Каталог Методика преподавания: Исследование и практика Антропонимы в произведениях Н. В. Гоголя и их изучение в школе (лингвокультурологический аспект)

Антропонимы в произведениях Н. В. Гоголя и их изучение в школе (лингвокультурологический аспект)

Гоголь антропонимы лингвокультура методика литература
Заказать готовую работу
📄 78 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

  1. Введение
    1. Актуальность изучения «антропонимов» в художественной литературе
    2. Цель и задачи исследования
    3. Объект и предмет анализа
    4. Методологическая база и применяемые методики
  2. Глава 1. Основополагающие понятия антропонимов в литературном дискурсе
    1. 1.1 Понятие «антропонимы» и их функциональная нагрузка в художественных текстах
    2. 1.2 Лингвокультурологический анализ антропономических единиц в контексте произведений
    3. 1.3 Особенности языкового оформления в произведениях Н. В. Гоголя
  3. Глава 2. Лингвокультурологический анализ антропонимов в произведениях Н. В. Гоголя
    1. 2.1 Антропонимикон в «Миргороде» и «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: лексический разбор
    2. 2.2 Вариативность форм и специфика употребления антропонимов в текстах Гоголя
    3. 2.3 Дискурсивные и культурологические особенности антропонимических единиц в произведениях
  4. Глава 3. Методика преподавания языковых особенностей произведений Н. В. Гоголя
    1. 3.1 Практические подходы к обучению литературному наследию через изучение антропонимов в школе
    2. 3.2 Методические рекомендации по внедрению анализа антропономических особенностей в учебный процесс
  5. Заключение
    1. Обобщение полученных результатов
    2. Перспективы дальнейших исследований
  6. Список использованной литературы
  7. Приложения

Проведённое исследование лингвокультурных особенностей антропонимов в произведениях Н.В. Гоголя, в частности в циклах «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», демонстрирует, что личные имена выполняют преимущественно стильформирующую, экспрессивную и характерологическую функцию. В каждой повести наблюдается сложная система мужских и женских имён, отражающая мировоззрение автора, его представления о типах героев, общественных отношениях и эпохах, что подтверждается тесной связью с библейской, античной и средневековой традициями, а также влиянием окружающей природы.

В ходе аналитического обзора были выявлены 240 антропонимических единиц, каждая из которых несёт уникальную смысловую нагрузку и демонстрирует национально-культурные украинские черты. Анализ форм и вариантов имен показал ярко выраженную тенденцию использования мужских имён в народных и диалектных формах, что способствует усилению эмоционально-экспрессивного и стилистического эффекта, а также передаче национального колорита. Отмеченные автором функции антропонимов включают характерологическую, текстообразующую, экспрессивную и функцию передачи культурного своеобразия, что позволяло создать целостный образ персонажей и их взаимодействие с мифологическим и фольклорным наследием.

Методологические подходы к изучению языковых особенностей произведений Н.В. Гоголя в современной школьной программе также получили подробное рассмотрение. Литературоведческие исследования накопили существенный методический опыт, позволяющий анализировать творческое наследие писателя поэтапно. Данная поэтапность способствует развитию аналитических навыков у учащихся и даёт возможность глубже понять эстетическую систему автора.

В рамках образовательного процесса анализируются следующие этапы изучения творчества Н.В. Гоголя:

  1. 5 класс: Формирование ассоциативного мышления и эмоциональной сопричастности к эстетической системе писателя. Ученики обучаются анализировать описательные образы, развивая способность видеть красоту слов и формировать синэстетическое восприятие. Примеры, такие как «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь, или Утопленница», служат отправной точкой для знакомства с понятием юмора и художественного пространства.
  2. 6 класс: Погружение во внутренний мир персонажей, исследование основ человеческого бытия и специфики авторского повествования, что позволяет определить архетипические особенности и характерные черты героев. Данный этап подкрепляется анализом описаний из «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном», что способствует более глубокому пониманию авторского замысла.

