Каталог Регионоведение: исследование и анализ Регионы-аутсайдеры Западной Европы

Регионы-аутсайдеры Западной Европы

ЕС финансирование региональная политика конвергенция сотрудничество
Заказать готовую работу
📄 73 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование выбора темы, постановка цели и задач исследования, определение объекта и предмета анализа, описание применяемых методов.

Глава 1. Концептуальные подходы к анализу социально-экономического развития регионов

  1. Параграф 1.1. Определение понятия "социально-экономического развития". Раскрытие сущности и специфик понятия, анализ его компонентов в рамках современной региональной науки.
  2. Параграф 1.2. Оценка критериев социально-экономического развития. Выделение ключевых индикаторов и методических параметров для определения уровня развития регионов.
  3. Параграф 1.3. Методологические подходы к выделению регионов в "Западной Европе". Представление схем оценки и методик в условиях сложной региональной структуры.

Глава 2. Стратегии многоуровневого регионализма в странах ЕС

  1. Параграф 2.1. Дифференциация регионов ЕС по уровню экономического и социального развития. Исследование разнородности регионов, использование аналитических моделей и критериев для классификации.
  2. Параграф 2.2. Новый этап региональной политики ЕС: период "2007–2013 гг.". Анализ эволюции региональных стратегий и особенностей государственной поддержки в указанный период.

Глава 3. Практические аспекты государственной поддержки отстающих регионов

  1. Параграф 3.1. Примеры содействия в "Ирландии". Рассмотрение кейса государственной поддержки, оценка реализованных мер и результатов.
  2. Параграф 3.2. Анализ поддержки отстающих регионов на примере "юга Италии". Изучение реализованных программ, сопоставление результатов и специфика региональных механизмов.

Заключение

  1. Обобщение результатов исследования, выводы по поставленным задачам и оценка эффективности примененных методик.

Список литературы

  1. Перечень использованных источников, нормативных документов и аналитических публикаций.

Формальное включение всей оставшейся территории ЕС в область данной цели, исключая регионы, охваченные программой «конвергенция», свидетельствует о трансформации региональной политики. Сдвиг парадигмы от узкой поддержки проблемных территорий к обеспечению динамичного экономического развития всех регионов Европы позволяет предотвратить углубление социальных и экономических дисбалансов, даже в районах с традиционной хозяйственной структурой. Подобный подход нацелен на создание системного механизма, который предотвращает переход успешных регионов в состояние депрессивных зон в условиях растущей глобальной конкуренции.

Методика распределения ассигнований фондов, таких как ЕФРР и ЕСФ, основывается на комплексном подходе с использованием количественных индикаторов. В расчет принимается:

  1. численность населения (весовой коэффициент 0,5);
  2. количество безработных в регионах NUTS 3-го уровня с уровнем безработицы, превышающим среднее значение по ареалу цели (0,2);
  3. количество рабочих мест, необходимых для достижения 70%-ной занятости (0,15);
  4. число занятых с низким образовательным уровнем (0,1);
  5. низкая плотность населения (0,05).
Дополнительно применяется 5%-ная поправка, основанная на уровне ВВП на душу населения – при значении выше среднего осуществляется вычитание, а в случае ниже среднего – прибавка, при условии, что итоговая сумма по любой стране не опускается ниже 3/4 ассигнований 2006 года. Наибольшее финансирование было направлено на Польшу, Испанию и Италию, что подтверждается представленными данными (см. Рисунок 11).

Цель «европейское территориальное сотрудничество», несмотря на относительно низкий объем финансирования, реализуется во всех странах ЕС. Размер ассигнований в данном направлении определяется преимущественно численностью населения регионов NUTS 3-го уровня, участвующих в программах сотрудничества, что иллюстрируется распределением помощи по районам ЕС в 2010 году (см. Рисунок 12). Современные исследования подтверждают значимость межрегионального сотрудничества для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития.

В целях поддержания стабильности финансовой системы «новых» членов ЕС был установлен «потолок» ежегодных средств в размере 4% от национальных ВВП. Такой объем позволяет принять помощь без существенного инфляционного давления и превышения государственных расходов, что подтверждено эмпирическими данными последних лет.

