Каталог Социальная педагогика: исследование практики « Особенности организации работы православных приютов и детских домов в современной религиозной ситуации»

« Особенности организации работы православных приютов и детских домов в современной религиозной ситуации»

православие воспитание духовность педагогика семья
Заказать готовую работу
📄 61 страница страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности исследования, формулировка цели и задач, определение объекта, предмета и методов исследования.

Глава 1. Теологико-исторический анализ «Детский дом и приют, как объект религиозного попечения»

  1. Историческая ретроспектива «Православные приюты в истории России» – анализ становления и развития институционального попечения в отечественном контексте.
  2. Социокультурное прочтение «Детского сиротства современной России» – исследование динамики проблемы в условиях новых социальных реалий.
  3. Контекст религиозной среды – рассмотрение «Особенностей религиозной ситуации в современной России» с акцентом на влияние традиционных ценностей.

Глава 2. Социальные механизмы воспитания в православных приютах

  1. Технологии воспитательного процесса – оценка «Особенностей воспитания детей в православных приютах» с применением специализированных методик.
  2. Практическая ориентация – изучение «Форм и методов воспитания детей-сирот в православных образовательных учреждениях» через призму современных педагогических решений.

Глава 3. Профессионально-методологическая оценка и перспективы коррекции религиозного попечения

  1. Синтез теоретических основ и практического опыта – анализ интеграции методологических подходов в воспитательном процессе.
  2. Перспективы оптимизации – разработка сценариев развития и рекомендации для совершенствования работы учреждений попечения.

Заключение

  1. Подведение итогов исследования, обобщение полученных результатов и формулировка выводов.

Список литературы

  1. Перечень использованных источников и специализированной литературы по теме исследования.

Православная Церковь придает первостепенное значение нравственным и духовным установкам, которые ребенок должен усвоить уже на раннем этапе воспитания. В основе педагогической концепции, сформированной представителями Церкви, лежит убеждение, что именно семья является главным институтом передачи духовных ценностей, что подтверждается значимостью практики усыновления и передачи детей на попечение в семьи.

Несмотря на значительные усилия педагогов и родителей, реализация этой задачи сталкивается с существенными сложностями. Так, часть детей вынуждена воспитываться в приютах, где, согласно статистическим данным последних лет, уровень оказываемой заботы и развития социальных навыков существенно ниже, что затрудняет полноценную социализацию.

Современные представители Церкви акцентируют внимание на усложнении воспитательного процесса в условиях многочисленных соблазнов современной социальной среды. В этом контексте задача воспитания приобретает комплексный характер, требуя не только обучения навыкам противостояния негативному воздействию, но и формирования понимания фундаментальных понятий добра и зла, ответственности за собственные поступки, а также значения духовного развития по сравнению с материальными ценностями. Например, эмпирические исследования подтверждают, что дети, получившие всестороннюю поддержку, демонстрируют лучшие результаты в формировании моральных установок.

Особое значение данный вопрос имеет для детей-сирот, лишенных familial поддержки, когда педагог, выступая в роли заместителя родителей, обязан обеспечить им всестороннее наставничество. В процессе воспитания педагог не только поощряет развитие личностных качеств, но и создает условия для осознания учениками духовных ориентиров, что помогает им противостоять негативному внешнему влиянию.

Таким образом, педагог в православном образовательном учреждении должен быть готов к активному противодействию деструктивным внешним факторам посредством здорового, христианского воспитания, которое становится альтернативой современным ценностям, продвигаемым средствами массовой информации.

  1. Ценность семьи как главного воспитательного института.
  2. Роль педагогов в компенсации отсутствия родительской поддержки.
  3. Необходимость формирования моральных ориентиров через понимание добра и зла.

Список источников и литературы Источники

- 14 июня. - С. 1 -

- С. 8-

– 316 с.

Кто заменит маму сироте: Заместитель Министра образования Е. Чепурных о социальном сиротстве и подводных камнях воспитания детей-сирот (Беседу вела Л. Мазурова) // Литературная газета. -

Василъев Ю. Чертовы матери: Откуда берутся брошенные дети // Человек и закон. -

Алексеева Е. В семью, а не в интернат (Положение детей-сирот в РФ) // Ваше право -

- 702 с.

