Каталог Библиотековедение: анализ и практика Социализирующая деятельность юношеской библиотеки (на примере Муниципальное казенное учреждение культуры

Социализирующая деятельность юношеской библиотеки (на примере Муниципальное казенное учреждение культуры

патриотизм воспоминания образовательные проекты ВОВ молодежь
Заказать готовую работу
📄 91 страница страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Актуальность проблематики исследования
  2. Цель и конкретизация задач исследования
  3. Определение объекта и предмета, выбор методик анализа
  4. Обоснование применимых методов и методической базы

Глава 1. Теоретические основы инновационного подхода к социальной функции юношеской библиотеки

  1. Научный анализ "научных подходов к социализации юношества"
    1. Парадигмы и концептуальные рамки социальной адаптации
    2. Сравнительный анализ подходов и практический опыт исследователей
  2. "Юношеская библиотека": историко-теоретический обзор и современные направления
    1. Историческая ретроспектива развития юношеских библиотек
    2. Современные тенденции и приоритетные направления развития образовательной среды

Глава 2. Практическая реализация гражданско-патриотического воспитания в условиях инновационно-проектной деятельности

  1. Опыт инновационной деятельности юношеских библиотек в развитии гражданско-патриотической позиции (16-18 лет)
    1. Идентификация успешных кейсов и практических методик
    2. Анализ проблемных моментов и оптимизация применяемых стратегий
  2. Особенности реализации программы гражданско-патриотического воспитания на базе "Муниципального казенного учреждения культуры «Отрадненская межпоселенческая центральная библиотека»"
    1. Особенности инновационно-проектной деятельности учреждения
    2. Проверка эффективности культурно-воспитательных мероприятий

Глава 3. Анализ результатов, оценка эффективности и перспективы развития

  1. Аналитический обзор результатов исследования
    1. Методология оценки эффективности инновационных практик
    2. Интерпретация основных показателей социальной трансформации
  2. Прогнозы развития и рекомендации для совершенствования деятельности юношеских библиотек
    1. Разработка перспективных стратегий и модели оптимизации
    2. Практические рекомендации для дальнейших исследований и проектной деятельности

Заключение

  1. Обобщение результатов исследования
  2. Выводы по достижению целей и выполнению поставленных задач
  3. Перспективные направления для дальнейшей работы

Список используемой литературы

Приложения

Целью проекта является сохранение памяти о ветеранах Великой Отечественной войны, развитие уважительного отношения к современным участникам военных событий, а также ознакомление молодежи с лучшими произведениями военной тематики. В условиях дефицита работы по гражданско-патриотическому воспитанию, отсутствия современных методических материалов, печатных сборников и электронных книг, посвященных героям-землякам Великой Отечественной войны, данная инициатива выступает как необходимый инструмент формирования гражданской идентичности молодежи.

Помимо сохранения памяти, проект «Бессмертный полк» нацелен на решение нескольких ключевых задач, а именно:

  1. Формирование комплексного информационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;
  2. Увековечение памяти о ветеранах Великой Отечественной войны;
  3. Документирование воспоминаний участников событий через печатные и электронные носители, представленные в виде сборников и электронных книг;
  4. Проведение цикла гражданско-патриотических мероприятий для молодежи.

Реализация проекта запланирована на период с августа 2018 до сентября 2019 года. В процессе его воплощения предусмотрены следующие этапы:

  1. Разработка программ реализации проекта «Бессмертный полк»: наряду с подготовкой презентационных материалов осуществляется обоснование методической базы.
  2. Проведение творческих мероприятий: включение акций «Герои Кубанской земли», конференций «Нет в России семьи такой, где бы не памятен был свой герой» и иных инициатив, способствующих широкой общественной огласке.
  3. Финальный этап: организация заключительных мероприятий по итогам реализации проекта.

К реализации проекта привлечены различные социальные партнеры, среди которых:

  1. Отдел образования МО Отрадненский район;
  2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №1, №16, №17, №59;
  3. Негосударственное образовательное учреждение Отрадненская автомобильная школа «ДОСААФ РОССИИ»;
  4. Муниципальное казенное учреждение «Комитет по делам молодежи муниципального образования Отрадненский район»;
  5. Юнармия.

В результате реализации проекта «Мы будем помнить» планируется достижение следующих результатов: создание и дальнейшее развитие информационно-методического комплекса для гражданско-патриотического воспитания, систематизация и оптимизация мероприятий учреждений культуры Отрадненского района (вечера-встречи, литературные праздники, уроки мужества), координация работы библиотек по воспитанию патриотизма и сохранению исторических традиций, а также повышение интереса молодежи к истории Отрадненского района и подвигам местных героев. Дополнительно, МКУК «ОМЦБ» ожидает установление новых контактов с социальными партнерами, что позволит расширить спектр реализуемых проектов.

