Каталог Управление дошкольным образованием: анализ практик Повышение компетентности родителей в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Повышение компетентности родителей в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

образование компетентность педагогика партнерство эксперименты
Заказать готовую работу
📄 80 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование выбора темы, актуальность исследования
  2. Цель работы и конкретные задачи
  3. Объект исследования – система формирования «компетентности родителей»
  4. Предмет исследования – художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях взаимодействия с ДОО
  5. Методологическая база и применяемые методики исследования

Глава 1. Понятийно-теоретические основы развития «компетентности родителей» и художественно-эстетического потенциала дошкольников

  1. Анализ понятия «компетентность родителей»
    1. Современные трактовки и терминологическая специфика
    2. Педагогическая дискуссия и внутренние противоречия в трактовках
  2. Особенности художественно-эстетического развития детей в ДОО
    1. Этапы формирования эстетического восприятия у дошкольников
    2. Влияние системы воспитания в ДОО на развитие творческих навыков
  3. Взаимодействие родителей и ДОО в формировании компетентности
    1. Механизмы партнерского сотрудничества
    2. Интеграция педагогических практик для развития художественно-эстетической составляющей

Выводы по главе 1

Глава 2. Экспериментальные исследования формирования «компетентности родителей» в условиях художественно-эстетического воспитания

  1. Констатирующий эксперимент
    1. Диагностика исходного уровня компетентности родителей
    2. Анализ предварительных результатов педагогического наблюдения
  2. Формирование компетентности в сфере художественно-эстетического развития
    1. Разработка модели педагогического воздействия
    2. Практическая реализация программы сотрудничества с ДОО
  3. Контрольный эксперимент
    1. Сравнительный анализ результатов после реализации коррекционных мероприятий
    2. Оценка эффективности разработанных педагогических технологий

Выводы по главе 2

Заключение

  1. Обобщение теоретических и экспериментальных данных
  2. Практические рекомендации по совершенствованию взаимодействия родителей и ДОО
  3. Перспективы дальнейших исследований

Список литературы

Перечень использованных источников и нормативно-методических материалов

Приложения

  1. Приложение 1
  2. Приложение 2
  3. Приложение 3

Основополагающей задачей ДОО является активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, что способствует формированию партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением. В основе данной методологии лежит личностно-ориентированный подход, при котором организация учебного процесса учитывает индивидуальные возможности и способности учащегося, а также направлена на практическое применение теоретических знаний с обязательным учетом педагогической рефлексии.

Важным аспектом партнерства является осознание различий в понятии компетентности для родителей и педагогов. Родительская компетентность в первую очередь воспринимается через способность находить общий язык с ребенком, включая вербальные и поведенческие компоненты, что стимулирует интерес к жизни учреждения и способствует активному участию в различных образовательных мероприятиях. Эффективность данного подхода подтверждается исследованиями, показывающими, что интеграция родителей в образовательный процесс может повысить мотивацию детей и качество их художественно-эстетического развития.

Исследование проводилось в три этапа – констатирующем, формирующем и контрольном. Констатирующий этап выявил низкий уровень художественно-эстетической компетентности родителей, что послужило предпосылкой к последующим мероприятиям по коррекции. Формирующий этап включал целенаправленные мероприятия по развитию родительских навыков посредством просветительских программ и создания родительского клуба, который организовывал совместные занятия с детьми.

В рамках исследования реализованы два направления работы:

  1. Организация просветительских семинаров и создание платформы в виде родительского клуба для развития эстетической компетентности, что позволило вовлечь родителей в процесс обучения и стимулировать их интерес к художественной деятельности детей.
  2. Сотрудничество с педагогами, ответственными за проведение дополнительных занятий и разработку методических материалов, направленных на поддержку и развитие художественного вкуса у детей.

Контрольный этап эксперимента продемонстрировал значительную позитивную динамику: родители стали активнее участвовать в развитии своих детей, о чем свидетельствовали отзывы и сравнительный анализ результатов экспериментов. В совокупности данные изменения позволяют считать реализованную программу успешной, а опыт – ценным вкладом в совершенствование образовательной практики.

Список литературы

01 / Ю.А. Гладкова.– М.,

– 114 с

- №7 - С. 57-

-С. 38-

- С.