- С. 14-

Зеньковский В. В. Педагогика. - М.: Свято-Тихоновский богословский институт,

99 №

- 24 января. - С.

- С.

Власова А. В., Бабкина Л. Ф. Очерки истории церковной благотворительности: в 2 ч./ А. В. Власова, Л. Ф. Бабкина. Челябинск: Фотохудожник,

- №

Пашедко Ю.М. Особенности социально – педагогической деятельности православных монастырей//Вестник СпбГУКИ - № 1 –

- №

(апрель). - С. 13-

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г.) Принят Государственной Думой 21 мая 1999 г., одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 г.

Распоряжение Правительства РФ от 10 мая 1999 г. № 736-р «Об утверждении плана мероприятий федеральных органов исполнительной власти по преодолению детской безнадзорности на 1999-2000 годы».

Коновалова Т. Скорбный рекорд России: Статистические данные о детях-сиротах в РФ // Эхо планеты. -

- С. 82-

– 412 с.

- 27 февраля - 5 марта. - С.

Дети улиц: «Директорское бюро Международной организации труда П. Баррет-Рид о результатах исследований положения детей в РФ»//Труд. -

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.).

Никифорова В. Чей грех - замерзающие беспризорные дети?: Государственная политика РФ в отношении беспризорников // Правда. -

- С.

- 200 с.

. Литература

- №

Вып.

Борисов О. «Прививки» от невиновности: Государственная политика РФ в отношении детей // Новое время. -

- С. 77–

Денисов В. Православные витязи: Рязанская региональная общественная организация для подростков // Красная звезда. -

- 14марта. - С.

- 399 с.

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. (приказ Минобразования России от

Дорожкина О.А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Автореф. дис.... д-ра пед. наук / М.: Ин-т педагогики соц. работы РАО,

Благотворительность в России: лица, факты, события: сб. студенч. статей. - СПб.: «Златоуст»,

– 28 с.

Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. – М.: Православный Свято – Тихоновский Гуманитарный Университет,

Метелева С. «Ну и пес с ними»: Методы борьбы с беспризорностью, применяемые в РФ // Московский комсомолец. -

- С. 43–

Профилактика безнадзорности несовершеннолетних в РФ // Юридическая газета. -

- 12-15 января. - С.

Документы Архиерейского Собора // Журнал Московской Патриархии. -

- С. 78-

Байтингер Е. Меры защиты воспитанников детского дома// Директор школы.- 2009 - №

Симонов В. В. (игумен Филипп). Церковь — общество — хозяйство / отв. ред. Д. С. Львов. - М.: Наука,

Платонова Н.М. Инновации в социальной работе. – М.: Академия,

Петраченкова Т.Н. Становление государственной системы призрения в период петровских реформ. – М.: МГУ,

95 г. № 98-ФЗ.

- № 19 (май). - С.

- С. 359–

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

Жуков С. Наедине со свободой: Детская беспризорность в РФ // Человек и закон. -

Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2001-2002 гг.) (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. №

– 218 с.

Инструктивное письмо Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от

- С.

О социальной концепции русского православия / под общ. ред. М. П. Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе». М.: Республика,

- 22 августа. - С. 1-

Ч.

Воронова Е. А. Институт приходской благотворительности в России: историографический анализ // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12 марта, 21 марта 2002 г.).

Закон РФ «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта 2002 п)

Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях (Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2000 г. №813/28-

– 195 с.

- 282 с.

- 476 с.

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от

- С.

Благотворительность как нравственный ресурс гражданского общества России: сб. ст./ под ред. Е. А. Вороновой. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та.

Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах//Вопросы психологии – 2009 - №

Понятовская О. Незащищенное детство: Государственная политика в области преодоления беспризорности в РФ // Ваше право. -

Конвенция ООН о правах ребенка.

Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России // Социальная педагогика. - М.,

– 21 с.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Беляева Л. И. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей // Педагогика. -

- С. 61–

- № 2 (январь). - С.

- С.

