Каталог История искусств: исследование и анализ Женский придворный костюм эпохи Екатерины Великой

Женский придворный костюм эпохи Екатерины Великой

мода Екатерина II роскошь ювелирные изделия знати
Заказать готовую работу
📄 70 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

  1. Введение

    1. Обоснование актуальности исследования эстетических стандартов XVIII века
    2. Формулировка цели и постановка задач исследования
    3. Описание объекта и предмета анализа, применение методов историко-сравнительного и нормативного анализа
  2. Глава 1. Формирование "Эстетического идеала красоты XVIII века": истоки и нормативы

    1. Эволюция эстетических параметров в контексте общественных преобразований
    2. Место влияния эпохи Французской революции (1789 – 1794) и Директории (1789 – 1799) на стандарты красоты
  3. Глава 2. Трансформация женского костюма XVIII века: западноевропейские и русские тренды

    1. Анализ модели "западноевропейского женского костюма" второй половины XVIII века
    2. Исследование особенностей костюма эпохи Французской революции и Директории
    3. Особенности распространения модных трендов и влияние французского диктата в области моды на русский костюм XVIII века
  4. Глава 3. Придворная мода: "женский придворный костюм XVIII века в России"

    1. Роль "государственных указов Екатерины Великой" в регламентации придворной моды
    2. Технический анализ аксессуаров: головных уборов, причесок, украшений, косметики XVIII века
  5. Заключение

    1. Обобщение результатов исследования и их историко-культурное значение
    2. Перспективы дальнейшего изучения эстетических и костюмологических трендов XVIII века
  6. Список литературы

В определённый исторический период нарядные платья носили и вне домашних условий, однако такая практика не получила широкого распространения.

Эпоха Екатерины II ознаменовалась более демократичным распространением модных новинок: иллюстрации из специализированных журналов достигали даже самых отдалённых дворянских усадеб. Примечателен факт, что российский «Магазин Аглицских, Французских и Немецких новых мод, описанных ясно и подробно представленных гравированными на меди и иллюминированными рисунками; с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и время провождения в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр.»» впервые появился в 1791 году, что свидетельствует о стремлении к интеграции европейских веяний.

Начиная с 1778 года, ежегодно издаваемый журнал «Искусство причёски» подчеркивал следование европейским образцам: барыни, как в крупных городах (Санкт-Петербург, Москва), так и в провинциальных губерностях, применяли парики и сложные причёски, украшенные пудрой, перьями, цветами, элементами, напоминающими колосья пшеницы, а также драгоценными украшениями.

Портрет Екатерины II, выполненный А.П. Антроповым и представленный в Волгоградском музее изобразительных искусств, демонстрирует царицу в парадном наряде. На ней изображено «французское» шёлковое платье на панье, сочетающее корсет с глубоким декольте, в то время как тщательно набеленное и нарумяненное лицо и прическа в виде «малой пудреной» подчёркивают высокие эстетические стандарты того времени. Пастельная гамма одежды и мантия, отделанная мехом горностая, завершают образ монарха, дополняя его величественность посредством символов власти – скипетра и державы.

Дворянская знати, особенно в столичных кругах, активно стремилась к демонстрации богатства через обилие украшений. К примеру, князя Куракина называли «бриллиантовым», а аналогичные примеры нескромного ношения драгоценностей известны уже с периода Петра I, где личность А. Меньшикова была особенно примечательной.

В XVIII веке в России возродились ремёсла изготовления стекляруса и бисера, утраченные во времена монгольского ига, и началось массовое производство золотых и серебряных шитья с галунами, что внесло значительный вклад в развитие модного вкуса знати.

Публикация в 1776 году во французском городе Париже «Путешествие двух французов» даёт яркое представление о российской моде, утверждая: «Русские считают – что богато, то непременно должно блестеть, и что лучше одет тот, на ком больше бриллиантов и блесток...», что подчёркивает уникальное стремление к роскоши путем экстравагантного использования драгоценных камней и блёсток.

