Внутриличностные конфликты как фактор эскалации межличностных конфликтов
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности исследования внутриличностных конфликтов как катализаторов межличностных процессов
- Формулировка цели, задач, объекта, предмета и применяемых методов исследования
- Определение понятия «влияния внутриличностных конфликтов на эскалацию межличностных конфликтов» в современных теоретических и практических условиях
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния внутриличностных конфликтов на эскалацию межличностных конфликтов
- Методологическая база:
- Анализ зарубежных и отечественных научных подходов к изучению внутриличностного конфликта как научного феномена
- Особенности формирования внутриличностных конфликтов у подростков
- Классификация и причинно-следственные связи в конфликтном взаимодействии личности в межличностных отношениях
- Роль внутриличностных конфликтов как факторов формирования межличностных конфликтов
- Подведение теоретических выводов и их связь с практическими наблюдениями
Глава 2. Эмпирико-аналитическое исследование влияния внутриличностных конфликтов на эскалацию межличностных конфликтов
- Подготовка и организация исследования:
- Планирование эмпирического исследования
- Разработка методики сбора и обработки данных
- Анализ эмпирических данных:
- Статистические методы анализа результатов
- Интерпретация полученных данных с позиции теоретической модели
- Практические рекомендации:
- Разработка мер по оптимизации личностного развития
- Стратегии коррекции межличностных отношений у подростков
- Формулировка выводов по эмпирической части исследования
Заключение
- Обобщение результатов исследования
- Перспективы дальнейших научных разработок в области изучения «влияния внутриличностных конфликтов на эскалацию межличностных конфликтов»
Список литературы
Приложения
Выполнение данного задания способствует формированию личностной значимости участников в коллективном сознании и улучшению взаимопонимания. После размещения участников в кругу каждый по очереди указывает на определённую часть тела соседа, что стимулирует развитие эмпатии и самооценки. Анализ результатов сопровождается вопросами обратной связи, такими как: «Какие задания представляли наибольшую сложность?», «Что оказывалось полезным в выполнении упражнения?», «Кто помогал преодолевать трудности?», а также обсуждением препятствующих факторов.
По завершении первой части участники располагаются в кругу, касаясь плеч друг друга, затем произносят слова «спасибо» и прощаются, что подчеркивает значимость коллективного взаимодействия. Данное упражнение не только способствует взаимному уважению, но и наглядно демонстрирует важность коммуникативных связей в группе.
Занятие 2. Вместе мы – сила
Целью данного занятия является создание условий для установления благоприятных отношений в группе, раскрытие уникальности личности каждого участника и развитие взаимоуважения. На приветственном этапе участники, размещенные в кругу, по очереди обращаются к соседям с фразой «я рад тебя видеть …», что способствует позитивной атмосфере.
В упражнении «Пианино» акцент делается на сплоченности, командном взаимодействии и концентрации внимания. Участники садятся достаточно близко друг к другу, при этом правая рука ложится на колено соседа слева, а левая – на колено соседа справа. Педагог инициирует передачу импульса в левую сторону, соблюдая строгость последовательности. При допущении ошибки участник временно исключается из процесса, а скорость исполнения постепенно увеличивается, что позволяет выявить уровень командной дисциплины.
Упражнение «Я – это ты. Ты – это я» предусматривает обмен информацией в парах посредством свободного диалога, где дети задают разнообразные вопросы. По окончании общения каждый участник по очереди представляет своего собеседника, после чего проводится аналитический разбор, включающий вопросы о легкости саморассказа, ощущениях при представлении другого и различиях в восприятии собственной презентации.
Задание «Счёт в кругу» направлено на определение навыков коллективного взаимодействия и лидерских качеств. Участники, образуя круг, считают до двадцати, при этом последовательность передачи числа имеет решающее значение. В случае одновременного обозначения одного и того же числа счёт пересматривается, что становится предметом последующего анализа педагогом с целью выявления и устранения затруднений в коммуникации.
Занятие 3. Как управлять собой
Цель этого занятия заключается в развитии самоуважения и уважения к окружающим, а также в эмоциональном раскрытии участников через установление позитивного контакта. В рамках приветственного этапа участникам предлагается сформировать группы—«африканцы», «европейцы» и «японцы»—и продемонстрировать специфические формы приветствия. Представители группы «европейцев» обмениваются рукопожатиями, участники «японцев» кланяются, а «африканцы» приветствуют друг друга посредством контакта носами. Данное упражнение способствует эмоциональному заряду и эффективному старту занятий.
Упражнение | Цель | Описание |
---|---|---|
Первичное задание | Повышение личной значимости | Участники по очереди указывают на часть тела соседа, создавая эмпатическую связь |
Пианино | Сплоченность и командное взаимодействие | Передача импульса посредством касания рук с постепенным увеличением сложности |
Я – это ты. Ты – это я | Обмен информацией и самопрезентация | Диалог в парах с последующим анализом эмоционального восприятия |
Счёт в кругу | Определение лидерских качеств | Коллективный счёт с корректировкой ошибок и обсуждением трудностей |
Приветствие по этническому признаку | Эмоциональное раскрытие | Демонстрация различных форм приветствия, способствующих установлению контакта |
Список литературы
– 297 с.
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. - М.: Педагогика,
Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекоментации / В.И.Долгова. - Челябинск: АТОКСО,
Медведева И.Я. Родители и дети : конфликт или союз? : книга для молодежи, родителей и педагогов / И.Я. Медведева, Т.Н. Шишова. - Рязань : Зёрна-Слово,
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт,
- 734 с.
- 170 с.
Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека / А. Адлер. - 5-е изд. - М: Академический проект,
- 668 с.
- 136 с.
