Повышение компетентности родителей в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Содержание
Введение
- Обоснование выбора темы, актуальность исследования
- Цель работы и конкретные задачи
- Объект исследования – система формирования «компетентности родителей»
- Предмет исследования – художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях взаимодействия с ДОО
- Методологическая база и применяемые методики исследования
Глава 1. Понятийно-теоретические основы развития «компетентности родителей» и художественно-эстетического потенциала дошкольников
-
Анализ понятия «компетентность родителей»
- Современные трактовки и терминологическая специфика
- Педагогическая дискуссия и внутренние противоречия в трактовках
-
Особенности художественно-эстетического развития детей в ДОО
- Этапы формирования эстетического восприятия у дошкольников
- Влияние системы воспитания в ДОО на развитие творческих навыков
-
Взаимодействие родителей и ДОО в формировании компетентности
- Механизмы партнерского сотрудничества
- Интеграция педагогических практик для развития художественно-эстетической составляющей
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальные исследования формирования «компетентности родителей» в условиях художественно-эстетического воспитания
-
Констатирующий эксперимент
- Диагностика исходного уровня компетентности родителей
- Анализ предварительных результатов педагогического наблюдения
-
Формирование компетентности в сфере художественно-эстетического развития
- Разработка модели педагогического воздействия
- Практическая реализация программы сотрудничества с ДОО
-
Контрольный эксперимент
- Сравнительный анализ результатов после реализации коррекционных мероприятий
- Оценка эффективности разработанных педагогических технологий
Выводы по главе 2
Заключение
- Обобщение теоретических и экспериментальных данных
- Практические рекомендации по совершенствованию взаимодействия родителей и ДОО
- Перспективы дальнейших исследований
Список литературы
Перечень использованных источников и нормативно-методических материалов
Приложения
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
Основополагающей задачей ДОО является активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, что способствует формированию партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением. В основе данной методологии лежит личностно-ориентированный подход, при котором организация учебного процесса учитывает индивидуальные возможности и способности учащегося, а также направлена на практическое применение теоретических знаний с обязательным учетом педагогической рефлексии.
Важным аспектом партнерства является осознание различий в понятии компетентности для родителей и педагогов. Родительская компетентность в первую очередь воспринимается через способность находить общий язык с ребенком, включая вербальные и поведенческие компоненты, что стимулирует интерес к жизни учреждения и способствует активному участию в различных образовательных мероприятиях. Эффективность данного подхода подтверждается исследованиями, показывающими, что интеграция родителей в образовательный процесс может повысить мотивацию детей и качество их художественно-эстетического развития.
Исследование проводилось в три этапа – констатирующем, формирующем и контрольном. Констатирующий этап выявил низкий уровень художественно-эстетической компетентности родителей, что послужило предпосылкой к последующим мероприятиям по коррекции. Формирующий этап включал целенаправленные мероприятия по развитию родительских навыков посредством просветительских программ и создания родительского клуба, который организовывал совместные занятия с детьми.
В рамках исследования реализованы два направления работы:
- Организация просветительских семинаров и создание платформы в виде родительского клуба для развития эстетической компетентности, что позволило вовлечь родителей в процесс обучения и стимулировать их интерес к художественной деятельности детей.
- Сотрудничество с педагогами, ответственными за проведение дополнительных занятий и разработку методических материалов, направленных на поддержку и развитие художественного вкуса у детей.
Контрольный этап эксперимента продемонстрировал значительную позитивную динамику: родители стали активнее участвовать в развитии своих детей, о чем свидетельствовали отзывы и сравнительный анализ результатов экспериментов. В совокупности данные изменения позволяют считать реализованную программу успешной, а опыт – ценным вкладом в совершенствование образовательной практики.
Список литературы
01 / Ю.А. Гладкова.– М.,
– 114 с
- №7 - С. 57-
-С. 38-
- С.
– URL: http://www.dissercat.com/content/deyatelnost-doshkolnogo-uchrezhdeniya-popovysheniyu-psikhologo-pedagogicheskoi-kultury-sovr
Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект [Текст] / Э.Ф Зеер. - Изд-во Урал, гос. проф. - пед. ун-та. - Екатеринбург,
- 40 с.
Виноградова, Н.А. Этапы взаимодействия и модели сотрудничества / Н.А. Виноградова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.– М.: МГПИ,
- 354с.
Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии [Текст]: курс лекций по филос. педагогики / И.А. Колесникова. - 2-е изд. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,
– №
Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст]: Учеб. пособие для вузов по пед. спец. / А. Н. Джуринский. - М.: Владос,
-
Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] : моногр. / Н. Ф. Голованова. - СПб.: Спец. лит.,
Юсов, Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Текст] / Б.П.Юсов // Виды искусства и их взаимодействие.- М.,
Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования [Текст]. Учебное пособие. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН»,
- 567 с.
- Вып.
- С. 95-
- 26с.
Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 1–4 / Т.М. Ковалева, – М.: Педагогический университет «Первое сентября»,
Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
S.—
- С. 118-127
-120 с.
