Каталог Психология: исследование и практика Формирование активной позиции подростков через школьные СМИ

Формирование активной позиции подростков через школьные СМИ

образование социализация школьная киностудия WindowsLive творческая деятельность
Заказать готовую работу
📄 59 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности темы «социализации обучающихся» средствами «школьного СМИ»
  2. Цель исследования и выделение ключевых задач
  3. Объект, предмет исследования и используемые методы анализа

Глава 1. Теоретические положения формирования «социализации обучающихся» средствами «школьного СМИ»

  1. Понятие и сущность социализации обучающихся
    1. Определение процесса социализации в образовательном контексте
    2. Динамика формирования личности под влиянием школьной среды
  2. Функциональное значение «школьного СМИ»
    1. Роль информационных каналов в воспитании
    2. Ключевые характеристики массовой информации в школе
  3. Специфика использования «школьного СМИ» для формирования общественных установок
    1. Особенности интеграции медийных технологий в образовательный процесс
    2. Примеры применения школьных средств массовой информации в современной школе

Глава 2. Эмпирическое исследование механизмов социализации обучающихся с использованием «школьного СМИ»

  1. Диагностика уровня социализации обучающихся
    1. Методики оценки и интерпретация диагностических показателей
    2. Анализ полученных данных в рамках информационного воздействия
  2. Разработка и внедрение программы использования «школьного СМИ»
    1. Структурирование программы по воспитательному воздействию
    2. Технологические решения и практические приемы реализации
  3. Выработка практических рекомендаций по оптимизации использования «школьного СМИ»
    1. Стратегии повышения эффективности интеграции медийных инструментов в образовательный процесс
    2. Перспективы развития и корректировка программ воспитания обучающихся

Заключение

  1. Итоги исследования по вопросу формирования «социализации обучающихся» посредством «школьного СМИ»
  2. Основные выводы и практическая значимость результатов
  3. Перспективы дальнейших исследований в области медийного воспитания

Библиографический список

  1. Список основных источников и нормативных документов

Приложения

  1. Дополнительные материалы, иллюстративные и методические сведения

Результаты исследований свидетельствуют о недостаточно высоким уровням социально-психологической адаптации испытуемых, что во многом обусловлено пассивной жизненной позицией обучающихся. В этой связи предлагается комплексный проект, направленный на развитие активности детей в процессе обучения и социализации.

Особое внимание уделяется использованию школьных средств массовой информации в воспитательной работе. Практическая реализация проекта, заключающаяся в создании школьной киностудии, позволяет учащимся самостоятельно разрабатывать учебно-образовательные фильмы по предметам школьного цикла. Такой метод обучения способствует более глубокому усвоению материала, расширяет представление о предмете и стимулирует развитие интереса к познавательной деятельности.

Работа в школьной киностудии открывает перед ребёнком новые грани изучаемой науки – она позволяет взглянуть на привычные уроки под иным углом, пробуждая творческую активность. Применение возможностей WindowsLive в учебно-творческой деятельности даёт возможность учащимся оценить свои силы в рамках профессиональных ролей, таких как «актер киностудии», «ведущий киностудии», «режиссёр киностудии» и «оператор-постановщик». В результате обогащается словарный запас, расширяется кругозор и формируются навыки межпредметного взаимодействия.

Современные школьники, находясь в условиях «экранной культуры», максимально комфортно воспринимают информацию через визуальные медиа, что обуславливает необходимость интеграции технологий создания учебно-образовательных фильмов в учебный процесс. Данный подход не только способствует развитию образного мышления и критического анализа, но и помогает соотносить информацию, получаемую с экрана, с теоретическими знаниями, приобретёнными на занятиях. Таким образом, организуемая форма обучения развивает как общеучебные, так и метапредметные компетенции.

Цель проекта заключается в создании школьной киностудии для самостоятельной разработки учебно-образовательных фильмов, что позволяет учащимся углублять знания по предметам, стимулирует самообучение и организует взаимообучение разновозрастных групп.