Кузнецов Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии / Г.И. Кузнецов, Э. А. Нехвядович. - СПб : Своё изд-во,
Конфликтология: учебное пособие / Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь : Изд-во СКФУ,
Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. - Калининград: Изд-во КГУ,
Волков Б.С. Конфликтология: учебное пособие (бакалавриат) / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: КноРус,
- 139 с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты М.: БахраХ-М,
- 127 с.
- 112 с.
Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология" : для студентов 2-го курса направления 030300 "Психология", форма обучения - очная (полная) / сост.: Е. А. Суроедова, М. В. Васильченко, Д. Ф. Даутов. - Ростов-на-Дону : ДГТУ,
- 301 с.
Белинская А.Б. Профилактика и разрешение семейных конфликтов на разных этапах развития семьи: программа и учебно-методическое пособие по профессиональной подготовке родителей / А. Б. Белинская ; Федеральное гос. науч. учреждение "Ин-т социальной педагогики" Российской акад. образования. - Москва : ФГНУ ИСП РАО,
- 44 с.
Гегуш Л.А. Психология современного подростка / Л.А. Гегуш. - СПб: Речь,
- 567 с.
Фрейд А. Теория психоанализа и "эго-психология" [Текст] / А. Фрейд, З. Фрейд. - М: Родина,
- 190с.
- 121 с.
- 97 с.
- 318 с.
- 157 с.
Золотарева К. В. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах / Золотарева К. В. - Москва : Лаборатория Книги,
- 521 с.
Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или трудовая конфликтология в бизнесе: учебное пособие для практического применения / Ю.А. Лукаш. – М.: Юстицинформ,
Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - Москва : Аспект Пресс,
- 308 с.
- 189 с.
Факторы риска внутриличностного конфликта в условиях поликультурного социума: (на материалах Республики Северная Осетия - Алания): монография / О.И. Дреев, Д.Ю. Крупнов, С.В. Дреева. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ,
Педагогическая психология : методические материалы для студентов и преподавателей по курсу "Педагогическая психология", направление "Психология" / сост. А. В. Тараканов. - Новосибирск : НГТУ,
Петровский А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпанский. - М.: Издательский центр «Академия»,
Чернышева Н.С. Практикум по возрастной психологии / Н.С. Чернышева . - Владимир : ВлГУ,
- 294 с.
Занковский А.Н. Психология лидерства : от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме / А. Н. Занковский ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. - Москва : Ин-т психологии РАН,
- 79 с.
- 44 с.
Дмитриев А.В. Конфликтология : учебник по направлению "Конфликтология" / А. В. Дмитриев. - 4-е изд., перераб. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М,
Лоренц Т. Самооценка. Повышай свою уверенность! / Томас Лоренц, Штефан Оппитц. - Москва : Э,
Любова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с подростками /Е.К.Любова, Т.Б. Монина. - СПб. ООО Изд - во «Речь»,
- 137 с.
- 242 с.
Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А. В. Федоров // монография – М.,
Юнг К.Г. Конфликты детской души / К.Г. Юнг. - М: Конон+,
- 405 c.
- 168 с.
- 96 с.
- 237 с.
- 355 с.
- №
Зеленков М.Ю. Введение в конфликтологию : учебное пособие по направлению подготовки бакалавров 034000 "Конфликтология" профиль "Организационно-управленческая конфликтология" / М. Ю. Зеленков. - Москва : ИЭАУ,
Эриксон Э. Трагедия личности / Э. Эриксон. - М: Родина,
Хорни К. Невротическая личность нашего времени: новые пути в психоанализе / К. Хорни. – М.: Питер,
Щукина Н.П. Технология урегулирования конфликтов : учебное пособие / Н. П. Щукина, И. А. Логинова, Е. И. Чердымова. - Самара : Универс-групп,
- 223 с.
- 335 с.
– 387 с.
– 328 с.
Галкина Т.В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция : учебное пособие : в 3 ч. / Т. В. Галкина ; Московский гуманитарный ун-т, Каф. общ.психологии и истории психологии. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011- 118 с.
- 279 с.
- 128 с.
— С. 354-
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм . - М: АСТ,
Никулин С.А. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса / С.А. Никулин, М.Е. Сачкова // Психологическая наука и образование. -
Запесоцкая И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ,
Богач А.В. Лидерство и руководство. Развитие управленческих компетенций : управление подчиненными, планирование деятельности, тайм-менеджмент, постановка задач, мотивация персонала, лидерство и харизма, личность руководителя / А.В. Богач, Г.Н. Новикова. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург,
Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика : монография / Е. Б. Фанталова. - Москва : Директ-Медиа,
- 296 с.
- 335 с.
Семеновских Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Семеновских. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета,
- 253 с.
- 175 с.
- 238 с.
Зимина М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. —
Портнова А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : тексто-графические учебные материалы / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ,
- 109 с.
Новиченкова Е.Ю. Кризисы детского возраста : формируем здоровую самооценку / Е. Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс,
- 37 с.
Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности : монография / Л. В. Андреева; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества,
- 67 с.
– C. 60-
— №
Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки "Конфликтология", "Менеджмент", "Управление персоналом" и "Государственное и муниципальное управление" (квалификация (степень) "бакалавр") / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М: Изд.-торговая корпорация "Дашков и К°,
Скиннер Б. По ту сторону свободы и достоинства / Б.Ф. Скиннер. - Можайск: Оперант,
Чернокова Т.Е. История возрастной психологии : учебное пособие / Т. Е. Чернокова. - Архангельск : ИПЦ САФУ,
Алексеева Е.Е. У ребенка конфликты со сверстниками: практические советы родителям и педагогам / Е. Е. Алексеева. - Санкт-Петербург: Литера,