Каталог Культурология: Анализ культурных феноменов Русское дворянство в период Петровских реформ

Русское дворянство в период Петровских реформ

реформы дворянство Россия Петр Великий история
Заказать готовую работу
📄 69 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности исследования
  2. Формулировка цели и постановка задач
  3. Определение объекта и предмета исследования
  4. Используемые методы исторического анализа

Глава 1. Реформаторские преобразования Петра I и предпосылки дворянской культуры

  1. Реформаторская стратегия Петра I
    1. Военные реформы как основа обновления оборонного потенциала
    2. Административные преобразования и реструктуризация управления
    3. Церковная реформа: институциональные перемены
    4. Реформы сословного устройства русского общества
    5. Культурное обновление в эпоху Петра I
  2. Истоки формирования дворянской традиции
    1. Приобщение дворян к культуре: практика коллекционирования
    2. Русская усадьба как культурный центр

Глава 2. Эволюция русского дворянства

  1. Становление и институционализация дворянского сословия
  2. Влияние петровских реформ на процесс формирования дворянства
  3. Культурный кодекс и традиции института дворянства
  4. Анализ элитных родов
    1. Голицыны
    2. Долгоруковы
    3. Неплюевы
    4. Меншиковы

Глава 3. Применение темы «Русское дворянство в период петровских реформ» в школьном образовательном процессе

  1. Разработка плана изучения нового материала
    1. Тематическое распределение и структура урока
    2. Использование исторических источников и архивных данных
  2. Методологические подходы и специфика проведения урока
    1. Методика активного вовлечения учащихся
    2. Применение интерактивных технологий и наглядных пособий

Заключение

  1. Основные выводы исследования
  2. Практическая значимость результатов
  3. Перспективы дальнейших исследований

Список литературы

  1. Рекомендованная литература

Интернет-ресурсы

  1. Электронные источники и базы данных

Приложение

  1. Дополнительные материалы и иллюстративный ряд

«Табель о рангах», изданный Петром Великим 24 января 1722 года, стал определяющим документом, закрепившим статус новых чинов и установившим иерархию государственной службы. Петр Великий, разделив службы на военную, гражданскую и придворную, считал военную службу высшей в иерархии, что в свою очередь оказало кардинальное влияние на дальнейшую жизнь русского дворянства, существенно усложняя традиционные порядки.

Современные исследования указывают, что судьба дворянского сословия была неразрывно связана с общегосударственными процессами. В условиях петровских преобразований дворяне проявили себя как ведущий класс, поддержавший инициативу реформатора, несмотря на отдельные случаи сопротивления среди представителей сословия, стремившихся к возвращению к старым порядкам. В этом контексте нельзя не отметить, что, хотя большинство дворян принимало западноевропейскую цивилизацию, их мировоззрение и культурная идентичность подвергались глубоким трансформациям, что подтверждают результаты ряда исследований XX века.

Культурологический подход, сформировавшийся в ХХ веке, позволяет более детально проследить процесс становления идеологических основ дворянской культуры. На протяжении почти двух столетий данное сословие играло роль культурного гегемона в рамках формирования общественного сознания, влияя на развитие государства.

ГЛАВА 3. Тема «Русское дворянство в период петровских реформ»

В рамках урока, посвящённого теме «История России XVII–XVIII веков», особое внимание уделяется именно периоду петровских реформ. Представленный план урока и рекомендованная литература демонстрируют значимость изучения становления русского дворянства как ключевого фактора в развитии Российского государства.

Анализ современных учебных пособий свидетельствует о том, что реформам Петра уделяется недостаточно внимания, особенно в сфере социальных преобразований. Основное внимание, как правило, акцентируется на изменениях в политической и государственной структурах, в то время как юридическое оформление дворянства, которое легло в основу национальной эволюции, остаётся менее освещённым.

Согласно предлагаемой методике урока, акцент следует сделать на формировании класса дворянства и закреплении его общественно-политического влияния. Таким образом, главная цель занятий заключается в демонстрации возможностей преодоления традиционного уклада под воздействием инициативы государства, несмотря на сопутствующее укрепление системы государственного феодализма. Последствия реформ Петром оказались неоднозначными: с одной стороны, они способствовали модернизации армии и государственного управления, а с другой – способствовали сохранению самодержавия и крепостного права.

При анализе исторического контекста важно отметить, что, приближаясь по военной мощи и организационным формам к европейским стандартам, Россия тем не менее испытывала существенное отставание в области отношений между государством и обществом. Особое внимание стоит уделить оценке уровня развития Российского государства к концу XVII века, что позволяет глубже понять процессы формирования русского дворянства в период петровских реформ.

