Каталог Социальная педагогика: исследование практики Информационные средства педагогического просвещения родителей в ДОУ

Информационные средства педагогического просвещения родителей в ДОУ

образование инновации метод проектов психология ДОУ
Заказать готовую работу
📄 79 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности темы с учетом значимости "педагогического просвещения родителей" в ДОУ
  2. Формулировка цели и задач исследования
  3. Определение объекта и предмета исследования
  4. Описание используемых методов и подходов

Глава 1. Теоретико-методические основы педагогического просвещения родителей в ДОУ

  1. Современные концепции обучающего просвещения родителей
    1. Анализ сущности и проблематики "педагогического просвещения родителей"
    2. Обзор актуальных теоретических подходов в педагогике дошкольного образования
  2. Методико-технологические подходы в организации просветительской работы
    1. Разбор методических стратегий и специфики применения информационных средств
    2. Исследование технологического оснащения и условий внедрения инновационных методов

Глава 2. Организация деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС

  1. Организационные принципы и нормативно-методическая база
    1. Анализ структуры и принципов функционирования учреждения в рамках ФГОС
    2. Особенности применения стандартов и управленческих методик в дошкольном образовании
  2. Сравнительный анализ информационных ресурсов и опыта взаимодействия с родителями
    1. Изучение практики внедрения интерактивных платформ и сервисов в ДОУ
    2. Сопоставление различных моделей педагогического просвещения в сфере дошкольного образования

Глава 3. Эмпирическое исследование педагогического просвещения родителей в ДОУ №72 г. Новосибирска

  1. Анализ деятельности учреждения и реализации просветительских инициатив
    1. Исследование педагогических стратегий работы с родителями
    2. Подробный анализ организационных показателей ДОУ №72
  2. Информационный ресурс как инструмент просвещения
    1. Роль и возможности сайта ДОУ №72 г. Новосибирска в системе педагогического просвещения
    2. Оценка эффективности использования цифровых инструментов
  3. Практические рекомендации и перспективы развития
    1. Разработка рекомендаций для совершенствования коммуникации с родителями
    2. Перспективы развития интегрированных информационных систем в ДОУ

Заключение

  1. Обобщение результатов исследования
  2. Выводы по решению поставленных задач
  3. Перспективы дальнейших исследований в области "педагогического просвещения родителей"

Список литературы

  1. Указать использованные источники

Приложения

  1. Дополнительные материалы и информационные ресурсы

Педагогический коллектив детского сада, сформированный из 59 сотрудников, включает 31 педагога с высшим образованием, 27 специалистов со средним специальным образованием и 9 учащихся средних и высших учебных заведений. Такой состав позволяет создавать оптимальные условия для внедрения и развития инновационных технологий в образовательном процессе.

В работе ДОУ активно применяются современные подходы, такие как интегративный метод обучения дошкольников, в том числе детей с патологией речи. Особое внимание уделяется системе оздоровительных мероприятий и реализации проектно-исследовательской деятельности, что подтверждается положительными результатами, представленными на районном и городском уровнях.

Организация образовательного процесса характеризуется достаточным уровнем качества, однако низкие оценки по отдельным критериям связаны с ограниченным опытом некоторых педагогов, трудностями в освоении новых технологий и в отдельных случаях проявляющимся синдромом профессиональной усталости. Дополнительные исследования показывают, что регулярное повышение квалификации способствует преодолению этих проблем.

В течение учебного года проводился мониторинг освоения программы и развития детей в начале и конце года в соответствии с федеральными государственными требованиями и методическими рекомендациями, разработанными НИПКиПРО. Эта практика, подтвержденная статистическими данными по динамике развития, позволяет своевременно корректировать образовательный процесс.

В ДОУ организована бесплатная кружковая работа, соответствующая запросам родителей, включающая такие направления:

  1. театральная студия "Алиса" – развитие ораторских и творческих способностей;
  2. танцевальная студия – формирование двигательной активности и эстетического восприятия;
  3. экспериментальный кружок – внедрение практических методов обучения.

При этом некоторые родители высказывают запросы на платные образовательные услуги, что является предметом дальнейшей работы коллектива с планом их внедрения с начала следующего учебного года.

