Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности(способностей) ребенка (школьный)-7-8лет
Содержание
Введение
- Актуальность избранной темы исследования
- Цель работы
- Задачи исследования
- Объект исследования – семья как среда воспитания
- Предмет исследования – влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка младшего школьного возраста
- Методологическая база и методы исследования
Глава 1. Теоретическая база исследования семейного воспитания
- Определение понятия семьи и ее социально-психологических функций
- "Стили семейного воспитания": классификация и специфика их проявления
- Механизмы формирования "развития личности ребенка младшего школьного возраста" в семейном контексте
- Подходы к анализу и коррекции детско-родительских отношений
Глава 2. Методологический анализ и эмпирическая проверка гипотез
- Определение исследовательского протокола и организация эксперимента
- Методологический инструментарий: анкетирование, наблюдение и тестирование
- Математико-статистические методы обработки полученных данных
- Интерпретация результатов исследования с практической точки зрения
Глава 3. Программно-коррекционные технологии оптимизации детско-родительских отношений
- Разработка коррекционных методик в условиях дифференцированного воспитания
- Концепция коррекционной программы для повышения эффективности воспитательного процесса
- Практическая апробация предложенных технологий и оценка их влияния
- Перспективы применения разработанных методов на практике
Заключение
- Обобщение результатов исследования
- Выводы о влиянии стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка младшего школьного возраста
- Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений
Список литературы
- Основные источники и нормативно-методические материалы по проблематике исследования
- Монографии и научные статьи по вопросам семейного воспитания
- Методические пособия по организации эмпирических исследований в психологии семьи
В рамках исследования применена процедура корреляционного анализа Спирмена, направленная на установление взаимосвязей между уровнем самооценки, уверенностью в себе и типом родительского отношения. Рассматриваемые параметры включают «Принятие», «Кооперация», «Симбиоз», «Контроль» и «От. к неуд.», а анализ проводился с использованием тестов «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку» и «Дощечка».
Ниже представлена Таблица 4, демонстрирующая полученные коэффициенты корреляции:
Параметры | Принятие | Кооперация | Симбиоз | Контроль | От. к неуд. |
---|---|---|---|---|---|
"Солнце в комнате" | 0,62** | 0,41* | -0,03 | -0,01 | 0,40 |
"Складная картинка" | 0,67*** | 0,54** | -0,08 | -0,31 | 0,32 |
"Как спасти зайку" | 0,43* | 0,46* | -0,04 | -0,29 | -0,32 |
"Дощечка" | 0,50** | 0,48* | -0,07 | -0,30 | -0,28 |
При уровнях значимости p < 0,001, p < 0,01 и p < 0,05 (критические значения 0,67, 0,54 и 0,41 соответственно) полученные результаты свидетельствуют о том, что творческие и интеллектуальные способности ребенка коррелируют с типами родительского отношения «Принятие» и «Кооперация». Установлено, что чем благоприятнее и поддерживающще родительское поведение, тем выше уровень развития способностей ребенка.
Подтверждение гипотезы о прямой зависимости развития личностных качеств ребенка от выбранного стиля семейного воспитания демонстрирует, что оптимальные модели, характеризующиеся признанием индивидуальности, поддержкой инициативы и равноправием, способствуют лучшему развитию когнитивных и творческих навыков. Подобные выводы согласуются с зарубежными исследованиями, где выявлялась аналогичная тенденция.
Семейное воспитание можно условно разделить на благоприятные и неблагоприятные стили. В 20 семьях, придерживающихся принципов «Принятие» и «Кооперация», отмечается высокий уровень развития ребенка, тогда как 10 семей с доминированием таких типов, как «отверждение», «авторитарная гиперсоциализация», «симбиоз» и стиль «маленький неудачник», характеризуются снижением творческих способностей ребенка.
- Принятие – признание индивидуальности ребенка и поддержка его инициативы.
- Кооперация – равноправное взаимодействие и поощрение самостоятельности.
- Симбиоз – чрезмерная опека, ограничивающая личностное развитие.
- Контроль – авторитарное поведение, требующее безусловного подчинения.
- От. к неуд. – отрицательная оценка способностей, приводящая к демотивации.
Таким образом, корреляционный анализ подтверждает, что благоприятный стиль семейного воспитания имеет существенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка, что подчеркивает важность выбора родительской стратегии в контексте формирования успешной личности.
Список литературы
Развитие личности ребенка. / под ред. Запорожца А.В. М.: Педагогика,
– 266 с.
– 420 с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Семья и школа,
Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. -
- 40с.
Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК»,
– 461 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Наука,
– 290 с.
- С.
– 356 с.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер,
- 196 с.
– 297 с.
- №
– 387 с.
– 241 с.
– 254 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Сфера,
с. 114 —
– 220 с.
Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии,
– 299 с.
, №
Психология образования. - М.,
Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //В кн. Принципы развития в психологии. - М.: Наука,
Сатир В. Как устроить себя и свою семью. - М.: Сфера,
Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тезисы Всесоюзн. симп. 24—26 ноября 1978 г., г. Тула. М.,
Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение,
– 462 с.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по педагогике./Ростов-на-Дону,
- С. 17 -
– 571 с.
– 234 с.
- 656с
– 190 с.
– 254 с.
– 196 с.
Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Сфера,
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной, - М.: Педагогика,
Земская М. Семья и личность, М.: Педагогика,
Т.13 №
- с. 243-
Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности. - Екатеринбург: АРД ЛТД,
с. 3—
– 239 с.
- 300с.
– с. 201-
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Наука,
– 531 с.
Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога. - М.: Инфра-М,
– 267 с.
– 488 с.
Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика,
Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал. – 1977, №
– 255 с.
– 560 с.
Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал,
Газман О.С. Воспитание как развитие индивидуальности. / В кн. "Неклассическое воспитание". М.: Просвещение,
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Сфера,
Крайг Г. Психология развития, СПб.: Питер,
Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание,
- 120 с.
– 479 с.
№
– 169 с.
Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа. - М.: Педагогика,
Психология страха: Популярная энциклопедия. - М.: Знание,
– 150 с.
– 350 с.
Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Знание,
– 190 с.
Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика,
Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М.: Педагогика,
– 189 с.
Савина Е.Р. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. – 1996, №
– 366 с.
Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Сфера,
– 156 с.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика,
Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я. - М.: Сфера,
Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Педагогика,
Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А., М.,
Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В. - М.: Наука,
– 280 с.
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание.
Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. - СПб.: Питер,
– 180 с.
Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А.А. М.,
Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М.: Наука,
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Педагогика,
Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.: Педагогика,
Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль,
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер,
Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Наука,
– 411 с.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн.
– 378 с.
Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М.: Сфера,