3.1. План изучения нового материала

  1. Исторические условия и предпосылки петровских реформ – анализ основных факторов, способствующих возникновению масштабных преобразований.
  2. Юридическое оформление и социальная трансформация дворянства – изучение механизмов закрепления нового статуса.
  3. Влияние реформ на дальнейшее развитие государства – сопоставление позитивных и негативных последствий.

Список литературы

- 319 с.

Покровский Н.Н. Российская власть и общество XVII - XVIII вв. – Новосибирск, Наука,

Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. – М.: Международные отношения, 1994 г. – 206 с.

http://www.znaks.com

Романов-Славитинский А. Дворянство в России. – СПб.: Крафт+, 2003, 328 с.

– 415 с.

– 345 с.

– 368 с.

- 445 с.

http://gerbovnik.ru

– 445 с.

Агафонов С. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVIII - первой половине XIX вв. 7 класс к учебнику: Данилова А.Л., Касули Л.Т. История России: конец XVI – XVIII вв. – М.: Экзамен,

– 154 с.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга,

– 248 с.

Шокарев С.Ю. Знаменитые российские фамилии. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС»,

- 608 с.

http://rusgoods.ru

- 301 с.

Анисимов Е.В. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX в. - М.: Политиздат,

– 621 с.

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М.: МИРОС,

– 352 с.

Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда,

История России в лицах и датах. Словарь - справочник. – СПб.: АТС,

Сурмина И.О., Усова Ю.В. Самые знаменитые династии России. - М.: Вече,

– 297 с.

Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России ХVП в. и ее роль в формировании абсолютизма. - М.: Наука,

Карамзин. Н.М. История государства российского. – СПб.: Золотой век, Диамат,

– 352 с.

Завьялов Е.А. Дворянские роды Российской империи. – СПб.: Пресс,

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: Мысль,

35 с.

- 367с.

– 872 с.

Любавский М.К. Русская история XVII - XVIII веков. - СПб.: «Лань»,

Сальникова И.И. Мы были…(Из истории частного собирательства произведений русского искусства XVIII – первой половины XIX в.). – СПб.: Изд-во «Блиц»,

Данилов А. А. Справочные материалы по истории России IX-XIX вв. - М.: ВЛАДОС,

– 448 с.

- 415с.

Порай-Кошиц И. История русского дворянства. – СПб.: Крафт+,

- 315 с.

– 409 с.

Дворниченко А.Ю. Отечественная история (до 1917 года). – М.: Гардарика,

Курс русской истории. Ч.4 - М.: Мысль,

– 480 с.

– М.: ИПО Профиздат,

– 309 с.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. О Петре I. - Л, Академкнига,

– 768 с.

Ключевский В.О. Курс русской истории. – М.: Наука,

Важенин А.Т. Конспекты уроков по истории России XVIII - первой половине XIX вв. 8 класс. Методическое пособие. - М. Владос,

Рабинович М.Д. Россия в период реформ Петра I. – М.: Наука,

Лакиер А.Б. Русская геральдика. – М.: Книга,

– 165 с.

– 655 с.

- 480 с.

– 315 с.

Словарь исторический. Личности, общество, политика. В 2-х томах. – М.: Остожье,

Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: Вече,

– 234 с.

– 346 с.

– 297 с.

Прищепенко В.И. Страницы Русской истории. В 2 т. Т. –

Вилинбахов Г.В. Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России) //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидатf исторических наук. – Л:

– 238 с.

Многонациональный Петербург: История. Религия. Народы / Науч. Ред. И.И. Шангина. – СПб.: «Искусство – СПБ»,

– 368 с.

Исаев И. А. История государства и права России. - М.: Мысль,

Яниш В.Л., Корев В.М. Отечественная история: История России с древних времен до 1917 года: Энциклопедия. – М.: БРЭ,

Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерк этнической истории. – М.: Айрис-Пресс,

Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М. Наука,

Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т.

Айрапетян И.Ю. Феодальная аристократия в период установления абсолютизма в России. - М.: Книга,

– 544 с.

– 342 с.

Шикман А. Кто есть кто в Российской истории. – М.: Вагриус,

Яблочков М. История дворянского сословия в России. - Смоленск: Русич,

335 с.

- 259 с.

Чистяков А.С. История Петра Великого. – М.: РИА Двойная Радуга,

– 280 с.

Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М.: Культура,

Казарезов В.В. Самые знаменитые реформы России. – М.: Вече,

– 623 с. Интернет-ресурсы

- 265 с.

История СССР с древнейших времен до конца XVIII в / Под ред. Б.А. Рыбакова - М.: Высшая школа,

Манько А.В. Российская монархия: символика и атрибуты. Страницы истории. – М.: Вече,

– 187 с.

