силовая подготовка высококвалифицированных стрелков из лука
Содержание
Введение Определение актуальности поставленной проблемы, формулировка цели, обозначение задач, характеристика объекта и предмета исследования, описание применяемых методов.Глава I. Теоретические основы спортивного мастерства стрелков из лука
- Анализ "анатомо-физиологических особенностей высококвалифицированных стрелков из лука" с акцентом на индивидуальные соматотипы
- Рассмотрение "Общей характеристики силы" в контексте тренировочного процесса и специфики спортивных нагрузок
- Исследование механизмов "Развития быстрой силы мышц" в условиях специализированной подготовки
- Изучение процесса "Развития силы" с учетом адаптационных изменений организма на интенсивных тренировках
Глава II. Методологическая база и организация экспериментального исследования
- Формулирование "Целей исследования" и обоснование исследовательской гипотезы
- Определение "Задач исследования" в рамках изучения спортивно-технических показателей
- Описание применяемых "Методов исследования":
- Анализ литературных источников по исследуемой проблеме
- "Педагогическое тестирование" как инструмент диагностики профессиональной готовности
- "Контрольные испытания" в условиях имитации реальной соревновательной обстановки
- Применение методов математико-статистической обработки полученных данных
- Организация экспериментальной базы и структура "Организации исследования", учитывающая специфику тренировочного процесса
Глава III. Практические результаты исследования и моделирование тренировочного процесса
- Разработка проекта "Моделирования учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде, направленного на повышение уровня специальной выносливости у стрелков из лука учебно-тренировочной группы 3-го года обучения" с внедрением инновационных методик
- Интерпретация "Результатов педагогического исследования" с оценкой эффективности предложенных программ подготовки
Эффективность тренировочного процесса определяется комплексом факторов, среди которых первостепенное значение имеют выбор упражнений, характер их выполнения и их количественное соотношение. При этом интенсивность мышечных напряжений может быть усилена за счет увеличения времени выполнения упражнения, изменения его скорости и применения большей массы отягощения, что подтверждается результатами ряда современных исследований.
Регулирование величины нагрузки достигается и посредством корректировки периода отдыха между подходами. Снижение времени отдыха приводит к увеличению общей нагрузки, что является подтвержденным фактором в оптимизации тренинговых программ.
Общеразвивающие упражнения классифицируются по направленности воздействия на различные группы мышц, что позволяет выстраивать целостную систему физического развития. В данном контексте выделяют следующие категории:
- Упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
- Упражнения для мышц туловища и шеи;
- Упражнения для мышц ног;
- Упражнения для мышц всего тела («упражнения общего характера»).
Следует подчеркнуть, что для достижения оптимальных результатов в развитии силы необходимо использовать упражнения с отягощениями и выполнение упражнений в замедленном темпе, сопровождаемому высоким уровнем мышечного напряжения. Аналогично, применение тренажерных устройств демонстрирует высокую эффективность, что находит отражение в данных последние эмпирических исследований.
Существуют два базовых метода развития силы, определяемых характером работы мышц: изотонический, включающий динамические упражнения с отягощениями или с использованием тренажеров, и изометрический, предполагающий выполнение статических упражнений с применением простейшей аппаратуры или собственной массы тела.
В специфических видах спорта, таких как стрельба из лука, особое внимание уделяется развитию специальной силы, необходимой для удержания лука, сопротивления его давлению и выполнения растяжения. В этом контексте эффективным является применение преимущественно изотонического метода, основанного на максимальных и повторных усилиях, что подтверждено практикой тренировки высококвалифицированных стрелков.
Основным упражнением в данной методике является имитация выстрела – процесс натяжения лука с последующим удержанием лука или тетивы в специфической позе изготовки. Максимальным считается такое сопротивление, при котором движение возможно выполнить 2–3 раза подряд, а темп выполнения, приближенный к реальным временным характеристикам выстрела, сопровождается перерывами не менее 2 минут между подходами.
Глава II. «Задачи, методы и организация исследования» формулирует ключевые направления исследования, направленные на анализ развития силы и силовых способностей у стрелков из лука.
Целью исследования являются:
- Анализ литературы по развитию силы и силовых способностей у стрелков из лука;
- Изучение методов повышения силовых возможностей стрелков из лука, обучающихся в УТГ на протяжении 3 лет;
- Исследование методики тренировочного процесса, направленного на развитие силовых способностей у высококвалифицированных стрелков.
Для достижения поставленных задач применялись следующие методы:
- Анализ научно-методической литературы;
- Педагогическое тестирование;
- Педагогический эксперимент;
- Методы математической статистики.
Особое внимание в исследовании уделялось анализу литературных источников, что позволило собрать обширные данные по проблеме, начиная с февраля, и обеспечить обоснованность дальнейших выводов.
Список литературы
Тарасова, Л.В. Управление тренировочным процессом стрелков из лука/ Л.В. Тарасова.- Волгоград,
Гурфинкель В.С. Скелетная мышца: структура и функция / В.С.Гурфинкель, Ю.С.Левак. – М.:Наука,
Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В.Бойко. – М.: Физкультура и спорт,
Ешеев В.Н. Использование комплексного контроля и разносторонней физической подготовки для повышения эффективности стрелков из лука [Текст] / В.Н. Ешеев, С.В. Забродский, А.Н. Корженевский, З.С. Манханов, С.В. Тарасова // Учебно-методическое пособие для тренеров ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, спортивных секций и клубов по стрелковым видам спорта / Под ред. Крутова В.Е. – М.: ФГОУ «Государственная школа высшего спортивного мастерства – центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодёжных команд России». – М.: РКонсульт,
№
www.archery.su
– 192 с.
