Эволюция внешнего облика тонкого иллюстрированного журнала в 19 в. на примере журнала "Всемирная иллюстрация"
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели исследования, определение задач, характеристика объекта, предмета и применяемых методов.
Глава 1. Эволюция иллюстрированных журналов в историческом контексте
-
Предпосылки появления иллюстраций в печатных изданиях
- Исторические и социокультурные условия возникновения иллюстраций в журналах.
- Анализ факторов, предшествующих появлению "тонкого иллюстрированного журнала" как уникальной печатной продукции.
-
Формирование тематических и художественных особенностей
- Развитие визуальной структуры и специфики иллюстраций.
- Переход от традиционных подходов к замысловатым композиционным решениям.
- Выводы по главе 1
Глава 2. Анализ художественного наследия журнала «Всемирная иллюстрация»
-
Анамнез создания журнала «Всемирная иллюстрация»
- История образования и развития издания в рамках XIX века.
- Контекст становления журнала на фоне прочих иллюстрированных публикаций.
-
Тематико-художественная специфика иллюстраций
- Изучение особенностей иллюстраций, представленных в журнале «Всемирная иллюстрация».
- Сравнительный анализ с другими представителями "тонкого иллюстрированного журнала" эпохи.
- Критерии оценивания художественных приемов как основного диагностического параметра.
- Выводы по главе 2
Глава 3. Методологические подходы и перспективы исследования иллюстрированных журналов
-
Применение специализированных методик исследования
- Описание используемых методов анализа иллюстративного компонента изданий.
- Обоснование методологических решений, применяемых для изучения "тонкого иллюстрированного журнала".
-
Перспективы дальнейших исследований и практическое значение результатов
- Обсуждение выявленных проблем в изучении визуального наследия XIX века.
- Рекомендации для продолжения исследований в области иллюстрированных печатных материалов.
Заключение
- Сводные выводы исследования и обоснование научной новизны полученных результатов.
Список литературы
- Перечень использованных источников, монографий и статей по теме исследования.
Анализируя поведение читателей иллюстрированной периодики, можно заметить, что иногда внимание к изданию концентрируется не на тексте, а на визуальном ряде. Так, М. Горький вспоминал опыт семьи своего хозяина-чертежника: приобретённый экземпляр «Нивы» зачастую не читался, а лишь обозревался с целью полюбоваться картинками, после чего он аккуратно убирался. Эти воспоминания, датируемые 1879 годом, подчёркивают, что присутствие журнала в доме не гарантировало его активного использования, тогда как изображения неизменно играли значимую роль.
Эволюция еженедельных иллюстрированных изданий в России демонстрирует значительную динамику: начиная с 1869 года, периода появления «Всемирной иллюстрации», и до начала XX века количество изданий превысило сто наименований. Тем не менее, многие из них не выдерживали конкуренции, особенно в условиях коммерциализации полиграфической индустрии, которая вызывала сегментацию рынка. На фоне слабых «эпизодических» выпусков выделялись проекты, оказавшиеся устойчивыми и многократно превосходившими по тиражу большинство конкурентов – так, журнал «Родина» (1879-1917) к 1904 году насчитывал около 120 тыс. экземпляров, а еженедельник «Нива» (1870-1918) достигал 235 тыс. экземпляров еженедельно. Реальная аудитория окрывала глубину этих цифр, учитывая практику передачи одного экземпляра между читателями.
Развитие популярных тонких иллюстрированных журналов сопровождалось двумя основными тенденциями. Во-первых, издания развивались как коммерческие проекты, нацеленные на получение прибыли, а во-вторых, они отражали идею «сеять разумное, доброе, вечное», что демонстрировало их просветительский аспект. Современные исследования подтверждают, что синтез развлекательных и образовательных функций способствовал не только расширению аудитории, но и укреплял культурный авторитет изданий.
