Развитие креативных способностей у детей 4-5 летнего возраста средствами социально - культурной деятельности
Содержание
-
Введение
- Обоснование выбора темы и её современная значимость
- Цель исследования, поставленные задачи, определение объекта (дети 4-5 лет) и предмета
- Методологическая база и используемые психолого-педагогические методики
-
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования "креативных способностей" детей 4-5 лет
-
Психологические предпосылки к развитию "креативных способностей"
- Особенности психического развития детей 4-5-летнего возраста
- Роль индивидуальных различий в формировании творческих процессов
-
Сущность и ключевые характеристики "креативных способностей"
- Теоретическое осмысление понятия и основные характеристики
- Диагностика и оценка креативности с использованием специализированных методик
-
Социально-культурные подходы в стимуляции творческой активности
- Формы социально-культурной деятельности, направленные на развитие "креативных способностей"
- Педагогический анализ используемых методов в условиях дошкольного образования
-
Психологические предпосылки к развитию "креативных способностей"
-
Глава 2. Практические аспекты организации социально-культурной деятельности для развития "креативных способностей" детей 4-5 лет
-
Педагогические условия и стратегии организации деятельности
- Инновационные приемы и технологии организации социально-культурного пространства
- Выбор и адаптация программ для развития "креативных способностей" с учетом возрастных особенностей
-
Методические подходы в развитии творческих навыков
- Использование практических занятий и творческих мастерских
- Методика формирования креативного мышления посредством организованных мероприятий
-
Результаты экспериментальных исследований и анализ эффективности
- Методология проведения исследования и сбор эмпирических данных
- Подробный анализ результатов, выявленных тенденций и их интерпретация
-
Педагогические условия и стратегии организации деятельности
- Заключение
- Основные выводы по результатам исследования
- Практические рекомендации для специалистов в области дошкольного образования
- Список литературы
- Приложения
По завершении проведения опроса полученные данные могут быть записаны для дальнейшего анализа. Ниже приведен перечень вопросов, затрагивающих различные аспекты познавательного и творческого развития ребенка:
-
Насколько ярко у ребенка проявляется находчивость в различных жизненных ситуациях? Варианты ответа: "Редко", "Иногда", "Часто", "Не знаю".
-
Демонстрирует ли ребенок способность к рассуждению и самостоятельному формированию выводов (либо под вашим руководством)? Возможные ответы: "Редко", "Иногда", "Часто", "Не знаю".
-
Как долго ребенок способен сохранять внимание на конкретном занятии? Обозначения временных интервалов: "До 5 минут", "До 20 минут", "До часа и более", "Не знаю".
-
Предлагает ли ребенок новые и полезные идеи самостоятельно или совместно с вами? Варианты: "Нет", "Иногда", "Часто", "Не знаю".
-
Самостоятельно ли ребенок находит занятия, обходясь без телевизора и иных электронных развлечений? Возможные ответы: "Нет", "Иногда", "Часто", "Не знаю".
В дальнейшем проведен анализ полученных результатов с использованием методик "Вырежи фигуры" и "Раздели на группы". В таблице 2 зафиксировано значение 6,2 по методике "Вырежи фигуры", что интерпретируется как средний уровень развития творческих способностей. Исследование, опирающееся на подход Л. С. Выготского, подчеркивает, что детская креативность обладает «натуральным» характером, выражаясь в оптимистичном взгляде на мир, ориентированном не на норматив, а на возможное. Отметим, что творческая активность ребенка не сводится лишь к базовым когнитивным компонентам (мышление, интеллект, память, воображение), поскольку ее динамика носит более сложный, не линейный характер. Ограниченность в проявлении креативности может указывать на чрезмерно жесткую систему воспитания, подавляющую формирование самостоятельного «Я» ребенка.
Аналогичная картина наблюдается при анализе по методике "Раздели на группы", где в таблице 3 значение составляет 6,1, что также характеризует средний уровень развития. С учетом того, что познавательное развитие ребенка носит преимущественно креативный характер, разница между детской и взрослой креативностью очевидна: взрослые зачастую стремятся оценить свои творения с точки зрения общественного мнения, тогда как дети ориентированы на подлинное новаторство без излишней обусловленности внешними оценками.
Таким образом, представленные эмпирические данные подтверждают гипотезу о том, что применение специализированных форм и методов социально-культурной деятельности в учреждениях дошкольного образования способствует успешному развитию креативных способностей детей.
Список литературы
-№
№
Куканова И.А. Креативная педагогика: методология, теория, практика. М.,
Юркевич, B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Владос,
Кыштымова И. М. Креативность: содержание, развитие, диагностика. Иркутск: БГУЭП,
– 264 с.