Представленные результаты исследования, дополненные примерами и данными предыдущих исследований, подтверждают, что антропонимические практики в произведениях Гоголя являются существенным инструментом, обеспечивающим передачу не только эстетических, но и культурологических особенностей украинского народного сознания. Дополнительные эмпирические данные позволяют утверждать, что использование народных форм имён способствует более полной интерпретации характеров и социального контекста описываемых эпох.

Список использованной литературы

– № 4 (

 291 с.

Зубкова Л.И. Русское имя второй половины ХХ века в лингвокультурологическом аспекте (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина и В. Шукшина): автореф. диссер. на соискание уч. ст. д.ф.н. / Л.И. Зубкова. – Воронеж, 2009 г. – 40 с.

 С. 54-

 №

 №

– С. 386–

.

 284 с.

Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. – М.: Наука,

Лиюнь Я. Языковые особенности в творчестве Н.В. Гоголя / Я. Лиюнь // Статья в сборнике трудов. –

– 23 с.

– 390 с.

.

. — С. 914-

– 668 с.

Исаева Е.Ф. Функции антропонимов в художественном тексте:(на материале произведений испанских и русских авторов конца XX-начала XXI века): дис. канд. филол. наук / Е.Ф. Исаева. – Москва,

Юсупова П.Д. Художественные открытия Н.В. Гоголя: стилистические секреты писателя / П.Д. Юсупова // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 

– №

.

 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/antroponimicheskaya-sistema-vecherov-na-hutore-bliz-dikanki-v-angliyskih-i-nemetskih-perevodah (дата обращения:

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В.И. Даль. – Режим доступа: http://slovardalja.net/

 С. 150-

 С. 386–

– № 1/2 (

Денисов В. Д. Гоголевский христианский именослов: о форме и семантике личных имен в ранней прозе писателя [Электронный ресурс] / В.Д. Денисов // Проблемы исторической поэтики. –

.

– 208 с.

- 154 с.

Бушаков В.А. Образ Басаврюка в повiстi М. В. Гоголя «Вечiр проти Iвана Купала» / В.А. Бушаков // Slavica та baltica в ономастицi України. Київ,

Волоконская Т. А. Мотив заколдованного места в малороссийских циклах Н. В. Гоголя: от описаний к поискам первопричины [Электронный ресурс] / Т.А. Волоконская // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. –

— № 4 (

 С. 1-

- С.

 №

– 448 с.

Русская ономастика и ономастика России / Под ред. О.Н. Трубачева. – М.,

Птахина, Е. Ю. Имена собственные в школьной практике [Электронный ресурс] / Е. Ю. Птахина // Молодой ученый. —

.

Виноградов В. В. О языке ранней прозы Гоголя [Электронный ресурс] / Виноградов В. В. // Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. П. Чудаков. - М.: Наука,

– 256 с.

- С. 57-

Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.: И.Л. Галинская, гл. ред., и др. – М.: ИНИОН,

Денисов В.Д. Гоголевский именослов: о форме и семантике личных имен в повестях «Миргорода» [Электронный ресурс] / В.Д. Денисов // Проблемы исторической поэтики. 

– С. 85–

Ковалев Г.Ф. Истоки именника Н.В. Гоголя / Г.Ф. Ковалев // Русская речь. -

 №1 (

– С. 64–

– № 3 (

Свотина К.В. Актуальность изучения ономастики в школе [Электронный ресурс] / К.В. Свотина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 

Воробьёв В. В. Лингвокультурология: Монография / В.В. Воробьев. – М.: РУДН,

Майорова Т. М. Ономастика в лингвокраеведческой работе / Т.М. Майорова // Русский язык в школе. 

— № 23 (

— Режим доступа: https://moluch.ru/archive/108/25922/ (дата обращения:

Кондакова Ю. В. Ономастический код в художественном мире Н. В. Гоголя / Ю.В. Кондакова // Известия Уральского государственного университета. –

 С. 43-

– 811 с.

– 223 с.

 №

.

.

