Информационные средства педагогического просвещения родителей в ДОУ
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности темы с учетом значимости "педагогического просвещения родителей" в ДОУ
- Формулировка цели и задач исследования
- Определение объекта и предмета исследования
- Описание используемых методов и подходов
Глава 1. Теоретико-методические основы педагогического просвещения родителей в ДОУ
-
Современные концепции обучающего просвещения родителей
- Анализ сущности и проблематики "педагогического просвещения родителей"
- Обзор актуальных теоретических подходов в педагогике дошкольного образования
-
Методико-технологические подходы в организации просветительской работы
- Разбор методических стратегий и специфики применения информационных средств
- Исследование технологического оснащения и условий внедрения инновационных методов
Глава 2. Организация деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС
-
Организационные принципы и нормативно-методическая база
- Анализ структуры и принципов функционирования учреждения в рамках ФГОС
- Особенности применения стандартов и управленческих методик в дошкольном образовании
-
Сравнительный анализ информационных ресурсов и опыта взаимодействия с родителями
- Изучение практики внедрения интерактивных платформ и сервисов в ДОУ
- Сопоставление различных моделей педагогического просвещения в сфере дошкольного образования
Глава 3. Эмпирическое исследование педагогического просвещения родителей в ДОУ №72 г. Новосибирска
-
Анализ деятельности учреждения и реализации просветительских инициатив
- Исследование педагогических стратегий работы с родителями
- Подробный анализ организационных показателей ДОУ №72
-
Информационный ресурс как инструмент просвещения
- Роль и возможности сайта ДОУ №72 г. Новосибирска в системе педагогического просвещения
- Оценка эффективности использования цифровых инструментов
-
Практические рекомендации и перспективы развития
- Разработка рекомендаций для совершенствования коммуникации с родителями
- Перспективы развития интегрированных информационных систем в ДОУ
Заключение
- Обобщение результатов исследования
- Выводы по решению поставленных задач
- Перспективы дальнейших исследований в области "педагогического просвещения родителей"
Список литературы
- Указать использованные источники
Приложения
- Дополнительные материалы и информационные ресурсы
Педагогический коллектив детского сада, сформированный из 59 сотрудников, включает 31 педагога с высшим образованием, 27 специалистов со средним специальным образованием и 9 учащихся средних и высших учебных заведений. Такой состав позволяет создавать оптимальные условия для внедрения и развития инновационных технологий в образовательном процессе.
В работе ДОУ активно применяются современные подходы, такие как интегративный метод обучения дошкольников, в том числе детей с патологией речи. Особое внимание уделяется системе оздоровительных мероприятий и реализации проектно-исследовательской деятельности, что подтверждается положительными результатами, представленными на районном и городском уровнях.
Организация образовательного процесса характеризуется достаточным уровнем качества, однако низкие оценки по отдельным критериям связаны с ограниченным опытом некоторых педагогов, трудностями в освоении новых технологий и в отдельных случаях проявляющимся синдромом профессиональной усталости. Дополнительные исследования показывают, что регулярное повышение квалификации способствует преодолению этих проблем.
В течение учебного года проводился мониторинг освоения программы и развития детей в начале и конце года в соответствии с федеральными государственными требованиями и методическими рекомендациями, разработанными НИПКиПРО. Эта практика, подтвержденная статистическими данными по динамике развития, позволяет своевременно корректировать образовательный процесс.
В ДОУ организована бесплатная кружковая работа, соответствующая запросам родителей, включающая такие направления:
- театральная студия "Алиса" – развитие ораторских и творческих способностей;
- танцевальная студия – формирование двигательной активности и эстетического восприятия;
- экспериментальный кружок – внедрение практических методов обучения.
При этом некоторые родители высказывают запросы на платные образовательные услуги, что является предметом дальнейшей работы коллектива с планом их внедрения с начала следующего учебного года.
Основными проблемами, отмеченными педагогическим коллективом, являются:
- недостаточное финансирование из бюджета;
- низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе;
- ограниченное использование метод проектов в практике;
- недостаточное внимание педагогов к обеспечению психологической безопасности детей.
В учебном году 2014-2015 планируется реализация мероприятий, направленных на организацию здоровьесберегающего пространства и внедрение проектной деятельности детей, родителей и педагогов. Эти меры предполагают интеграцию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, а также построение целостного педагогического процесса на основе примерной основной общеобразовательной программы «Детство».
