Помощь не совершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию в условиях Центра соц.помощи семье и детям
Содержание
Введение В данной части определяется актуальность проблематики оказания помощи несовершеннолетним, находящимся в "трудной жизненной ситуации". Формулируется цель исследования, обозначаются задачи, определяется объект, предмет и методы анализа, применяемые при рассмотрении вопросов социальных и правовых аспектов.Глава 1. Теоретико-методологический обзор вопросов помощи несовершеннолетним в "трудной жизненной ситуации"
-
Параграф 1.1. Понятие и особенности "трудной жизненной ситуации" несовершеннолетнего
- 1.1.1. Определение явления: анализ факторов, механизмов и форм проявлений ситуации
- 1.1.2. Социально-семейная динамика как предпосылка возникновения проблемы
- 1.1.3. Кризис института семьи как структурный элемент исследования
-
Параграф 1.2. Правовые и организационные механизмы поддержки
- 1.2.1. Нормативно-правовое обеспечение оказания помощи несовершеннолетним
- 1.2.2. Процедуры принятия решения в системе социальной защиты
Глава 2. Практическая характеристика деятельности Центра социальной помощи семье и детям
- Параграф 2.1. Организационно-структурный анализ работы учреждения Анализируются специфика и структура работы Центра, выделяются ключевые моменты его деятельности.
- Параграф 2.2. Оценка программы социально-психологической помощи Исследуются особенности программы поддержки несовершеннолетних, проводится сравнительный анализ используемых методик.
-
Параграф 2.3. Эмпирическое исследование психологических характеристик
- 2.3.1. Методологическая основа и этапы проведения исследования
- 2.3.2. Обработка и интерпретация результатов эмпирического анализа
Глава 3. Перспективы совершенствования программ социально-психологической поддержки несовершеннолетних
- Параграф 3.1. Модернизация методик и практик социального вмешательства Оцениваются возможности усовершенствования существующих программ с учетом выявленных аспектов.
- Параграф 3.2. Стратегические направления развития поддержки в системе социальной защиты Рассматриваются варианты оптимизации работы службы и перспективы дальнейшего развития.
Применяя методику Баса-Дарки, проведённый анализ выявил, что у исследуемой группы подростков доминирующими являются определённые типы реакций, представленные на «Диаграмма 1». Значения по шкалам указывают на наличие характерных поведенческих особенностей.
Исследование выявило следующие формы агрессивного поведения: применение физической силы в отношении других, оппозиционная манера поведения – от пассивного сопротивления до активного противодействия установленным нормам, устойчивое убеждение в враждебном отношении окружающих, выражение негатива посредством крика и угроз, а также слабая выраженность чувства вины и угрызений совести. Эти результаты подтверждают доминирование враждебных установок и агрессивных реакций в группе.
Для диагностики, с использованием опросника Кеттелла, были выбраны специфические факторы, характеризующие личностные и поведенческие тенденции подростков:
- "I+D+C+" – аффективное поведение;
- "Е+" – склонность к агрессии;
- "G—" – асоциальное, аморальное поведение;
- "J+" – предрасположенность к групповым правонарушениям;
- "O+Q4+C-F—" – тенденция к алкоголизации.
Симптомокомплексы, отражённые в «Таблица 2», демонстрируют, что все испытуемые склонны к агрессии. При этом половина подростков характеризуется асоциальным поведением, у шести наблюдаются нарушения группового характера, 12 из 30 проявляют тенденцию к алкоголизации, а 4 – аффективные признаки. Анализ распределения симптомокомплексов показал, что:
- один подросток одновременно демонстрирует все пять симптомокомплексов;
- один испытуемый – четыре комплекса;
- у двух участников зафиксированы три комплекта;
- остальные имеют два различных симптомокомплекса.
Таким образом, гипотеза о том, что несовершеннолетние, оказавшиеся в неблагоприятных жизненных условиях, склонны к различным девиациям поведения, получила эмпирическое подтверждение, что согласуется с данными отечественных и зарубежных исследований по проблеме подростковой девиации.
Цель проведения индивидуальной психодиагностики заключается в уточнении личностных качеств, как негативных, способствующих дезадаптации, так и положительных, способствующих успешной социализации. Программа индивидуальной работы направлена на комплексное изучение личности с использованием современных методик.
