Каталог Журналистика: исследование и практика Эволюция внешнего облика тонкого иллюстрированного журнала в 19 в. на примере журнала "Всемирная иллюстрация"

Эволюция внешнего облика тонкого иллюстрированного журнала в 19 в. на примере журнала "Всемирная иллюстрация"

иллюстрированная периодика история прессы российские журналы просветительство культурное наследие
Заказать готовую работу
📄 83 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели исследования, определение задач, характеристика объекта, предмета и применяемых методов.

Глава 1. Эволюция иллюстрированных журналов в историческом контексте

  1. Предпосылки появления иллюстраций в печатных изданиях
    1. Исторические и социокультурные условия возникновения иллюстраций в журналах.
    2. Анализ факторов, предшествующих появлению "тонкого иллюстрированного журнала" как уникальной печатной продукции.
  2. Формирование тематических и художественных особенностей
    1. Развитие визуальной структуры и специфики иллюстраций.
    2. Переход от традиционных подходов к замысловатым композиционным решениям.
  3. Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ художественного наследия журнала «Всемирная иллюстрация»

  1. Анамнез создания журнала «Всемирная иллюстрация»
    1. История образования и развития издания в рамках XIX века.
    2. Контекст становления журнала на фоне прочих иллюстрированных публикаций.
  2. Тематико-художественная специфика иллюстраций
    1. Изучение особенностей иллюстраций, представленных в журнале «Всемирная иллюстрация».
    2. Сравнительный анализ с другими представителями "тонкого иллюстрированного журнала" эпохи.
    3. Критерии оценивания художественных приемов как основного диагностического параметра.
  3. Выводы по главе 2

Глава 3. Методологические подходы и перспективы исследования иллюстрированных журналов

  1. Применение специализированных методик исследования
    1. Описание используемых методов анализа иллюстративного компонента изданий.
    2. Обоснование методологических решений, применяемых для изучения "тонкого иллюстрированного журнала".
  2. Перспективы дальнейших исследований и практическое значение результатов
    1. Обсуждение выявленных проблем в изучении визуального наследия XIX века.
    2. Рекомендации для продолжения исследований в области иллюстрированных печатных материалов.

Заключение

  1. Сводные выводы исследования и обоснование научной новизны полученных результатов.

Список литературы

  1. Перечень использованных источников, монографий и статей по теме исследования.

Анализируя поведение читателей иллюстрированной периодики, можно заметить, что иногда внимание к изданию концентрируется не на тексте, а на визуальном ряде. Так, М. Горький вспоминал опыт семьи своего хозяина-чертежника: приобретённый экземпляр «Нивы» зачастую не читался, а лишь обозревался с целью полюбоваться картинками, после чего он аккуратно убирался. Эти воспоминания, датируемые 1879 годом, подчёркивают, что присутствие журнала в доме не гарантировало его активного использования, тогда как изображения неизменно играли значимую роль.

Эволюция еженедельных иллюстрированных изданий в России демонстрирует значительную динамику: начиная с 1869 года, периода появления «Всемирной иллюстрации», и до начала XX века количество изданий превысило сто наименований. Тем не менее, многие из них не выдерживали конкуренции, особенно в условиях коммерциализации полиграфической индустрии, которая вызывала сегментацию рынка. На фоне слабых «эпизодических» выпусков выделялись проекты, оказавшиеся устойчивыми и многократно превосходившими по тиражу большинство конкурентов – так, журнал «Родина» (1879-1917) к 1904 году насчитывал около 120 тыс. экземпляров, а еженедельник «Нива» (1870-1918) достигал 235 тыс. экземпляров еженедельно. Реальная аудитория окрывала глубину этих цифр, учитывая практику передачи одного экземпляра между читателями.

