Каталог Психологическое консультирование: исследование практики Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности(способностей) ребенка (школьный)-7-8лет

Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности(способностей) ребенка (школьный)-7-8лет

корреляция самооценка семейное воспитание Родительские отношения исследование
Заказать готовую работу
📄 61 страница страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Актуальность избранной темы исследования
  2. Цель работы
  3. Задачи исследования
  4. Объект исследования – семья как среда воспитания
  5. Предмет исследования – влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка младшего школьного возраста
  6. Методологическая база и методы исследования

Глава 1. Теоретическая база исследования семейного воспитания

  1. Определение понятия семьи и ее социально-психологических функций
  2. "Стили семейного воспитания": классификация и специфика их проявления
  3. Механизмы формирования "развития личности ребенка младшего школьного возраста" в семейном контексте
  4. Подходы к анализу и коррекции детско-родительских отношений

Глава 2. Методологический анализ и эмпирическая проверка гипотез

  1. Определение исследовательского протокола и организация эксперимента
  2. Методологический инструментарий: анкетирование, наблюдение и тестирование
  3. Математико-статистические методы обработки полученных данных
  4. Интерпретация результатов исследования с практической точки зрения

Глава 3. Программно-коррекционные технологии оптимизации детско-родительских отношений

  1. Разработка коррекционных методик в условиях дифференцированного воспитания
  2. Концепция коррекционной программы для повышения эффективности воспитательного процесса
  3. Практическая апробация предложенных технологий и оценка их влияния
  4. Перспективы применения разработанных методов на практике

Заключение

  1. Обобщение результатов исследования
  2. Выводы о влиянии стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка младшего школьного возраста
  3. Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений

Список литературы

  1. Основные источники и нормативно-методические материалы по проблематике исследования
  2. Монографии и научные статьи по вопросам семейного воспитания
  3. Методические пособия по организации эмпирических исследований в психологии семьи

В рамках исследования применена процедура корреляционного анализа Спирмена, направленная на установление взаимосвязей между уровнем самооценки, уверенностью в себе и типом родительского отношения. Рассматриваемые параметры включают «Принятие», «Кооперация», «Симбиоз», «Контроль» и «От. к неуд.», а анализ проводился с использованием тестов «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку» и «Дощечка».

Ниже представлена Таблица 4, демонстрирующая полученные коэффициенты корреляции:

Параметры Принятие Кооперация Симбиоз Контроль От. к неуд.
"Солнце в комнате" 0,62** 0,41* -0,03 -0,01 0,40
"Складная картинка" 0,67*** 0,54** -0,08 -0,31 0,32
"Как спасти зайку" 0,43* 0,46* -0,04 -0,29 -0,32
"Дощечка" 0,50** 0,48* -0,07 -0,30 -0,28

При уровнях значимости p < 0,001, p < 0,01 и p < 0,05 (критические значения 0,67, 0,54 и 0,41 соответственно) полученные результаты свидетельствуют о том, что творческие и интеллектуальные способности ребенка коррелируют с типами родительского отношения «Принятие» и «Кооперация». Установлено, что чем благоприятнее и поддерживающще родительское поведение, тем выше уровень развития способностей ребенка.

Подтверждение гипотезы о прямой зависимости развития личностных качеств ребенка от выбранного стиля семейного воспитания демонстрирует, что оптимальные модели, характеризующиеся признанием индивидуальности, поддержкой инициативы и равноправием, способствуют лучшему развитию когнитивных и творческих навыков. Подобные выводы согласуются с зарубежными исследованиями, где выявлялась аналогичная тенденция.

Семейное воспитание можно условно разделить на благоприятные и неблагоприятные стили. В 20 семьях, придерживающихся принципов «Принятие» и «Кооперация», отмечается высокий уровень развития ребенка, тогда как 10 семей с доминированием таких типов, как «отверждение», «авторитарная гиперсоциализация», «симбиоз» и стиль «маленький неудачник», характеризуются снижением творческих способностей ребенка.

  1. Принятие – признание индивидуальности ребенка и поддержка его инициативы.
  2. Кооперация – равноправное взаимодействие и поощрение самостоятельности.
  3. Симбиоз – чрезмерная опека, ограничивающая личностное развитие.
  4. Контроль – авторитарное поведение, требующее безусловного подчинения.
  5. От. к неуд. – отрицательная оценка способностей, приводящая к демотивации.

Таким образом, корреляционный анализ подтверждает, что благоприятный стиль семейного воспитания имеет существенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка, что подчеркивает важность выбора родительской стратегии в контексте формирования успешной личности.

Список литературы

Развитие личности ребенка. / под ред. Запорожца А.В. М.: Педагогика,

– 266 с.