Особое внимание уделяется формированию уникальной электронной книги памяти об участниках и героях Великой Отечественной войны в Отрадненском районе, что позволит значительно повысить интерес современной молодежи к изучению исторического наследия и его непреходящим ценностям. Помимо этого, в библиотеках запланировано проведение разнообразных акций и конференций, направленных не только на вовлечение молодежи, но и на профессиональное развитие библиотекарей через создание тематических сборников материалов.

Список литературы

Центр правовой информации Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://pravo.detmobib.ru. – Загл. с экр.

Захаренко, М. П. В современной библиотеке - современные подходы и тренды [Текст] / М. П. Захаренко // Информационный бюллетень РБА. - Санкт-Петербург,

Чуппуева, Л.В. Читатели «заклубились». Проекты Мурманской областной детско-юношеской библиотеки [Текст] / Лариса Валентиновна Чуппуева // Библиотечное дело. –

. – Москва : Пашков дом,

–№

– C. 153-

Новосибирская областная юношеская библиотеки [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://infomania.ru/new/index.php. – Загл. с экр.

Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. – Электрон. дан. – Москва: ФГУП Стандартинформ, 2007-

Игнатова, Л.Ф. Содействие формированию гражданской позиции молодежи [Электронный ресурс] / Л.Ф. Игнатова. – Электрон. дан. – РГБМ, 2008-

– 215 c.

О библиотечном деле [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ (ред. от

Морковина, А.Ю. Гражданско-патриотическое направление как составляющая часть духовно-нравственной воспитательной работы в детско-юношеской библиотеке [Текст] / А. Ю. Морковина // Изв. Саратов. ун-та. Сер. : Философия. Психология. Педагогика. –

– Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/kurgan_

Инькова, Л.М. Юношеские библиотеки России к началу нового века [Текст] / Л.М. Инькова. // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. – М.,

Современный толковый словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-

Краснодарская краевая юношеская библиотека им. И.Ф. Варравы [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://krkrub.kubannet.ru/navig/33/. – Загл. с экр.

– №

Михнова, И. Б. Формирование библиотечной среды, способствующей самостоятельному освоению молодёжью информационной и медийной грамотности [Текст] / И. Б. Михнова // Информационный бюллетень РБА. – Санкт-Петербург,

– №

Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2017 года N 1155-р // Гарант: справ. правовая система. – Электрон. база дан. – Москва: Гарант-Сервис, 1990-

– 21 с.

Гурьян, З.П. Социализация молодёжи как одно из приоритетных направлений деятельности библиотеки: консультация [Электронный ресурс] / З.П. Гурьян. – Режим доступа: http://oubomsk.ru/index/0-

В России разрабатывается концепция профориентации молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/news/education/25670/. – Загл. с экр.

– C. 43-

Харькова, И.В. Управление проектами в публичной библиотеке [Текст] / И.В. Харькова //Библиотечное дело – 2016 : библиотечно-информационные коммуникации в поликультурном пространстве : материалы двадцать первой международной научной конференции (Москва, 27–28 апреля 2016 года). – М. : МГИК,

– 29 с.

Библиотечная орбита: сб. науч.-метод. материалов. Вып. 23 [Текст] / Дальневост. гос. науч. б-ка, отд. науч.-метод. работы; [сост. и ред. Л. Б. Киселёва ; редкол.: Р. В. Наумова и др.]. – Хабаровск: ДВГНБ,

Чернова, Л.И. Социализация молодежи через досуговую деятельность библиотеки [Текст] / Л. И. Чернова // Новое тысячелетие: библиотека, чтение, юношество: Тема 2002 года: "Электронная Россия: юношеские библиотеки, молодежь, чтение в открытом информационном обществе": Материалы Третьей Всерос. творч. лаб. юношеских б-к, Анапа, Краснодар. край (8-14 сент.

– №

Акимова, С.А. Программа «Живет Победа в поколениях»: к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] / С.А. Акимова. – Электрон. дан. – РГБМ, 2008-

– С. 84-86

Забайкальская краевая детско-юношеская библиотеки им. Г. Р. Граубина [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://db.chita.muzkult.ru/about/. – Загл. с экр.