– №

Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки. –

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки [Электронный ресурс] / Н.В. Гоголь. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1088/index.html

. – С. 292-

– Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/vgog/vin-005-.htm?cmd=p

– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neopredelennost-teksta-smysla-i-opredelennost-interpretatsii-tayna-ivana-fedorovicha-shponki-i-ego-tetushki (дата обращения:

Эльсберг Я.Е. Стили Пушкина и Гоголя и русская культура / Я.Е. Эльсберг // Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени. – М.: Наука,

Васильева Н. В. Собственное имя в мире текста / Н.В.Васильева. - Изд. 2-е испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,

Гоголь Н.В. Миргород [Электронный ресурс] / Н.В. Гоголь. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1070/index.html

- №

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография / В.И. Карасик; ВГПУ. – М.: Гнозис,

– 19 с.

. — С. 251-

Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой: Избранные труды / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. П. Чудаков.  М.: Наука,

Формановская, Н.И. Имя человека в аспекте «Язык и культура» / Н.И.Формановская // Слово и текст в диалоге культур. - М.,

– 103 с.

 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gogolevskiy-hristianskiy-imenoslov-o-forme-i-semantike-lichnyh-imen-v-ranney-proze-pisatelya (дата обращения:

Мымрина Д.Ф. Антропонимы Н.В. Гоголя: структурно-семантический и переводческий аспекты / Д.Ф. Мымрина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –

Переверзев В.Ф. Творчество Гоголя / В.Ф. Переверзев// Гоголь. Достоевский: Исследования. – М.: Советский писатель,

.  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-izucheniya-onomastiki-v-shkole (дата обращения:

Шолохова А. С. Антропонимическая система «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в английских и немецких переводах [Электронный ресурс] // Новый филологический вестник. 

Виноградов В. В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка / В.В. Виноградов // Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой: Избранные труды / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Отв. ред. А. П. Чудаков. – М.: Наука,

Королева И. А. Ономастические пространства и поле в языке / И.А. Королева // Русская речь. –

 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gogolevskiy-imenoslov-o-forme-i-semantike-lichnyh-imen-v-povestyah-mirgoroda (дата обращения:

Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии / А.Т. Хроленко. – М.: Флинта,

– 340 с.

Ланин Б.А. Методические подходы В.Я.Стоюнина и становление читательского канона [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 

Розов В. А. Традиционные типы малорусского театра XVII-XVIII вв. и юношеские повести Н. В. Гоголя / В.А. Розов// Памяти Н. В. Гоголя: Сб. речей и статей. Киев: В типограф. Импер. ун-та св. Владимира,

– М.: ТЕРРА – Книжный клуб,

– 336 с.

– С. 31-

. – С. 147-

Большой лингвистический словарь // Под ред. В.Д Стариченок. – Ростов н/Д : Большая Российская энциклопедия.

Есакова М. Н. Имя собственное как знак, характеризующий качество предмета / М.Н. Есакова, Ю. Н. Кольцова // Материалы III международной научно-практической конференции Русский язык в современном мире: традиции и инновации в преподавании русского языка как иностранного и переводе, Салоники. 

Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. – М.: Академия,

Донченко А.С. Особенности мужских именований в пьесах Н.В. Гоголя и А.П. Чехова / А.С. Донченко // Мир науки, культуры, образования. –

Зиновьева, Е.И., Лингвокультурология: теория и практика / Е.И. Зиновьева, Е. Е. Юрков. – Спб.: ООО «Издательский дом «МИРС»,

– С. 112-

– №

Санжеева, Л. Ц. Когнитивный подход в изучении имен собственных / Л.Ц. Санжеева // Вестник Бурятского госуниверситета. 

- С. 93-

Фасмер M. Этимологический словарь русского языка: в 4-х тт. / М. Фасмер. – Т.

Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. – М.: Наука,

Выготский Л. С. Мышление и речь: Сборник / Л.С. Выготский. – АСТ Москва: Хранитель,

– 184 с.

Голубков В.В. Теоретические основы преподавания литературы в средней и высшей школе [Электронный ресурс] / В.В. Голубков. – Режим доступа: https://golubkov.jimdofree.com

/ Ред.-сост. вып. И.Л. Галинская. – 244 с.

