Женский придворный костюм эпохи Екатерины Великой
Содержание
-
Введение
- Обоснование актуальности исследования эстетических стандартов XVIII века
- Формулировка цели и постановка задач исследования
- Описание объекта и предмета анализа, применение методов историко-сравнительного и нормативного анализа
-
Глава 1. Формирование "Эстетического идеала красоты XVIII века": истоки и нормативы
- Эволюция эстетических параметров в контексте общественных преобразований
- Место влияния эпохи Французской революции (1789 – 1794) и Директории (1789 – 1799) на стандарты красоты
-
Глава 2. Трансформация женского костюма XVIII века: западноевропейские и русские тренды
- Анализ модели "западноевропейского женского костюма" второй половины XVIII века
- Исследование особенностей костюма эпохи Французской революции и Директории
- Особенности распространения модных трендов и влияние французского диктата в области моды на русский костюм XVIII века
-
Глава 3. Придворная мода: "женский придворный костюм XVIII века в России"
- Роль "государственных указов Екатерины Великой" в регламентации придворной моды
- Технический анализ аксессуаров: головных уборов, причесок, украшений, косметики XVIII века
-
Заключение
- Обобщение результатов исследования и их историко-культурное значение
- Перспективы дальнейшего изучения эстетических и костюмологических трендов XVIII века
-
Список литературы
В определённый исторический период нарядные платья носили и вне домашних условий, однако такая практика не получила широкого распространения.
Эпоха Екатерины II ознаменовалась более демократичным распространением модных новинок: иллюстрации из специализированных журналов достигали даже самых отдалённых дворянских усадеб. Примечателен факт, что российский «Магазин Аглицских, Французских и Немецких новых мод, описанных ясно и подробно представленных гравированными на меди и иллюминированными рисунками; с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и время провождения в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр.»» впервые появился в 1791 году, что свидетельствует о стремлении к интеграции европейских веяний.
Начиная с 1778 года, ежегодно издаваемый журнал «Искусство причёски» подчеркивал следование европейским образцам: барыни, как в крупных городах (Санкт-Петербург, Москва), так и в провинциальных губерностях, применяли парики и сложные причёски, украшенные пудрой, перьями, цветами, элементами, напоминающими колосья пшеницы, а также драгоценными украшениями.
Портрет Екатерины II, выполненный А.П. Антроповым и представленный в Волгоградском музее изобразительных искусств, демонстрирует царицу в парадном наряде. На ней изображено «французское» шёлковое платье на панье, сочетающее корсет с глубоким декольте, в то время как тщательно набеленное и нарумяненное лицо и прическа в виде «малой пудреной» подчёркивают высокие эстетические стандарты того времени. Пастельная гамма одежды и мантия, отделанная мехом горностая, завершают образ монарха, дополняя его величественность посредством символов власти – скипетра и державы.
Дворянская знати, особенно в столичных кругах, активно стремилась к демонстрации богатства через обилие украшений. К примеру, князя Куракина называли «бриллиантовым», а аналогичные примеры нескромного ношения драгоценностей известны уже с периода Петра I, где личность А. Меньшикова была особенно примечательной.
В XVIII веке в России возродились ремёсла изготовления стекляруса и бисера, утраченные во времена монгольского ига, и началось массовое производство золотых и серебряных шитья с галунами, что внесло значительный вклад в развитие модного вкуса знати.
Публикация в 1776 году во французском городе Париже «Путешествие двух французов» даёт яркое представление о российской моде, утверждая: «Русские считают – что богато, то непременно должно блестеть, и что лучше одет тот, на ком больше бриллиантов и блесток...», что подчёркивает уникальное стремление к роскоши путем экстравагантного использования драгоценных камней и блёсток.
В период правления Елизаветы Петровны наблюдался особенно яркий расцвет ювелирной роскоши. При подготовке к многочисленным балах и охотам придворные заказывали наряды, богато украшенные самоцветами, что делало работы ювелира Позье синонимом высшего мастерства и стиля.
Таким образом, анализ модных тенденций того времени демонстрирует взаимосвязь между стремлением к богатству и распространением европейских модных инноваций, что способствовало формированию уникального стиля российской знати.
