Развитие речи у детей до терх лет в условиях ДОУ( дошкольного учреждения)
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности исследования, формулировка проблемы и научной новизны
- Определение цели, задач, объекта, предмета и выбора методов исследования
Глава 1. Теоретические основы речевой психологии и психолингвистики
- "Понимание речи в современной психологии (психолингвистике)" как база для анализа когнитивных процессов
- "Освоение речи у детей в онтогенезе" – этапы и моделирование речевого формирования
Глава 2. Психолингвистический анализ особенностей развития речи
- Исследование "Особенности развития (психолингвистический подход)" в контексте языкового опыта
- Методологические аспекты интерпретации речевых факторов и профильных нюансов
Глава 3. Формирование условий полноценного речевого развития в ДОУ
- Анализ "Условия полноценного речевого развития детей третьего года жизни в ДОУ" с практической ориентацией
- Разработка рекомендаций по оптимизации содержания педагогических программ
Заключение
- Выводы по результатам проведённого исследования
- Перспективы дальнейшего изучения и практического применения разработанных подходов
Список литературы
- Перечень использованных источников и нормативной литературы
Диалогическая речь базируется на взаимопонимании собеседников, их общем восприятии ситуации и общей осведомлённости о предмете разговора. В противоположность ей, монологическая речь характеризуется связностью изложения одного лица, чьей целью является передача объективных фактов, как отмечают А. Р. Лурия и Л. И. Федоренко.
Монолог представляет собой сложную форму речевой деятельности, в которой заранее определяется содержание высказывания. К его основным характеристикам относятся:
- односторонний характер коммуникации;
- спонтанность выбора средств выражения;
- ориентация содержания на восприятие слушателя;
- ограниченное использование невербальных средств;
- развернутость и логическая последовательность изложения.
С точки зрения организации, связная речь может принимать ситуативный и контекстный характер. Первая форма обусловлена конкретными обстоятельствами, при этом говорящий может не до конца выражать свои мысли, а вторая базируется исключительно на языковых средствах, игнорирующих внешние условия. Такие различия находят отражение в исследованиях, подчёркивающих важность планирования содержания перед высказыванием [16].
Развитие связной речи у детей без речевых нарушений протекает постепенно параллельно с развитием мышления, активности и социального взаимодействия. На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального контакта со взрослыми, закладываются базовые принципы будущего речевого умения. По мере взросления активная речь ребёнка разворачивается, и к концу второго года появляются первые осмысленные слова, постепенно превращающиеся в обозначения предметов, а затем и в первые предложения. На третьем году наблюдается резкое увеличение словарного запаса, усложнение синтаксических структур и активное использование диалогической формы [16].
Полноценное речевое развитие детей третьего года жизни в ДОУ обеспечивается за счёт разнообразных видов деятельности. Обучающие занятия по ознакомлению с художественной литературой, изучению грамматики и окружающей действительности, а также игровой и художественной деятельности вне уроков создают предпосылки для устойчивого эффекта. Однако систематизированное обучение родному языку на специализированных занятиях вызывает наиболее стабильный развивающий результат.
Основным принципом формирования системы речевого развития является взаимосвязь различных коммуникативных задач, проявляющаяся в специфическом сочетании на каждом возрастном этапе. Преемственность в решении этих задач осуществляется в двух формах:
Форма преемственности | Характеристика |
---|---|
Линейная | Постепенное усложнение контента и систематизированное наращивание знаний в рамках каждой речевой задачи. |
Концентрическая | Сохранение преемственности через последовательное сочетание изменений в разных аспектах речевого развития. |
К числу основных задач относятся воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарное обогащение и развитие связного изложения. Каждая из этих задач постепенно усложняется, обеспечивая целостность и системность речевого развития.
Список литературы
- 240 с.
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия»,
Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии 1969, No 1
Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. //Вопросы психологии, 1966, No
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.,
Бодалев А.А. Психология общения. - МОДЭК, Воронеж,
Пиаже Ж. Теория Пиаже / История зарубежной психологии 30-е--60-е годы. Тексты. М 1986
Аверченко Л.К. Психология делового общения. - М.,
- С. 54-
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М.,
Выготский Л С Мышление и речь. Гл. 2 Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж Пиаже.
Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие для вузов для факультетов педагогики, психологии и социальных работников. – М,
Донильдсон М. Мыслительная деятельность детей М.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М.,
Пиаже Ж. Избранные психологические труды М , 1994
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие для студентов специальных вузов. - Минск:
Перре-Каермон А. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта детей М
Ломтев Т. П. Общее и русское языкознание. - М.,
Литература