Каталог Психология и педагогика: методический анализ Взаимосвязь родительского отношения и развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста

Взаимосвязь родительского отношения и развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста

детская психология методика PARI когнитивное развитие оценка навыков эксперимент
Заказать готовую работу
📄 71 страница страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

  1. Введение
    1. Актуальность исследования, определение цели и постановка задач
    2. Объект исследования: детско-родительские отношения в контексте воспитания
    3. Предмет исследования и используемые методы анализа
  2. Глава 1. Теоретические основания формирования «Детско-родительских отношений» и «коммуникативных навыков детей раннего возраста»
    1. Современные представления о семейном воспитании
      1. Историко-психологическая ретроспектива детско-родительских отношений
      2. Психолого-педагогический анализ формирования семейных связей
    2. Психическое развитие в раннем возрасте
      1. Изучение «Особенности психического развития детей раннего возраста»
      2. Специфика индивидуального развития на различных этапах
    3. Роль семьи в формировании коммуникативных способностей
      1. Исследование «Роль родителей в развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста»
      2. Механизмы передачи коммуникативного опыта в семейном кругу
  3. Глава 2. Эмпирико-практические исследования влияния родительского взаимодействия на коммуникативное развитие
    1. Исходные предпосылки и методологическая база
      1. Формулировка цели, гипотезы и ключевых задач исследования
      2. Обоснование выбора экспериментальных методов и профессиональных методик
    2. Проведение исследования и анализ данных
      1. Описание экспериментальных процедур и полевых наблюдений
      2. Статистическая обработка результатов и их интерпретация
    3. Обсуждение результатов и практические рекомендации
      1. Сравнительный анализ полученных данных с теоретическими моделями
      2. Рекомендации для специалистов в сфере детской психологии и педагогики
  4. Заключение
    1. Основные выводы исследования и их значение для практики
    2. Перспективы дальнейших исследований в данной области
  5. Список литературы

В рамках комплексного исследования проводятся последовательные задания, направленные на оценку способности ребенка воспринимать задания, анализировать образцы и демонстрировать результаты посредством подражания и демонстрации. Оцениванию подвергаются такие аспекты, как принятие задания, характер выполнения, обучаемость, а также отношение к итоговому результату.

Первое задание предполагает конструирование фигуры из палочек – «молоточек» или «домик». Для его выполнения используются четыре или шесть плоских палочек одного цвета. Экспериментатор демонстрирует построение фигуры и просит ребенка повторить действие, произнося инструкции «Построй, как у меня». При затруднениях ребенок получает дополнительное указание с использованием подражания («Смотри и делай, как я»), после чего задание предлагается повторно в виде образца. Таким образом, оценивается не только способность к копированию, но и адаптивность в выполнении задания.

Второй этап эксперимента направлен на выявление уровня наглядно-действенного мышления и умения использовать вспомогательные средства. Задание выполняется с участием тележки, оснащенной кольцом, через которое продета тесемка. Перед ребенком тележка располагается на расстоянии, превыщающем досягаемость руки, а два конца тесемки разведены на 50 см в зоне досягаемости. Ребенка просят достать тележку, при этом правильное выполнение задания требует, чтобы он догадался соединить оба конца тесемки для подтягивания тележки. Если ребенок изначально тянет только за один конец, ему предоставляется возможность повторить попытку, что свидетельствует о более низком уровне освоения задания, а выполнение действия за оба конца фиксируется как выполнение на высоком уровне.

Третье задание исследует понимание речевой инструкции и начальные предпосылки к предметному рисунку. Ребенку предоставляется бумага и карандаш, и он должен изобразить «дорожку» или «домик». Такой экспериментальный этап позволяет оценить ведущую руку, согласованность движений обеих рук, а также общее отношение к заданию, поскольку обучающая интервенция не проводится.