Основными проблемами, отмеченными педагогическим коллективом, являются:

  1. недостаточное финансирование из бюджета;
  2. низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе;
  3. ограниченное использование метод проектов в практике;
  4. недостаточное внимание педагогов к обеспечению психологической безопасности детей.

В учебном году 2014-2015 планируется реализация мероприятий, направленных на организацию здоровьесберегающего пространства и внедрение проектной деятельности детей, родителей и педагогов. Эти меры предполагают интеграцию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, а также построение целостного педагогического процесса на основе примерной основной общеобразовательной программы «Детство».

Современное материально-техническое оснащение образовательного процесса включает приобретение следующей оргтехники:

Оборудование Назначение
Мультимедийные системы, интерактивные доски Обеспечение наглядности и интерактивности обучения
Принтеры, копиры, сканеры Организация документационного сопровождения образовательного процесса
Компьютеры, ноутбуки Поддержка информационных технологий в обучении

Помещения групп полностью оборудованы – заменены столы, стулья и кровати, а спортивные залы оснащены средствами для психологической разгрузки, включая сухой бассейн. Информационные стенды в холлах и раздевалках способствуют своевременному информированию родителей, что положительно сказывается на организации предметно-развивающей среды и всестороннем развитии детей.

Список литературы

–54 с.

– 25 с.

– 384 с.

Антонов, Ю. Е. Социальный заказ на изменения в дошкольном образовании РФ. / Ю. Е. Антонов, Н. П. Гришаева // Управление ДОУ. –

Работа с семьями воспитанников детского сада / сост. В. Л. Сухарь. – М.: Утро,

– №

Яшина, Т. С. Оценка качества образовательных веб-сайтов как фактор развития единого информационного образовательного пространства : автореф. дис. ... канд.пед. наук : спец.

Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/(Дата обращения: ?.

Акопян, Л. Программа взаимодействия с семьей / Л. Акопян // Воспитатель-методист дошкольного учреждения –

Клюева, Н. В. Программа социально-психологического тренинга. / Н.В.Клюева, М. А. Свистун – Ярославль: Содействие,

– 207 с.

Государственно-общественное управление ДОУ. Органы самоуправления: cправочник руководителя дошкольного учреждения. -

− С.15−

– 230 с.

– С. 39–

01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Т. С. Яшина. – Елец,

– 220с.

– 244 с.

Новые школьные КВНы и конкурсы. Лучшие сценарии / автор– составитель В. И. Руденко. – Изд. 3–е – Ростов н / Д: Феникс,

Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З. А. Богомолова // Дошкольная педагогика. –

– №

– С.

– №

Зверева, О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников : монография / О. Л. Зверева. – М. : НИИ школьных технологий,

Организация анализа педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения / Сост. Л. Олейник, И. Романюк. – Николаев,

Авдеева, С. М. Межшкольные методические центры в региональной системе управления образованием / С. М. Авдеева // Народное образование. –

Федина, Н. В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и проблемы разработки // Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 4−5 июня 2008 года, Москва / сост. Н. А. Песняева. − М.: АПКиППРО,

Вальдман, И. А. Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании / И. А. Вальдман // Вопросы образования. –

Детский сад: книга для заведующей / под ред. Л. П. Тарасовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М .: Просвещение, –

Вавилов, А. И. Организация государственно-общественного управления и публичной отчетности образовательных учреждений / А. И. Вавилов // Нормативные документы образовательного учреждения. –

Литвинова, Р. М. Коммуникативная культура руководителя образовательного учреждения. / Р.М.Литвинова, В.А. Зеленская. –Ставрополь: С. СКИПКРО,

– 128 с.

– С. 129–

–264с.

– №

01 / Л. Г. Богославец – Барнаул,

Прислушайтесь к советам логопеда // Дошкольное воспитание, – М.: Просвещение,

– С. 97–

– С. 87-92

- 204 с.

Кириенко, Т. М. Сотрудничество с семьей. Семинар для педагогов / Т. М. Кириенко // Дошкольное воспитание. –

– 192 с. – С.21

Сухарева, Л. С. Заботимся вместе. Работа с родителями дошкольников / Сухарева Л. С. – М.: Основа,

– 208 с.

