Каталог Экономика: исследование и анализ Анализ эксплуатационных расходов железной дороги с разработкой мероприятий по их оптимизации.

Анализ эксплуатационных расходов железной дороги с разработкой мероприятий по их оптимизации.

Кредиторская задолженность Производительность труда Заработная плата Основные производственные фонды МСФО 16
Заказать готовую работу
📄 85 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности темы исследования
  2. Цель работы, ставящая задачу совершенствования "контроля расходов" железнодорожного транспорта
  3. Перечень исследовательских задач
  4. Объект исследования – железнодорожный комплекс
  5. Предмет анализа – учетная политика и экономическая деятельность подразделений ОАО «РЖД»
  6. Методологическая база: сравнительный, системный и прогнозный методы анализа

Глава 1. Организационно-экономическая модель железнодорожного предприятия

  1. Характеристика предприятия и его структура
    1. Обзор экономико-управленческой модели на примере ОАО «РЖД»;
    2. Роль "управленческих звеньев" в формировании корпоративной политики;
  2. Система полномочий и регламентация деятельности подразделений
    1. Функциональное распределение ролей в структуре ОАО «РЖД»;
    2. Особенности распределения "прав и обязанностей" между подразделениями;
  3. Учетная политика как основа финансовой дисциплины
    1. Методика организации и ведения учета в рамках корпоративных стандартов;
    2. Влияние учетной политики на стратегию "экономического контроля".

Глава 2. Анализ производственно-хозяйственных процессов железнодорожного комплекса

  1. Методология расчета эксплуатационных затрат
    1. Разработка методических подходов к оценке расходов при эксплуатации линий;
    2. Параметры расчета "отраслевых издержек" в транспортной системе;
  2. Экономическая оценка затрат в рамках отраслевой сегментации
    1. Анализ расходов с распределением по хозяйственным направлениям;
    2. Сравнительный анализ затрат в разрезе отраслевых хозяйств.
  3. Прогнозирование затрат при запуске новой линии МЖД
    1. Прогностические методы моделирования расходов подразделения ОАО «РЖД»;
    2. Оценка перспектив финансовой эксплуатации линии.

Глава 3. Оптимизация операционных затрат в железнодорожном секторе

  1. Современные методы оптимизации издержек
    1. Анализ рационализаторских мер для снижения эксплуатационных расходов;
    2. Инновационные подходы к сокращению "операционных затрат" в транспортной отрасли.
  2. Разработка комплекса мероприятий по оптимизации затрат
    1. Системный подход в создании мероприятий для новой линии МЖД подразделения ОАО «РЖД»;
    2. Практическая реализация программ по снижению затрат на обслуживание.

Заключение

  1. Подведение итогов исследования
  2. Ключевые выводы по результатам анализа организационно-хозяйственной деятельности
  3. Рекомендации по совершенствованию системы контроля и оптимизации расходов

Список литературы

  1. Основные нормативные документы и методические указания в сфере железнодорожного транспорта
  2. Научные статьи и монографии по вопросам управления и оптимизации расходов в транспортной отрасли
  3. Практические примеры и аналитические обзоры, опубликованные в профильных изданиях

На 01.01.2009 кредиторская задолженность увеличилась и достигла 12861 млн. рублей, что превышает значение за 01.01.2008, равное 11785 млн. рублей, на 1075 млн. рублей. В то же время авансовые расчёты за перевозку снизились на 173 млн. рублей, составив 3393 млн. рублей, что свидетельствует о перераспределении финансовых потоков предприятия.

Прочая кредиторская задолженность демонстрирует динамичный рост: по сравнению с предыдущим периодом увеличение составило 1249 млн. рублей, или 15%. В данной категории можно выделить следующие составляющие: задолженность перед поставщиками и подрядчиками, которая возросла на 145 млн. рублей; авансы, полученные от контрагентов, увеличились на 55 млн. рублей; а также обязательства перед прочими кредиторами, прирост которых составил 22%. Предельный уровень задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 1 января 2009 года установлен в размере 5797 млн. рублей, что свидетельствует о выполнении нормативных требований.

Важным элементом оценки эффективности работы перевозочного предприятия является состояние товарно-материальных запасов, которое на 01.01.2009 достигло 2006,9 млн. рублей. Этот показатель превысил данные на 01.01.2008 на 415,7 млн. рублей, что эквивалентно росту на 26,1 % и свидетельствует о наращивании активов предприятия.

Показатель производительности труда, существенно характеризующий эффективность работы предприятия, также подвергся положительным изменениям. Применяемые меры по её повышению включают оптимизацию численности сотрудников при одновременном совершенствовании основных фондов посредством внедрения современного оборудования, способствующего снижению затрат трудовых ресурсов. Так, за отчетный период производительность труда увеличилась на 7% при запланированном росте в 5,9%, что обусловлено уменьшением эксплуатационного контингента на 3199 человек (или 3,6%).