– URL: http://www.dissercat.com/content/deyatelnost-doshkolnogo-uchrezhdeniya-popovysheniyu-psikhologo-pedagogicheskoi-kultury-sovr

Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект [Текст] / Э.Ф Зеер. - Изд-во Урал, гос. проф. - пед. ун-та. - Екатеринбург,

- 40 с.

Виноградова, Н.А. Этапы взаимодействия и модели сотрудничества / Н.А. Виноградова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.– М.: МГПИ,

- 354с.

Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии [Текст]: курс лекций по филос. педагогики / И.А. Колесникова. - 2-е изд. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,

– №

Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст]: Учеб. пособие для вузов по пед. спец. / А. Н. Джуринский. - М.: Владос,

-

Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] : моногр. / Н. Ф. Голованова. - СПб.: Спец. лит.,

Юсов, Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Текст] / Б.П.Юсов // Виды искусства и их взаимодействие.- М.,

Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования [Текст]. Учебное пособие. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН»,

- 567 с.

- Вып.

- С. 95-

- 26с.

Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 1–4 / Т.М. Ковалева, – М.: Педагогический университет «Первое сентября»,

Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,

S.—

- С. 118-127

-120 с.

Болотов, В.А. Компетентностная модель: "от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. -

Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова.– Тула,

– С. 25-

Бычков, В.В.Эстетика [Текст]: Учебник / В.В.Бычков. - М.: Гардарики,

Давыдова, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдова. - Томск: Пеленг,

Хоменко И.А.Образовательные запросы современной семьи. //Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2005 года, Санкт-Петербург. /Под общей редакцией И.А.Хоменко — СПб. –

— 41с.

- 200 с.

- 32 с

- С.

- 48 с.

Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов,

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н.Леонтьев. - М.,

Виноградова, Н.А. Педагогическая компетентность как основа воспитательной деятельности родителей / Н.А. Виноградова, М.Ю. Жидкова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.– М.: МГПИ,

Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника [Текст] / A.A. Мелик- Пашаев- М.: Прогресс-традиция,

Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст]/ О. Ск&рлупова, Н.В.Федина // Дошкольное воспитание.

Зорин, С.С. Креативный и культурологический подходы к формированию у детей художественной культуры [Текст] / С.С.Зорин // Начальная школа: плюс-минус. -

Трубайчук, Л.В. Творческое образовательное пространство дошкольного учреждения как средство развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Л.В. Трубайчк, Н.И. Гердт - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ»,

— 556с.

Каракозова Н.Ю., Мязина А. И., Кудрина А.А. Учебно-методическое пособие «Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребёнка». – Тольятти: Кассандра, 2012 г. – 116 с.

- 102с

- 352 с.

- 190 с.

Байденко, В. Компетенция в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода [Текст] // Высшее образование в России. -

Микешина Л.А. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С.

-С. 8-

С.6-

Щербакова, С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук:

Lendall Haskell, L. Art in the Early Childhood years. Columbus ;etc.: Merrill, cop. 1979 - XI - 218p.

Бабенко, В.Я. Кризис духовности в постолерантном обществе: причины, проблемы, перспективы [Текст]: тезисы докладов республиканского симпозиума / В.Я. Бабенко. - Уфа: Изд-во БО ОПРАН,

- Кн.

Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика [Текст]: Сборник статей. - Москва,

Мухина, B.C. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-ПРЕСС,

Кузнецова, О.М. Педагогические деловые игры как принцип реализации принципа профессиональной целесообразности [Текст] / О.М. Кузнецова / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб.науч.тр. - Свердловск,

Сакулина, Н.П. "Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П.Сакулина, Т:С.Комарова. - М.: Просвещение, 2010 - 208с.

- 536 с.

Я – компетентный родитель: программа для поставщиков услуг родителям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения / под ред. Коломийченко Л.В; Департамент образования города Перми; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.– Пермь,

Tatarkiewicz, W. Estetyka sredniowieczna. Wroclaw; Warszawa; Krakow,

Яковлева, Н. О., Проектирование как педагогический феномен [Электронный ресурс] / Н.О. Яковлева // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU.– URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1 192629613&archive=1196815384&start_from=&ucat=&

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс].– URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2013/11/PR_

- 463 с.