Валиуллина, Н.Р. Потенциал библиотек в информационно-аналитическом обеспечении государственной молодёжной политики [Текст] / Н.Р. Валиуллина // Культура и образование. –

ГОСТ Р 54870–

Молодежь выбирает библиотеку: инновационная деятельность библиотек в работе с молодежью [Текст]: методические рекомендации / Нижегородская гос. обл. универсальная науч. б-ка им. В. И. Ленина; [сост. О. В. Сухова]. – Н.Новгород : РИО НГОУНБ,

php. – Загл. с экр.

ГОСТ Р ИСО 10006–

– Краснодар : КГИК,

Захаренко, М.П. Юбилейные торжества в контексте профессионального общения [Текст] / М.П. Захаренко // Библиотековедение. –

Самохина, М.М. Как это начиналось [Текст] / М.М. Самохина // Библиотечное дело. –

Ефремова, Н.Э. Модельная библиотека для молодежи [Текст] / Н. Э. Ефремова, Л. А. Медведева // Алтай библиотечный. – Барнаул : РИО АКУНБ,

Матлина, С. Фабрика идей для талантливых людей [Текст] / С. Матлина // Библиотечное дело. –

– С.24-

Алимова, Л. Звездный билет [Текст] / Лариса Алимова // Библиотечное дело. –

Пашин, А. Надёжный инструмент управления. Принципы и нормы инновационной политики [Текст] / А. Пашин // Библиотека. –

– С. 226-

Встреча с афганцами состоялась в Иркутской областной юношеской библиотеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vmo.rgub.ru/news/thenew.php?new_id=

– С. 47-

– С.2-6

– С.2 – 4

– С.262 - 265

– С. 18-

Самарская областная юношеская библиотека [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.soub.ru. – Загл. с экр.

– С. 105-

– Загл. с экр.

Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. база дан. – Москва: КонсультантПлюс, 1992-

- № 69, С. 15-

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/about/doc/mol.pdf. – Загл. с экр.

Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества [Текст] / [пер. Ольги Андреевой]. – Москва : Чистые пруды,

О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями на 13 октября 2017 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

О плане мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 [Электронный ресурс]:Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 сент. 2016 г. N 496 // Гарант: справ. правовая система. – Электрон. база дан. – Москва: Гарант-Сервис, 1990-

– Загл. с экр.

Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: Ч.2 [Текст] / К.И. Абрамов. – М.: Издательство Либерия,

Курганская областная детско-юношеская библиотека им. В.Ф. Потанина [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://kurganlib.ru/. – Загл. с экр.

– 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

– Режим доступа: http://protect.gost.ru/. – Загл. с экрана.

– Загл. с экр.

Бейлина, Е. Библиотека для молодёжи: векторы развития [Электронный ресурс] / Елена Бейлина. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/4206-biblioteka-dlya-molodezhi-vektory-razvitiya.html. – Загл. с экр.

Воронежская областная юношеская библиотека им. В.М. Кубанева [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.oubvrn.ru/. – Загл. с экр.

php. – Загл. с экр.

Михнова, И. Б. Исследования, инновации, консалтинг - три источника и три составных части научно-методической деятельности библиотеки [Текст] / И. Б. Михнова // На переднем крае библиотечных инноваций: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическая деятельность библиотек Российской Федерации: актуальные вопросы теории и практики" (Москва, 23-24 октября 2014 г.) / Российская гос. б-ка. – Москва: Пашков дом,

– Вып.

Библиотека для молодежи: из прошлого в будущее : [интервью с директором Российской государственной библиотеки для молодежи И.Б. Михновой] // Современная библиотека. –

– С. 20-

– С.111-114

Социализация личности в обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti.html. – Загл. с экр.

Самохина, С. П. Социализация молодежи в условиях взаимодействия публичной библиотеки и общественных организаций [Текст] / С. П. Самохина // Семнадцатые Кайгородовские чтения. Культура, наука, образование в информационном пространстве региона. – Вып.

Голубева, Н.Л. Вопросы развития проектной деятельности библиотек в контексте задач формирования правовой культуры подростков [Текст] / Н. Л. Голубева, Д. А. Баширов // Скворцовские чтения. Библиотечное дело – 2016: библиотечно-информационные коммуникации в поликультурном пространстве: материалы Двадцать первой международной научной конференции (Москва, 27-28 апреля 2016 года). – Москва: Московский гос. ин-т культуры,

Руководство по менеджменту качества при проектировании [Текст]: национальный стандарт Рос. Федерации / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. – Москва: Стандартинформ,

Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи: принято Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XVII Ежегодная сессия, 17 мая 2012 года, г. Пермь / Рос. библ. ассоц. – Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека,

– № 65, С. 52-

– №

– С.117-120

// Консультант Плюс: справ. правовая система. – Электрон. база дан. – Москва: Консультант Плюс, 1992-

– №

htm. – Загл. с экр.