Аршавский Ю.И. озжечок и управление ритмическими движениями / Ю.И.Аршавский, И.М.Гельфанд, Г.Н.Орловский.-М.:Наука.-
– 280 с.
– С.351 –
- №
– С. 55-
Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В.Верхошанский. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: ФиС,
– 213 с.
-447с.
Корженевский А.Н. [Текст] / А.Н.Корженевский, В.С. Дахновский, Б.А. Подливаев // Стрелковый спорт и методика преподавания. – М. : ФиС,
– С. 18-
Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: ФиС. –
Бондарчук А.П. Объем тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы / А.П.Бондарчук // Теория и практика физической культуры. –
Анохин П.К. Избранные труды / П.К.Анохин. – М.:Медицина.-
Корженевский А.Н. Стрелковый спорт и методика преподавания [Текст] / А.Н.Корженевский, B.C. Дахновский, И.Ф.Чекирда. - М.: ФиС,
Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П.Бондарчук. – Киев,
Примерная программа спортивной подготовки стрелков из лука для ДЮСШ, СДЮШОР [Текст]. – М.: Советский спорт,
– 204 с.
– 200 с.
– 182 с.
– С. 17-
Богданов А.И. Специальная подготовка стрелка из лука [Текст] / А.И. Богданов. – М.: ФиС,
- 135 с.
Стрелковый спорт и методика преподавания [Текст] // Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС,
Каганов Л.С. Развиваем выносливость / Л.С. каганов // Новое в жизни, науке и технике. Сер. Физическая культура и спорт. – М.:Знание,
htm «Современная подготовка стрелка-спортсмена» Иткис М.А.
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н.А.Бернштейн. – М.:Физкультура и спорт,
Шилин Ю.Н. Стрельба из лука [Текст] / Ю.Н.Шилин, Л.В.Тарасова, А.А Насонова // Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт,
– С.
Лях В.И. Координационные способности школьников / В.И.Лях. – Минск:»Полымя». –
– С. 3-
Развитие двигательных качеств школьников / под редакцией З.И.Кузнецовой. – М.: Изд. «Просвещение»,
– С. 171-
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М.: ООО “Фирма”; Издательство АСТ”,
Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н.В.Зимкин. – М.: ФиС,
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренироки / Л.П.Матвеев. – М.:Фис. –
Библиографический список
Лях В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития / В.И.Лях. – М.: Терра – Спорт,
– 43 с.
– 32 с.
Сермеев Б.В. О Методике развития подвижности в суставах у юных спортсменов / Б.В.Сермеев // Новое в развитии физических качеств у юных спортсменов. – М.6 ФиС. –
– 159 с.
www.archery-sila.ru
– 257 с.
Гордиенко, Г. Изготовка при стрельбе из лука [Текст] / Г. Гордиенко, В. Сидорук // Разноцветные мишени. – М.: ФиС,
– 144 с.
Верхошанский Ю.В. Стрелок и тренер [Текст] / Ю.В. Верхошанский. – М.: ДОСААФ,
Набатникова, М.Я. Стрелы летят в цель [Текст] / М.Я. Набатникова // Разноцветные мишени. – М.: ФиС,
– 136 с.
– 156 с.
www.emau.org
– 285 с.
– 165 с.
– 323 с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М.Зациорский. – М.: ФиС,
– 473 с.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. – М.: ФиС.
– 250 с.
– 175 с.
Воронков, Р.М. Техническая подготовка лучников [Текст] / Р.М. Воронков // Разноцветные мишени. – М.: ФиС,
– 143 с.
Вайнштейн Л.М. Основы стрелкового мастерства. – М.: Изд-во ДОСААФ,
– 223 с.
Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А.Бернштейн. – М.:Медгиз,
– 206 с.
Фарфель В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. – М.: Физкультура и спорт,
– 208 с.
– С. 17-
– 331 с.
Зациорский В.М. Связь между физическими качествами и техникой спортсмена: Методическое письмо. - М., Комитет по физической культуре и спорту,
Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М.Теплов. – Воронеж,
– 64 с.
– 253 с.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания. – Л.,
– 230 с.
– С. 17-
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия»,
Калмыков С.В. Индивидуальность в спорте / С.В.Калмыков. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. Госуниверситет,
– 288 с.
Калмыков С.В. Физические (двигательные) качества школьников – спортсменов / С.В.Калмыков. – Улан-Удэ: Изд.БГПИ,
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А.Бернштейн. – М.:Медицина,
– 324 с
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: ФиС,
Гордиенко, Г. Изготовка при стрельбе из лука [Текст] / Г. Гордиенко, В. Сидорук // Разноцветные мишени. – М.: ФиС,
Филин В.П. Спортивная подготовка как многолетний процесс / В.П. Филин // Современная система спортивной подготовки. – М СААМ,
– 123 с.
Корженевский А.Н., Дахновский В.С., Тедеев М.Т. и др. Влияние соревновательных нагрузок на организм юных спортсменов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005, № 2, с. 73-
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К.Анохин. - М.: Медицина.-
- 38 с.
http://sc.xmuvd.ru/userfiles/file/Book/Itkis/book_
- 568 с.
– 544 с.
Лаптев А.П. Спортивный режим стрелка из лука [Текст] / А.П.Лаптев, Ю.Н.Шилин. – М.: РГАФК,