Структурное разнообразие иллюстративного материала в периодических изданиях того времени получало выражение в следующей жанровой палитре:
- Портретная живопись, отражающая индивидуальные особенности героев;
- Репродукции произведений живописи, графики и скульптуры, демонстрировавшие художественные достижения разных эпох;
- Архитектурные пейзажи, подчеркивающие особенности городской и сельской среды;
- Этнографические зарисовки, отображающие быт и культуру различных народов;
- Сюжетные иллюстрации, посвященные русской истории, и изображения «уличных типов»;
- Иллюстрации к произведениям русских классиков, дополняющие литературное содержание;
- Художественные репортажи о современных событиях, отражавшие актуальные социально-политические процессы.
Особое значение репродукции художественных произведений заключалось в их самостоятельной выразительности, независимой от текста. Такая визуальная составляющая способствовала как эстетическому восприятию, так и привлечению более широкой аудитории, что подтверждается многими исследованиями периодической прессы конца XIX века.
Список литературы
– Санкт-Петербург: Г.Д. Гоппе: 1869-
Акопов А.И. Отечественные специализированные журналы 1765-
– 464 с.
– 312 с.
Русская графика XVIII – первой половины XIX века: Новые материалы / под ред. Е.И. Гаврилова. – Л.: Искусство,
Митрохина К.Л. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Дисс. ... канд. филологических наук. – М.,
Русская периодическая печать. Указатели содержания 1728-1995 / Сост. Н.В. Никитина. – СПб,
– 320 с.
– №
– 116 с.
Журавлева Е. Севастопольские картины В.Е. Маковского и И.М. Прянишникова // Искусство. –
– 190 с.
– С. 148-
Морозов A.A., Софонова Л.A. Эмблематика и её место в искусстве барокко // Славянское барокко. – М.: Наука,
– № 1(
– С. 348-
– С. 52-
– 220 с.
Брылов Г.А. Обложка книги. Опыт исторического исследования. – Л.: Академия художеств,
– 656 с.
– 544 с.
Ежерец Н.Е. Голоса Балканской войны. Художник Верещагин и другие // Русское искусство. –
– 293 с.
Герчук Ю.Я. Искусство русской книги 1830-х годов // Книга. Исследования и материалы. Сб.
Тарабанов С. К вопросу о термине «наивное искусство» // Философия наивности. – М.: Изд-во МГУ,
– 296 с.
Орлов Б.П. Полиграфическая промышленность Москвы. Очерк развития до 1917 года. – М.: Искусство,
– 368 с.
Журналистика. –
Миролюбова Г.А. Русская литография. 1810-е – 1890-е гг.: очерки истории, мастера, печатные центры, издательства. – М.: Центрполиграф,
– С. 76-
Токарев С.А. История русской этнографии (дооктябрьский период). – М.: Наука,
– Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та,
– 278 с.
– 383 с.
Всемирная иллюстрация: еженедельный иллюстрированный журнал. – Т. 1-
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. – М.-Л.: Гослитиздат,
Гравировальная палата Академии Наук XVIII века: Сб. док. / сост. М.А. Алексеева, Ю.А. Виноградов, Ю.А. Пятницкий. – Л.: Наука,
Берков П.Н. История русской журналистики XVIII век. – M.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР,
Воронкевич A.C. Иллюстрированные еженедельники в России (1808-1904 гг): Метод. указания к спецсеминару по истории рус. журналистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та,
– С. 115-
– С. 177-
Нехорошева И.Г. Графическое оформление первых русских журналов мод в последней четверти XVIII века. Дисс. ... канд. искусствоведения. – СПб,
Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX в. / под ред. Г.Ю. Стернина. – М.: Наука,
– 368 с.
– М.: Художественная литература,
. – 1877 // Электронный фонд Российской национальной библиотеки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://leb.nlr.ru/edoc/333067/
– М.: ТЕРРА-TERRA,
Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – М.: Мир,
– №
– 120 с.
Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве. – М.: Искусство,
– №IV. – С. 92-
– С. 304-
Розанова H.H. История и теория печатно-графического искусства. – М.: МГУП,
Светлов Л.Б. Издательская деятельность Н.И. Новикова. – Л.: Гизлегпром,
Патрушева Н.Г. Цензурные реформы 1865 года в карикатурах «Искры» // Книга. Исследования и материалы. Сб.
– 168 с. Источники:
Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати томах. Т.
– 303 с.