Для периода 2007–2013 гг. в рамках операционных программ были изменены правила финансирования, что выразилось в установлении предельных уровней участия фондов ЕС:

  1. 85% – для всех трех фондов в странах, где ВВП на душу населения в 2001–2003 гг. оказался ниже 85% от среднего значения по ЕС-25 (включая все «новые» члены, Грецию и Португалию), а также для программ территориального сотрудничества, если хотя бы один участник удовлетворяет данному критерию;
  2. 85% – для Фонда сплочения;
  3. 80% – для ЕФРР и ЕСФ в ареале цели «конвергенция» и регионах, реализующих программы «региональная конкурентоспособность и занятость»;
  4. 50% – для ЕФРР и ЕСФ на территории остальных регионов, что характерно для Испании, где наблюдается постепенное сокращение участия Фонда сплочения.
Эти меры способствовали более справедливому распределению финансовых ресурсов и повышению эффективности использования фондов ЕС.

Список литературы

«Мировая экономика» В.К.Ломакин Юнити-Дана, 2008

– с. 124

–с. 38

Гладкий Ю.Н. Основы региональной политики: учебник // Ю.Н. Гладкий, A.M. Чистобаев, СПб., 2008

«Мировая экономика» под ред. Булатова М. 2009

http://www.cso.ie/en/media/csoie/releasespublications/documents/economy/2009/regincome_

Дубровин ВЛ. Проблемы социально-экономического развития регионов /Дубровин ВЛ., Никулин АЛ. II Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе [12 апреля 2011] http://www.extech.ru/expo/confer/theses/l_

– 447 с.

С. 48-59

Бусыгина И.М. «Структурная политика и роль регионов в Европейском Союзе»//»Политика и экономика в региональном измерении», ред. В. Климанова и Н. Зубаревич, вып.3, М, С-П, 2002

Council Regulation (EC) №1083/2006 of 11 July 2006 laying down general provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund and the Cohesion Fund and repealing Regulation (EC) №1260/1999

С. 110-116

epp.eurostat.eu

Работа Европейского Сообщества на благо региона / Люксембург: бюро официальных изданий ЕС, 2009 [25 апреля 2011] http://europa.eu.int/comm/pulbications/booklets/move/27/working2009_en.pdf

Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. Издательство В.А. Михайлова. – СПб.,

Дубровин ВЛ. Проблемы социально-экономического развития регионов /Дубровин ВЛ., Никулин АЛ. II Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе [12 апреля 2011] http://www.extech.ru/expo/confer/theses/l_

Работа Европейского Сообщества на благо региона / Люксембург: бюро официальных изданий ЕС, 2009 [25 апреля 2011] http://europa.eu.int/comm/pulbications/booklets/move/27/working2009_en.pdf

– 490 с.

html

Шапкин И. Н., Блинов А. О., Кестер Я. М. Управление региональным хозяйством: Учеб. пособие. М.,

C. 15-18

–с86

Растворцева С. Н.. Сущность социально-экономической эффективности развития региона // Регионология. - №. –

Журнал «Мировое и национальное хозяйство» 7–2008 «Мировой экономический кризис и перспективы его воздействия на экономику ведущих стран и регионов мира в 2009 году»

htm

pdf

Работа Европейского Сообщества на благо региона / Люксембург: бюро официальных изданий ЕС, 2009 [25 апреля 2011] http://europa.eu.int/comm/pulbications/booklets/move/27/working2009_en.pdf

– с. 56

Граужинис А. Региональная структура Литвы в контексте Европейского Союза // Развитие регионов -

Идрисов А. Стратегия развития региона [12 апреля 2011] http://subcontract.ru/6/Docum/DocumShow_DocumID_

Салимгареев Н. Г., Сафиуллин Р. Г. Критерии оценки пространственного развития региона //Регионология/ - №3 -

Каунас, 2004

Печаткин В. В. К вопросу оценки экономического потенциала регионов // Воспроизводственный потенциал региона: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 24—26 мая 2007 г. Ч. I. Уфа,

Кузнецов А.В. Еврорегионы: полвека «малой» интеграции // Современная Европа.

Уткин Э.А., Денисов А.Ф. «Государственное и региональное управление» – Москва. 2007 г.

html

htm

Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М,

Commission Increases Flexibility of Structural Funds in Response to Financial Crisis. - Brussels, 24 February 2009 (IP/09/

Зуев В.Н. Феномен наднационального хозяйственного механизма Европейского союза. Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ,

– C. 15-16

Фетисова Г.В. Определение целей и целевых ориентиров стратегического развития региона // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений – Электронный журнал – М.: АТиСО,

Ауштрявичюс П., Дамашене В. Интересы Литвы на фоне развития политик Европейского Союза // Европейский Союз-2004: доклады международной научной конференции. Кн.

