Формирование активной позиции подростков через школьные СМИ
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности темы «социализации обучающихся» средствами «школьного СМИ»
- Цель исследования и выделение ключевых задач
- Объект, предмет исследования и используемые методы анализа
Глава 1. Теоретические положения формирования «социализации обучающихся» средствами «школьного СМИ»
-
Понятие и сущность социализации обучающихся
- Определение процесса социализации в образовательном контексте
- Динамика формирования личности под влиянием школьной среды
-
Функциональное значение «школьного СМИ»
- Роль информационных каналов в воспитании
- Ключевые характеристики массовой информации в школе
-
Специфика использования «школьного СМИ» для формирования общественных установок
- Особенности интеграции медийных технологий в образовательный процесс
- Примеры применения школьных средств массовой информации в современной школе
Глава 2. Эмпирическое исследование механизмов социализации обучающихся с использованием «школьного СМИ»
-
Диагностика уровня социализации обучающихся
- Методики оценки и интерпретация диагностических показателей
- Анализ полученных данных в рамках информационного воздействия
-
Разработка и внедрение программы использования «школьного СМИ»
- Структурирование программы по воспитательному воздействию
- Технологические решения и практические приемы реализации
-
Выработка практических рекомендаций по оптимизации использования «школьного СМИ»
- Стратегии повышения эффективности интеграции медийных инструментов в образовательный процесс
- Перспективы развития и корректировка программ воспитания обучающихся
Заключение
- Итоги исследования по вопросу формирования «социализации обучающихся» посредством «школьного СМИ»
- Основные выводы и практическая значимость результатов
- Перспективы дальнейших исследований в области медийного воспитания
Библиографический список
- Список основных источников и нормативных документов
Приложения
- Дополнительные материалы, иллюстративные и методические сведения
Результаты исследований свидетельствуют о недостаточно высоким уровням социально-психологической адаптации испытуемых, что во многом обусловлено пассивной жизненной позицией обучающихся. В этой связи предлагается комплексный проект, направленный на развитие активности детей в процессе обучения и социализации.
Особое внимание уделяется использованию школьных средств массовой информации в воспитательной работе. Практическая реализация проекта, заключающаяся в создании школьной киностудии, позволяет учащимся самостоятельно разрабатывать учебно-образовательные фильмы по предметам школьного цикла. Такой метод обучения способствует более глубокому усвоению материала, расширяет представление о предмете и стимулирует развитие интереса к познавательной деятельности.
Работа в школьной киностудии открывает перед ребёнком новые грани изучаемой науки – она позволяет взглянуть на привычные уроки под иным углом, пробуждая творческую активность. Применение возможностей WindowsLive в учебно-творческой деятельности даёт возможность учащимся оценить свои силы в рамках профессиональных ролей, таких как «актер киностудии», «ведущий киностудии», «режиссёр киностудии» и «оператор-постановщик». В результате обогащается словарный запас, расширяется кругозор и формируются навыки межпредметного взаимодействия.
Современные школьники, находясь в условиях «экранной культуры», максимально комфортно воспринимают информацию через визуальные медиа, что обуславливает необходимость интеграции технологий создания учебно-образовательных фильмов в учебный процесс. Данный подход не только способствует развитию образного мышления и критического анализа, но и помогает соотносить информацию, получаемую с экрана, с теоретическими знаниями, приобретёнными на занятиях. Таким образом, организуемая форма обучения развивает как общеучебные, так и метапредметные компетенции.
Цель проекта заключается в создании школьной киностудии для самостоятельной разработки учебно-образовательных фильмов, что позволяет учащимся углублять знания по предметам, стимулирует самообучение и организует взаимообучение разновозрастных групп.
Задачи проекта формулируются следующим образом:
- Организация обучения по созданию учебно-образовательных фильмов с использованием киностудии WindowsLive по направлениям: «ведущий киностудии», «режиссер киностудии», «оператор-постановщик».
- Формирование системы функционирования киностудии посредством приобретения практических навыков поиска оформительской информации в сети Интернет с применением поисковых систем.
- Развитие у обучающихся компетенций, способствующих классификации, обобщению и систематизации информации, а также формированию необходимых навыков для реализации ролей ведущих, режиссеров и операторов-постановщиков.
- Содействие развитию творческих и актерских способностей, а также инициативности, настойчивости и целеустремленности в условиях решения нестандартных учебных задач.