Подробное снижение численности работников было связано со следующими мероприятиями:

  1. Оптимизация сезонной рабочей силы за счет сокращения 297 единиц;
  2. Передача штата билетных кассиров ЦППК — сокращение 1046 человек;
  3. Сокращение объёмов работ по сопровождению и контролю за безбилетным проездом в пригородных поездах — снижение на 1216 человек;
  4. Проведение мероприятий по приведению численности в соответствие с объемом выполняемых работ и передача непрофильных функций на аутсорсинг, что позволило сократить штат на 654 человека согласно приказу "95-Н" от 07.04.2008.

Немаловажным аспектом является и изменение структуры вознаграждения работников. Среднемесячная заработная плата сотрудников филиала ОАО «РЖД» Московской железной дороги увеличилась на 28,3 % и достигла 23918 рублей, в то время как реальный рост заработной платы, скорректированный на индекс-дефлятор, составил 12,4 %. Данная динамика подтверждает выполнение закона о соотношении между производительностью труда и ростом заработной платы, где на каждый 1% роста производительности приходится 0,5% увеличения доходов сотрудников.

Анализ структуры основных производственных фондов предприятия требует комплексного исследования данных, представленных в приложениях к формам бухгалтерского баланса. В соответствии с МСФО 16 «Учет основных средств», первоначальная оценка объекта производится по фактической стоимости, а дальнейшее отражение в учёте происходит по сумме, определенной в результате переоценки, что обеспечивает прозрачность и объективность оценки основных средств.

Список литературы

– 133 с.

2007 № 126, от

Локомотивное хозяйство: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / С.Я. Айзинбуд, В.А. Гутковкий, П.И. Кельперис и др.; Под ред. С.Я. Айзинбуда. – М.: Транспорт, 1986 – 263 с.

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», М.: 2003 г.

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от

О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте. Постановление Правительства РФ от

Об изменении периодичности плановых видов ремонта грузовых вагонов колеи 1520 мм. Приказ МПС РФ № 7ЦЗ от

Трудовой Кодекс Российской Федерации, М.: Юркнига, 2006 г.

– С.32-35

О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Постановление Правительства РФ № 1 от

2007 № 33, от

2008 № 48, от

– 351 с.

Бакаев А.С., Российский учет и международные стандарты финансовой отчетности, «Бухгалтерский учет», № 3, февраль 2003 г.

Об утверждении норм расхода материалов и запасных частей на текущий ремонт грузовых вагонов. Распоряжение ОАО «РЖД» № 470р от

– 801 с.

2005 «Об утверждении ставок платы за услуги ОАО «РЖД» по предоставлению локомотивных бригад, техническому обслуживанию и ремонту грузовых локомотивов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании физическим и юридическим лицам» (в ред. распоряжения ОАО «РЖД» № 648 от

Об утверждении норм расхода материалов на капитальный ремонт пути. Распоряжение ОАО «РЖД» № 1834р от

О введении в действие Положения о восстановительных поездах и Инструкции по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах РФ. Указание МПС РФ № С-623у от

Об утверждении норм расхода материалов на сплошную смену металлических частей стрелочного перевода и сплошную смену переводных брусьев. Распоряжение ОАО «РЖД» № 136р от

Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов / Под редакцией Н.П. Терешиной., Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихенкова. – М.,

Официальный сайт ОАО «РЖД»: http://rzd.ru/

Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами. Постановление ФЭК РФ № 47-т/5 от 17 июня 2003 г.

1994 г. № 51 – ФЗ, «Собрание законодательства Российской Федерации»,

Положение о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД». Распоряжение ОАО «РЖД» № 3р от

Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка / Б.А. Волков. – М.: Транспорт, 1996 – 238 с.

2007 № 39, от

О введении методики определения объема работ дистанций сигнализации и связи в технических единицах для исчисления производительности труда работников, занятых на перевозках. Указание МПС РФ № М-2896у от

Технические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути. Утверждены МПС РФ № ЦПТ-53

О нормах расхода материальных ресурсов. Указание МПС РФ № К-46у от

2007 № 137, от

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/98» Приказ Минфина РФ от

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный закон № 18-ФЗ от 10 января 2003 г.

2001 г. № 49, ст.

Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов / И.В. Белов, В.Г. Галабурда, В.Ф. Данилин и др.; Под редакцией И.В. Белова. – М.: Транспорт,

.

Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия. Приказ № 118 Министерства экономики РФ от

Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. Утверждена МПС РФ № ЦП-774 от

1996 г. № 14 – ФЗ, «Собрание законодательства Российской Федерации»,

Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах РФ. Утверждена МПС РФ № ЦП-751 от

Прейскурант №10-

Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов железнодорожного транспорта / В.А. Дмитриев, А.И. Журавель, А.Д. Шишков и др.; Под редакцией В.А. Дмитриева – М.: Транспорт,

Указание о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от

– 328 с.

– 568 с.

2008 г. № 7 - ФКЗ), М.: суи, 2009 г. – 48 с.