С. 261

Государственное регулирование переходной экономики / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешин [и др.]. – Минск: Право и экономика,

Идрисов А. Стратегия развития региона [12 апреля 2011] http://subcontract.ru/6/Docum/DocumShow_DocumID_

.

№ 2

Материалы международной научной конференции. Каунас, 2001

Клемешев А. П. Регион в условиях глобализации // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки.

С. 5, 31

- Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2006/Fetisova.pdf, - Загл. с экрана.

Родионова И.А. Региональная экономика: Учеб. пособие для студентов экономич. спец. / И.А. Родионова. – М.: Изд-во «Экзамен»,

Топорин Б.Н. «Европейские Сообщества: право и институты» – Москва.2003 г.

Нестеров П.М., Нестеров А.П. Региональная экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,

Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник. М.,

Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,

Вопросы и ответы

Какие теоретические основы анализа уровня развития регионов являются определяющими в структурировании исследований данной области?
Теоретические основы анализа уровня развития регионов представляют собой систему понятий и методологических подходов, позволяющих структурировать исследование региональных различий. Они включают установление критериев оценки, применение сравнительных методов и построение моделей, способствующих объективной интерпретации региональных характеристик.
Что представляет собой понятие социально-экономического развития регионов?
Понятие социально-экономического развития регионов определяется как процесс интеграции экономических и социальных изменений, направленных на повышение качества жизни и устойчивый рост территориальных образований. Оно характеризуется трансформациями в производственной структуре, уровне социального обеспечения и инфраструктурном развитии, что обеспечивает комплексный подход к оценке регионального прогресса.
Какие критерии используются для оценки социально-экономического развития регионов?
Критерии оценки социально-экономического развития регионов включают экономические показатели, такие как уровень промышленного производства, инвестиционная активность и доходы населения, а также социальные показатели, отражающие уровень образования, здравоохранения и качества жизни. Эти критерии позволяют проводить объективный анализ и сравнение развития различных территориальных образований.
Какие методологические подходы применяются при выделении регионов в Западной Европе?
Методология выделения регионов в Западной Европе основывается на анализе совокупности экономических и социальных индикаторов, позволяющих идентифицировать и классифицировать территориальные образования. Данный подход включает применение как количественных, так и качественных методов анализа, что обеспечивает объективное распределение регионов по группам с учетом их специфических характеристик.
Что понимается под многоуровневым регионализмом в странах Евросоюза?
Многоуровневый регионализм в странах Евросоюза представляет собой систему распределения власти между национальными, региональными и местными уровнями. Эта модель способствует децентрализации управления, улучшению координации между различными уровнями власти и обеспечивает более эффективное решение территориальных проблем в рамках интеграционного процесса.
Каким образом осуществляется дифференциация регионов Европейского Союза по уровню экономического и социального развития?
Дифференциация регионов Европейского Союза осуществляется посредством анализа совокупности экономических и социальных показателей, что позволяет классифицировать территории по уровню развития. Такой подход предполагает использование рейтинговых систем и группировки регионов, что способствует выявлению диспропорций и разработке мер по их устранению.
Какие особенности характеризуют новый этап региональной политики Европейского Союза в период 2007–2013 гг.?
Новый этап региональной политики Европейского Союза в период 2007–2013 гг. характеризуется акцентом на инновационные механизмы распределения финансовых ресурсов, модернизацию инфраструктуры и стимулирование экономической интеграции. Особое внимание уделяется целевым программам по сокращению региональных диспропорций, что способствует повышению конкурентоспособности и устойчивому развитию территорий.
Как осуществляется поддержка отстающих регионов на примере Ирландии?
Поддержка отстающих регионов на примере Ирландии реализуется посредством комплексных программ, включающих целевое финансирование, развитие инфраструктуры и меры по стимулированию экономической активности. Применяемые механизмы способствуют сокращению дисбалансов и создают условия для сбалансированного территориального развития, что обеспечивает повышение общего уровня благосостояния регионов.
Какие меры поддержки отстающих регионов характерны для южных территорий Италии?
Меры поддержки отстающих регионов на примере южных территорий Италии включают разработку и внедрение программ по развитию экономической инфраструктуры, борьбе с безработицей и улучшению социальной сферы. Принятые меры направлены на нивелирование региональных различий, создание условий для устойчивого экономического роста и повышение качества жизни населения.