Каталог Социальная работа: анализ и практика Помощь не совершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию в условиях Центра соц.помощи семье и детям

Помощь не совершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию в условиях Центра соц.помощи семье и детям

диагностика агрессия психодиагностика подростки девиация
Заказать готовую работу
📄 77 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение В данной части определяется актуальность проблематики оказания помощи несовершеннолетним, находящимся в "трудной жизненной ситуации". Формулируется цель исследования, обозначаются задачи, определяется объект, предмет и методы анализа, применяемые при рассмотрении вопросов социальных и правовых аспектов.

Глава 1. Теоретико-методологический обзор вопросов помощи несовершеннолетним в "трудной жизненной ситуации"

  1. Параграф 1.1. Понятие и особенности "трудной жизненной ситуации" несовершеннолетнего
    1. 1.1.1. Определение явления: анализ факторов, механизмов и форм проявлений ситуации
    2. 1.1.2. Социально-семейная динамика как предпосылка возникновения проблемы
    3. 1.1.3. Кризис института семьи как структурный элемент исследования
  2. Параграф 1.2. Правовые и организационные механизмы поддержки
    1. 1.2.1. Нормативно-правовое обеспечение оказания помощи несовершеннолетним
    2. 1.2.2. Процедуры принятия решения в системе социальной защиты

Глава 2. Практическая характеристика деятельности Центра социальной помощи семье и детям

  1. Параграф 2.1. Организационно-структурный анализ работы учреждения Анализируются специфика и структура работы Центра, выделяются ключевые моменты его деятельности.
  2. Параграф 2.2. Оценка программы социально-психологической помощи Исследуются особенности программы поддержки несовершеннолетних, проводится сравнительный анализ используемых методик.
  3. Параграф 2.3. Эмпирическое исследование психологических характеристик
    1. 2.3.1. Методологическая основа и этапы проведения исследования
    2. 2.3.2. Обработка и интерпретация результатов эмпирического анализа

Глава 3. Перспективы совершенствования программ социально-психологической поддержки несовершеннолетних

  1. Параграф 3.1. Модернизация методик и практик социального вмешательства Оцениваются возможности усовершенствования существующих программ с учетом выявленных аспектов.
  2. Параграф 3.2. Стратегические направления развития поддержки в системе социальной защиты Рассматриваются варианты оптимизации работы службы и перспективы дальнейшего развития.
Заключение Подводятся итоги работы, обобщаются результаты исследования и формулируются рекомендации для дальнейшей практической реализации. Список литературы и источники Приложение. Программа тренинга социально-психологической адаптации

Применяя методику Баса-Дарки, проведённый анализ выявил, что у исследуемой группы подростков доминирующими являются определённые типы реакций, представленные на «Диаграмма 1». Значения по шкалам указывают на наличие характерных поведенческих особенностей.

Исследование выявило следующие формы агрессивного поведения: применение физической силы в отношении других, оппозиционная манера поведения – от пассивного сопротивления до активного противодействия установленным нормам, устойчивое убеждение в враждебном отношении окружающих, выражение негатива посредством крика и угроз, а также слабая выраженность чувства вины и угрызений совести. Эти результаты подтверждают доминирование враждебных установок и агрессивных реакций в группе.

Для диагностики, с использованием опросника Кеттелла, были выбраны специфические факторы, характеризующие личностные и поведенческие тенденции подростков:

  1. "I+D+C+" – аффективное поведение;
  2. "Е+" – склонность к агрессии;
  3. "G—" – асоциальное, аморальное поведение;
  4. "J+" – предрасположенность к групповым правонарушениям;
  5. "O+Q4+C-F—" – тенденция к алкоголизации.

Симптомокомплексы, отражённые в «Таблица 2», демонстрируют, что все испытуемые склонны к агрессии. При этом половина подростков характеризуется асоциальным поведением, у шести наблюдаются нарушения группового характера, 12 из 30 проявляют тенденцию к алкоголизации, а 4 – аффективные признаки. Анализ распределения симптомокомплексов показал, что:

  1. один подросток одновременно демонстрирует все пять симптомокомплексов;
  2. один испытуемый – четыре комплекса;
  3. у двух участников зафиксированы три комплекта;
  4. остальные имеют два различных симптомокомплекса.

Таким образом, гипотеза о том, что несовершеннолетние, оказавшиеся в неблагоприятных жизненных условиях, склонны к различным девиациям поведения, получила эмпирическое подтверждение, что согласуется с данными отечественных и зарубежных исследований по проблеме подростковой девиации.

Цель проведения индивидуальной психодиагностики заключается в уточнении личностных качеств, как негативных, способствующих дезадаптации, так и положительных, способствующих успешной социализации. Программа индивидуальной работы направлена на комплексное изучение личности с использованием современных методик.

Основными задачами индивидуальных исследований являются:

  1. определение перечня лиц для углублённого анализа;
  2. выбор методов психодиагностики, отвечающих целям исследования;
  3. создание условий для установления тесного контакта с участниками;
  4. проведение психодиагностических процедур с целью получения достоверных данных;
  5. формирование подробных личностных профилей испытуемых.

Комплексный подход позволяет не только детально выявить особенности агрессивного поведения, но и спланировать коррекционные мероприятия, нацеленные на снижение девиантных тенденций.

Аффективное поведение Склонность к агрессии Асоциальное, аморальное поведение Склонность к правонарушениям группового характера Склонность к алкоголизации
Е., 14 + + + +
Л., 14 + +
Г., 14 + +

Список литературы

Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М,

Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. - М,

Антонов, А.И. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / А.И. Антонов. - М,

- 199 с.