Брокгауз Ф.А, Ефрон И.А.. Россия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 1898 г.

Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России: Первая половина XVIII века. – Л.: Академкнига,

- 325 с.

Калугин В.К., Воропайкин Ю.И. Романовы. Триста лет на российском престоле (научно – популярные очерки). - СПб.: «Культ-информ-пресс»,

Пчелов Е.В, Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней. – М.: Изд. «Грантъ»,

Абсолютизм в России (Сборник статей). - М.: Мысль,

– 416 с.

– 236 с.

– 176 с.

– 145 с.

- 576с.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX вв.). – СПб.: «Искусство – СПб»,

– 301 с.

Матерних Т.И. Строгановы: история рода. – СПб.: Алтейя,

– 175 с.

http://geraldika.ru

- 398 с.

- 658 с.

Шмурло Е. История России (IX - XX вв.). – М.: АГРАФ,

- 576 с.

Жадько Е.Г. Сто великих династий. – М.: ВЕЧЕ,

Юрганов А.А., Кацва Л.А. История Росси XVI – XVIII вв. Учебное пособие для VIII класса ср. шк. – М.: Мирос,

Силаев А.Г. Возрождение русской геральдики. – М.: Олма-Пресс,

Всемирная история. В 10-и томах.- М.: Изд. Социально-экономической литературы «Мысль», 1965 г.

Старк В.П. Дворянская семья. Из истории дворянских фамилий России. – СПб.: «Искусство-СПб», «Набоковский фонд»,

Богданов А.П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей.- М.: Современник,

- 298 с.

Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль,

Лисичкин Г.С. Капкан для реформаторов. – М.: ИКЦ Академкнига,

- 192 с.

Вопросы и ответы

Какие разновидности реформ проводились в рамках реформаторской деятельности Петра?
Реформаторская деятельность Петра включает военные реформы, административные реформы, церковную реформу, реформы сословного устройства русского общества и культурные преобразования. Каждая из указанных категорий демонстрирует системное обновление государственных и общественных институтов, что позволило интегрировать новые элементы в историко-культурное пространство.
Что включает процесс формирования русского дворянства?
Формирование русского дворянства охватывает становление дворянского сословия, влияние петровских реформ на институт дворянства, развитие культуры дворянства и активное участие сподвижников Петра Великого. В числе представителей последних фигурируются Голицыны, Долгоруковы, Неплюевы и Меншиковы, что иллюстрирует комплексный характер исторического процесса.
Каковы исторические условия и истоки культурного становления дворянства?
Исторические условия и истоки культурного становления дворянства представляют собой совокупность факторов, способствующих развитию дворянской культуры. Этот процесс характеризуется приобщением дворян к культуре посредством практики коллекционирования и формирования традиций в рамках русской усадьбы, что способствовало укоренению культурных и социальных норм в обществе.
Каким образом осуществлялось приобщение дворян к культурным традициям?
Приобщение дворян к культурным традициям осуществлялось через целенаправленное развитие практики коллекционирования и формирование традиций русской усадьбы. Эти мероприятия обеспечивали глубокую интеграцию культурных ценностей в быт и образование дворянства, что способствовало развитию их культурной идентичности.
Какое значение имели петровские реформы для институционального и культурного развития дворянства?
Петровские реформы имели решающее значение для институционального и культурного развития дворянства, способствуя созданию благоприятных условий для становления сословия. Реформы привнесли новые административные, военные и культурные элементы, что явилось основой для системного обновления общественного устройства и формирования устойчивых социокультурных норм.
Как организовано изучение темы русского дворянства в период петровских реформ в рамках образовательного процесса?
Изучение темы осуществляется на основе разработанного плана изучения нового материала и специализированной методики урока. Такая организация обеспечивает системное и глубокое освоение ключевых аспектов истории русского дворянства, что позволяет структурировать знания и обеспечить их последовательное усвоение.
Какова роль сподвижников Петра Великого в процессе формирования русского дворянства?
Сподвижники Петра Великого, представленные именами Голицыных, Долгоруковых, Неплюевых и Меншиковых, играли важную роль в формировании русского дворянства. Их деятельность способствовала развитию культурных и институциональных основ сословия, что оказало долговременное влияние на развитие общественного устройства.
Какую функцию выполняют интернет-ресурсы и приложения в образовательном контексте представленного материала?
Интернет-ресурсы и приложения выполняют важную информационную функцию, способствуя доступу к дополнительным материалам и методическим рекомендациям. Эти инструменты обеспечивают расширение возможностей для глубокого изучения и систематизации знаний, что является существенным дополнением к традиционным образовательным подходам.