Утилизация использованных шин
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности проблемы переработки "изношенных шин"
- Цель исследования и постановка основных задач
- Объект исследования – автомобильные шины и их эксплуатационные характеристики
- Предмет исследования – методы и технологии вторичного использования резиновых отходов
- Применяемые методики: экспериментальные испытания, теплотехнический анализ, расчетные исследования
Глава 1. Анализ современного состояния и направлений переработки "изношенных шин"
- Исследование состава, объема образования и схем утилизации автомобильных шин
- Обзор технологий вторичного использования:
- "Восстановительный ремонт шин" как метод повышения ресурсного потенциала;
- "Дробление изношенных покрышек" для получения фрагментированного сырья;
- "Растворение автопокрышек в органическом растворителе" для последующего применения компонентов.
- Изучение термических способов обращения с резиновыми отходами:
- Пиролиз автопокрышек при высокотемпературном разложении;
- Газификация автопокрышек с преобразованием их энергоемкости;
- Сжигание автопокрышек в условиях контролируемого окислительного процесса.
- Рассмотрение практических аспектов использования изношенных шин в различных отраслях промышленности
Глава 2. Технологическая схема управления процессом сжигания "изношенных шин"
- Разработка интегрированной схемы переработки "изношенных шин", образующихся в Москве и Московской области
- Подбор группы устройств для предварительной нарезки и дробления шин перед загрузкой во вращающуюся цементную печь
- Построение материального баланса:
- Баланс горения "изношенных шин" во вращающейся цементной печи;
- Баланс горения природного газа в составе технологического процесса.
- Теплотехнический анализ производственного цикла:
- Характеристика "устройства цементной печи" с учетом его основных параметров;
- "Расчет теплоты сгорания природного газа" для определения энергетической эффективности;
- "Расчет теплоты сгорания стандартной легковой автопокрышки" для анализа вкладов различных видов топлива;
- Расчет статей теплового баланса при получении клинкера Portlandцемента.
- Определение расчетных показателей работы декарбонизатора и холодильников-кристаллизаторов с использованием теплоты отходящих газов
Глава 3. Оптимизация технологического режима производства
- Анализ расчетных исследований при различном объеме подачи "изношенных шин":
- Расчет содержания кислорода в окислительной камере;
- Определение необходимого количества природного газа для поддержания оптимального режима горения.
- Подбор оборудования с учетом расчетных данных и оценка количества сырья и топлива в технологической схеме
Заключение
- Систематизация полученных результатов исследования
- Выводы по эффективности применения современных технологий переработки "изношенных шин"
- Перспективы развития методов вторичного использования резиновых отходов
Список литературы
- Перечень использованных источников, нормативных документов и технической литературы
В справочном издании «Краткий справочник физико-химических величин» представлены данные о теплоемкостях веществ и величинах теплоты испарения воды, что легло в основу дальнейших исследований. Нагрев исходного материала производится до 250 °С, при этом для температурного интервала от 25 до 250 °С применяются средние значения. Отмечается, что теплота испарения воды при 100 °С равна 2,26 МДж/кг, как это продемонстрировано в Таблице 2.10.
Таблица 2.10. Тепловые характеристики веществ [23, c.10 – 22]:
Название вещества | Теплоемкость, Дж/моль | КМолекулярная масса, кг/моль | Теплоемкость, Дж/кг |
---|---|---|---|
CaCO3 | 109,09 | 0,195 | 54,95 |
MgCO3 | 97,63 | 0,084 | 1055,50 |
SiO2 | 60,08 | 0,068 | 77,95 |
Al2O3 | 114,43 | 0,102 | 945,51 |
Fe2O3 | 123,48 | 0,166 | 700,00 |
H2O (связ.) | 75,31 | 0,018 | 4183,89 |
H2O (вн. до 100°С) | 75,31 | 0,018 | 4183,89 |
H2O (пар) | 34,86 | 0,018 | 1936,67 |
Таким образом, энергобаланс процесса включает затраты на нагрев твердого сырья и затраты для нагревания и испарения воды. Расчёты, реализованные по формулам (2.10) и (2.11), с учётом массы несвязанной и общей воды, массового расхода компонентов и температурных границ нагрева (от Т1 до Т2), дают суммарное значение энергозатрат равное 1025,7 МДж/т.
В зоне кальцинирования преобладают реакции разложения CaCO3 с образованием CaO и CO2. При этом температура газовой фазы достигает 1600 °С, а температура обжигаемого материала – 950 °С, при условии, что подаваемый в эту зону материал предварительно нагревается до 250 °С. Из-за зависимости теплоемкости от температуры выполнен расчёт средних значений теплоемкости для 950 °С, результаты которого представлены в Таблице 2.11.
Таблица 2.11. Тепловые характеристики веществ [23, c.10 – 22]:
Название вещества | Молекулярная масса, кг/моль | Теплоемкость (250 °С), Дж/кг | Теплоемкость (950 °С), Дж/кг |
---|---|---|---|
CaCO3 | 0,11 | 64,81 | 1295,74 |
MgCO3 | 0,084 | 1212,58 | 1754,56 |
SiO2 | 0,06 | 1013,58 | 1469,28 |
Al2O3 | 0,102 | 1066,26 | 1255,20 |
Fe2O3 | 0,166 | 785,46 | 1114,62 |
В данной фазе процесс нагрева сырьевой смеси осуществляется от 250 до 900 °С, при этом остаточное содержание влаги считается незначительным. Согласно формуле (2.12), учитывающей массы компонентов и их теплоемкости при соответствующих температурах до достижения температуры декарбонизации (Т3 = 1223 К), рассчитанная тепловая энергия равна 1692,12 МДж/т. Дополнительная информация, полученная посредством расчетов в MS Excel 2007, подтверждает корректность методологии.