- 202 с.

- 312 с.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М,

Шуман, С.Г., Шуман, В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения / С.Г. Шуман. - Брест,

Слуцкий, Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс,

Обозов, Н.Н., Обозова А.Н. Факторы устойчивости брака. - В сб.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно 28-30 сентября 2005 г. - М, 2005, с. 44-

- 213 с.

html (

Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольская, И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб,

- 450 с.

– 488 с.

Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии,

- №

- 331 с.

- 237 с.

Очарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Очарова. - М,

Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование,

- №

.

Литература и источники

Разумихина, Г.П. Мир семьи / Г.П. Разумихина. - М,

Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Г.В. Осипов. — М,

- РБФ НАН,

Шевандрин, Н.И., Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. - М,

Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М: Просвещение,

- 439 с.

Головей, Л.А, Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей. - СПб,

- 189 с.

Закатова, И.Н. Социальная педагогика в школе / И.Н. Закатова. - М,

Джордж, Р., Кристиани, Т. Консультирование: теория и практика / Пер. с англ. А. Шадура. - М,

Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М,

- 459 с.

Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб,

Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики / А.Г. Шмелев. - Ростов-на-Дону,

- 112 с.

№ 20 (

- 170 с.

- 456 с.

Макеев, Г.А. Семейная жизнь и дети / Г.А. Макеев. - Волгоград,

- 170 с.

Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. - М,

- №

- 162 с.

Грибеннеков, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Грибенников. - М,

Столин, В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии,

Дубровина, И.В., Фадеева, З.Г., Губарева, Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч,

Исаев, Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков / Родители родителям. Что делать и как поступать с "трудными детьми" и теми, кто хочет такими быть // NarСom – http://www.narcom.ru/parents/parents/

- 212 с.

- 442 с.

Последствия сексуального раскрепощения / WCARP. – http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/posled.htm (

Обозов, Н.Н., Обозова, А.Н. Диагностика супружеских затруднений / Психологический журнал, 2005, т. 3, № 2, с. 147-

Новикова, Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. - М,

Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий, В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб,

Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М,

- 174 с.

Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Н. Пезешкиан. - М,

Шеффер, Ч., Керри, Л. Игровая семейная психотерапия / Ч. Шеффер. - СПб,

- 420 с.

.

- 328 с.

- 544 с.

Социальная психология / Под редакцией А.В. Петровского. - М,

- 289 с.

Климантова, Г.И., Федотовская, Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России»,

Семья и родительство в современной России. Отчет о результатах исследования. – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Институт социологии РАН.

- 127 с.

Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Дивицына. – Ростов-на-Дону,

.

Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин. – Новосибирск: Наука,

Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. - М,

- 322 с.

- 544 с.

- 138 с.

Хананашвили, Н.Л. «Камо грядеши?» или некоторые размышления о теории социального инвестирования» / Межсекторные взаимодействия. Настольная Книга -

- 109 с.

Супружеская жизнь: гармония и конфликты / Состав А.А. Богданович. - М,

- 342 с.

- 278 с.

- 266 с.

Семья. Социально - психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. - Киев,

- 121 с.

Социология семьи / Под. ред. проф. А. И. Антонова. - М,

- 179 с.

Дубрович, А.Б. Кто в семье психотерапевт? / А.Б. Дубрович - М,

- 470 с.

Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М,

Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - СПб,

Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М,

– 128 с.

В России — «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com, 1 июня

- 213 с.

- №

Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. - М,

- 177 с.

Вопросы и ответы

Что включает в себя определение трудной жизненной ситуации для несовершеннолетнего с точки зрения характера ситуации?
Определение трудной жизненной ситуации для несовершеннолетнего охватывает совокупность факторов, механизмов и форм, характеризующих данное явление. Это понятие обусловлено наличием специфических признаков, связанных с проблемами социального функционирования семей, что служит предпосылкой для возникновения кризисных состояний в институции семьи.
Какие правовые и организационные аспекты обусловливают оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации?
Правовые и организационные аспекты представляют собой систематизированный комплекс мер, направленных на обеспечение поддержки несовершеннолетних в критических условиях. Они включают нормативное регулирование, а также стратегию принятия решений, что обеспечивает оперативное и целенаправленное оказание помощи данной категории граждан.
Каким образом характеризуется деятельность Центра социальной помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации?
Деятельность Центра социальной помощи характеризуется комплексным анализом функционирования организации, оценкой эффективности реализуемых программ и исследований психологических характеристик несовершеннолетних. Применяемые методологические подходы, включающие определение этапов исследования и обработку результатов, способствуют выявлению оптимальных методов поддержки и коррекции стратегий работы учреждения.
В чем заключаются направления совершенствования программы социально-психологической помощи несовершеннолетним?
Направления совершенствования программы основаны на системном анализе существующих подходов и необходимости адаптации методов психосоциальной поддержки. Усиление методологической базы, оптимизация этапов исследования и разработка тренинга по социально-психологической адаптации способствуют повышению эффективности вмешательства и улучшению организации помощи.
Какова роль методологической основы и этапов исследования в анализе психологических характеристик несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации?
Методологическая основа служит фундаментом для построения последовательной системы исследования, охватывая разработку этапов исследования и обеспечение корректной интерпретации полученных данных. Такой подход обеспечивает всесторонний анализ психологических характеристик несовершеннолетних, позволяя сформулировать эффективные стратегии поддержки и корректировать методы оказания помощи в условиях кризиса.