Каталог Социальная психология: исследование с анализом Развитие креативных способностей у детей 4-5 летнего возраста средствами социально - культурной деятельности

Развитие креативных способностей у детей 4-5 летнего возраста средствами социально - культурной деятельности

детская креативность методика исследования дошкольное образование когнитивное развитие социально-культурная деятельность
Заказать готовую работу
📄 85 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

  1. Введение
    1. Обоснование выбора темы и её современная значимость
    2. Цель исследования, поставленные задачи, определение объекта (дети 4-5 лет) и предмета
    3. Методологическая база и используемые психолого-педагогические методики
  2. Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования "креативных способностей" детей 4-5 лет
    1. Психологические предпосылки к развитию "креативных способностей"
      1. Особенности психического развития детей 4-5-летнего возраста
      2. Роль индивидуальных различий в формировании творческих процессов
    2. Сущность и ключевые характеристики "креативных способностей"
      1. Теоретическое осмысление понятия и основные характеристики
      2. Диагностика и оценка креативности с использованием специализированных методик
    3. Социально-культурные подходы в стимуляции творческой активности
      1. Формы социально-культурной деятельности, направленные на развитие "креативных способностей"
      2. Педагогический анализ используемых методов в условиях дошкольного образования
  3. Глава 2. Практические аспекты организации социально-культурной деятельности для развития "креативных способностей" детей 4-5 лет
    1. Педагогические условия и стратегии организации деятельности
      1. Инновационные приемы и технологии организации социально-культурного пространства
      2. Выбор и адаптация программ для развития "креативных способностей" с учетом возрастных особенностей
    2. Методические подходы в развитии творческих навыков
      1. Использование практических занятий и творческих мастерских
      2. Методика формирования креативного мышления посредством организованных мероприятий
    3. Результаты экспериментальных исследований и анализ эффективности
      1. Методология проведения исследования и сбор эмпирических данных
      2. Подробный анализ результатов, выявленных тенденций и их интерпретация
  4. Заключение
    1. Основные выводы по результатам исследования
    2. Практические рекомендации для специалистов в области дошкольного образования
  5. Список литературы
  6. Приложения

По завершении проведения опроса полученные данные могут быть записаны для дальнейшего анализа. Ниже приведен перечень вопросов, затрагивающих различные аспекты познавательного и творческого развития ребенка:

  1. Насколько ярко у ребенка проявляется находчивость в различных жизненных ситуациях? Варианты ответа: "Редко", "Иногда", "Часто", "Не знаю".

  2. Демонстрирует ли ребенок способность к рассуждению и самостоятельному формированию выводов (либо под вашим руководством)? Возможные ответы: "Редко", "Иногда", "Часто", "Не знаю".

  3. Как долго ребенок способен сохранять внимание на конкретном занятии? Обозначения временных интервалов: "До 5 минут", "До 20 минут", "До часа и более", "Не знаю".

  4. Предлагает ли ребенок новые и полезные идеи самостоятельно или совместно с вами? Варианты: "Нет", "Иногда", "Часто", "Не знаю".

  5. Самостоятельно ли ребенок находит занятия, обходясь без телевизора и иных электронных развлечений? Возможные ответы: "Нет", "Иногда", "Часто", "Не знаю".

В дальнейшем проведен анализ полученных результатов с использованием методик "Вырежи фигуры" и "Раздели на группы". В таблице 2 зафиксировано значение 6,2 по методике "Вырежи фигуры", что интерпретируется как средний уровень развития творческих способностей. Исследование, опирающееся на подход Л. С. Выготского, подчеркивает, что детская креативность обладает «натуральным» характером, выражаясь в оптимистичном взгляде на мир, ориентированном не на норматив, а на возможное. Отметим, что творческая активность ребенка не сводится лишь к базовым когнитивным компонентам (мышление, интеллект, память, воображение), поскольку ее динамика носит более сложный, не линейный характер. Ограниченность в проявлении креативности может указывать на чрезмерно жесткую систему воспитания, подавляющую формирование самостоятельного «Я» ребенка.

Аналогичная картина наблюдается при анализе по методике "Раздели на группы", где в таблице 3 значение составляет 6,1, что также характеризует средний уровень развития. С учетом того, что познавательное развитие ребенка носит преимущественно креативный характер, разница между детской и взрослой креативностью очевидна: взрослые зачастую стремятся оценить свои творения с точки зрения общественного мнения, тогда как дети ориентированы на подлинное новаторство без излишней обусловленности внешними оценками.

Таким образом, представленные эмпирические данные подтверждают гипотезу о том, что применение специализированных форм и методов социально-культурной деятельности в учреждениях дошкольного образования способствует успешному развитию креативных способностей детей.

Список литературы

-№

Куканова И.А. Креативная педагогика: методология, теория, практика. М.,

Юркевич, B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Владос,

Кыштымова И. М. Креативность: содержание, развитие, диагностика. Иркутск: БГУЭП,

– 264 с.

Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М.: Педагогическое общество России,

– 462 с.

- С. 162-

С.

Крылова М. А. Типы креативности и особенности социально-психологической адаптации // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб.: Речь,

— С.121-

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез,

Туник Е.Е. Диагностика креативности. СПб.: Иматон,

– 208 с. Одаренные дети: пер. с англ. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого.-М.,

– 416 с.

Козленке В. Н. К вопросу диагностики креативности учащихся. В сб.: Вопросы психологии познавательной деятельности. М.: Знание,

Корнилов С. А. Вербальный интеллект и вербальная креативность как предикторы успешности обучения. Психология XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб.: Речь,

Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальное различие. М.: Академия,

– 175 с.

– 320 с.

Дошкольник 4—5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т.И.Бабаева, М. В.Крулехт,

– 364 с.