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М.: Педагогическое общество России,
– 462 с.
- С. 162-
С.
Крылова М. А. Типы креативности и особенности социально-психологической адаптации // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб.: Речь,
— С.121-
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез,
№
Туник Е.Е. Диагностика креативности. СПб.: Иматон,
– 208 с. Одаренные дети: пер. с англ. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого.-М.,
№
– 416 с.
Козленке В. Н. К вопросу диагностики креативности учащихся. В сб.: Вопросы психологии познавательной деятельности. М.: Знание,
Корнилов С. А. Вербальный интеллект и вербальная креативность как предикторы успешности обучения. Психология XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб.: Речь,
Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальное различие. М.: Академия,
– 175 с.
– 320 с.
Дошкольник 4—5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т.И.Бабаева, М. В.Крулехт,
– 364 с.
– 368 с.
№
Лютова Е. К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей: Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. М.: Знание,
Лейтес, Н.С. Психология одаренных детей и подростков. М.:
— 448 с.
Кузьмина Н. Е. Социально-психологические аспекты креативности подростков. Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: Речь,
Коломиец Е. Ф. Когнитивные аспекты современного исследования креативности // Ананьевские чтения, 2008: Материалы научно-практической конференции. СПб.
Пиаже Ж. О природе креативности // Вестник МГУ. Серия 14: Психология.
– 240 с.
-416 с.
— с.З.
- 121 с.
Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание,
Гасимова В. А. Креативность, обработка информации и внимание // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб.,
Лейтес, Н.С. Возростная одаренность школьников М.: Академия,
– 208 с.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
А.Михайлова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
– 342 с.
Корнилов С. А. Современная психодиагностическая парадигма в исследованиях креативности. Психология — наука будущего: Материалы международной конференции молодых ученых. М.: Академия,
- С.
Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Тренинг креативности: основания, задачи, содержание: Тезисы научно-практической конференции «Б. Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитиии современной психологии». СПб.,
С. 6-
Банзелюк Е. И. Диагностические показатели креативности и их динамика: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М.,
№
– 464 с.
Савенков, А.И. Одаренные дети в обычной школе / Народное образование.
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире. // Вопросы психологии.
Т.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,
Брюно, Ж. Одаренные дети: психолого-педагогическая практика / Психологический журнал /
– 202 с.
– с. 56-
Панов, В.И. Если одаренность — явление, то одаренные дети это проблема / В.И. Панов / Начальная школа, плюс—минус. —
Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Академия,
Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб.,
— 480 с.
С. 87-
Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М.: Академический проект,
- 448 с.
Степаненкава Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия,
С. 80-
С. 76-
- №
Барышева Т.А. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону: Феникс,
- 376 с.
Кыштымова И. М. Психосемиотическая методика диагностики вербальной креативности // Психологический журнал.
Программа воспитания и обучения в детском саду. По редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Мозаика-Синтез,
Штерн, В. Умственная одаренность. СПб.: Питер,
Савенков, А.И. Детская одаренность и школьное обучение / Школьные технологии.
Кайдановская И. А. Факторы креативности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М.,
– 464 с.
Попов В. В. Креативная педагогика. Техническое творчество: теория, методология, практика. М.: Академия,
– 274 с.
Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Барьеры проявления и пути развития креативности // Педагогическое обозрение.
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,
Богоявленская Д. Б. Измерение креативности — описание индивидуальности: Психология индиви¬дуальности: Материалы Всероссийской конференции. М.,
– с. 34-
-376 с.
- 79 с.
— 72 с.
Чуприкова Н. И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. СПб.: Питер,
- С.97-
390 с.
Т.
- 136 с.
С. 8-
– 170 с.
Иванова Т. В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии.
Савенков, А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей / Педагогика.
Андреева, JI.H. Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей: дис. . канд. пед. наук. Казань,
Лейтес, Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии,
– 188 с.
Шаповалова А.П. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. М.: Учитель,
- 336 с.
Тэкэкс К. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и B.М. Слуцкого. М.,
С. 56-
– 348 с.
- 415 с.
Буре PC. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. —М.: Мозаика-Синтез,
— № 1-
- 190 с.
Кыштымова И. М. Психосемиотика креативности. Иркутск: БГУЭП,
Ларионова, Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дис. д-ра псих, наук: Л.И. Ларионова. Иркутск,
– 254 с.
С. 201-
Крылова М. А. Креативность и адаптация у старших школьников. Психология XXI века: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб.: Речь,
-320 с.
- С.
Сорокумова Е.А. Возрастная психология. СПб.: Питер,
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер,
№