Современное материально-техническое оснащение образовательного процесса включает приобретение следующей оргтехники:
Оборудование | Назначение |
---|---|
Мультимедийные системы, интерактивные доски | Обеспечение наглядности и интерактивности обучения |
Принтеры, копиры, сканеры | Организация документационного сопровождения образовательного процесса |
Компьютеры, ноутбуки | Поддержка информационных технологий в обучении |
Помещения групп полностью оборудованы – заменены столы, стулья и кровати, а спортивные залы оснащены средствами для психологической разгрузки, включая сухой бассейн. Информационные стенды в холлах и раздевалках способствуют своевременному информированию родителей, что положительно сказывается на организации предметно-развивающей среды и всестороннем развитии детей.
Список литературы
–54 с.
– 25 с.
– 384 с.
Антонов, Ю. Е. Социальный заказ на изменения в дошкольном образовании РФ. / Ю. Е. Антонов, Н. П. Гришаева // Управление ДОУ. –
Работа с семьями воспитанников детского сада / сост. В. Л. Сухарь. – М.: Утро,
– №
Яшина, Т. С. Оценка качества образовательных веб-сайтов как фактор развития единого информационного образовательного пространства : автореф. дис. ... канд.пед. наук : спец.
Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/(Дата обращения: ?.
Акопян, Л. Программа взаимодействия с семьей / Л. Акопян // Воспитатель-методист дошкольного учреждения –
Клюева, Н. В. Программа социально-психологического тренинга. / Н.В.Клюева, М. А. Свистун – Ярославль: Содействие,
– 207 с.
Государственно-общественное управление ДОУ. Органы самоуправления: cправочник руководителя дошкольного учреждения. -
− С.15−
– 230 с.
– С. 39–
01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Т. С. Яшина. – Елец,
– 220с.
– 244 с.
Новые школьные КВНы и конкурсы. Лучшие сценарии / автор– составитель В. И. Руденко. – Изд. 3–е – Ростов н / Д: Феникс,
Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З. А. Богомолова // Дошкольная педагогика. –
– №
– С.
– №
Зверева, О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников : монография / О. Л. Зверева. – М. : НИИ школьных технологий,
Организация анализа педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения / Сост. Л. Олейник, И. Романюк. – Николаев,
Авдеева, С. М. Межшкольные методические центры в региональной системе управления образованием / С. М. Авдеева // Народное образование. –
Федина, Н. В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и проблемы разработки // Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 4−5 июня 2008 года, Москва / сост. Н. А. Песняева. − М.: АПКиППРО,
Вальдман, И. А. Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании / И. А. Вальдман // Вопросы образования. –
Детский сад: книга для заведующей / под ред. Л. П. Тарасовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М .: Просвещение, –
Вавилов, А. И. Организация государственно-общественного управления и публичной отчетности образовательных учреждений / А. И. Вавилов // Нормативные документы образовательного учреждения. –
Литвинова, Р. М. Коммуникативная культура руководителя образовательного учреждения. / Р.М.Литвинова, В.А. Зеленская. –Ставрополь: С. СКИПКРО,
– 128 с.
– С. 129–
–264с.
– №
01 / Л. Г. Богославец – Барнаул,
Прислушайтесь к советам логопеда // Дошкольное воспитание, – М.: Просвещение,
– С. 97–
– С. 87-92
- 204 с.
Кириенко, Т. М. Сотрудничество с семьей. Семинар для педагогов / Т. М. Кириенко // Дошкольное воспитание. –
– 192 с. – С.21
Сухарева, Л. С. Заботимся вместе. Работа с родителями дошкольников / Сухарева Л. С. – М.: Основа,
– 208 с.
Осмоловская, И. М. Инновации и педагогическая практика. / И. М. Осмоловская //Народное образование. –
– 143 с.
– 256 с.
Управление инновационными процессами в системе дошкольного образования муниципального уровня: сборник методических материалов из опыта работы отдела образования. − Светлоград. Изд.–во «Петровское управление образованием».
Скоролупова, О. А. О комплексно–тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О. А. Скоролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание.
− С. 25−
Спичак, М. Курс на сотрудничество с родителями / М. Спичак // Дошкольное воспитание. –
– С.
Вальдман, И. А. Информационная открытость общеобразовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом : дис. ... канд. пед. наук :
– 448 с.
– С.49–
– С. 34–
Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения : в 3 т. ; сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М. : Педагогика,
01 / Сибирев Валерий Вадимович. – Ульяновск,
Богославец, Л. Г. Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа: дис. ... канд. пед. наук:
– С. 4–
– С. 4–
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // российская газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения:
– №
– С. 7–
Белая, К. Ю. Интеграция как инструмент создания новой модели ДОУ / К. Ю. Белая // Управление ДОУ. –
– №
Бондаренко, А. К. Заведующий дошкольным учреждением: Пособие для заведующей дошкольными учреждениями. / А. К. Бондаренко – М .: Просвещение,
– 68 с.