Болотов, В.А. Компетентностная модель: "от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. -
Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова.– Тула,
– С. 25-
Бычков, В.В.Эстетика [Текст]: Учебник / В.В.Бычков. - М.: Гардарики,
Давыдова, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдова. - Томск: Пеленг,
Хоменко И.А.Образовательные запросы современной семьи. //Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2005 года, Санкт-Петербург. /Под общей редакцией И.А.Хоменко — СПб. –
— 41с.
- 200 с.
- 32 с
- С.
- 48 с.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов,
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н.Леонтьев. - М.,
Виноградова, Н.А. Педагогическая компетентность как основа воспитательной деятельности родителей / Н.А. Виноградова, М.Ю. Жидкова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.– М.: МГПИ,
Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника [Текст] / A.A. Мелик- Пашаев- М.: Прогресс-традиция,
Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст]/ О. Ск&рлупова, Н.В.Федина // Дошкольное воспитание.
Зорин, С.С. Креативный и культурологический подходы к формированию у детей художественной культуры [Текст] / С.С.Зорин // Начальная школа: плюс-минус. -
Трубайчук, Л.В. Творческое образовательное пространство дошкольного учреждения как средство развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Л.В. Трубайчк, Н.И. Гердт - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ»,
— 556с.
Каракозова Н.Ю., Мязина А. И., Кудрина А.А. Учебно-методическое пособие «Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребёнка». – Тольятти: Кассандра, 2012 г. – 116 с.
- 102с
- 352 с.
- 190 с.
Байденко, В. Компетенция в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода [Текст] // Высшее образование в России. -
Микешина Л.А. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С.
-С. 8-
С.6-
Щербакова, С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук:
Lendall Haskell, L. Art in the Early Childhood years. Columbus ;etc.: Merrill, cop. 1979 - XI - 218p.
Бабенко, В.Я. Кризис духовности в постолерантном обществе: причины, проблемы, перспективы [Текст]: тезисы докладов республиканского симпозиума / В.Я. Бабенко. - Уфа: Изд-во БО ОПРАН,
- Кн.
Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика [Текст]: Сборник статей. - Москва,
Мухина, B.C. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-ПРЕСС,
Кузнецова, О.М. Педагогические деловые игры как принцип реализации принципа профессиональной целесообразности [Текст] / О.М. Кузнецова / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб.науч.тр. - Свердловск,
Сакулина, Н.П. "Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П.Сакулина, Т:С.Комарова. - М.: Просвещение, 2010 - 208с.
- 536 с.
Я – компетентный родитель: программа для поставщиков услуг родителям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения / под ред. Коломийченко Л.В; Департамент образования города Перми; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.– Пермь,
Tatarkiewicz, W. Estetyka sredniowieczna. Wroclaw; Warszawa; Krakow,
Яковлева, Н. О., Проектирование как педагогический феномен [Электронный ресурс] / Н.О. Яковлева // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU.– URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1 192629613&archive=1196815384&start_from=&ucat=&
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс].– URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2013/11/PR_
- 463 с.
- №8 - С. 127-
Скоролупова, О. Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О.Скорлупова, Н.ВФедина //Дошкольное воспитание.
- с.
-147с.
– 56 с.
— 92 с.
– 23 с.– URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-psikhologo-pedagogicheskoikultury-roditelei
Эстетическое сознание и процесс его формирования [Текст] / под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Л.Н. - М., 2010
Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности [Текс] / В.И.Андреев. - Казань: -Изд-во Казан, ун-та,
– С. 43-
Никитина, Е.Ю. К вопросу об использовании партисипативных методов при подготовке будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] / Е.Ю. Никитина // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. ст. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск,
- 271 с.
01 / С.Н. Щербакова.– М.,
Майер, А.А. Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО / А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.–
- №
-288 с.
– С. 36-
- № И.-С. 3-14
Каган, М.С. Эстетика и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе [Текст] / М.С. Каган. - Л.: Знание,
-С. 99- 106
Жук, O.JI. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета [Текст] / О.Л.Жук // Педагогика. №
- 208 с.
Зимина, А.Н. Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала [Текст] / А. Н. Зимина// Дошкольное воспитание. - М., 2010, №
- С.27 -
Купецкова Е.Ф. «Семьеведение». Методическое пособие. - ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2012 г. – 88 с
Яковлев, Е.Г. Эстетика [Текст] / Е.Г.Яковлева, Е.Г.Лазарев. - М.: Гардарики,
Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. Инновационный курс: учеб.-пособие для вузов / В.И.Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та,
Абакумова, Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся (на материале художественных школ и школ искусств). [Текст]: автореф. дис. .канд. пед. наук /Е.В. Абакумова. — Майкоп,
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. // Психологический очерк. — М.: Просвещение,
Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для "студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, P.A. Атаханов. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия»,
- №
Гладкова, Ю.А. Дифференцированный подход к повышению психолого-педагогической культуры семьи в условиях дошкольного учреждения [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук: