« Особенности организации работы православных приютов и детских домов в современной религиозной ситуации»
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности исследования, формулировка цели и задач, определение объекта, предмета и методов исследования.
Глава 1. Теологико-исторический анализ «Детский дом и приют, как объект религиозного попечения»
- Историческая ретроспектива «Православные приюты в истории России» – анализ становления и развития институционального попечения в отечественном контексте.
- Социокультурное прочтение «Детского сиротства современной России» – исследование динамики проблемы в условиях новых социальных реалий.
- Контекст религиозной среды – рассмотрение «Особенностей религиозной ситуации в современной России» с акцентом на влияние традиционных ценностей.
Глава 2. Социальные механизмы воспитания в православных приютах
- Технологии воспитательного процесса – оценка «Особенностей воспитания детей в православных приютах» с применением специализированных методик.
- Практическая ориентация – изучение «Форм и методов воспитания детей-сирот в православных образовательных учреждениях» через призму современных педагогических решений.
Глава 3. Профессионально-методологическая оценка и перспективы коррекции религиозного попечения
- Синтез теоретических основ и практического опыта – анализ интеграции методологических подходов в воспитательном процессе.
- Перспективы оптимизации – разработка сценариев развития и рекомендации для совершенствования работы учреждений попечения.
Заключение
- Подведение итогов исследования, обобщение полученных результатов и формулировка выводов.
Список литературы
- Перечень использованных источников и специализированной литературы по теме исследования.
Православная Церковь придает первостепенное значение нравственным и духовным установкам, которые ребенок должен усвоить уже на раннем этапе воспитания. В основе педагогической концепции, сформированной представителями Церкви, лежит убеждение, что именно семья является главным институтом передачи духовных ценностей, что подтверждается значимостью практики усыновления и передачи детей на попечение в семьи.
Несмотря на значительные усилия педагогов и родителей, реализация этой задачи сталкивается с существенными сложностями. Так, часть детей вынуждена воспитываться в приютах, где, согласно статистическим данным последних лет, уровень оказываемой заботы и развития социальных навыков существенно ниже, что затрудняет полноценную социализацию.
Современные представители Церкви акцентируют внимание на усложнении воспитательного процесса в условиях многочисленных соблазнов современной социальной среды. В этом контексте задача воспитания приобретает комплексный характер, требуя не только обучения навыкам противостояния негативному воздействию, но и формирования понимания фундаментальных понятий добра и зла, ответственности за собственные поступки, а также значения духовного развития по сравнению с материальными ценностями. Например, эмпирические исследования подтверждают, что дети, получившие всестороннюю поддержку, демонстрируют лучшие результаты в формировании моральных установок.
Особое значение данный вопрос имеет для детей-сирот, лишенных familial поддержки, когда педагог, выступая в роли заместителя родителей, обязан обеспечить им всестороннее наставничество. В процессе воспитания педагог не только поощряет развитие личностных качеств, но и создает условия для осознания учениками духовных ориентиров, что помогает им противостоять негативному внешнему влиянию.
Таким образом, педагог в православном образовательном учреждении должен быть готов к активному противодействию деструктивным внешним факторам посредством здорового, христианского воспитания, которое становится альтернативой современным ценностям, продвигаемым средствами массовой информации.
- Ценность семьи как главного воспитательного института.
- Роль педагогов в компенсации отсутствия родительской поддержки.
- Необходимость формирования моральных ориентиров через понимание добра и зла.
Список источников и литературы Источники
- 14 июня. - С. 1 -
- С. 8-
– 316 с.
Кто заменит маму сироте: Заместитель Министра образования Е. Чепурных о социальном сиротстве и подводных камнях воспитания детей-сирот (Беседу вела Л. Мазурова) // Литературная газета. -
Василъев Ю. Чертовы матери: Откуда берутся брошенные дети // Человек и закон. -
Алексеева Е. В семью, а не в интернат (Положение детей-сирот в РФ) // Ваше право -
- 702 с.
- С. 14-
Зеньковский В. В. Педагогика. - М.: Свято-Тихоновский богословский институт,
99 №
- 24 января. - С.
- С.
Власова А. В., Бабкина Л. Ф. Очерки истории церковной благотворительности: в 2 ч./ А. В. Власова, Л. Ф. Бабкина. Челябинск: Фотохудожник,
- №
Пашедко Ю.М. Особенности социально – педагогической деятельности православных монастырей//Вестник СпбГУКИ - № 1 –
- №
(апрель). - С. 13-
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г.) Принят Государственной Думой 21 мая 1999 г., одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 г.
Распоряжение Правительства РФ от 10 мая 1999 г. № 736-р «Об утверждении плана мероприятий федеральных органов исполнительной власти по преодолению детской безнадзорности на 1999-2000 годы».
Коновалова Т. Скорбный рекорд России: Статистические данные о детях-сиротах в РФ // Эхо планеты. -
- С. 82-
– 412 с.