Развитие популярных тонких иллюстрированных журналов сопровождалось двумя основными тенденциями. Во-первых, издания развивались как коммерческие проекты, нацеленные на получение прибыли, а во-вторых, они отражали идею «сеять разумное, доброе, вечное», что демонстрировало их просветительский аспект. Современные исследования подтверждают, что синтез развлекательных и образовательных функций способствовал не только расширению аудитории, но и укреплял культурный авторитет изданий.

Структурное разнообразие иллюстративного материала в периодических изданиях того времени получало выражение в следующей жанровой палитре:

  1. Портретная живопись, отражающая индивидуальные особенности героев;
  2. Репродукции произведений живописи, графики и скульптуры, демонстрировавшие художественные достижения разных эпох;
  3. Архитектурные пейзажи, подчеркивающие особенности городской и сельской среды;
  4. Этнографические зарисовки, отображающие быт и культуру различных народов;
  5. Сюжетные иллюстрации, посвященные русской истории, и изображения «уличных типов»;
  6. Иллюстрации к произведениям русских классиков, дополняющие литературное содержание;
  7. Художественные репортажи о современных событиях, отражавшие актуальные социально-политические процессы.

Особое значение репродукции художественных произведений заключалось в их самостоятельной выразительности, независимой от текста. Такая визуальная составляющая способствовала как эстетическому восприятию, так и привлечению более широкой аудитории, что подтверждается многими исследованиями периодической прессы конца XIX века.

Список литературы

– Санкт-Петербург: Г.Д. Гоппе: 1869-

Акопов А.И. Отечественные специализированные журналы 1765-

– 464 с.

– 312 с.

Русская графика XVIII – первой половины XIX века: Новые материалы / под ред. Е.И. Гаврилова. – Л.: Искусство,

Митрохина К.Л. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Дисс. ... канд. филологических наук. – М.,

Русская периодическая печать. Указатели содержания 1728-1995 / Сост. Н.В. Никитина. – СПб,

– 320 с.

– №

– 116 с.

Журавлева Е. Севастопольские картины В.Е. Маковского и И.М. Прянишникова // Искусство. –

– 190 с.

– С. 148-

Морозов A.A., Софонова Л.A. Эмблематика и её место в искусстве барокко // Славянское барокко. – М.: Наука,

– № 1(

– С. 348-

– С. 52-

– 220 с.

Брылов Г.А. Обложка книги. Опыт исторического исследования. – Л.: Академия художеств,

– 656 с.

– 544 с.

Ежерец Н.Е. Голоса Балканской войны. Художник Верещагин и другие // Русское искусство. –

– 293 с.

Герчук Ю.Я. Искусство русской книги 1830-х годов // Книга. Исследования и материалы. Сб.

Тарабанов С. К вопросу о термине «наивное искусство» // Философия наивности. – М.: Изд-во МГУ,

– 296 с.

Орлов Б.П. Полиграфическая промышленность Москвы. Очерк развития до 1917 года. – М.: Искусство,

– 368 с.

Журналистика. –

Миролюбова Г.А. Русская литография. 1810-е – 1890-е гг.: очерки истории, мастера, печатные центры, издательства. – М.: Центрполиграф,

– С. 76-

Токарев С.А. История русской этнографии (дооктябрьский период). – М.: Наука,

– Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та,

– 278 с.

– 383 с.

Всемирная иллюстрация: еженедельный иллюстрированный журнал. – Т. 1-

Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. – М.-Л.: Гослитиздат,

Гравировальная палата Академии Наук XVIII века: Сб. док. / сост. М.А. Алексеева, Ю.А. Виноградов, Ю.А. Пятницкий. – Л.: Наука,

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII век. – M.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР,

Воронкевич A.C. Иллюстрированные еженедельники в России (1808-1904 гг): Метод. указания к спецсеминару по истории рус. журналистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та,

– С. 115-

– С. 177-

Нехорошева И.Г. Графическое оформление первых русских журналов мод в последней четверти XVIII века. Дисс. ... канд. искусствоведения. – СПб,

Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX в. / под ред. Г.Ю. Стернина. – М.: Наука,

– 368 с.

