Преддипломная работа, экспрессивный синтаксис в англ. яз
Содержание
Введение
- Актуальность исследования
- Цель и задачи
- Объект и предмет исследования
- Методологическая база и используемые методики
ГЛАВА 1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА
- Параграф 1.1. Осмысление понятия «Понятие экспрессивности» в синтаксических конструкциях
- Параграф 1.2. Анализ явления «Явление экспрессивного синтаксиса» в контексте языкового эксперимента
- Параграф 1.3. Инструментарий «Средства экспрессивного синтаксиса» в теоретической и практической плоскостях
Выводы к главе 1
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКСПРЕССИВНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Х. ФИЛДИНГ «BRIDGET JONES'S DIARY»
- Параграф 2.1. Разбор синтаксических приёмов передачи экспрессивности в романе «Bridget Jones's Diary» с акцентом на структурные особенности
- Параграф 2.2. Роль пунктуации как инструмента формирования экспрессивного эффекта в романе «Bridget Jones's Diary»
Выводы к главе 2
Заключение
Обобщение результатов и рекомендации для дальнейших исследований
Список используемой литературы
Перечень источников и справочной литературы
Анализируем фрагмент, содержащий следующие утверждения: “I wantgohome. I wantmyownlifeagain. I don'tfeellikeanadult, I feellike a teenageboywhoeveryone'sannoyedwith.” [30, с.153]. В данном примере наблюдается использование трёх смежных высказываний, первые два из которых являются простыми предложениями, а третье представляет собой сложное бессоюзное высказывание, где каждая часть демонстрирует схожую синтаксическую структуру.
Применение параллелизма приобретает дополнительное значение за счёт анафорического повторения начального элемента «I want» в первых двух предложениях, что не только структурирует текст, но и усиливает экспрессивный эффект. Наряду с этим, наблюдается постепенное удлинение синтагм, что создаёт ритмическую динамику и способствует усилению воспринимаемой эмоциональной насыщенности высказывания. Подобные ритмические особенности, подчеркивающие параллелизм, играют значимую роль в передаче чувств героини и осмыслении ситуации, а их эффект подтверждается исследованиями, демонстрирующими корреляцию между ритмическими изменениями и восприятием экспрессии текста.
Рассмотрим также пример из романа «BridgetJones'sDiary»: “But then,|asSharonpointedout,|lasttimewedidthattheygotbacktogether|andshetoldhimeverythingwe'dsaidin a fitofreconcilatoryconfession|andnowitiscripplinglyembarrassingeverytimeweseehim|andhethinkswearetheBitchQueensfromHell|— which,|asJudepointsout,|is a misapprehensionbecause, |althoughwehavediscoveredourInnerBitches,|wehavenotyetunlockedthem.” [30, с.17]. Данный фрагмент охарактеризован разнообразными синтаксическими дополнениями, такими как парентетические вставки и придаточные конструкции, что приводит к чередованию длинных основных синтаксических структур с короткими вставками. Такое чередование создает переменный ритм, который не только подчеркивает экспрессивность высказывания, но и придает ему динамический и оценочный характер.
Сравнительный анализ демонстрирует, что экспрессивную функцию синтаксических единиц можно реализовать посредством следующих средств:
- Анафора и синтаксический параллелизм, усиливающие повторяемость идей;
- Постепенное удлинение синтагм, способствующее созданию ритмического нарастания;
- Парентетические вставки, изменяющие ритмическую организацию и придающие высказыванию динамику;
- Использование эллипсиса и парцелляции, позволяющих структурировать интонационное наполнение текста.