Для наглядности представлена таблица ключевых аспектов проекта:
Аспект проекта | Ожидаемый результат |
---|---|
Социально-психологическая адаптация | Укрепление инициативности и активности учащихся |
Использование WindowsLive | Развитие профессиональных компетенций через творческую деятельность |
Образовательные фильмы | Глубокое усвоение учебного материала и формирование критического мышления |
Список литературы
– 794 с.
– 183 с.
Дидковская Н.А., Солоницына Д.И. Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре» и «За кадром» российского медийного пространства. // Ярославский педагогический вестник. - № 3,
php
Жукова Д.А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ. // Историческая и социально-образовательная мысль - № 4 (
.pdf (дата обращения:
– С. 45-
- 448 c.
– 368 с.
– С. 182-
- С. 45-
Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК,
Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт,
– С. 39-
Тожибоева Х. . Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме,
- 299 с.
Иванова Л.К, Колесов И.В. Социальная активность подростков: сущность и содержание. // Журнал. Гаудеамус. - №,
Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер,
. URL: https://sibac.info/archive/guman/1(
— №
– 366 с.
– С. 320-
,
Угольков Н.В. Влияние Интернета на социализацию старших школьников. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4 (
- 200 с.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - Екатеринбург: Деловая книга,
Немтинова А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей в подростковом клубе [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/133/
Атажанов Х.А. Духовно-нравственное воспитание молодежи через СМИ. // Журналистский ежегодник. - №,
– С. 101-
- №
— С. 194-
– С. 75-
Социология. - №,
– 240 с.
,
Орлова Е. И. Формирование активной гражданской позиции и воспитание лидерских качеств подростков в разновозрастном детском объединении «Флагман» // Молодой ученый. —
Демидова С. А., Сорокина И. Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь,
Зборовский Г.Е. Общая социология - М.: Гардарики,
– С. 31-
Аббаси П. Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества. // Социологический альманах. - №,
Нафталиева В.О. Влияние современных СМИ на молодежь. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - №1,
— С. 39-
Маркин, В. Н. Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения // Мир психологии. -
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс,
Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты. – М.,
– С. 332-
– С. 54-
– С. 1-
бульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль,
Куликов Л.В. Социально-психологические аспекты влияния СМИ на сознание. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия
Окулова Е.Е. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(
Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия,
Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – в2-х ч. : Ч.
Угольков Н.В. Влияние Интернета на социализацию старших школьников. // Историческая и социально-образовательная мысль. - № 4 (
– С. 332-
Зейтунян М.А. Роль СМИ в процессе социализации молодежи. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - №,
Фомичева И.Д. Социология СМИ. – М.: Аспект Пресс,
– 200 с.
– 307 с.
.
– 152 с.
— С. 26-
Бондаренко О.А. Язык молодежных СМИ. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - №3,
- 134 c.
— №
Дидковская Н.А., Солоницына Д.И. Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре» и «За кадром» российского медийного пространства. // Ярославский педагогический вестник. - № 3,
Булыгина Д. А. Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ. // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди,
– 600 с.
Королькова С. Ю. Социальная активность молодежи // Молодой ученый. —
Сухова А.Н. Прикладная социальная психология. / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательство «Институт практической психологии»,
Боков М.Б. Коммуникативная функция СМИ. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - № 5 (
Жукова Д.А. Проблема СМИ в современном обществе. // Теория и практика общественного развития. - №2,
,
– С. 7-
– С. 1-
– С. 3-
– 450 с.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер,
,
Социальная педагогика. // под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Юрайт,
– С. 488-
Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Изд. центр Академия,
Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор социализации старших школьников. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - №1,
Мазыр З.А. Социальная активность подрсотков: современное содержание и практика формирования. [Электронный ресурс] URL: http://orenik.odtdm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=368:2013-11-10-23-23-04&catid=45:2011-02-16-13-15-19
– С. 1-
Хомякова Н.С. Возможности влияния СМИ на воспитание и социализацию школьника. // Эксперимент и инновации в школе. - № 3,
– 219 с.
Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт,
,
Задоркина С.В. Роль средств массовой информации и коммуникации в формировании профессиональной социализации учащейся молодежи. // Власть. - № 10,
Садкова Т.А. Феномен школьных СМИ в современной культуре. // Человек в мире культуры. - № 2/3 (
– С. 257-
— С. 847-
Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. – М.: Академия,
– С. 173-
Бозина И.Г. Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения: диссертация ... кандидата педагогических наук. – Кемерово,
– 600 с.
– С. 28-
- 592 с.
– 360 с.