Положение о Московской железной дороге – филиале ОАО «РЖД» (В редакции приказов ОАО «РЖД» от

1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от

2008 №

Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,

Положение о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах РФ». Постановление расширенного заседания Коллегии МПС РФ № 3 от

(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» № 648 от

2008 № 881р).

. Приказ Минфина РФ от

Методика планирования расходов на потребляемую электроэнергию на эксплуатационные нужды по хозяйствам дороги. Утверждена МПС РФ

Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж.-д. трансп. М.: Маршрут,

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ-10/

Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник – М.: Новое знание, 2003 г.

№ 33н.

Бакаев А.С. О реформе системы бухгалтерского учета в России // Экономика и жизнь. –

1996 г. № 5, ст.

1998 г. № 60

– 479 с.

О введении нормативных сроков службы стрелочных переводов. Указание МПС РФ № С-1241 от

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3 от

Гапанович В.А., Ковалев В.И. Инвестиционные проекты года. // Железнодорожный транспорт.

– 301 с.

Об утверждении ставок платы за услуги ОАО «РЖД» по предоставлению локомотивных бригад, техническому обслуживанию и ремонту грузовых локомотивов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании физическим и юридическим лицам. Распоряжение ОАО «РЖД» № 2328р от

Лапидус Б.М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ). – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ,

- № 33

1994 г. № 32, ст.

Об утверждении норм расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и ремонт устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Распоряжение ОАО «РЖД» № 482р от 12 марта 2008 г.

2007 № 163, от

О проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений. Положение № 279 от

2008 (в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от

Об утверждении ставок арендной платы за пользование грузовыми вагонами ОАО «РЖД». Распоряжение ОАО «РЖД» № 649р от

Учетная политика ОАО «РЖД» (в редакции: приказа ОАО «РЖД» от 29 декабря 2006 года № 295, приказа ОАО «РЖД» от 19 марта 2007 года №

Номенклатура расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта. – М.: МПС,

2003 г.

2003 г. № 6 – ФКЗ, от

1997 г.

2007 № 150, от

Федеральный закон от

Об утверждении среднесетевых норм расхода материалов и изделий на текущее содержание, планово-предупредительную выправку, ремонт пути и других устройств путевого хозяйства. МПС РФ № C-1386у от

2001 г. № 146 – ФЗ, «Собрание законодательства Российской Федерации»,

Конкурентоспособность железнодорожного транспорта: оценка имущественного и финансового потенциала: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терешина, Л.В. Шкурина. – М.: УМК МПС России,

2002 г.)

Распоряжение ОАО «РЖД» № 2328р от

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от

О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов. Приказ МПС РФ № 9Ц от

.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от

Вопросы и ответы

Какие компоненты включает в себя технико-экономический анализ железной дороги?
Технико-экономический анализ железной дороги представляет собой системное изучение, включающее краткую характеристику предприятия, определение ролей, задач и обязанностей подразделений, а также организацию учетной политики в этих подразделениях. Данный комплекс мероприятий обеспечивает всестороннюю оценку состояния предприятия и позволяет разработать меры для повышения его эффективности.
Каковы структурные элементы анализа производственно-хозяйственной деятельности железной дороги?
Анализ производственно-хозяйственной деятельности железной дороги включает применение методических подходов к расчету расходов на эксплуатацию, разработку специализированной методики расчета расходов с учетом отраслевого разреза, а также прогнозирование расходов на эксплуатацию и обслуживание новых линий. Такая структуризация позволяет осуществлять комплексное планирование и контроль затрат.
Каким образом определяются методические подходы и методика расчета расходов на эксплуатацию железнодорожной линии?
Методические подходы и методика расчета расходов на эксплуатацию железнодорожной линии разрабатываются на основе системного анализа затрат, с применением аналитических и прогнозных инструментов. Это позволяет не только учитывать текущие расходы, но и предвидеть будущие изменения, обеспечивая таким образом стабильность и эффективность эксплуатации линии.
Каковы основные направления оптимизации эксплуатационных расходов железной дороги?
Оптимизация эксплуатационных расходов железной дороги осуществляется посредством поиска путей по снижению затрат и разработки мероприятий, направленных на рационализацию расходов при обслуживании новых линий. Принятые меры способствуют повышению экономической эффективности и оптимальному распределению ресурсов.
Какую роль играют организационные меры в управлении учетной политикой подразделений железнодорожной компании?
Организационные меры, реализуемые в рамках управления учетной политикой подразделений, являются основным инструментом для обеспечения прозрачности финансовых процессов и эффективного распределения полномочий. Эти меры способствуют оптимизации учета и контролю за выполнением задач, что в свою очередь улучшает общее управление предприятием.
Каково назначение приложений в структуре представленного материала?
Приложения выполняют функцию дополнения основного аналитического материала, обеспечивая дополнительную информацию, иллюстрации и вспомогательные данные. Это способствует углубленному пониманию методологических подходов и оптимизационных мероприятий, представленных в материале.