Детский сад и семья / под ред. Т. А. Марковой. – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: Просвещение,
– 150 с.
Поташник, М. М. Управление качеством образования: Практико–ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России,
Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение –управление по результатам [Электронный ресурс] / К. Ю. Белая – Режим доступа : http://dob.1september.m/artidef.php?ID=200502009 – (Дата обращения:
Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. / П. И.Третьяков, К. Ю. Белая – М.: Новая школа,
– 81 с.
– №16
Богомолкина, Л. В., Масленникова, Т. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –
– С.
–96 с.
Скоролупова, О. А. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. А. Скоролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание. –
Федина, Н. В. Концептуальные основы определения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы. / Н. В. Федина // Инновационные технологии предшкольного образования: материалы научно-практической конференции. − М.: Изд.–во МПГУ
– С.
– С. 82−
– 342 с.
– №
Сибирев, В. В. Информационные потоки как средство управления инновационными процессами в общеобразовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук :
Зуев, М. Б. Продвижение сайтов в поисковых системах. Спасательный круг для малого бизнеса / М. Б. Зуев, П. А. Маурус, А. Г Прокофьев; под ред. М. Б. Зуева. – М. : Бином,
– №
Дуганова, Л. П. Профессиональное совершенствование педагога в процессе создания образовательной программы / Л. П. Дуганова // Методист. –
– 256 с.
– 188 с.
– 150 с.
Развитие образования: методология, теория и практика управления. Методическая деятельность: сборник статей. – Красноярск,
– №22
Воспитателю в работе с семьей / под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение,
– С. 6–
Полякова, А. В. Работа с родителями в дошкольном учреждении / А. В. Полякова // Дошкольное учебное заведение – М.:
–С. 6 –
Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь,
– № 2
Калина, И. И. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации / И.И. Калина // Дошкольное воспитание. –
Гордон, Т. Р. Повышение родительской эффективности. / Т. Р. Гордон – Екатеринбург: АРД ЛТД,
Долинная, А. В. Родители в дошкольном учреждении: потребители и гости или партнеры–единомышленники? / А. В. Долинная // Дошкольное воспитание. –
– №
- 304 с.
– 304 с.
Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений – 3-е изд., доработанное / А. И. Васильева – М .: Просвещение,
Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И. М. Марковская – СПб. : Речь,
– С.
– №
Литвинова, Р. М. Дошкольное образование и социокультурный процесс. / Р. М. Литвинова, Н. Б. Погребова. – Ставрополь: С. СКИПКРО, 2007 –180 с.
– 220 с.
Белая, К. Ю. Методика разработки образовательной программы ДОУ в связи с изменениями в законодательной базе Российской Федерации / К. Ю. Белая // Дошкольное образование. –
Сайт министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru (Дата обращения: ?.
– 192 с.
– №
01 / Вальдман Игорь Александрович. – М.,
– №
Приказ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Дошкольное образование. –
– 256 с.
– С. 16–
– С.182–
Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методич. пособие / Н. А Виноградова, Н. В. Микляева – М.: Айрис-пресс,
– №
Елжова, Н.В. Три кита дошкольного образования. / Н.В. Елжова – Ростов н/Д: Феникс, –
Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т. А. Куликова, [и др. ]; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение,
Арнаутова, Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного образовательного учреждения о сотрудничестве с семьей / Е. П. Арнаутова. – М .: Линка–Пресс,
Алексеенко, Т. О новых подходах к семейному воспитанию / Т.Алексеенко // Путь образования. –
– № 5– С.40–
– №
– 176 с.
– №
Демурова, Е. Ю., Островская Л. Ф. Для молодой заведующей детским садом. / Е. Ю.Демурова, Л. Ф. Островская – М.: Просвещение,
– №
Назаренко, А. В. Семья и дошкольное учреждение / А. В. Назаренко // Дошкольное воспитание –
– №
Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера,
Сертакова Н. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом – М.: Учитель,
Малахова, О. В. Кооперационно–сетевое управление развитием дошкольного образования . / О. В. Малахова // Начальная школа плюс до и после. –
– Т.
– С.
– №
– С. 6–
Воспитателю в работе с семьёй: пособие для воспитателя детского сада / под редакцией Н. Ф. Виноградовой. – М .: Просвещение,
– №
– №
Тищенко, Ю. В., Иванкова, М. В. Влиянии семейных отношений на формирование самосознания ребенка// Психолог в детском саду. – 2005 – №2 – С. 99–
– 179 с.
– 117 с.