На стадии экзотермических реакций и спекания ключевые твёрдые реакции протекают между CaO и SiO2, а также между Al2O3 и FeO с образованием 3CaO-SiO2 и 3CaO-Al2O3, которым соответствует состав клинкера (50–65% и 10–15% соответственно). Процесс обжига производится при изменении температуры материала от 900 до 1900 °С, что способствует формированию защитной обмазки (гарнисаж) на футеровке печи под воздействием жидкой фазы клинкера. Расчёт тепловых затрат в этой зоне производится с учётом теплоемкостей оксидов магния и кальция, учитывая практически полное разложение карбонатов.
Список литературы
, ч.
404230-92 Шина пневматическая 12,00R20 У-4, ИД-304 // Интернет-портал «Магазин стандартов» [Электронный ресурс] – М.,
html
Рынок переработки изношенных шин // Интернет-портал «Интернет-колесо» [Электронный ресурс]. – М.,
Состояние вопроса об отходах и современных способах их переработки: учеб. Пособие / Г.К. Лобачева.- Волгоград: Изд-во ВолГу,
– Режим доступа: http://sibur.colesa.ru/news/
. ст.
– С. 54 –
- С.2-
html
– Режим доступа: http://www.krizis-net.ru/index
- № 1 (
Копытов В.В. Газификация конденсированных топлив: ретроспективный обзор, современное состояние дел и перспективы развития, М.: Инфра-Инженерия,
Обзор основных тенденций и проблем в переработке шин // Интернет-портал ООО «Ресайклерс.ру» [Электронный ресурс]. – М.,
–С.13–
2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
Оборудование для резки шин [Электронный ресурс] – М.,
Анализ проблемы утилизации шин в России // Интернет-портал «ОАО Сибур-Холдинг» [Электронный ресурс]. – М.,
Воскресенский цементный завод. Технология производства и энергоэффективность // Интернет-портал фирмы ОАО «Лафарж Цемент» [Электронный ресурс] – М.,
– Режим доступа: http://www.docum.ru/tu.asp?cond1=&sgr=%u041B&gokp=&rate=1&ow=0&sort=1&lpage=1411&page=1414
– Режим доступа: http://www.stanki-ru.ru/stanki-dlya-pererabotki-shin/nozhnitsy-gidravlicheskie.html
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
Низшая теплота сгорания / Интернет-портал «Аудит пожаногй безопасности» [Электронный ресурс] – М.,
– Режим доступа: http://www.internet-koleso.ru/art/stroenie_shin
html.
– 176 с.
– Режим доступа: http://cement.ru/cem-technology/suh.php
Сурков А.А., Карманов В.В., Утятников Л.А. Методы утилизации использованных автомобильных шин. – Пермь: Материалы научно-технической конференции Молодежная наука Прикамья,
Краткий справочник физико-химических величин / [Сост.: Н. М. Барон и др.]; Под ред. А. А. Равделя, А. М. Пономаревой. - 10-е изд., испр. и доп. - СПб. : Иван Федоров,
– Режим доступа: http://www.lafarge.ru/wps/portal/ru/4_10-Environment_and_Circular
– Режим доступа: http://recyclers.ru/modules/section/item.php?itemid=101
– Режим доступа: http://www.cleandex.ru/articles/2010/12/08/processing_of_waste_tires_market
Бельский В.И., Сергеев Б.В. Промышленные печи и трубы: Учебное пособие, изд. 2-е. - М.: Стройиздат,
Гидравлические ножницы для резки шин аллигаторного типа серии «НС» [Электронный ресурс] – М.,
Иванов К.С., Сурикова Т.Б. Использование и переработка отработавших шин. Доклады Всероссийской научно-технической конференции Современные проблемы экологии./ Тула: Инновационные технологии,
2000г. - Москва,
Пармухина Е.Л. Как склад для изношенных шин превратить в прибыльное предприятие // Экологический вестник России №3,
Важно знать каждому переработчику шин // Интернет-портал фирмы «Техносервис» [Электронный ресурс] – М.,
– Режим доступа: http://www.texservis.com/news/
– Режим доступа: http://www.krizis-net.ru/index
Технологические схемы восстановительного ремонта покрышек // Интернет-портал «Эталон» [Электронный ресурс]. – М.,
– 237с.
ТУ
— 504 с.
– Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/auto/news/12479771/gora_pokryshek
- С. 24-26 .
Современные автомобильные шины: о строении и составе // Интернет-портал «Clefndex.ru» [Электронный ресурс]. – М.,
Технология производства цемента сухим способом // Отраслевой интернет-портал Цемент.ру [Электронный ресурс] – М.,
(с послед. изм. и доп.).
Любова Т.С., Любов С.К., Митяшин И.П. Расчет теплотехнологических процессов вращающейся печи. Методические указания к выполнению расчетного задания по курсу Теплотехнологические процессы. - Смоленск: РИО филиала ГОУВПО МЭИ (ТУ) в г Смоленске,
– 301 с.
№ 1 (ч.
- 16с.
Штанов В.А. Переработка шин: перспективный бизнес, который предстоит создать // Интернет-портал газеты «Ведомости» [Электронный ресурс] – М.,
Басс Ю. П., Разгон Д. Р.. Состояние и перспективы вторичного использования и утилизации изношенных шин. // Научно-практический семинар и экологические аспекты производства, эксплуатации шин и РТИ,
– С. 699 –
ru/useful-info/tehnologicheskie-shemy-vosstanovitelnogo-remonta-pokryshek/
html
– Режим доступа: http://www.etalon-plus
Валуев, Д. В. Перспективы переработки автомобильных покрышек / Д. В. Валуев, О. Р. Ананьева // Вестник науки Сибири. -