Каталог Психология и педагогика: методический анализ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ВНИМАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ВНИМАНИЯ

внимание когнитивные процессы концентрирование саморегуляция развитие
Заказать готовую работу
📄 42 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности исследования
  2. Цель и задач исследования
  3. Объект и предмет исследования
  4. Применяемые методики и диагностические подходы

Глава 1. Теоретико-методологический анализ понятия креативности

  1. Сущность креативности и характеристика творческого мышления
  2. Психолого-педагогическая специфика развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста

Глава 2. Исследование особенностей креативности у младших школьников с низким уровнем внимания

  1. Диагностика креативного потенциала в условиях сниженной активности внимания
  2. Педагогико-психологические корреляты низкого уровня внимания

Глава 3. Коррекционно-педагогическое сопровождение развития творческого мышления

  1. Разработка методик и внедрение развивающих технологий
  2. Оценка эффективности педагогических интервенций

Заключение

Список литературы

Формирование внутренней регуляции интеллектуальной деятельности, проявляющейся через произвольное внимание, является важнейшей предпосылкой развития ребёнка. Понимание природы внимания и его физиологических основ позволяет взрослым выстраивать эффективные методики обучения, делая акцент на постепенном развитии внимательности, а не требуя сразу полной сосредоточенности.

Внимание выступает ключевым элементом познавательных процессов, поскольку оно обеспечивает следующие результаты:

  1. отбор значимых стимулов, соответствующих требованиям конкретной деятельности;
  2. игнорирование посторонних воздействий, не имеющих решающего значения;
  3. поддержание и контроль деятельности до достижения поставленной цели.

Исследования, представленные на «Рис. 1», выделяют шесть основных подходов к объяснению феномена внимания. Каждый из этих подходов подчёркивает определённый аспект психической активности, однако ни один из них не получил всеобщего признания, что позволяет предположить существование интегративных механизмов или иных не исследованных закономерностей.

Аналогично, «Рис. 2» иллюстрирует многообразные свойства внимания. Концентрация, или сосредоточенность, определяется как удержание внимания на одном объекте или деятельности, с одновременным исключением отвлекающих стимулов. Так, когда ребёнок, увлечённо собирающий новый конструктор, не реагирует на внешние раздражители, наблюдается высокая интенсивность внимания. По А. А. Ухтомскому, концентрация является следствием возбуждения доминантного очага, сопровождаемого торможением активности остальных зон коры, что подтверждает взаимосвязь избирательности и сосредоточенности внимания.

Функция внимания Описание
Отбор стимулов Идентификация и выбор значимых воздействий, релевантных выполняемой деятельности
Игнорирование отвлечений Отсечение внешних стимулов, не влияющих на процесс деятельности
Поддержание концентрации Сохранение направленности и контроля деятельности до достижения цели

Таким образом, глубокий анализ механизмов внимания позволяет не только расширить теоретическое понимание когнитивных процессов, но и способствует разработке эффективных образовательных стратегий, направленных на формирование самоорганизованной и целенаправленной интеллектуальной деятельности у детей.

Список литературы

Шадриков В.Ф. Деятельность и способности,

Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей. - М: Наука,

– 324 с.

Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика,

Гин С.И. Мир Фантазии: Метод. пособие для учителей нач. кл. / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ. - Гомель,

Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей//Вопросы психологии. –

Психологическая диагностика: Учебное пособие/Гуревича К.М., Акимова М.К., Берулова Г.А. и др. Редактор-составитель Борисова Е.М. – Бийск: НИЦ БГПИ,

– 96 с.

Петрусинский В.В. “На пути к совершенству. Искусство экспромта” - М.,

Развитие и диагностика способностей. / Отв. ред. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. - М.: Наука,

Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М.,

Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск,

- с.37-

– 165 с.

Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г.

Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества.-М.,

– 216 с.

Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у дошкольников//Вопросы психологии. –

Стрейнберг Р., Григоренко В. Инвестиционная теория креативности//Психологический журнал. Том

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение,

– С.208-210 (0,25 п.л.)

Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. Реан А. - С-Пб.,

Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. – М.: Совершенство,

– 93 с.

Волков, Б. С., Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект,

Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7, с. 66-

Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат,

Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. –

Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.,

Субботина А.Ю. Развитие воображения детей. - Я.: Академия развития,

Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. – М.: Просвещение,

– 144 с.

– 320 с.

Литвин С.С. Развитие творческого воображения - М.,

Халперн Д. Психология критического мышления. - С-Пб.: «Питер»,

Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвит, М.: ACT,

- №

Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М.,

Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс,

-с14-

С.

Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология - М: Академия-с 368

Способности ваших детей. Под ред. Линькова Н.П., Шумилина Е.А. - М.,

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Проматей,

Касумова Б.С. Развитие креативности мышления младших школьников в группе продленного дня / Н.Г.Гашаров, Б.С. Касумова // Начальная школа: реалии, проблемы, перспективы. Сб. науч. трудов. - Махачкала: ДГПУ,

Одаренные дети. Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.Н. - М.,

– С.206-208 (0,25 п.л.) (личный вклад 80%)

-312 с.

Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Ж Под. ред. И.В.Дубровиной.- М.: Прогресс,

- №

Проблемы оценки способностей/Под ред. Брянкина С.В. – М.: МОГИФК, СГИФК,

Психология детства. Под ред. Реан А.А. - С-Пб.,

– 432 с.

Добрынин Н.Ф. Внимание. В кн.: Общая психология. / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение,

Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006

Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Просвещение,

- №

Касумова Б.С. Дивергентные математические задачи как средство развития креативности мышления младших школьников / Б.С. Касумова, Н.Г.Гашаров // Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика/ Материалы международной научно-практической конференции. – М.: Изд. «Гном и Д»,

Брушлинский, А.В. К психологии творчества / А.В. Брушлинский. – М.,

Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Фланта,

- 22 с.

Ермолаев О.Ю, Марютина Т.Н. Внимание школьника. – М.: Просвещение,

Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы и испытания одаренности в их применении к детям школьного возраста. – СПб.: Союз,

Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- С-Пб., «Питер»,

- №

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

.Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия,

– 208 с.

– С.146-147 (0,3 п.л.) (личный вклад 70%)

Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Богоявленской Д.Б. - М.,

Майк Кордуэлл. Психология. А-Я: Словарь - справочник. / Пер. с англ. Ткаченко К.С. - М.: ФАИР - ПРЕСС,

- №

Вопросы психологии способностей: Сборник статей/Под ред. Крутецкого В.А. – М.: Педагогика,

Хеллер К.А., Берлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности//Вопросы психологии. –

Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. - М: ИП РАН,

Касумова Б.С. Условия формирования творческого мышления на уроках математики / Б.С. Касумова // Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика/ Материалы международной научно-практической конференции. – М.: Изд. «Гном и Д»,

Теплов В.М. Избранные труды в 2-х томах: том

– 120 с.

Сидорина И.К., Ганцевич С.М. “От упражнения к спектаклю” - М.,

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М,

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том

– 224 с.

-142с.

Дормашев Ю.Б, Романов А.Я. Психология внимания. – М.: Триволта,

Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.,

Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание,

Голубовский В. “Актёр – самостоятельный художник” М.

– М.: Просвещение,

Касумова Б.С. Комбинаторные задачи как средство развития дивергентного мышления / Б.С. Касумова, Н.Г.Гашаров, Х.М.Махмудов // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (17-19 октября 2007 г.). – Махачкала: ДГПУ,

Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.,: Наука,

Ларина, Э. В., Особенности развития мышления у младших школ¬ьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.,

– 128 с.

– С. 71-74 (0,4 п.л.) (личный вклад 50%)

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Знание,

– 336 с.

– 80 с.

- С. 2-

Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. Учебное издание. Методическая библиотека.-М. Знание,

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «Академия»,

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.,

Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе,

Зак, А. З., Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.,

Вопросы и ответы

Каковы теоретические аспекты исследования проявления креативности у младших школьников с низким уровнем внимания?
Теоретические аспекты данного исследования охватывают систематизацию научных подходов к анализу проявления креативности в условиях сниженного уровня внимания у младших школьников. Исследование обосновано анализом основных концепций, методологических принципов и специфических особенностей когнитивного развития, что позволяет выявить закономерности в формировании творческих способностей.
Что представляет собой понятие креативности и как характеризуется творческое мышление?
Понятие креативности определяется как способность генерировать оригинальные идеи и нестандартные решения, содействующая инновационному мышлению. Творческое мышление характеризуется умением применять гибкие когнитивные стратегии, что выражается в способности преобразовывать традиционные представления в условиях решаемых задач.
Каковы особенности развития креативности и творческого мышления у детей младшего школьного возраста?
Особенности развития креативности и творческого мышления у детей младшего школьного возраста проявляются в специфических этапах формирования познавательных процессов и когнитивных стратегий. Эти особенности обусловлены возрастными изменениями в психическом развитии, что определяет уникальность в процессе усвоения новых знаний и самостоятельном поиске альтернативных вариантов решения.
В чем заключаются специфические особенности развития креативности у младших школьников с низким уровнем внимания?
Специфические особенности развития креативности у данной категории учащихся связаны с особенностями функционирования внимания, что влияет на проявление творческих способностей. Анализ этих феноменов позволяет выявить уникальные когнитивные паттерны, способствующие формированию альтернативных способов решения задач и адаптации образовательных методик для поддержки творческого потенциала.