Положение детей-сирот: (Из Государственного доклада 2000 г. «О положении детей в РФ») // Юридическая газе-та.-

Будущее, которое мы теряем: «Лидер партии «Возрождение» Е. Ищенко о детской беспризорности в РФ и путях ее преодоления» // Беседу вел Н. Гафутулин // Красная звезда. -

Борисов С. «Покушение на будущее»: Так определил проблему беспризорных детей председатель Российского детского фонда писатель Лиханов А. // Вечерняя Москва. -

- С. 68-

Григорова З. Н. Профилактическая работа с условно осужденными подростками (на примере «Центра социальной адаптации несовершеннолетних во имя святителя Василия Великого») // Теория и практика профилактической социальной работы: сб. статей / под ред. В. А. Самойловой, О. И. Бородкиной. - СПб.: Скифия-принт,

Воронова Е. А. Русская православная церковь как социальный институт. Постановка проблемы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Вып.

– 182 с.

96 № КШ 21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан».

Горюнов А.Г. Благотворительность и ее роль в современном мире - СПб.: Питер,

- №

.

- № 29 (июль); 31 (август). - С.

Понятовская О. Кризис семьи нарастает: Детская беспризорность в РФ // Ваше право: Документ. –

Дорохова Т.С. Развитие социальной педагогики в России в 20-е годы XXв.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Челябинск: Челябинский гос. пед. ун-т,

- 7 мая. - С. 1-

- № 9 (март). - С.

Байтингер Е. Охрана жилищных прав воспитанников детского дома//Директор школы – 2010 - №

- №

.

Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на2002год».

– 411 с.

Котов А.И. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы // Педагогика. -

- №

- №

- 1 февраля. - С.

Шляпин А.Ф. Русская Православная церковь как субъект социальной защиты детей – сирот//Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского - № 2 –

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.).

Воронова Е. А. Духовное состояние российского общества и благотворительность (историко-социологический анализ). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.

- С.

Вопросы и ответы

Что представляет собой детский дом и приют как объект религиозного попечения?
Детский дом и приют как объект религиозного попечения – это учреждение, в котором осуществляется систематическое обеспечение духовно-нравственного сопровождения подопечных. Организация этой структуры базируется на религиозных принципах, что обуславливает специфический подход к социальной защите и воспитанию детей.
Каким образом исторически формировались православные приюты в России?
Православные приюты в истории России характеризуются устойчивым развитием, опирающимся на традиционные принципы православной духовности и социальной помощи. Изначально данные учреждения создавались для поддержки нуждающихся, что обусловило их долгосрочную интеграцию в систему религиозного попечения и общественной поддержки.
Каковы основные проявления детского сиротства в современной России?
Детское сиротство в современной России характеризуется множеством социальных и экономических факторов, влияющих на структуру и организацию системы поддержки детей. Это явление обусловлено как историческим наследием, так и современными социокультурными процессами, что требует комплексного подхода к проблеме.
Какие особенности характеризуют современную религиозную ситуацию в России?
Религиозная ситуация в современной России определяется наличием множества направлений и форм выражения вероисповедания, что отражается на органах социальной поддержки. Это создает уникальные условия для взаимодействия религиозных институтов с учреждениями попечения и воспитания, что способствует развитию специфической духовно-нравственной среды.
Что подразумевается под социальным воспитанием детей в православных приютах?
Социальное воспитание детей в православных приютах подразумевает целенаправленную деятельность, направленную на формирование у подопечных устойчивой системы ценностей и норм поведения, основанных на духовно-нравственных принципах. Такой подход обеспечивает гармоничное развитие личности и интеграцию в общественную жизнь.
Чем отличаются особенности воспитания детей в православных приютах?
Особенности воспитания детей в православных приютах заключаются в интеграции религиозных традиций с социальными и образовательными практиками. Методология воспитания опирается на взаимообогащающие процессы духовного и нравственного развития, что способствует формированию целостной личности.
Какие формы и методы используются при воспитании детей-сирот в православных образовательных учреждениях?
Формы и методы воспитания детей-сирот в православных образовательных учреждениях характеризуются комплексностью и системностью, что включает как традиционные педагогические технологии, так и инновационные методики, направленные на развитие личности. Данный подход обеспечивает всестороннее формирование у детей навыков социальной адаптации, духовного развития и самоопределения.