Задачи проекта формулируются следующим образом:

  1. Организация обучения по созданию учебно-образовательных фильмов с использованием киностудии WindowsLive по направлениям: «ведущий киностудии», «режиссер киностудии», «оператор-постановщик».
  2. Формирование системы функционирования киностудии посредством приобретения практических навыков поиска оформительской информации в сети Интернет с применением поисковых систем.
  3. Развитие у обучающихся компетенций, способствующих классификации, обобщению и систематизации информации, а также формированию необходимых навыков для реализации ролей ведущих, режиссеров и операторов-постановщиков.
  4. Содействие развитию творческих и актерских способностей, а также инициативности, настойчивости и целеустремленности в условиях решения нестандартных учебных задач.

Для наглядности представлена таблица ключевых аспектов проекта:

Аспект проекта Ожидаемый результат
Социально-психологическая адаптация Укрепление инициативности и активности учащихся
Использование WindowsLive Развитие профессиональных компетенций через творческую деятельность
Образовательные фильмы Глубокое усвоение учебного материала и формирование критического мышления

Список литературы

– 794 с.

– 183 с.

Дидковская Н.А., Солоницына Д.И. Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре» и «За кадром» российского медийного пространства. // Ярославский педагогический вестник. - № 3,

php

Жукова Д.А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ. // Историческая и социально-образовательная мысль - № 4 (

.pdf (дата обращения:

– С. 45-

- 448 c.

– 368 с.

– С. 182-

- С. 45-

Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК,

Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт,

– С. 39-

Тожибоева Х. . Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме,

- 299 с.

Иванова Л.К, Колесов И.В. Социальная активность подростков: сущность и содержание. // Журнал. Гаудеамус. - №,

Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер,

. URL: https://sibac.info/archive/guman/1(

— №

– 366 с.

– С. 320-

,

Угольков Н.В. Влияние Интернета на социализацию старших школьников. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4 (

- 200 с.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - Екатеринбург: Деловая книга,

Немтинова А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей в подростковом клубе [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/133/

Атажанов Х.А. Духовно-нравственное воспитание молодежи через СМИ. // Журналистский ежегодник. - №,

– С. 101-

- №

— С. 194-

– С. 75-

Социология. - №,

– 240 с.

,

Орлова Е. И. Формирование активной гражданской позиции и воспитание лидерских качеств подростков в разновозрастном детском объединении «Флагман» // Молодой ученый. —

Демидова С. А., Сорокина И. Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь,

Зборовский Г.Е. Общая социология - М.: Гардарики,

– С. 31-

Аббаси П. Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества. // Социологический альманах. - №,

Нафталиева В.О. Влияние современных СМИ на молодежь. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - №1,

— С. 39-

Маркин, В. Н. Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения // Мир психологии. -

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс,

Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты. – М.,

– С. 332-

– С. 54-

– С. 1-

бульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль,

Куликов Л.В. Социально-психологические аспекты влияния СМИ на сознание. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия

Окулова Е.Е. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(

Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия,

Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – в2-х ч. : Ч.

Угольков Н.В. Влияние Интернета на социализацию старших школьников. // Историческая и социально-образовательная мысль. - № 4 (

– С. 332-

Зейтунян М.А. Роль СМИ в процессе социализации молодежи. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - №,

Фомичева И.Д. Социология СМИ. – М.: Аспект Пресс,

– 200 с.

– 307 с.

.

– 152 с.

— С. 26-

Бондаренко О.А. Язык молодежных СМИ. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - №3,

- 134 c.

— №

Дидковская Н.А., Солоницына Д.И. Место самодеятельных детско-юношеских СМИ «в кадре» и «За кадром» российского медийного пространства. // Ярославский педагогический вестник. - № 3,

Булыгина Д. А. Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ. // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди,

– 600 с.

