
Дыгало В.А. «Так повелось на флоте (очерки)» М.: издательство ДОСААФ, 1985 - 142с.
Традиции офицеров Русской армии. - М.,
Суглобов Г.А. «Традиции и патриотическое воспитание»/Вопросы философии. -
Каменский Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. в 2 т. - М.,
Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. - М.,
-С.44-
Шацкий. «Утопия и традиция.» М.: Прогресс.-
Юрченко Я.Я. Психология и педагогика в деятельности офицеров. - Л.: ВИКИ,
-70с.
Щиглик А.И. «Закономерности становления и развития общественных организаций в СССР.» М.: Наука .
-67с.
Панкратов В. Н. Культура общения офицера: Методическое пособие. -М..
Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. - М.,
Кривых СВ., Макареня А.А. Педагогическаяантропоэкология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб., ИОВ РАО. -
-№
Зверев Ю.И. «Воспитание советских военных моряков на революционных боевых и трудовых традициях.» -М.: ВПА.-
Хрестоматия по русской военной истории. - М.,
Фурсин Н.И., Очеретяный А.А., Оконская Н.Б., Сагатовский В.Г. «Традиции и современность,» Севастополь: ЧВВМУ имени II.С. Нахимова,-
Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. -М.,
-36с.
История русской армии // Российский военный сборник. - М.,
№
Юрьев М.М. «Боевые традиции Советской армии и флота» М.: Воениздат, 1956-
Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зазюна. - Киев,
-352с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского - М
Феденко Н.Ф. «Опора на традиции»/ Военная психология. Учебное пособие. Под ред. Н.Ф. Феденко.- М.: ВПА-
Вопросы воинского воспитания, Сборник статей, Москва, Воениздат – 1985 г., - 178 с.
Колганов В.М. «Культурные традиции русской армии и флота.» -СПб.: ВМА им. П.Г. Кузнецова.
Суханов И.В. «Обычаи, традиции и преемственность поколений.» М.: Политиздат. -
-230с.
-271с.
«Традиция в истории культуры.» Материалы конференции «Проблемы традиций в истории культуры». Отв. ред. Карпушип В.А. М.:Наука.-157с.
- 102с.
Дажин Д.П. «Традиции доблести и славы» М.: Воениздат, 1971 - 72с.