Каталог Методика преподавания: Исследование и практика Использование инновационных технологий в организации лабораторных работ при изучении курса биологии в школе

Использование инновационных технологий в организации лабораторных работ при изучении курса биологии в школе

контроль лабораторная работа инновационные технологии оценка эксперимент
Заказать готовую работу
📄 53 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

Обоснование актуальности исследования, формулировка цели и задач, определение объекта, предмета и методов научного анализа в рамках темы использования "инновационных технологий" при организации "лабораторных работ" по "биологии" в школе.

Глава 1. Теоретико-методологические основы применения "инновационных технологий" в организации "лабораторных работ" по "биологии"

  1. 1.1 Формирование понятийного аппарата

    Анализ ключевых характеристик понятия "инновационные технологии". Разбор терминологии и методологических основ, применяемых в современной практике биологического образования.

  2. 1.2 Учебное обоснование внедрения инноваций

    Исследование специфики применения "инновационных технологий" при организации лабораторных работ. Обзор педагогических моделей и нормативных требований для уроков "биологии".

Глава 2. Экспериментальное исследование организации лабораторных работ с использованием "инновационных технологий" в курсе "биологии"

  1. 2.1 Пилотный этап эксперимента

    Диагностика современного состояния интеграции "инновационных технологий" в лабораторные занятия. Выявление проблемных аспектов и анализ исходного уровня познавательной активности учащихся.

  2. 2.2 Проектно-методическая апробация

    Разработка и проведение экспериментальных занятий с применением инновационных технологий для организации лабораторных работ. Моделирование педагогического процесса и использование специализированных методик.

  3. 2.3 Итоговый этап и анализ результатов

    Контроль эксперимента, интерпретация данных и оценка влияния внедрения инноваций на качество учебного процесса по "биологии". Выработка рекомендаций для дальнейшей практики.

Заключение

Заключительный обзор результатов исследования, обобщение выводов, оценка эффективности применения "инновационных технологий" в организации "лабораторных работ" на уроках "биологии" и перспективы дальнейших разработок.

Список литературы

Перечень использованных источников, нормативных документов и методических рекомендаций.

Приложения

  1. Приложение 1
  2. Приложение 2
  3. Приложение 3
  4. Приложение 4

В ходе экспериментальной работы с применением инновационных технологий особое внимание уделялось оценке результатов лабораторных занятий, направленных на формирование практических навыков и углубление теоретических знаний учащихся. С учетом необходимости оценки столь комплексного процесса, контрольная методика включала несколько этапов, что позволяло обеспечить целостную и объективную оценку.

На первом этапе лабораторное задание предусматривало выполнение ряда заданий, среди которых требовалось указать не менее трех функций, а также определить область применения полученных знаний. По завершении работы учащимся выдавались оценочные листы, содержащие следующие критерии оценки:

  1. Метод выполнения задания: самостоятельно или с привлечением учителя;
  2. Полнота выполнения заданий: все ли задания выполнены корректно (да/нет);
  3. Обоснованность выводов, сделанных по результату работы (да/нет);
  4. Наличие указания области применения полученных знаний (да/нет);
  5. Личное отношение: успешное выполнение работы в полном объеме или необходимость дополнительной работы над заданием.

Второй этап эксперимента был направлен на анализ влияния использования инновационных технологий на качество освоения учебного материала. Для этого сравнивались результаты вводной контрольной работы (см. приложение 2) с итоговой контрольной работой (см. приложение 3). Оценка результатов проводилась по следующим критериям:

  1. Отметка «5»: учащийся способен выделить основное содержание изученного материала, опираясь на факты и примеры, формулировать обоснованные выводы, а также устанавливать как межпредметные, так и внутрипредметные связи с не более чем двумя недочетами (работа выполнена на уровне 90–100%).
  2. Отметка «4»: студент демонстрирует умение определять главное, делая выводы и устанавливая внутрипредметные связи, допускается наличие одной негрубой ошибки и одного недочета или двух недочетов (66–89% выполнения работы).
  3. Отметка «3»: уровень знаний определяется как минимальный, при выполнении работы учащемуся требуется помощь преподавателя. Работа покрывает не менее половины заданий, допускается до двух грубых ошибок или комбинация одной грубой и одной негрубой ошибки с наличием одного недочета (50–65% выполнения).
  4. Отметка «2»: результаты свидетельствуют о недостаточном уровне усвоения материала, когда наблюдаются многочисленные ошибки, что значительно снижает общий процент выполненной работы (менее 50%).