Королькова С. Ю. Социальная активность молодежи // Молодой ученый. —

Сухова А.Н. Прикладная социальная психология. / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательство «Институт практической психологии»,

Боков М.Б. Коммуникативная функция СМИ. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - № 5 (

Жукова Д.А. Проблема СМИ в современном обществе. // Теория и практика общественного развития. - №2,

,

– С. 7-

– С. 1-

– С. 3-

– 450 с.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер,

,

Социальная педагогика. // под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М.: Юрайт,

– С. 488-

Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Изд. центр Академия,

Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор социализации старших школьников. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - №1,

Мазыр З.А. Социальная активность подрсотков: современное содержание и практика формирования. [Электронный ресурс] URL: http://orenik.odtdm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=368:2013-11-10-23-23-04&catid=45:2011-02-16-13-15-19

– С. 1-

Хомякова Н.С. Возможности влияния СМИ на воспитание и социализацию школьника. // Эксперимент и инновации в школе. - № 3,

– 219 с.

Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт,

,

Задоркина С.В. Роль средств массовой информации и коммуникации в формировании профессиональной социализации учащейся молодежи. // Власть. - № 10,

Садкова Т.А. Феномен школьных СМИ в современной культуре. // Человек в мире культуры. - № 2/3 (

– С. 257-

— С. 847-

Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. – М.: Академия,

– С. 173-

Бозина И.Г. Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения: диссертация ... кандидата педагогических наук. – Кемерово,

– 600 с.

– С. 28-

- 592 с.

– 360 с.

Вопросы и ответы

Что представляет собой понятие социализации обучающихся в контексте школьных СМИ?
Понятие социализации обучающихся определяется как процесс формирования социальных навыков и установок, посредством которого учащиеся развивают способность взаимодействовать в социуме. Этот процесс является ключевым аспектом развития личности и описывается через системное восприятие образовательных механизмов, в том числе с участием школьных средств массовой информации.
Каким образом реализуется анализ СМИ как средства социализации в образовательной среде?
Анализ СМИ как средства социализации проводится посредством систематического изучения влияния информационных ресурсов на формирование социальных установок учащихся. В этом подходе применяются методы сравнения, оценки информационного воздействия и сопоставления результатов педагогической практики, что позволяет выработать объективное представление о роли школьных СМИ в образовательном процессе.
В чем заключается специфика школьных СМИ в процессе социализации обучающихся?
Специфика школьных СМИ заключается в их целенаправленном использовании для формирования социально значимых компетенций у учащихся. Этот механизм основывается на адаптации содержания и форм представления информации с учетом возрастных и педагогических особенностей, что способствует более успешной интеграции обучающихся в социальное пространство образовательного учреждения.
Как осуществляется диагностика уровня социализации обучающихся посредством школьных СМИ?
Диагностика уровня социализации обучающихся проводится с использованием комплексного подхода, включающего методы наблюдения, опросов и анализа взаимодействия в рамках образовательного процесса. Такой метод позволяет объективно оценить качество социальной адаптации и выявить ключевые компоненты, способствующие дальнейшему развитию личности под влиянием информационных технологий в школе.
Что представляет собой программа по использованию школьных средств массовой информации в воспитании обучающихся?
Программа по использованию школьных средств массовой информации в воспитании обучающихся представляет собой структурированную методическую разработку, в рамках которой определяются цели, задачи и способы применения информационных ресурсов для стимулирования процессов социализации. Этот документ включает рекомендации по интеграции СМИ в педагогическую практику с целью повышения эффективности образовательного процесса и формирования социальных компетенций.
Какие рекомендации формулируются для использования школьных СМИ в воспитании обучающихся с целью их социализации?
Рекомендации по использованию школьных СМИ разрабатываются на основе анализа влияния информационных технологий на образовательный процесс и предусматривают применение проверенных методик для развития социальных навыков учащихся. Эти меры включают создание условий для активного информационного обмена, адаптацию содержания под возрастные особенности и интеграцию СМИ в учебно-воспитательные мероприятия, что способствует укреплению социальной адаптированности обучающихся.