Осмоловская, И. М. Инновации и педагогическая практика. / И. М. Осмоловская //Народное образование. –

– 143 с.

– 256 с.

Управление инновационными процессами в системе дошкольного образования муниципального уровня: сборник методических материалов из опыта работы отдела образования. − Светлоград. Изд.–во «Петровское управление образованием».

Скоролупова, О. А. О комплексно–тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О. А. Скоролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание.

− С. 25−

Спичак, М. Курс на сотрудничество с родителями / М. Спичак // Дошкольное воспитание. –

– С.

Вальдман, И. А. Информационная открытость общеобразовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом : дис. ... канд. пед. наук :

– 448 с.

– С.49–

– С. 34–

Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения : в 3 т. ; сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М. : Педагогика,

01 / Сибирев Валерий Вадимович. – Ульяновск,

Богославец, Л. Г. Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа: дис. ... канд. пед. наук:

– С. 4–

– С. 4–

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // российская газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения:

– №

– С. 7–

Белая, К. Ю. Интеграция как инструмент создания новой модели ДОУ / К. Ю. Белая // Управление ДОУ. –

– №

Бондаренко, А. К. Заведующий дошкольным учреждением: Пособие для заведующей дошкольными учреждениями. / А. К. Бондаренко – М .: Просвещение,

– 68 с.

Детский сад и семья / под ред. Т. А. Марковой. – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: Просвещение,

– 150 с.

Поташник, М. М. Управление качеством образования: Практико–ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России,

Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение –управление по результатам [Электронный ресурс] / К. Ю. Белая – Режим доступа : http://dob.1september.m/artidef.php?ID=200502009 – (Дата обращения:

Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. / П. И.Третьяков, К. Ю. Белая – М.: Новая школа,

– 81 с.

– №16

Богомолкина, Л. В., Масленникова, Т. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –

– С.

–96 с.

Скоролупова, О. А. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. А. Скоролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание. –

Федина, Н. В. Концептуальные основы определения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы. / Н. В. Федина // Инновационные технологии предшкольного образования: материалы научно-практической конференции. − М.: Изд.–во МПГУ

– С.

– С. 82−

– 342 с.

– №

Сибирев, В. В. Информационные потоки как средство управления инновационными процессами в общеобразовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук :

Зуев, М. Б. Продвижение сайтов в поисковых системах. Спасательный круг для малого бизнеса / М. Б. Зуев, П. А. Маурус, А. Г Прокофьев; под ред. М. Б. Зуева. – М. : Бином,

– №

Дуганова, Л. П. Профессиональное совершенствование педагога в процессе создания образовательной программы / Л. П. Дуганова // Методист. –

– 256 с.

– 188 с.

– 150 с.

Развитие образования: методология, теория и практика управления. Методическая деятельность: сборник статей. – Красноярск,

– №22

Воспитателю в работе с семьей / под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение,

– С. 6–

Полякова, А. В. Работа с родителями в дошкольном учреждении / А. В. Полякова // Дошкольное учебное заведение – М.:

–С. 6 –

Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь,

– № 2

Калина, И. И. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации / И.И. Калина // Дошкольное воспитание. –

Гордон, Т. Р. Повышение родительской эффективности. / Т. Р. Гордон – Екатеринбург: АРД ЛТД,

Долинная, А. В. Родители в дошкольном учреждении: потребители и гости или партнеры–единомышленники? / А. В. Долинная // Дошкольное воспитание. –

– №

- 304 с.

– 304 с.

Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений – 3-е изд., доработанное / А. И. Васильева – М .: Просвещение,

Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И. М. Марковская – СПб. : Речь,

– С.

– №

Литвинова, Р. М. Дошкольное образование и социокультурный процесс. / Р. М. Литвинова, Н. Б. Погребова. – Ставрополь: С. СКИПКРО, 2007 –180 с.

– 220 с.

Белая, К. Ю. Методика разработки образовательной программы ДОУ в связи с изменениями в законодательной базе Российской Федерации / К. Ю. Белая // Дошкольное образование. –

Сайт министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru (Дата обращения: ?.

– 192 с.