Комплексный характер методики позволяет выявить различные аспекты психомоторного и когнитивного развития ребенка. В Приложении 3 представлены результаты методики "PARI", отражающие определяемые признаки:

Показатель Уровень 1 Уровень 2
S 67149128119128111079131018151714141616151315121116171315671491281197614111212 14

Список литературы

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М,

Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ,

- с.103-

- 216с.

- с.3-

- с.5-

Личность и тип личности - http://coma.su/content/view/108/30/

Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6-ти то¬мах- Т. 4 / Выготский Л. С - М.: Просвещение,

Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. –

Marfo K. Maternal directiveness with children in interaction with mentally handicapped children: An analytical commentary // J. Child Psychol, and Psychiatry.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: ,

Кэлвин С., Гарднер Л. Теория личности. - М.'КСП,

Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.-

Children and parenting. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Ass.,

Cardoso-Martins C., Mervis C. Maternal speech to prelinguistic children with Down Syndrome // Am. J. Mental Deficiency.

Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.- М.,

- №

Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т

- 433 с.

-№

- №

- №

Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии,

- №

- 34 с.

- с.5-

-с.48-

- 351с.

Campbell S. Cognitive styles and behavior problems of clinic boys // Journal of abnormal Child Psychology.

Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.-

- №

Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.-

Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .-

Веракса, Н. Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка - дошколь¬ника: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса,Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез,

Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.-

Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект,

- 480с.

- с.14-

- 322с.

Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии.-

- с.122-

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд.Мысль,

Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера,

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Выготский Л. С. - СПб.: Союз,

- №

- с.45-

- с.9-

Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против // Вопросы психологии.-

Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,

- с.56-

- №

Керш П.К. Семейный контекст: удовлетворённость супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии.-

Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для вузов Изд. 3-е, перераб., доп. 2005 г.-67 c.

с. 5-

- с.88-

Эйдемиллер Э. Г. Ребёнок в ситуации развода родителей: взгляд психотерапевта и просто человека // Психологическая газета.-

- 240с.

- №

- 230с.

- 90 с.

Шапиро А.З. Психолого – гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.-

- 144 с.

P. 451-

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотера¬пия семьи. СПб.,

- №

- с.19-

- 264с.

- №

Личность и тип личности - :http://www.socioniko.net/ru/articles/aug-lichnost.html

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во института психотерапии,

- с.11-

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер,

Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч.-

- с.16-

-220 с.

- №

Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду.-

Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.-

- №

P. 359-

Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.,

Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителей / Выготский Л. С. - М. : Про¬свещение,

- т.

- с.14-

Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи.- Вильнюс.-

P. 531-

Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: ,

- 118с.

P. 431-

Галигузова, Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. -

Hodapp R. Parenting children with Down syndrome and other types of mental retardation // Bronstein M. (ed.). Handbook of parenting. V. I. Children and parenting. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Ass.,

Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии.-

Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М.,

- №

- С. 17-

- №

- с.93-

Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии.-

Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.-

Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. - 2-е изд перераб. и доп. - М.: «Просвещение»,

Слободская Т.П. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей // Вопросы психологии.-

- №

- №

Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.-

Ягодина Л.А. Совместная семейная игровая терапия в условиях детского сада // Психолог в детском саду.-

- 584с.

- №

-с.

- с.

- 239 с.

– 432 с.

№ 2 .P. 307-

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.:ЭКСМО-Пресс,

- №

- 66 с.

Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова; - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,

Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб.: ВМА,

P.

Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии.-

- с.102-108с.

Holroyd J., Mac Arthur D. Mental retardation and stress on parents: A contrast between Down syndrome and childhood autism // Am. J. Mental Deficiency.

- 112с.

- №

Ilagamen M.B. Family adaptation to the diagnosis of mental retardation in a child and strategies of intervention // Syzmansky L.S., Tanguay P.E. (eds.).Emotional disorders of mentally retarded persons Baltimore: Univ. Park Press,

P. 233-

Скрипкина Т. П., Гулъянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов.- Ростов-на-Дону,

- с.89-

– с.11

- №

- №

М.: Педагогика.