Период | Особенности |
---|---|
Петр I | Наблюдалось нескромное использование драгоценных украшений |
Екатерина II | Демократичное распространение модных новинок и их адаптация в удалённых усадьбах |
Елизавета Петровна | Расцвет ювелирного декора и придворная роскошь |
XVIII век | Возрождение ремёсел: производство стекляруса, бисера, золотых и серебряных шитья |
Список литературы
Роуланд-Уорн Л. Костюм. М.: СЛОВО-SLOVO,
Кассен-Скотт Д. Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,
– 224 с.: ил.
– 496 с.
Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). М.: Издательство «Сварог и К»,
– 174 с.: ил.
Валишевский К. Дочь Петра Великого. М.,
Васильев А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М.: СЛОВО-SLOVO,
С.
–
– 480 с.
Дудникова Г.П. История костюма. Ростов н/Д: «Феникс»,
– 114 с.
Чайковская О.Г. Императрица. Царствование Екатерина II. М.: Олимп; Смоленск: Русич,
– 464 с.
– 343 с.
Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. Мн.: Современ. литератор,
Такер Э. История моды / Э. Такер, Т. Кингсвелл; Пер. с англ. И. Бельченко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,
Каштанов Ю.Е. Русский костюм: с Древней Руси до наших дней. М.: Белый город,
М.: Астрель: АСТ,
Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. Стили и направления. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
– 50 с.
– 448 с.
– 352 с.
Теория моды. Одежда, тело, культура. М.: Новое Литературное Обозрение,
– 512 с.
Гордин М.А. Екатерининский век: Панорама столичной жизни. Книга 1-ая (серия: Былой Петербург). – СПб.: Издательство «Пушкинского фонда»,
– 144 с., ил.
Культурные практики в идеологической перспективе: Россия, XVIII – начало XX века, сост. Мазур Н.Н. М.: О.Г.И.,
Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. СПб.: «Паритет»,
– 380 с.
Пирас К. Леди: Путеводитель по моде и стилю / Пирас К., Ротцель Б.; Пер. с англ. С. Величко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,
– 374 с.
– 192 с.: ил.
Киреева Е.В. История костюма. Европ. костюм от античности до ХХ в. М.: «Просвещение»,
Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат,
Тарабукин Н. М. Очерки истории костюма. М.,
Блейз А. История в костюмах: от фараона до денди. М.: ОЛМА-ПРЕСС,
Горбачева Л. Костюм XX века. От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. – М.,
– 464 с.
– 240 с.: ил.
Пыляев М. И. Старый Петербург. М.,
С.
– 381 с.
с.: ил.
Килошенко М.И. Психология моды. М.: Издательство Оникс,
Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII – XX веков: Словарь (История. Терминология. Предметный мир). СПб: «Искусство-СПб»,
– 480 с.
– 176 с., ил.
Политковская Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVI – XVIII веках. М.: Флинта: Наука,
– 480 с.: ил.
– 285 с.
Труайя А. Екатерина Великая. М.: Издательство Эксмо,
– 608 с.
Русская старина: Путеводитель по XVIII веку, авт. сост. Кургатников А.В. М.: РИК «Культура», СПб: Информационно-издательское «Лик»,
– 448 с.: ил.
Современная энциклопедия Аванта+. Мода и Стиль. Гл. редактор Володин В.А. – М.: Аванта+;
С.
– 168 с.: ил.
Терешкович Т.А. Словарь моды. – Мн.: Хэлтон,
Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. 3-е изд., доп. М.: РИПОЛ классик,
– 120 с.: ил.
Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М.: Мол. Гвардия,
– 320 с.: ил.
– 280 с.
– 159 с.
Голъдони К. Мемуары, содержащие историю его жизни и его театра. М.-Л.,
Нерсесов Я.Н., Путешествие в мир: Мода. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд,
Мерцалова М.Н., История костюма. М.: Искусство,
– 288 с.: ил.
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. Ростов н/Д.: Феникс,
Нанн Дж. История костюма, 1200 –
Русский придворный костюм от Петра I до Николая II из собрания Государственного Эрмитажа / М. Пиотровский, В. Матвеев, Г. Вилинбахов, Г. Комелова. СПб: Государственный Эрмитаж,
Валишевский К. Роман одной императрицы. М,
64 с.: ил.
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды – Прага: Артия,