- 27 февраля - 5 марта. - С.
Дети улиц: «Директорское бюро Международной организации труда П. Баррет-Рид о результатах исследований положения детей в РФ»//Труд. -
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.).
Никифорова В. Чей грех - замерзающие беспризорные дети?: Государственная политика РФ в отношении беспризорников // Правда. -
- С.
- 200 с.
. Литература
- №
Вып.
Борисов О. «Прививки» от невиновности: Государственная политика РФ в отношении детей // Новое время. -
- С. 77–
Денисов В. Православные витязи: Рязанская региональная общественная организация для подростков // Красная звезда. -
- 14марта. - С.
- 399 с.
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. (приказ Минобразования России от
Дорожкина О.А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Автореф. дис.... д-ра пед. наук / М.: Ин-т педагогики соц. работы РАО,
Благотворительность в России: лица, факты, события: сб. студенч. статей. - СПб.: «Златоуст»,
– 28 с.
Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. – М.: Православный Свято – Тихоновский Гуманитарный Университет,
Метелева С. «Ну и пес с ними»: Методы борьбы с беспризорностью, применяемые в РФ // Московский комсомолец. -
- С. 43–
Профилактика безнадзорности несовершеннолетних в РФ // Юридическая газета. -
- 12-15 января. - С.
Документы Архиерейского Собора // Журнал Московской Патриархии. -
- С. 78-
Байтингер Е. Меры защиты воспитанников детского дома// Директор школы.- 2009 - №
Симонов В. В. (игумен Филипп). Церковь — общество — хозяйство / отв. ред. Д. С. Львов. - М.: Наука,
Платонова Н.М. Инновации в социальной работе. – М.: Академия,
Петраченкова Т.Н. Становление государственной системы призрения в период петровских реформ. – М.: МГУ,
95 г. № 98-ФЗ.
- № 19 (май). - С.
- С. 359–
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
Жуков С. Наедине со свободой: Детская беспризорность в РФ // Человек и закон. -
Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2001-2002 гг.) (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. №
– 218 с.
Инструктивное письмо Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от
- С.
О социальной концепции русского православия / под общ. ред. М. П. Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе». М.: Республика,
- 22 августа. - С. 1-
Ч.
Воронова Е. А. Институт приходской благотворительности в России: историографический анализ // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12 марта, 21 марта 2002 г.).
Закон РФ «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта 2002 п)
Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях (Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2000 г. №813/28-
– 195 с.
- 282 с.
- 476 с.
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от
- С.
Благотворительность как нравственный ресурс гражданского общества России: сб. ст./ под ред. Е. А. Вороновой. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та.
Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах//Вопросы психологии – 2009 - №
Понятовская О. Незащищенное детство: Государственная политика в области преодоления беспризорности в РФ // Ваше право. -
Конвенция ООН о правах ребенка.
Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России // Социальная педагогика. - М.,
– 21 с.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Беляева Л. И. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей // Педагогика. -
- С. 61–
- № 2 (январь). - С.
- С.
Положение детей-сирот: (Из Государственного доклада 2000 г. «О положении детей в РФ») // Юридическая газе-та.-
Будущее, которое мы теряем: «Лидер партии «Возрождение» Е. Ищенко о детской беспризорности в РФ и путях ее преодоления» // Беседу вел Н. Гафутулин // Красная звезда. -
Борисов С. «Покушение на будущее»: Так определил проблему беспризорных детей председатель Российского детского фонда писатель Лиханов А. // Вечерняя Москва. -
- С. 68-
Григорова З. Н. Профилактическая работа с условно осужденными подростками (на примере «Центра социальной адаптации несовершеннолетних во имя святителя Василия Великого») // Теория и практика профилактической социальной работы: сб. статей / под ред. В. А. Самойловой, О. И. Бородкиной. - СПб.: Скифия-принт,
Воронова Е. А. Русская православная церковь как социальный институт. Постановка проблемы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Вып.
– 182 с.
96 № КШ 21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан».
Горюнов А.Г. Благотворительность и ее роль в современном мире - СПб.: Питер,
- №
.
- № 29 (июль); 31 (август). - С.
Понятовская О. Кризис семьи нарастает: Детская беспризорность в РФ // Ваше право: Документ. –
Дорохова Т.С. Развитие социальной педагогики в России в 20-е годы XXв.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Челябинск: Челябинский гос. пед. ун-т,
- 7 мая. - С. 1-
- № 9 (март). - С.
Байтингер Е. Охрана жилищных прав воспитанников детского дома//Директор школы – 2010 - №
- №
.
Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на2002год».
– 411 с.
Котов А.И. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы // Педагогика. -
- №
- №
- 1 февраля. - С.
Шляпин А.Ф. Русская Православная церковь как субъект социальной защиты детей – сирот//Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского - № 2 –
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.).
Воронова Е. А. Духовное состояние российского общества и благотворительность (историко-социологический анализ). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.
- С.