Holden G.W. Parental attitudes towards childrearing // Bronstein M. (ed.). Handbook of parenting. V.

Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии,

- 672 с.

- 46с.

- с.118-

Featherstone H. A difference in the family: Life with a disabled child. N.Y.: Basic Books,

- с.19-

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж,

Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр»,

Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект,

Вопросы и ответы

Какова взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и коммуникативными навыками ребёнка раннего возраста?
Детско-родительские отношения оказывают существенное влияние на формирование и развитие коммуникативных навыков ребёнка раннего возраста. Взаимодействие между эмоциональными связями в семье и социализационными процессами определяет эффективность передачи речевых и социальных умений, что способствует комплексному развитию личности ребёнка.
Что подразумевается под семейным воспитанием и детско-родительскими отношениями?
Семейное воспитание представляет собой процесс систематического формирования ценностных ориентиров и социальных норм посредством взаимодействия членов семьи. Детско-родительские отношения характеризуются взаимным влиянием, эмпатией и поддержкой, что создаёт основу для оптимального психического и коммуникативного развития детей.
Какое влияние оказывают родители на коммуникативные навыки детей раннего возраста?
Родительская деятельность оказывает решающее влияние на развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста. Систематическое взаимодействие с родителями, демонстрация модельного поведения и создание стимулирующей образовательной среды способствуют формированию у детей уверенности в общении и развитию речевых умений.
Каковы особенности психического развития детей раннего возраста в контексте формирования коммуникативных навыков?
Психическое развитие детей раннего возраста характеризуется высокой пластичностью и восприимчивостью к социальным стимулам, что способствует быстрому усвоению коммуникативных моделей. Эти особенности обеспечивают возможность раннего формирования речевых навыков, необходимой для успешной социализации и обучения в будущем.
Какую роль играют родители в развитии коммуникативных навыков детей раннего возраста?
Родители выступают в качестве основных регуляторов и моделистов коммуникативного поведения, оказывая прямое влияние на формирование речевых навыков у детей. Их целенаправленные педагогические усилия и демонстрация эффективных методов общения способствуют развитию у ребёнка социальных компетенций и умения адаптироваться в коллективе.
Каковы основные направления исследования влияния родительских отношений на коммуникативные навыки у детей раннего возраста?
Исследование охватывает комплексный анализ взаимосвязи между качеством родительских отношений и уровнем развития коммуникативных навыков детей раннего возраста. Рассматриваются вопросы семейного воспитания, эмоциональной поддержки и психического развития, что позволяет выявить ключевые факторы, формирующие эффективное общение в раннем возрасте.
Какова цель, гипотеза и задачи исследования влияния родительских отношений на коммуникативные навыки детей раннего возраста?
Цель исследования заключается в определении влияния качества родительских отношений на формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста. Гипотеза предполагает прямую зависимость между родительской поддержкой и успешностью развития речевых и социальных компетенций, а задачи исследования направлены на систематизацию факторов, влияющих на этот процесс.
Какова методика исследования влияния родительских отношений на коммуникативные навыки детей раннего возраста?
Методика исследования базируется на использовании комплексного подхода, включающего качественный и количественный анализ собранных данных. Применение наблюдения, анкетирования и тестирования позволяет оценить эмоциональные и когнитивные аспекты взаимодействия в семье, способствуя выявлению закономерностей в развитии коммуникативных навыков.
Каковы результаты исследования влияния родительских отношений на коммуникативные навыки детей раннего возраста?
Результаты исследования демонстрируют значительное влияние качественных родительских отношений на формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста. Выявленные закономерности подтверждают, что оптимальные условия семейного воспитания способствуют развитию у ребёнка социальных компетенций и успешной адаптации в образовательной среде.