Каталог Культурология: Анализ культурных феноменов Анализ принципа цитирования у Д.Шостаковича в педагогическом процессе

Анализ принципа цитирования у Д.Шостаковича в педагогическом процессе

symphony Shostakovich innovation concerto Soviet
Заказать готовую работу
📄 43 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Глава 1. Биографико-творческий анализ Д. Шостаковича
    1. 1.1 Формирование личности композитора (Биографический фактор в процессе становления Д. Шостаковича-композитора)
    2. 1.2 Обзор камерно-вокального творчества
    3. 1.3 Интеллектуальный сдвиг в художественном мышлении (Новые принципы художественного мышления Д. Шостаковича)
  2. Глава 2. Стилистическая специфика и интерпретация
    1. 2.1 Сопоставление стиля эпохи и индивидуального стиля (Стиль эпохи и стиль Д. Шостаковича-композитора)
    2. 2.2 Полифонический синтез в музыкальном языке (Музыкальный язык и полифония мышления композитора)
    3. 2.3 Современное переосмысление симфонического наследия (Симфоническое наследие Д. Шостаковича и его переосмысление современниками)

Заключение

Список литературы

Эволюция творчества Дмитрия Шостаковича характеризуется постоянными экспериментами с традиционными формами, что наглядно демонстрирует его 15-я симфония – последнее крупное произведение, представленное в Москве под руководством его сына Максима 8 января 1972 года. Премьера этого произведения, в нем присутствуют додекафонические элементы и явные ссылки на мотивы из "Увертюры Уильяма Телля" Россини и "Судьи" Уайгнера Уокера, иллюстрирует его стремление к инновациям, несмотря на осуждение ряда приёмов самим композитором как анти-мюзикла.

До этого периода Шостакович экспериментировал с 12-тоновой техникой, впервые явно применив её в своем 12-м струнном квартете (1968), а также посредством монограмм D.S.C.H. (где символы обозначают D, Es, C, B в немецкой нотации). В этом контексте его ранее отвергнутые произведения, такие как 4-я и 13-я симфонии, а также опера "Нос" и "Леди Макбет" района Мценск (переименованная в "Катерину Измайлову"), получили новое признание и были возвращены на сцену, что свидетельствует о сложной динамике отношения советской общественности к его творчеству.

Не менее значимым аспектом его наследия является серия концертов, которых всего насчитывается шесть. Несмотря на их относительно небольшое количество по сравнению с симфоническим и камерным творчеством, данная категория произведений отличается подвижностью и эмоциональной насыщенностью, что особенно прослеживается в его первом концерте для фортепиано, написанном в 1933 году – уже после завершения печально известной "Леди Макбет". В этом произведении, начинающемся с своеобразной "неправильной ноты", резко прослеживается классический стиль мелодии, при этом соло-фортепиано умело сочетается с obbligato-соло трубы.

Особое место в творчестве композитора занимает и его первый скрипичный концерт, созданный в 1948 году для Дэвида Ойстраха. Здесь, первые два движения – мрачный ноктюрн и саркастическое скерцо, сочиненные в 1947 году – переходят в финальные части, разработанные в период одного из наиболее унизительных этапов его карьеры. Эмоциональное напряжение этих работ находит отражение в опыте преследования со стороны советского режима, где борьба одного голоса против коллективного оркестра символизировала его личное противостояние гнетущим идеологическим давлением.

С точки зрения социокультурного анализа, реакция публики и официальных кругов на новаторские элементы в работах Шостаковича остаётся предметом внимания исследователей, что подтверждается упомянутой процедурой, основанной на 12 разногласиях, которую композитор сам критиковал. Доказательством тому служит и неординарное перераспределение его произведений, изначально осужденных как неприемлемые для советской действительности, что вскоре привело к их опубликованию и повторному включению в репертуары концертных залов.

Список литературы

- С. 72-

– 264 с.– С.

Вяльшина Е. Прелюдия и фуга Ре мажор / Е. Вяльшина // Дмитрий Шостакович. 24 прелюдии и фуги ор. 87: вопросы методики, анализа, исполнительской трактовки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tagmuscol.ru/Metodika/TMK-obchhie/tmk-sbornik-

– 167-168 с.

- 368 с. - С.

– С.

- С. 95-

- С. 166-

Книга четвертая. – М.: Музыка,

Данилевич Л. Книга о советской музыке (Издание второе) / Л. Данилевич. - М.: Советский композитор,

- С.82-

Михеева Л. В. Жизнь Дмитрия Шостаковича / Л.В. Михеева. - М.: Терра,

– М.,

Арановский М. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Вип.

Орлов Г. Шостакович / Г. Орлов. – М.–Л. : Музыка,

- №

html (дата обращения - 28 января 2016 года)

– С.

- Л.: Музыка,

Суханцева В.К. Симфонии Д.Д. Шостаковича в контексте истории советской и мировой музыкальной культуры в истории сонатно-симфонических жанров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/8-

- 340 с. – С.

- 669 с.

Шостакович Д. Национальные традиции и закономерности их развития. VII Международный музыкальный конгресс. Музыкальные культуры народов: традиции и современность / Д.Д. Шостакович. - М.: Советский композитор,

Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка,

Арановский М. Музыкальные «антиутопии» Д. Шостаковича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/music/personalia/shostakovich/?id=2495 (дата обращения – 27 января 2016 года)

Асафьев Б. Симфонические этюды / Б. Асафьев. – Л.: Музыка,

- 301 с. – С.

Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни / Н. Римский-Корсаков. – М. : Музгиз,

pdf (дата обращения - 28 января 2016 года)

- 444 с. – С.

– С.

- С.55 -

Акопян Л. Западные авторы о Шостаковиче Текст: Обзор и комментарий / JI. Акопян // Шостаковичу посвящается к 90-летию композитора: сб. статей / сост. Е. Долинская - М. : Композитор,

Бобровский В. Музыкальное мышление Шостаковича и организационные основы его инструментального тематизма / В. Бобровский // Современное искусство музыкальной композиции. - М.: ГМПЫ им. Гнесиных,

– 104 с.

Данилевич Л. Наш современник. Творчество Шостаковича / Л. Данилевич. - М.: Музыка,

Акопян Л. Феноменология творчества Шостаковича / Л.О. Акопян. – СПб.,

– С.

Маркова Е. Проблемы музыкальной культурологии / Е. Маркова. – Одесса: Астропринт,

- 214 с. – С.

Сабинина М. Шостакович / М. Сабинина // Музыка ХХ века. Очерки. Часть вторая. 1917–

– 120 с. – С.

Березовчук Л. Стилевые взаимодействия творчества Д. Шостаковича как средство воплощения конфликта // Вопросы теории и эстетики музыки. Вип

Данилевич Л. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Жизнь и творчество / Л. Данилевич. - М.: Советский композитор,

– 206 с.

– С. 75–

- М.: Музыка,

Сабинина М. Шостакович Дмитрий Дмитриевич / М. Сабинина // Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах: Т.

- С. 17-

Сокол А. Теория музыкальной артикуляции / А. Сокол. – Одесса: ОКФА,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дворниченко О. Москва Кремль Шостаковичу / О. Дворниченко. - М.: Текст,

Жуков Ю.Н. Сталин: тайны власти / Ю.Н. Жуков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aleksandr-kommari.narod.ru/Yuriy_Nikolaevich_Zhukov_Stalin_taynyi_vlasti..htm (дата обращения - 10 апреля 2018 года)

Вызго-Иванова И. Шостакович и музыка Советского Востока / И.М. Вызго-Иванова // Журнал «Советская музыка». –

Вопросы и ответы

Какие ключевые этапы творческой деятельности композитора отражены в исследовании?
Исследование включает анализ жизненного и творческого пути композитора, охватывая этапы, связанные с биографическим фактором его становления, изучением камерно-вокального творчества, а также внедрением новых принципов художественного мышления, что позволяет систематизировать развитие его творческой идентичности.
Как определяется значение биографического фактора в формировании творческого метода композитора?
Биографический фактор рассматривается как определяющий элемент, влияющий на становление творческой личности композитора, поскольку индивидуальные жизненные обстоятельства способствуют формированию уникального композиционного языка и методов музыкального самовыражения, что оказывает существенное воздействие на его творческий метод.
Что включает в себя понятие камерно-вокального творчества в контексте исследования?
Камерно-вокальное творчество представлено как самостоятельный раздел творческой деятельности, в котором анализируется специфика музыкального языка, особенности композиционных решений и эстетические принципы, лежащие в основе создания камерных произведений с участием вокала, что позволяет углубленно оценивать его вклад в музыкальную культуру.
Каким образом формируются новые принципы художественного мышления в творчестве композитора?
Новые принципы художественного мышления определяются посредством систематического анализа эволюции композиционных приемов и творческих решений, что позволяет выявить инновационные методы восприятия музыки, а также способствует обогащению традиционных канонов музыкальной композиции за счет внедрения оригинальных эстетических концепций.
Какие стилистические принципы характеризуют подход композитора как исполнителя и интерпретатора?
Подход композитора как исполнителя и интерпретатора характеризуется комплексом стилистических принципов, включающих анализ музыкального языка, синтез полифонических структур и индивидуальную интерпретацию произведений, что демонстрирует его способность интегрировать традиционные элементы эпохи с оригинальными творческими идеями.
В чем заключается взаимосвязь между стилем эпохи и индивидуальным стилем композитора?
Взаимосвязь между стилем эпохи и индивидуальным стилем композитора проявляется в сопоставлении общих культурно-исторических тенденций с личными творческими особенностями, что позволяет выделить уникальные черты его музыкального языка и композиционной техники, отражающие специфику времени и личностное видение автора.
Как определяется понятие «музыкальный язык и полифония мышления композитора»?
Понятие «музыкальный язык и полифония мышления композитора» определяется как характеристика его уникального подхода к композиции, проявляющаяся в использовании сложных полифонических структур и оригинальных гармонических решений, что служит основой для формирования выразительного и индивидуального музыкального стиля.
Каким образом осуществляется переосмысление симфонического наследия композитора современниками?
Переосмысление симфонического наследия осуществляется посредством детального анализа принципов композиционного мышления и интерпретации его творческого метода, что позволяет выявить глубокие эстетические и структурные особенности произведений, а также адаптировать их к современным культурным и музыкальным реалиям.