Таблица ниже иллюстрирует ключевые синтаксико-экспрессивные средства, применяемые в анализируемых примерах:
Средство | Функция | Пример из текста |
---|---|---|
Анафора | Подчёркивает повторяемость и эмоциональность | «I want» |
Параллелизм | Создаёт структурную организованность высказывания | Сравнение простых и комплексных предложений |
Парентетические вставки | Вводят дополнительные оценочные и информационные нюансы | Фрагменты с «asSharonpointedout» и «asJudepointsout» |
Таким образом, комплексное использование ритмических и синтаксических средств обусловливает яркую экспрессивную окраску произведений, позволяя автору не только передавать эмоциональное состояние героев, но и структурировать повествование с учетом смысловых пауз и динамики. Подобный подход подтверждается современными исследованиями в области лингвистики, где ритмическая организация текста рассматривается как один из ключевых факторов формирования читательского восприятия.
Список литературы
Новиков, Л.А. Искусство слова. / Л.А. Новиков. - М.: Педагогика,
Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Агар,
- 286 с.
Арапиева Л.У. Теория и практика системы знаков препинания в современном английском языке. - М.: Просвещение,
- 400 с.
htm
Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка: уч. пособие. / А.И. Смирницкий. - М.: Изд-во лит. на иностр. яз.,
Жинкин Н.И. Механизмы речи: уч. пособие. / Н.И. Жинкин. - М., Директ-Медиа,
- 433 с.
Москальская О.И. Грамматика текста. - М.: Высшая школа,
Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису: Э.М. Берегоская. - М.: Рохос,
- 1104 с.
Комиссаров В.Н. Теория перевода (Лингвистические аспекты. - М.: Высшая школа,
- 180 с.
- 256с.
- 614 с.
Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка. - 3-е изд. - М.: Просвещение,
- 284 с.
- 300 с.
Ванников Ю.В. Вопросы строения предложения: уч. пособие. / Ю.В. Ванников. - Саратов: изд-во Саратовского ун-та,
Панасюк А.П. К вопросу об экспрессии как лингвистической категории. / Вестник МГУ / А.П. Панасюк. - М.: Изд-во МГУ,
Вахитова, Г.В. Способы передачи внутренней экспрессивности текста: автореферат на соискание ученой степени кандидата филол-х наук / Г.В. Вахитова. - Уфа,
- 184 с.
- c. 13-
- 422 с.
- 174 с.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. - М.: Наука,
-- 128 с.
Галкина-Федорук, Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
- 416 с.
- 202 с.
Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. - М.: Высшая школа,
Поспелов Н.С. О грамматической природе сложного предложения: уч. пособие. / Н.С. Поспелов. - М.: Просвещение,
Курилович Е. Очерки по лингвистике: авт. сборник / Е. Курилович. - М.: Тривиум,
Писарев, Д.С. Функционирование восклицательных предложений и их прагматический аспект. Прагматические аспекты функционирования языка / Д.С. Писарев. - М.: Изд-во АГУ,
Fielding, H. Bridget Jones's Diary. Picador, -
Синтаксис как диалектическое единство коллигации и коллокации. / Под ред. О.С. Ахмановой. - М.: Изд-во МГУ,
Гридин, В. Н. Экспрессивность. Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Гридин. - М.: Советская энциклопедия,
Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса: уч. пособие. / В.В. Виноградов. - М.: Изд-во МГУ,
Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. На материале английского языка. – М.: Высш.шк., 1984 -211с.
- 490 с.
- 253 с.
- 30 c.
– 157 p.
- 383 с.
Бархударов Л.С. Грамматика английского языка. - М.: Изд-во лит. на иностр. яз.,
- 202 с.
- 591 с.
Иванова И.П. Теоретическая грамматика современного английского языка. - М.: Высшая школа,
Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Риппол Классик,
- 406 с.
Георгиева Е.В. Парцелляция в английском языке: уч. пособие. / Е.В. Георгиева. - М.: Наука,
- 240 с.
- 79 с.
Голуб, И.Б. Стилистика русского языка: учеб.пособие [Электронный ресурс] / И.Б. Голуб // Электронное издание / URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-
Филонова Н.К. Парцелляция полипредикативных высказываний в современном английском языке: Дис… канд. филол. наук. / Н.К. Филонова. - М.,
Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции. - М.: Просвещение,
- 60 с.