Всемирная иллюстрация: еженедельный иллюстрированный журнал. – Т. 1-
Лазаревич Э.А. С веком наравне: Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. – М.: Книга,
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. – М.: АспектПресс,
– Санкт-Петербург: Г.Д. Гоппе: 1869-
– 224 с.
– М.: Книга,
– 173 с.
– С. 203-
– 52 с.
– С. 228-
– 13(
– 572 с.
Есин Б.И. История русской журналистики. – М.: Флинта: Наука,
Белов C.B. Издательство Г.Д. Гоппе // Книга. Исследования и материалы. Сб.
Сидоров A.A. История оформления русской книги. – М.: Книга,
– 125 с.
Карпова Т.Л. Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века. Опыт самопознания личности. – СПб: Алетейя,
Кутузова А. В тени знаменитого брата: Аполлинарий Васнецов – художник и историк Москвы // Историк и художник. –
Карпова Т.Л. Салонный академизм. Возвращение к теме // Искусствознание. –
– 270 с.
Ключевский В.О. Сочинения. В 8 т. – М.: Изд-во социально-экономической литературы,
– 496 с.
– С. 80-
Ямполъский И.Г. Сатирические и юмористические журналы 1860-х годов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,
– С. 32-
Смородина В.А. Русский военный фоторепортаж на фронтах Первой мировой: особенности развития и персоналии // Последняя война императорской России. – М.: Три квадрата,
– 221 с.
– М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты,
Алямовская Г.В. Естественнонаучная иллюстрация в русских изданиях XVIII и XIX вв. // Книга. Исследования и материалы. Вып.
– 248 с.
Лебедев A.B. Тщанием и усердием: Примитив в России XVIII-XIX ст. – М.: Традиция,
Виньетка // Книговедение. Энциклопедический словарь / гл. ред.: Н.М. Сикорский. – М.: Советская энциклопедия,
– 453 с.
Швецова Л.K. Массовые еженедельники для «пестрого» читателя // Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX века, 1890-1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издательства / отв ред. Б.А. Балик. – М.: Наука,
– 391 с.
Разлогов К.Э. Массовая культура – универсальная парадигма современности // Теоретическая культурология. – М., Екатеринбург,
– № 1(
– 367 с.
– 216 с.
– М.: Книга,
Кольцова Л.A. «Уличные типы» в русской литературе и иллюстрации 1860-х годов // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Вып. VI. – М.,
– С.
– С. 214-
Западов A.B. Русская журналистика XVIII века. – М.: Наука,
– 221 с.
– С. 128-
– 200 с.
– 192 с.
– Т.
Курбатова А.К. Петербургские журналы мод XIX – начала XIX века // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии. Спец. выпуск Вестника Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – Спб.: СПГУТД,
Самарин А.Ю. Читатель России во второй половине XVIII века. (По спискам подписчиков). – М.: Изд-во МГУП,
– М.: Наука,
Эмблемы и символы / вст. статья и коммент. А.Е. Махова. – М.: Интрада,
– 799 с.
– Т.
Либрович С.Ф. На книжном посту. Воспоминания, записки, документы. – СПб-М.: Издание т-ва М.О. Вольф,
Сидоров A.A. Искусство книги. – М.: Книга,
-26(
– С. 76-
– 248 с.
Воронкевич A.C. Русские иллюстрированные еженедельники в XIX веке // Вестник Московского Университета. – Сер.
– С. 275-
Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. – М.: Изд-во МПИ,
Кондакова Т.И. Московский типограф и издатель А.Г. Решетников // Федоровские чтения
– С. 13-
(1 янв. – 22 июня). – 1895 // Электронный фонд Российской национальной библиотеки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://leb.nlr.ru/edoc/320036/
Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала XX веков. – М.: Сов.художник,
Киселев А.П. История оформления русской газеты. 1702-1917 гг. – М.: Изд-во Моск.ун-та,
Махонина С.Я. История русской журналистики начала ХХ века. – М.: Флинта: Наука,
Кауфман P.C. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. – М.: Искусство,
Закруткин P.A. Из истории русской журналистики конца XVIII века («Беседующий гражданин»): Автореф. … канд.филолог. наук. – М.,
– №
– 22 с.
– №