– №

01 / Вальдман Игорь Александрович. – М.,

– №

Приказ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Дошкольное образование. –

– 256 с.

– С. 16–

– С.182–

Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методич. пособие / Н. А Виноградова, Н. В. Микляева – М.: Айрис-пресс,

– №

Елжова, Н.В. Три кита дошкольного образования. / Н.В. Елжова – Ростов н/Д: Феникс, –

Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т. А. Куликова, [и др. ]; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение,

Арнаутова, Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного образовательного учреждения о сотрудничестве с семьей / Е. П. Арнаутова. – М .: Линка–Пресс,

Алексеенко, Т. О новых подходах к семейному воспитанию / Т.Алексеенко // Путь образования. –

– № 5– С.40–

– №

– 176 с.

– №

Демурова, Е. Ю., Островская Л. Ф. Для молодой заведующей детским садом. / Е. Ю.Демурова, Л. Ф. Островская – М.: Просвещение,

– №

Назаренко, А. В. Семья и дошкольное учреждение / А. В. Назаренко // Дошкольное воспитание –

– №

Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера,

Сертакова Н. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом – М.: Учитель,

Малахова, О. В. Кооперационно–сетевое управление развитием дошкольного образования . / О. В. Малахова // Начальная школа плюс до и после. –

– Т.

– С.

– №

– С. 6–

Воспитателю в работе с семьёй: пособие для воспитателя детского сада / под редакцией Н. Ф. Виноградовой. – М .: Просвещение,

– №

– №

Тищенко, Ю. В., Иванкова, М. В. Влиянии семейных отношений на формирование самосознания ребенка// Психолог в детском саду. – 2005 – №2 – С. 99–

– 179 с.

– 117 с.

Вопросы и ответы

Что представляют собой теоретические основы педагогического просвещения родителей в организации дошкольного образовательного учреждения?
Теоретические основы педагогического просвещения родителей представляют собой систему концептуальных положений, включающих анализ проблемы, современные подходы к её пониманию и методологические обоснования. Эти основы определяют рамки и направления дальнейшего развития педагогической практики в системе дошкольного образования.
Какие современные подходы используются для понимания сущности педагогического просвещения родителей?
Современные подходы к пониманию сущности педагогического просвещения родителей основаны на комплексном анализе концептуальных идей и практических решений. Они характеризуются интеграцией теоретических положений с применением инновационных методик, что обеспечивает системное восприятие проблемы.
Как характеризуются методики и технологии педагогического просвещения родителей в современных условиях?
Методики и технологии педагогического просвещения родителей характеризуются высоким уровнем адаптивности и инновационности. Их реализация предполагает использование современных информационных средств, направленных на повышение эффективности коммуникации между образовательными учреждениями и родителями, а также обеспечение целостности образовательного процесса.
Какие педагогические условия способствуют использованию информационных средств в педагогическом просвещении родителей?
Педагогические условия для использования информационных средств включают создание системной основы взаимодействия, наличие квалифицированного педагогического персонала и соответствующей материально-технической базы. Эти факторы обеспечивают эффективное внедрение информационных технологий в процессы педагогического просвещения родителей.
Каким образом организуется деятельность дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС?
Деятельность дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС организуется на основе системного подхода, предусматривающего разработку и применение новейших образовательных стандартов и методик. Это включает интеграцию инновационных форм работы и строгий контроль за соблюдением федеральных требований, что способствует повышению качества образовательного процесса.
Как осуществляется практическое изучение педагогического просвещения родителей на примере деятельности конкретного образовательного учреждения?
Практическое изучение педагогического просвещения родителей осуществляется посредством комплексного анализа деятельности образовательного учреждения, включающего оценку информационных ресурсов и форм взаимодействия с родителями. Такой анализ позволяет выявить эффективные аспекты практики и определить направления для совершенствования педагогической деятельности.
Каково значение использования онлайн-ресурсов в системе педагогического просвещения родителей?
Использование онлайн-ресурсов является неотъемлемой составляющей современной системы педагогического просвещения родителей. Данный подход обеспечивает оперативную и качественную коммуникацию, расширяет доступ к методическим материалам и способствует постоянному совершенствованию образовательного процесса.