– М.: Художественная литература,

. – 1877 // Электронный фонд Российской национальной библиотеки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://leb.nlr.ru/edoc/333067/

– М.: ТЕРРА-TERRA,

Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – М.: Мир,

– №

– 120 с.

Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве. – М.: Искусство,

– №IV. – С. 92-

– С. 304-

Розанова H.H. История и теория печатно-графического искусства. – М.: МГУП,

Светлов Л.Б. Издательская деятельность Н.И. Новикова. – Л.: Гизлегпром,

Патрушева Н.Г. Цензурные реформы 1865 года в карикатурах «Искры» // Книга. Исследования и материалы. Сб.

– 168 с. Источники:

Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати томах. Т.

– 303 с.

Всемирная иллюстрация: еженедельный иллюстрированный журнал. – Т. 1-

Лазаревич Э.А. С веком наравне: Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. – М.: Книга,

Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. – М.: АспектПресс,

– Санкт-Петербург: Г.Д. Гоппе: 1869-

– 224 с.

– М.: Книга,

– 173 с.

– С. 203-

– 52 с.

– С. 228-

– 13(

– 572 с.

Есин Б.И. История русской журналистики. – М.: Флинта: Наука,

Белов C.B. Издательство Г.Д. Гоппе // Книга. Исследования и материалы. Сб.

Сидоров A.A. История оформления русской книги. – М.: Книга,

– 125 с.

Карпова Т.Л. Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века. Опыт самопознания личности. – СПб: Алетейя,

Кутузова А. В тени знаменитого брата: Аполлинарий Васнецов – художник и историк Москвы // Историк и художник. –

Карпова Т.Л. Салонный академизм. Возвращение к теме // Искусствознание. –

– 270 с.

Ключевский В.О. Сочинения. В 8 т. – М.: Изд-во социально-экономической литературы,

– 496 с.

– С. 80-

Ямполъский И.Г. Сатирические и юмористические журналы 1860-х годов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,

– С. 32-

Смородина В.А. Русский военный фоторепортаж на фронтах Первой мировой: особенности развития и персоналии // Последняя война императорской России. – М.: Три квадрата,

– 221 с.

– М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты,

Алямовская Г.В. Естественнонаучная иллюстрация в русских изданиях XVIII и XIX вв. // Книга. Исследования и материалы. Вып.

– 248 с.

Лебедев A.B. Тщанием и усердием: Примитив в России XVIII-XIX ст. – М.: Традиция,

Виньетка // Книговедение. Энциклопедический словарь / гл. ред.: Н.М. Сикорский. – М.: Советская энциклопедия,

– 453 с.

Швецова Л.K. Массовые еженедельники для «пестрого» читателя // Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX века, 1890-1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издательства / отв ред. Б.А. Балик. – М.: Наука,

– 391 с.

Разлогов К.Э. Массовая культура – универсальная парадигма современности // Теоретическая культурология. – М., Екатеринбург,

– № 1(

– 367 с.

– 216 с.

– М.: Книга,

Кольцова Л.A. «Уличные типы» в русской литературе и иллюстрации 1860-х годов // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Вып. VI. – М.,

– С.

– С. 214-

Западов A.B. Русская журналистика XVIII века. – М.: Наука,

– 221 с.

– С. 128-

– 200 с.

– 192 с.

– Т.

Курбатова А.К. Петербургские журналы мод XIX – начала XIX века // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии. Спец. выпуск Вестника Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – Спб.: СПГУТД,

Самарин А.Ю. Читатель России во второй половине XVIII века. (По спискам подписчиков). – М.: Изд-во МГУП,

– М.: Наука,

Эмблемы и символы / вст. статья и коммент. А.Е. Махова. – М.: Интрада,

– 799 с.

– Т.