Основными задачами индивидуальных исследований являются:
- определение перечня лиц для углублённого анализа;
- выбор методов психодиагностики, отвечающих целям исследования;
- создание условий для установления тесного контакта с участниками;
- проведение психодиагностических процедур с целью получения достоверных данных;
- формирование подробных личностных профилей испытуемых.
Комплексный подход позволяет не только детально выявить особенности агрессивного поведения, но и спланировать коррекционные мероприятия, нацеленные на снижение девиантных тенденций.
Аффективное поведение | Склонность к агрессии | Асоциальное, аморальное поведение | Склонность к правонарушениям группового характера | Склонность к алкоголизации |
---|---|---|---|---|
Е., 14 | + | + | + | + |
Л., 14 | + | + | ||
Г., 14 | + | + |
Список литературы
Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М,
Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. - М,
Антонов, А.И. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / А.И. Антонов. - М,
- 199 с.
- 202 с.
- 312 с.
Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М,
Шуман, С.Г., Шуман, В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения / С.Г. Шуман. - Брест,
Слуцкий, Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс,
Обозов, Н.Н., Обозова А.Н. Факторы устойчивости брака. - В сб.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно 28-30 сентября 2005 г. - М, 2005, с. 44-
- 213 с.
html (
Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольская, И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб,
- 450 с.
– 488 с.
Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии,
- №
- 331 с.
- 237 с.
Очарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Очарова. - М,
Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование,
- №
.
Литература и источники
Разумихина, Г.П. Мир семьи / Г.П. Разумихина. - М,
Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Г.В. Осипов. — М,
- РБФ НАН,
Шевандрин, Н.И., Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. - М,
Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М: Просвещение,
- 439 с.
Головей, Л.А, Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей. - СПб,
- 189 с.
Закатова, И.Н. Социальная педагогика в школе / И.Н. Закатова. - М,
Джордж, Р., Кристиани, Т. Консультирование: теория и практика / Пер. с англ. А. Шадура. - М,
Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М,
- 459 с.
Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб,
Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики / А.Г. Шмелев. - Ростов-на-Дону,
- 112 с.
№ 20 (
- 170 с.
- 456 с.
Макеев, Г.А. Семейная жизнь и дети / Г.А. Макеев. - Волгоград,
- 170 с.
Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. - М,
- №
- 162 с.
Грибеннеков, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Грибенников. - М,
Столин, В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии,
Дубровина, И.В., Фадеева, З.Г., Губарева, Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч,
Исаев, Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков / Родители родителям. Что делать и как поступать с "трудными детьми" и теми, кто хочет такими быть // NarСom – http://www.narcom.ru/parents/parents/
- 212 с.
- 442 с.
Последствия сексуального раскрепощения / WCARP. – http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/posled.htm (
Обозов, Н.Н., Обозова, А.Н. Диагностика супружеских затруднений / Психологический журнал, 2005, т. 3, № 2, с. 147-
Новикова, Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. - М,
№
Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий, В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб,
Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М,
- 174 с.
Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Н. Пезешкиан. - М,
Шеффер, Ч., Керри, Л. Игровая семейная психотерапия / Ч. Шеффер. - СПб,
- 420 с.
.
- 328 с.
- 544 с.
Социальная психология / Под редакцией А.В. Петровского. - М,
- 289 с.
Климантова, Г.И., Федотовская, Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России»,
Семья и родительство в современной России. Отчет о результатах исследования. – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Институт социологии РАН.
- 127 с.
Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Дивицына. – Ростов-на-Дону,
.
Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин. – Новосибирск: Наука,
Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. - М,
- 322 с.
- 544 с.
- 138 с.
Хананашвили, Н.Л. «Камо грядеши?» или некоторые размышления о теории социального инвестирования» / Межсекторные взаимодействия. Настольная Книга -
- 109 с.
Супружеская жизнь: гармония и конфликты / Состав А.А. Богданович. - М,
- 342 с.
- 278 с.
- 266 с.
Семья. Социально - психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. - Киев,
- 121 с.
Социология семьи / Под. ред. проф. А. И. Антонова. - М,
- 179 с.
Дубрович, А.Б. Кто в семье психотерапевт? / А.Б. Дубрович - М,
- 470 с.
Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М,
Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - СПб,
Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М,
– 128 с.
В России — «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com, 1 июня
- 213 с.
- №
Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. - М,
- 177 с.