После реализации экспериментальной программы учащимся 7 класса была предложена контрольная срезовая работа, состоящая из четырех частей. Первая часть предусматривала заполнение пропущенных слов в предложениях, где за каждый правильный ответ начислялся 1 балл. Вторая часть включала тестовые задания с возможностью выбора одного или нескольких правильных ответов, что способствовало многоаспектной оценке усвоения материала. Данный подход позволяет не только зафиксировать положительные результаты, но и выявить области, требующие дополнительного внимания, что подтверждается улучшением результатов контрольных работ и созданием благоприятной учебной атмосферы.

Список литературы

.

. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-uchaschihsya-v-uchebnom-protsesse (дата обращения:

Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово,

Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. Игровыетехнологиикаксредствоприобщениямладшихдошкольниковксамообслуживанию // Международный журнал экспериментального образования. –

.

Ярина, С. Ю. Геймификация: зарубежный и отечественный опыт / С.Ю. Ярина, И.А. Суслова // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалыXIмеждународной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 26 февраля – 2 марта 2018 г. – Екатеринбург: Издательство РГППУ,

– Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/

Решетина, Т.К., Марина, А. В., Бусарова, Н.В., Наталков, С.В. Создание и использование электронного образовательного портала при изучении биологии // Биология в школе. -

Халимова, М Использование информационно-коммуникационной технологий на уроках биологии // LifeSciencesandAgriculture.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» /Паспорт национального проекта «Образование». – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtifOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf

Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России,

ucoz.ru/index/igrovye_tekhnologii_l_s_vygodskij/0-32 (дата обращения

- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-obuchayuschie-sistemy (дата обращения:

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-velektronnom-obuchenii (дата обращения:

Фурсова Д.А. К проблеме определения понятия «информационно-коммуникативная среда» // Вестник МГУКИ. –

Соболева, Н.Д. Исследовательская деятельность как средство организации самостоятельной работы учащихся в учебном процессе // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки.

02 / СПб, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Н. С. Степанова. – Спб. –

- №4 - С.23-

- С. 24-

– С. 39-

– 250 с.

- №

. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-biologii-1 (дата обращения:

март – апрель. – С. 163 –

Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»,

Орлова, О. В., Титова, В.Н. Геймификация как способ организации обучения [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного педагогического университета. –

.

Павлов, Я. Ю. Возможности применения геймификации в онлайн обучении / Я.Ю. Павлов, С.А. Кочина [Электронный ресурс] // Новые вызовы для пелагогики и качества образования: массовые открытые онлайн курсы, облачные сервисы, мобильные технологии. – Москва,

.

.

– № 7-

Парфенова, С. Р. Инновационные технологии преподавания биологии в школе // StudNet. -

Алексеева, Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей / Л.Н. Алексеева, Г.Г. Копылов, В.Г. Марача // Исследовательская работа школьников.

- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-prepodavaniya-biologii-v-shkole (дата обращения:

%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/texnologii_primeri.pdf (дата обращения:

- №

– 96 с.

- №

– С.

- №

ru (дата обращения:

.

.

Блочно-модульная технология как средство повышения качества обучения // Электронный ресурс // Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/588216#:~:text (дата обращения

– 928 с.

- №.

Мазелис, А.Л. Геймификация в электронном обучении. [Электронный ресурс] // Территория новых возможностей. -

Суматохин, С.В. Биологическое образование в школе цифрового века // Биология в школе. - 2020 - №5 - С.13-

Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия»,

Языкова, М. Ю. Инновационные технологии в школьном практикуме // Наука и современность.

.

– С. 22-

Аранова С.В., Андреева Н.Д., Шурилова Т.Б., Паничкин А.В. Феномен визуализации в образовании: коллективная монография. – СПб.: Астеритон,

http://conference

.