Либрович С.Ф. На книжном посту. Воспоминания, записки, документы. – СПб-М.: Издание т-ва М.О. Вольф,

Сидоров A.A. Искусство книги. – М.: Книга,

-26(

– С. 76-

– 248 с.

Воронкевич A.C. Русские иллюстрированные еженедельники в XIX веке // Вестник Московского Университета. – Сер.

– С. 275-

Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. – М.: Изд-во МПИ,

Кондакова Т.И. Московский типограф и издатель А.Г. Решетников // Федоровские чтения

– С. 13-

(1 янв. – 22 июня). – 1895 // Электронный фонд Российской национальной библиотеки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://leb.nlr.ru/edoc/320036/

Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала XX веков. – М.: Сов.художник,

Киселев А.П. История оформления русской газеты. 1702-1917 гг. – М.: Изд-во Моск.ун-та,

Махонина С.Я. История русской журналистики начала ХХ века. – М.: Флинта: Наука,

Кауфман P.C. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. – М.: Искусство,

Закруткин P.A. Из истории русской журналистики конца XVIII века («Беседующий гражданин»): Автореф. … канд.филолог. наук. – М.,

– №

– 22 с.

– №

Вопросы и ответы

Каковы исторические аспекты формирования иллюстрированных журналов?
Исторические аспекты формирования иллюстрированных журналов охватывают последовательность этапов развития печатной продукции, развитие технологий и эстетических решений, что позволило сформировать уникальные формы визуальной коммуникации. Исследование данных процессов выявляет ключевые моменты становления и эволюции данного вида изданий.
Каковы условия и причины появления иллюстраций в журналах?
Условия и причины появления иллюстраций в журналах определяются объективными социально-культурными и технологическими факторами, способствующими внедрению визуальных элементов в печатные издания. Эти предпосылки включают потребность в эффективной коммуникации, эстетизацию материала и развитие средств массовой информации.
Какие тенденции характеризуют развитие тонкого иллюстрированного журнала как особого вида печатной продукции?
Развитие тонкого иллюстрированного журнала характеризуется рядом устойчивых тенденций, связанных с эстетической композицией, техническими методами печати и специфическим подходом к содержанию изданий. Эти тенденции обеспечили формирование уникального жанра, определяемого сочетанием художественного исполнения и редакционного содержания.
В чем заключается своеобразие журнала «Всемирная иллюстрация» по сравнению с другими иллюстрированными журналами XIX века?
Свощеобразие журнала «Всемирная иллюстрация» выражается в его особой структурной и художественной концепции, отличающей его от других изданий того периода. Анализ данного явления демонстрирует наличие уникальных эстетических решений и подходов к визуальному представлению, что позволяет отнести его к особо значимым публикациям в истории печатного искусства.
Какова история создания и развития журнала «Всемирная иллюстрация»?
История создания и развития журнала «Всемирная иллюстрация» включает комплексный анализ этапов возникновения, формирование редакционной политики и эволюцию визуальных методов исполнения. Такой подход позволяет проследить динамику изменений, подтверждающих его значимость и влияние на развитие иллюстрированной печатной продукции.
Что определяет тематическое своеобразие иллюстраций журнала «Всемирная иллюстрация» и других тонких иллюстрированных журналов?
Тематическое своеобразие иллюстраций определяется специфическим выбором сюжетных линий, концептуальными подходами и характерными эстетическими особенностями, воплощёнными в визуальных элементах. Данный аспект отражает глубокое взаимодействие культурных, исторических и художественных традиций, формируя уникальную идентичность издания.
Какие художественные особенности иллюстраций журнала «Всемирная иллюстрация» можно выделить?
Художественные особенности иллюстраций журнала «Всемирная иллюстрация» выражаются в оригинальных композиционных решениях, высоком эстетическом уровне исполнения и технической точности изображения. Эти характеристики позволяют выделить журнал как значимый образец художественного и визуального мышления своего времени.