В период правления Елизаветы Петровны наблюдался особенно яркий расцвет ювелирной роскоши. При подготовке к многочисленным балах и охотам придворные заказывали наряды, богато украшенные самоцветами, что делало работы ювелира Позье синонимом высшего мастерства и стиля.

Таким образом, анализ модных тенденций того времени демонстрирует взаимосвязь между стремлением к богатству и распространением европейских модных инноваций, что способствовало формированию уникального стиля российской знати.

Период Особенности
Петр I Наблюдалось нескромное использование драгоценных украшений
Екатерина II Демократичное распространение модных новинок и их адаптация в удалённых усадьбах
Елизавета Петровна Расцвет ювелирного декора и придворная роскошь
XVIII век Возрождение ремёсел: производство стекляруса, бисера, золотых и серебряных шитья

Список литературы

Роуланд-Уорн Л. Костюм. М.: СЛОВО-SLOVO,

Кассен-Скотт Д. Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,

– 224 с.: ил.

– 496 с.

Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). М.: Издательство «Сварог и К»,

– 174 с.: ил.

Валишевский К. Дочь Петра Великого. М.,

Васильев А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М.: СЛОВО-SLOVO,

С.

– 480 с.

Дудникова Г.П. История костюма. Ростов н/Д: «Феникс»,

– 114 с.

Чайковская О.Г. Императрица. Царствование Екатерина II. М.: Олимп; Смоленск: Русич,

– 464 с.

– 343 с.

Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. Мн.: Современ. литератор,

Такер Э. История моды / Э. Такер, Т. Кингсвелл; Пер. с англ. И. Бельченко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,

Каштанов Ю.Е. Русский костюм: с Древней Руси до наших дней. М.: Белый город,

М.: Астрель: АСТ,

Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. Стили и направления. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,

– 50 с.

– 448 с.

– 352 с.

Теория моды. Одежда, тело, культура. М.: Новое Литературное Обозрение,

– 512 с.

Гордин М.А. Екатерининский век: Панорама столичной жизни. Книга 1-ая (серия: Былой Петербург). – СПб.: Издательство «Пушкинского фонда»,

– 144 с., ил.

Культурные практики в идеологической перспективе: Россия, XVIII – начало XX века, сост. Мазур Н.Н. М.: О.Г.И.,

Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. СПб.: «Паритет»,

– 380 с.

Пирас К. Леди: Путеводитель по моде и стилю / Пирас К., Ротцель Б.; Пер. с англ. С. Величко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,

– 374 с.

– 192 с.: ил.

Киреева Е.В. История костюма. Европ. костюм от античности до ХХ в. М.: «Просвещение»,

Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат,

Тарабукин Н. М. Очерки истории костюма. М.,

Блейз А. История в костюмах: от фараона до денди. М.: ОЛМА-ПРЕСС,

Горбачева Л. Костюм XX века. От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. – М.,

– 464 с.

– 240 с.: ил.

Пыляев М. И. Старый Петербург. М.,

С.

– 381 с.

с.: ил.

Килошенко М.И. Психология моды. М.: Издательство Оникс,

Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII – XX веков: Словарь (История. Терминология. Предметный мир). СПб: «Искусство-СПб»,

– 480 с.

– 176 с., ил.

Политковская Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVI – XVIII веках. М.: Флинта: Наука,

– 480 с.: ил.

– 285 с.

Труайя А. Екатерина Великая. М.: Издательство Эксмо,

– 608 с.

Русская старина: Путеводитель по XVIII веку, авт. сост. Кургатников А.В. М.: РИК «Культура», СПб: Информационно-издательское «Лик»,

– 448 с.: ил.

Современная энциклопедия Аванта+. Мода и Стиль. Гл. редактор Володин В.А. – М.: Аванта+;

С.

– 168 с.: ил.

Терешкович Т.А. Словарь моды. – Мн.: Хэлтон,

Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. 3-е изд., доп. М.: РИПОЛ классик,

– 120 с.: ил.

Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М.: Мол. Гвардия,

– 320 с.: ил.

– 280 с.

– 159 с.

Голъдони К. Мемуары, содержащие историю его жизни и его театра. М.-Л.,

Нерсесов Я.Н., Путешествие в мир: Мода. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд,

Мерцалова М.Н., История костюма. М.: Искусство,

– 288 с.: ил.

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. Ростов н/Д.: Феникс,

Нанн Дж. История костюма, 1200 –

Русский придворный костюм от Петра I до Николая II из собрания Государственного Эрмитажа / М. Пиотровский, В. Матвеев, Г. Вилинбахов, Г. Комелова. СПб: Государственный Эрмитаж,

Валишевский К. Роман одной императрицы. М,

64 с.: ил.

Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды – Прага: Артия,

Вопросы и ответы

Что характеризует эстетический идеал красоты XVIII века и какова общая характеристика этого периода?
Эстетический идеал красоты XVIII века определяется гармонией форм, утончённостью композиции и вниманием к деталям, что свидетельствует об общем характере эпохи, ориентированном на изысканность и эстетическую утонченность. Этот идеал отражается в формировании канонов красоты, регулирующих восприятие и представление внешнего облика в культурном и художественном пространстве того времени.
Какие основные элементы включает анализ женского костюма XVIII века?
Анализ женского костюма XVIII века охватывает разнообразие составляющих, включая специфику западноевропейского костюма второй половины века, особенности наряда эпохи Французской революции и Директории, а также специфические черты женского придворного костюма в России. Кроме того, внимание уделяется регламентации модных норм, деталям образа, таким как головные уборы, прически, украшения и косметика, что позволяет выявить комплексное развитие модных тенденций.
Каковы особенности распространения моды в XVIII веке и каким образом они влияли на формирование региональных традиций?
Распространение моды в XVIII веке характеризуется активным обменом стилистическими элементами между различными регионами, что приводило к синтезу локальных традиций с транснациональными тенденциями. Механизмы распространения способствовали стандартизации визуальных образов, при этом региональные особенности сохранялись и развивались под влиянием как внутренних, так и внешних культурных и политических процессов.
Каким образом осуществлялась регламентация женского придворного костюма в России XVIII века?
Регламентация женского придворного костюма в России осуществлялась посредством установления строгих норм, закреплённых в государственных указах. Такие нормативные акты, в частности указы Екатерины Великой, предписывали конкретные требования к наряду, тем самым подчёркивая статус и соответствие модным канонам, имевшим значение в формировании придворной эстетики.
Что подразумевается под термином «женский костюм XVIII века» в контексте модных исследований?
Термин «женский костюм XVIII века» включает в себя совокупность элементов одежды, аксессуаров и декоративных решений, характерных для данной эпохи. Он охватывает как особенности западноевропейского ориентирования в моде, так и особенности традиционного русского костюма, что позволяет трактовать итого женский наряд как комплексное явление, отражающее социальные, культурные и эстетические преобразования века.
Какие особенности характеризуют женский костюм периода Французской революции и Директории?
Женский костюм эпохи Французской революции и Директории отличается выраженной смелостью и новаторством в художественном оформлении, что проявлялось в изменении кройки, выборе материалов и декоративных элементов. Эти особенности способствовали трансформации традиционных представлений о женском облике и подчеркивали изменяющийся социально-политический контекст эпохи, отражая стремление к свободе и обновлению общественных норм.
Каково значение иллюстративных материалов и приложений в представлении научного исследования моды XVIII века?
Иллюстративные материалы и приложения выполняют вспомогательную функцию в комплексе научного исследования, обеспечивая визуальное подтверждение теоретических построений. Они способствуют более глубокому пониманию изучаемых явлений за счёт наглядного представления деталей костюмов и аксессуаров, что дополнительно обосновывает аналитические выводы и усиливает объективность представленного материала.