- С.35-

№3 (

Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика,

Боголюбов, В. И. Использование инновационных технологий в педагогике // Школьные технологии. –

- №7 - С.34-

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-shkolnom-praktikume (дата обращения:

Караваев, Н. Л. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде: [монография] / Н.Л. Караваев, Е.В. Соболева. – Киров: Вятский государственный университет,

Мусс Г.Н., Пахомова М.А. К вопросу об исследовательских умениях младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –

Казарова, О.А. Использование адаптивно-инновационных технологий при создании тренажера «Учусь наблюдать» // Биология в школе. -

- №

Степанова, Н. С. Методика проектного обучения в разделе «Общая биология» общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук:

Инновационные технологии в образовании: примеры // Электронный ресурс // Режим доступа:http://spokist.ru/files/naukometod/%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%

Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. -

- №4 - С.36-

– 134 с.

– С. 39-

Алешева, Л.Н. Интеллектуальные обучающие системы // Вестник ГУУ. -

.

.

- 2 (

- С.30-

– 192 с.

- №

- №

– С. 72 –

htm (дата обращения:

– Т.

iite.unesco.org/wpcontent/uploads/2014/11/Pavlov-Kochina.pdf (дата обращения:

– 105 с. vestnik

Кропова, Ю.Г., Полякова, А.А. Создание видеоконтента как одно из направлений информатизации биологического образования // Биология в школе. -

Игровые технологии (Л. С. Выготский, К. Гросс) // Электронный ресурс // Режим доступа: https://skola

- С. 25-

№2-

Режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5544 (дата обращения:

Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2015&issue=9&article_id=5508 (дата обращения:

- №

– С. 654-

Казарова, О.А. Адаптивно-инновационные педагогические технологии в общем биологическом образовании // Биология в школе. -

Тимофеева, А. В. Информационные технологии – друзья или враги? // Биология в школе. -

Понятие и назначение личностно-ориентированного обучения // Электронный ресурс // Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/lichnostno-orientirovannaya_tehnologiya_obucheniya/ (дата обращения

– 208 с.

Вихор, В. Т. Информационные технологии в системе образования. // Народная асвета. –

№1 (

Вопросы и ответы

Какие экспериментальные этапы характеризуют организацию лабораторных работ с использованием инновационных технологий?
Экспериментальная структура включает три последовательных этапа, а именно констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап направлен на анализ актуального состояния проблемы, формирующий обеспечивает разработку занятий с применением современных технологических решений, а контрольный этап гарантирует объективную оценку эффективности проведённых мероприятий.
Что представляют собой теоретические основы организации лабораторных работ по биологии с применением инновационных технологий?
Теоретические основы характеризуются как методологическая платформа, которая интегрирует современные инновационные подходы в традиционную образовательную практику. Они формируют научное обоснование применения новейших технологий в организации лабораторных работ, направленных на углублённое изучение курса биологии и совершенствование педагогического процесса.
Какие особенности применения инновационных технологий в организации лабораторных работ по биологии можно выделить?
Особенности данного подхода заключаются в адаптации современных технологических инструментов для оптимизации проведения лабораторных занятий. Они обеспечивают активизацию практического компонента, способствуют обновлению методологии обучения и способствуют более глубокому усвоению теоретических знаний через экспериментальное взаимодействие.
Каковы сущностные характеристики понятия «инновационные технологии» в контексте организации лабораторных работ?
Понятие «инновационные технологии» характеризуется как совокупность новых методов, средств и подходов, направленных на модернизацию образовательного процесса. Оно включает применение современных цифровых, аналитических и экспериментальных решений, что способствует повышению эффективности и актуальности лабораторных исследований в образовательной деятельности.
Какова методическая значимость этапов эксперимента при интеграции инновационных технологий в процесс обучения биологии?
Методическая значимость экспериментальных этапов заключается в системном подходе к анализу, разработке и оценке нововведений в образовательной практике. Каждый из этапов выполняет свою функцию, начиная с выявления проблемных аспектов, продолжая формированием и тестированием новых методик, и завершая комплексной оценкой их эффективности, что способствует объективному совершенствованию учебного процесса.