- №8 - С. 127-

Скоролупова, О. Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О.Скорлупова, Н.ВФедина //Дошкольное воспитание.

- с.

-147с.

– 56 с.

— 92 с.

– 23 с.– URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-psikhologo-pedagogicheskoikultury-roditelei

Эстетическое сознание и процесс его формирования [Текст] / под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Л.Н. - М., 2010

Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности [Текс] / В.И.Андреев. - Казань: -Изд-во Казан, ун-та,

– С. 43-

Никитина, Е.Ю. К вопросу об использовании партисипативных методов при подготовке будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] / Е.Ю. Никитина // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. ст. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск,

- 271 с.

01 / С.Н. Щербакова.– М.,

Майер, А.А. Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО / А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.–

- №

-288 с.

– С. 36-

pdf

- № И.-С. 3-14

Каган, М.С. Эстетика и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе [Текст] / М.С. Каган. - Л.: Знание,

-С. 99- 106

Жук, O.JI. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета [Текст] / О.Л.Жук // Педагогика. №

- 208 с.

Зимина, А.Н. Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала [Текст] / А. Н. Зимина// Дошкольное воспитание. - М., 2010, №

- С.27 -

Купецкова Е.Ф. «Семьеведение». Методическое пособие. - ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2012 г. – 88 с

Яковлев, Е.Г. Эстетика [Текст] / Е.Г.Яковлева, Е.Г.Лазарев. - М.: Гардарики,

Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. Инновационный курс: учеб.-пособие для вузов / В.И.Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та,

Абакумова, Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся (на материале художественных школ и школ искусств). [Текст]: автореф. дис. .канд. пед. наук /Е.В. Абакумова. — Майкоп,

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. // Психологический очерк. — М.: Просвещение,

Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для "студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, P.A. Атаханов. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия»,

- №

Гладкова, Ю.А. Дифференцированный подход к повышению психолого-педагогической культуры семьи в условиях дошкольного учреждения [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук:

Вопросы и ответы

Какова значимость входных данных в исследовательском анализе?
Входные данные представляют собой исходную информацию, на основе которой строится дальнейший аналитический процесс, направленный на структурирование и понимание исследуемых феноменов. Они обеспечивают систематическую базу для формирования гипотез и планирования эмпирических исследований.
Какие ключевые аспекты включает характеристика понятия компетентности родителей?
Характеристика понятия компетентности родителей охватывает определение его содержания, функциональное значение и структурные компоненты, способствующие эффективному воспитанию и взаимодействию в образовательной среде. Этот подход позволяет оценить профессиональное и личностное развитие родителей в контексте их роли в образовательном процессе.
В чем заключаются особенности художественно-эстетического развития дошкольников?
Особенности художественно-эстетического развития дошкольников выражаются через формирование индивидуальных творческих способностей, развитие эстетического восприятия и чувствительности к искусству. Такой подход способствует созданию основы для дальнейшего культурного развития и интеграции эстетических ценностей в образовательные процессы.
Как осуществляется развитие компетентности родителей в области художественно-эстетического воспитания во взаимодействии с детским образовательным учреждением?
Развитие компетентности родителей в данной области реализуется посредством систематического взаимодействия с образовательными учреждениями, включающего применение современных методик художественно-эстетического воспитания. Этот процесс обеспечивает интеграцию теоретических знаний с практическим опытом, способствуя гармоничному развитию детей и поддержке педагогических инициатив.
Каковы основные характеристики констатирующего и контрольного экспериментов в контексте исследования?
Констатирующий эксперимент характеризуется сбором исходных данных, позволяющих определить начальное состояние исследуемых процессов, в то время как контрольный эксперимент направлен на проверку эффективности внедренных методик. Оба типа экспериментов служат основой для объективного анализа динамики изменений и оценки влияния педагогических интервенций.
Какую роль выполняют приложения в представлении результатов исследования?
Приложения выполняют функцию дополнительных материалов, позволяющих подробно иллюстрировать методологические подходы и эмпирические данные исследования. Они способствуют всестороннему представлению аналитических результатов и обоснованию сделанных выводов посредством демонстрации вспомогательных фактов и иллюстративных примеров.