– 420 с.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Семья и школа,

Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. -

- 40с.

Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК»,

– 461 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Наука,

– 290 с.

- С.

– 356 с.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер,

- 196 с.

– 297 с.

- №

– 387 с.

– 241 с.

– 254 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Сфера,

с. 114 —

– 220 с.

Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии,

– 299 с.

, №

Психология образования. - М.,

Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //В кн. Принципы развития в психологии. - М.: Наука,

Сатир В. Как устроить себя и свою семью. - М.: Сфера,

Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тезисы Всесоюзн. симп. 24—26 ноября 1978 г., г. Тула. М.,

Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение,

– 462 с.

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по педагогике./Ростов-на-Дону,

- С. 17 -

– 571 с.

– 234 с.

- 656с

– 190 с.

– 254 с.

– 196 с.

Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Сфера,

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной, - М.: Педагогика,

Земская М. Семья и личность, М.: Педагогика,

Т.13 №

- с. 243-

Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности. - Екатеринбург: АРД ЛТД,

с. 3—

– 239 с.

- 300с.

– с. 201-

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Наука,

– 531 с.

Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога. - М.: Инфра-М,

– 267 с.

– 488 с.

Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика,

Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал. – 1977, №

– 255 с.

– 560 с.

Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал,

Газман О.С. Воспитание как развитие индивидуальности. / В кн. "Неклассическое воспитание". М.: Просвещение,

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Сфера,

Крайг Г. Психология развития, СПб.: Питер,

Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание,

- 120 с.

– 479 с.

– 169 с.

Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа. - М.: Педагогика,

Психология страха: Популярная энциклопедия. - М.: Знание,

– 150 с.

– 350 с.

Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол.

Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Знание,

– 190 с.

Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика,

Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М.: Педагогика,

– 189 с.

Савина Е.Р. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. – 1996, №

– 366 с.

Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Сфера,

– 156 с.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика,

Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я. - М.: Сфера,

Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Педагогика,

Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А., М.,

Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В. - М.: Наука,

– 280 с.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание.

Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. - СПб.: Питер,

– 180 с.

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А.А. М.,

Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М.: Наука,

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Педагогика,

Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.: Педагогика,

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль,

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер,

Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Наука,

– 411 с.

Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн.

– 378 с.

Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М.: Сфера,

Вопросы и ответы

Что представляет собой понятие и основные функции семьи в контексте воспитания ребенка младшего школьного возраста?
Понятие и основные функции семьи охватывают совокупность структурных, воспитательных, социализационных и эмоциональных задач, которые семья выполняет для создания благоприятной среды развития личности ребенка. Семья обеспечивает передача культурных и моральных норм, формирует базовые социальные компетенции и поддерживает эмоциональное благополучие, что является важным фактором в формировании характера и способностей ребенка младшего школьного возраста.
Что такое стили семейного воспитания и какое значение они имеют для личностного развития ребенка?
Стили семейного воспитания представляют собой систематизированные модели взаимодействия между родителями и детьми, выражающиеся в различных формах требовательности, эмоциональной поддержки и контроля. Эти модели оказывают прямое влияние на формирование эмоциональных, когнитивных и социальных качеств личности ребенка, способствуя развитию его самостоятельности, адаптивности и уверенности в собственных силах.
Какие теоретические аспекты изучения стилей семейного воспитания способствуют пониманию их влияния на развитие личности ребенка?
Теоретические аспекты изучения стилей семейного воспитания включают анализ концептуальных определений, обоснование функциональной роли семьи в воспитательном процессе и моделирование механизмов влияния различных методов воспитания на формирование личности. Такой анализ позволяет выделить ключевые факторы, способствующие развитию моральных, социальных и когнитивных качеств, что является необходимым условием для комплексного понимания процессов становления личности ребенка.
Каким образом осуществляется эмпирическое изучение влияния стиля семейного воспитания на развитие способностей личности ребенка?
Эмпирическое изучение влияния семейного воспитания проводится посредством систематической организации исследования, включающего применение методологического инструментария и математико-статистической обработки данных. Организация исследования обеспечивает получение объективных результатов, позволяющих выявить статистически значимые зависимости между применяемыми стилями воспитания и развитием личностных способностей детей младшего школьного возраста.
Какова роль коррекционных программ в оптимизации детско-родительских отношений и развитии личности ребенка?
Коррекционная программа по оптимизации детско-родительских отношений направлена на профилактику и устранение дисфункциональных моделей взаимодействия в семейной среде. Программа предусматривает применение целевого комплекса методик, способствующих улучшению коммуникативных навыков, эмоциональной регуляции и взаимопонимания в семье, что в конечном итоге приводит к гармоничному развитию личности ребенка и повышению качества воспитательного процесса.