Вихрева, Г.М. Стратегия инновационной деятельности библиотеки [Текст] / Г. М. Вихрева // Современные тенденции организации библиотечного пространства : Российская научно-практическая конференция : сборник тезисов докладов, г. Новосибирск, 21-22 октября 2015 г. – Новосибирск,

– №

ru. – Загл. с экр.

– №

– №

Мартынюк, С.В. Возможности библиотечных центров правовой информации в правовой социализации личности [Текст] / С. В. Мартынюк // Румянцевские чтения: материалы Международной научной конференции (10-12 апреля

– 160 с.

Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание [Текст]: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: «Издательство ФАИР»,

Голубева, Н.Л. Инновационно-проектная деятельность публичной библиотеки: социокультурный аспект [Текст] / Н.Л. Голубева, Н.С. Иванова, С.П. Самохина // Библиотековедение и документальная информация. –

– 71 с.

– С. 12-

Петренко, Л. "Подвигу нет забвенья" [Текст] / Л. Петренко // Библиотека. –

– С. 2-

– С. 174-

– Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/editions/issue3/chap_

– С.25-27

Республиканская библиотека для детей и юношества [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.udmrbdu.ru/. – Загл. с экр.

– Вып.

– №

Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/culture/index.php. – Загл. с экр.

Челябинская областная библиотеки для молодежи [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.unbi

Михнова, И.Б. Библиотека для молодёжи – библиотека возможностей [Электронный ресурс] / Ирина Борисовна Михнова. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/biblworld/6331-biblioteka-dlya-molodezhi-biblioteka-vozmozhnostey.html. – Загл. с экр.

– 29 с.

. – Краснодар: Краснодар. краевая юношеская б-ка,

– С. 229-

Российская государственная библиотека для молодежи [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.rgub.ru. – Загл. с экр.

Бельды, О.А. Библиотека и образование как фактор социализации личности [Текст] / О.А. Бельды. – Хабаровск: Дальневосточная государственная научная библиотека,

– С.45-50

Вопросы и ответы

Что представляет собой теоретическое обоснование социализирующей деятельности юношеской библиотеки?
Теоретическое обоснование социализирующей деятельности юношеской библиотеки определяется как систематизированный анализ аспектов, включающих научные подходы к социализации и эволюцию института. Данный анализ способствует выявлению методологических основ, необходимых для реализации социальных функций библиотеки в условиях современных информационных технологий.
Каким образом определяется инновационный опыт в гражданско-патриотическом воспитании пользователей 16–18 лет?
Инновационный опыт в гражданско-патриотическом воспитании определяется посредством интеграции современных проектных методов и практик в деятельность юношеских библиотек. Этот опыт характеризуется активным применением новаторских подходов, направленных на формирование гражданско-патриотических ценностей у молодежи, что обеспечивает устойчивость образовательного процесса.
Как характеризуются направления развития юношеской библиотеки с исторической перспективы?
Направления развития юношеской библиотеки характеризуются через анализ исторических этапов формирования и преобразования института. Такой подход выявляет последовательность изменений и отражает современные тенденции, способствующие адаптации библиотеки к трансформационным потребностям общества и информационной среды.
Как определяется сущность гражданско-патриотического воспитания старших школьников в условиях инновационно-проектной деятельности?
Сущность гражданско-патриотического воспитания старших школьников определяется через применение инновационных образовательных практик, основанных на проектной деятельности. Этот подход предполагает системное внедрение методических принципов, которые способствуют формированию устойчивой гражданской идентичности и патриотических установок у обучающихся.
Каким образом инновационные практики книжных учреждений способствуют гражданско-патриотическому воспитанию молодежи?
Инновационные практики книжных учреждений способствуют гражданско-патриотическому воспитанию молодежи за счет реализации современных образовательных технологий и активного вовлечения пользователей в культурные и патриотические инициативы. Такой подход обеспечивает комплексное воздействие на формирование социального самосознания, что способствует устойчивому развитию гражданской позиции.
Какова роль приложений в структурировании исследования деятельности юношеской библиотеки?
Роль приложений заключается в представлении дополнительного информационного и методологического материала, который дополняет основное исследование. Они выполняют функцию иллюстративного и документального обеспечения, повышая наглядность изложения и способствуя более глубокому восприятию концептуальных положений работы.