 №2 (

Ляпина А.В. Методика преподавания литературы: Учебно-методическое пособие / А.В. Ляпина. - Омск: Изд-во ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,

. – С. 22-25

Литвиненко Ю.Ю. Концепт возраст в семантическом пространстве образа человека в русской языковой картине мира: дис. … канд. филол. наук / Ю.Ю. Литвиненко. – Омск,

Гончаров С. А. Неопределенность текста/смысла и определенность интерпретации (тайна «Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки») [Электронный ресурс] / С.А. Гончаров // Культура и текст. –

- С. 5—

.  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-v-ya-stoyunina-i-stanovlenie-chitatelskogo-kanona (дата обращения:

– С. 40–

 №

Барабаш Ю. «Своего языка не знает…», или Почему Гоголь писал по-русски? / Ю. Барабаш // Вопросы литературы. – М.,

 №

 №

Фонякова, О.И. Имя Собственное в художественном тексте/ О.И. Фонякова. - Л.: ЛГУ,

– №

- С. 279-

Плешков, Е. С. Современные подходы к изучению имен собственных [Электронный ресурс] / Е. С. Плешков // Молодой ученый. —

– №

.

Крылова А.В. Семантические особенности «говорящих» имён в художественном тексте / А.В. Крылова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 

— Режим доступа: https://moluch.ru/archive/157/44363/ (дата обращения:

– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-zakoldovannogo-mesta-v-malorossiyskih-tsiklah-n-v-gogolya-ot-opisaniy-k-poiskam-pervoprichiny (дата обращения:

– № 4 (

Дюжева М. Б. Лингвокультурологические аспекты англоязычных названий музыкальных групп: дис. канд. филол. наук / М. Б. Дюжева. — Владивосток,

Большой энциклопедический словарь. Языкознание [Электронный ресурс] / под ред. В. Н. Ярцевой. – Режим доступа: http://www.tapemark.narod.ru/les/

 С. 28-

.

Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций / В.В. Красных. – М.: ИТДГК «Гнозис». 

Мацарупа В. Индивидуальный стиль Гоголя и его характерные особенности / В. Мацарупа // Филологические науки. - Вып. 47 -

 С. 92–

Вопросы и ответы

Что представляют собой антропонимы в контексте художественной литературы?
Антропонимы представляют собой имена, используемые для обозначения личностей в произведениях, что позволяет характеризовать их роль в формировании художественного образа. Такой подход обеспечивает возможность анализа их функциональной и стилистической роли в тексте, способствуя пониманию специфики литературного вымысла.
Каковы теоретические основы исследования антропонимов в художественной литературе?
Теоретические основы исследования антропонимов заключаются в системном анализе понятий, направленном на выявление их семантической и стилистической составляющих. Данный методологический подход предполагает рассмотрение антропонимов как инструмента художественного выражения, что позволяет обосновать их значимость в структуре литературного произведения.
Какие лингвокультурологические характеристики антропонимов отражаются в произведениях Н.В. Гоголя?
Лингвокультурологические характеристики антропонимов проявляются через специфику языковых единиц и эстетические особенности, присущие произведениям творчества Н.В. Гоголя. Это проявляется в синтезе языковых норм и культурных коннотаций, что способствует формированию характерного стиля и глубокой интерпретации культурного пространства текста.
Как определяется методика изучения языковых особенностей произведений Н.В. Гоголя в школьной программе?
Методика изучения языковых особенностей произведений Н.В. Гоголя в школьной программе основывается на системном подходе, включающем анализ функциональных и стилистических элементов. Данный методический комплекс обеспечивает структурированное рассмотрение антропономических особенностей, позволяя интегрировать теоретические знания с практическими рекомендациями для эффективного преподавания литературы.
Каким образом отражаются особенности форм и вариантов использования антропонимов в художественных произведениях?
Особенности форм и вариантов использования антропонимов отражаются в их разнообразии и адаптивной функции в художественном тексте. Такой подход позволяет рассматривать антропонимы как динамичный элемент литературной среды, что способствует их детальному анализу с точки зрения стилистики и методологии исследования языковых явлений.