– 368 с.

Лютова Е. К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей: Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. М.: Знание,

Лейтес, Н.С. Психология одаренных детей и подростков. М.:

— 448 с.

Кузьмина Н. Е. Социально-психологические аспекты креативности подростков. Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: Речь,

Коломиец Е. Ф. Когнитивные аспекты современного исследования креативности // Ананьевские чтения, 2008: Материалы научно-практической конференции. СПб.

Пиаже Ж. О природе креативности // Вестник МГУ. Серия 14: Психология.

– 240 с.

-416 с.

— с.З.

- 121 с.

Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание,

Гасимова В. А. Креативность, обработка информации и внимание // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб.,

Лейтес, Н.С. Возростная одаренность школьников М.: Академия,

– 208 с.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

А.Михайлова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

– 342 с.

Корнилов С. А. Современная психодиагностическая парадигма в исследованиях креативности. Психология — наука будущего: Материалы международной конференции молодых ученых. М.: Академия,

- С.

Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Тренинг креативности: основания, задачи, содержание: Тезисы научно-практической конференции «Б. Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитиии современной психологии». СПб.,

С. 6-

Банзелюк Е. И. Диагностические показатели креативности и их динамика: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М.,

– 464 с.

Савенков, А.И. Одаренные дети в обычной школе / Народное образование.

Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире. // Вопросы психологии.

Т.

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,

Брюно, Ж. Одаренные дети: психолого-педагогическая практика / Психологический журнал /

– 202 с.

– с. 56-

Панов, В.И. Если одаренность — явление, то одаренные дети это проблема / В.И. Панов / Начальная школа, плюс—минус. —

Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Академия,

Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб.,

— 480 с.

С. 87-

Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М.: Академический проект,

- 448 с.

Степаненкава Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия,

С. 80-

С. 76-

- №

Барышева Т.А. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону: Феникс,

- 376 с.

Кыштымова И. М. Психосемиотическая методика диагностики вербальной креативности // Психологический журнал.

Программа воспитания и обучения в детском саду. По редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Мозаика-Синтез,

Штерн, В. Умственная одаренность. СПб.: Питер,

Савенков, А.И. Детская одаренность и школьное обучение / Школьные технологии.

Кайдановская И. А. Факторы креативности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М.,

– 464 с.

Попов В. В. Креативная педагогика. Техническое творчество: теория, методология, практика. М.: Академия,

– 274 с.

Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Барьеры проявления и пути развития креативности // Педагогическое обозрение.

Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,

Богоявленская Д. Б. Измерение креативности — описание индивидуальности: Психология индиви¬дуальности: Материалы Всероссийской конференции. М.,

– с. 34-

-376 с.

- 79 с.

— 72 с.

Чуприкова Н. И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. СПб.: Питер,

- С.97-

390 с.

Т.

- 136 с.

С. 8-

– 170 с.

Иванова Т. В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии.

Савенков, А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей / Педагогика.

Андреева, JI.H. Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей: дис. . канд. пед. наук. Казань,

Лейтес, Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии,

– 188 с.

Шаповалова А.П. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. М.: Учитель,

- 336 с.

Тэкэкс К. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и B.М. Слуцкого. М.,

С. 56-

– 348 с.

- 415 с.

Буре PC. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. —М.: Мозаика-Синтез,

— № 1-

- 190 с.

Кыштымова И. М. Психосемиотика креативности. Иркутск: БГУЭП,

Ларионова, Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дис. д-ра псих, наук: Л.И. Ларионова. Иркутск,

– 254 с.

С. 201-

Крылова М. А. Креативность и адаптация у старших школьников. Психология XXI века: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб.: Речь,

-320 с.

- С.

Сорокумова Е.А. Возрастная психология. СПб.: Питер,

Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер,

Вопросы и ответы

Какие ключевые этапы структурированы в исследовании развития креативных способностей детей 4-5 летнего возраста?
Исследование структурировано посредством определения особенностей психологического развития, анализа сущности и характеристик креативных способностей, а также рассмотрения форм и методов социально-культурной деятельности, ориентированных на развитие этих способностей. Такой план позволяет систематизировать подходы к проведению педагогических мероприятий и оценке их эффективности.
Как определяется роль социально-культурной деятельности в развитии креативных способностей у детей?
Социально-культурная деятельность определяется как средство развития креативных способностей, поскольку она способствует формированию творческого мышления через организацию специфических педагогических условий и применение методических подходов. Такой подход обеспечивает интеграцию культурных и образовательных факторов, влияющих на развитие творческого потенциала.
В чём заключается основная концепция исследования креативных способностей детей 4-5 летнего возраста?
Основная концепция исследования заключается в комплексном анализе психологических и методических аспектов развития креативных способностей, что включает изучение индивидуальных особенностей детей, применение целенаправленных педагогических мероприятий и оценку эффективности реализуемых методов. Такой подход способствует всестороннему пониманию механизмов формирования творческого потенциала.
Как связаны педагогические условия организации социально-культурной деятельности и развитие креативных способностей у детей?
Педагогические условия организации социально-культурной деятельности представляют собой базис для формирования творческого мышления, так как они создают структурированные возможности для реализации разнообразных методик развития креативных способностей. Реализация данных условий способствует положительной динамике в развитии творческого потенциала детей и показывает влияние педагогических мероприятий на их психологическую адаптацию.
Что включает в себя методика развития креативных способностей детей в рамках данного исследования?
Методика развития креативных способностей охватывает совокупность процедур, направленных на стимулирование творческой активности посредством использования форм и методов социально-культурной деятельности. Она предполагает систематизацию педагогических подходов, организацию специальных условий для творческой реализации и проведение анализа результатов, что обеспечивает целенаправленное развитие творческого потенциала у детей.