Каталог Искусство: анализ эстетики и творчества Ювелирные изделия эпохи Модерн в России рубежа 19-20вв.

Ювелирные изделия эпохи Модерн в России рубежа 19-20вв.

ювелирное искусство модерн Фаберже Рюккерт российское искусство
Заказать готовую работу
📄 73 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

Обоснование актуальности исследования, формулировка цели, перечень задач, объект и предмет исследования, описание применяемых методов анализа и синтеза.

Глава 1. Историко-стилистическая динамика эпохи «Модерн»

  1. Эволюция развития стиля «Модерн»
    1. Изучение этапов становления инновационного эстетического направления.
    2. Анализ социокультурных факторов, повлиявших на формирование «Модерна».
  2. Композиционные элементы и декоративный язык
    1. Исследование особенностей формирования костюма в рамках стиля «Модерн».
    2. Рассмотрение семантики и формообразующих признаков в украшениях.

Глава 2. «Русский Модерн»: специфика ювелирного искусства

  1. Эстетика украшений в стиле «Модерн»
    1. Особенности художественного оформления ювелирных изделий.
    2. Инновационные приёмы декорирования и технологические решения.
  2. Ювелирные мастера эпохи Модерна в России
    1. Биографический анализ наиболее влиятельных творцов.
    2. Оценка вклада мастеров в формирование канонов «Русского Модерна».
  3. Стилевые особенности артефактов
    1. Рассмотрение декоративно-стилистической специфики изделий эпохи «Модерн».
    2. Интерпретация интеграции традиционных мотивов в новаторские композиционные структуры.

Глава 3. Технологии и материалы в реализации эстетики «Модерн»

  1. Декоративно-технологические приёмы в костюме
    1. Анализ используемых материалов и методов их обработки.
    2. Исследование функциональных аспектов и декора как инструмента художественного выражения.
  2. Современные методы в ювелирном производстве
    1. Оценка технологического прогресса в обработке как синтетических, так и натуральных материалов.
    2. Обзор эволюции производственных процессов с учётом мастерства «Ювелирных мастеров эпохи Модерна».

Заключение

Подведение итогов, формулировка основных выводов, оценка практической значимости и указание направлений для дальнейших исследований.

Список литературы

Перечень использованных источников и нормативно-справочной литературы.

Постреволюционные преобразования оказали значительное влияние на судьбу многих ювелирных изделий, ранее принадлежавших частным коллекциям, что привело к их массовой продаже, в том числе за рубежом.

Одним из ключевых нововведений отечественного ювелирного творчества стало широкое применение полудрагоценных камней, впервые начатое Фаберже. В этом контексте в качестве материалов использовались:

  1. нефрит, аметист, ляпис-лазури;
  2. топаз, горный хрусталь, халцедон;
  3. кварц и агаты;
  4. а также бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры и жемчуг.

Украшения изготавливались с использованием многоцветных эмалей, мозаики, перламутра и иных материалов, что подтверждают иллюстрации (См. Приложение: рис. 6).

В творческой практике Ф. Рюккерта прослеживается свежесть замыслов и отказ от традиционных композиций. Его работы, выполненные в московском отделении фирмы, отличались не только созданием столового серебра и предметов с перегородчатой эмалью, но и признаны мастерами миниатюрной росписи по эмалям.

Значительная часть эмалевых изделий, выполненных по сканированным узорам, отражает влияние неорусских орнаментов, характерных для движений "Абрамцево" и "Талашкино". Созданные в последние десятилетия XIX века произведения иллюстрируют переходный период от эклектики к раннему Модерну (См. Приложение: рис. 2), что подчеркивает эволюцию стиля в ювелирном искусстве.

Ф. Рюккерт сумел объединить неорусские мотивы с элементами романтической живописи, используя насыщенную палитру для достижения гармоничного единства двух, на первый взгляд, разрозненных стилей. Такой синтез способствовал формированию уникальной технологии и образно-пластической выразительности, за что его часто называют новатором в данной области.

В то же время петербургские ювелирные фирмы, такие как "К. Болина", "Х. Кемерера" и "Л. Зефтингена", придерживались традиций работы с золотом, платиной, серебром и драгоценными камнями. Примечательно, что отечественные мастера избегали экспериментов с неблагородными материалами, такими как недрагоценные металлы, стекло, дерево и папье-маше, что подчеркивало высокий художественный стандарт их изделий.

Переломным этапом стало послереволюционное время, когда традиционные ювелирные фирмы переориентировались на техническое производство. Так, в 1918 году на базе бывшей фабрики Хлебникова, ранее конкурировавшей с "Фаберже", был создан платиновый завод для нужд электротехнической промышленности.

Ювелирные изделия этого периода в основном повторяли дореволюционные образцы, что не только препятствовало творческому развитию, но и сужало спектр технических приемов, накопленных за предыдущие десятилетия.

До XX века ювелирное искусство оставалось важным элементом формирования целостной художественной среды, подчеркивая природную красоту материалов и высокое мастерство их обработки посредством традиционных технологий, таких как ковка, литьё и художественная обработка. Эти методы продолжали развиваться, способствуя формированию новых направлений и концепций в отечественном ювелирном творчестве.

Список литературы

Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи Модерна. М.: Стройиздат СПб,

– 207 с.

- С. 17-

- 255 с. Электронные ресурсы

– 320 с.

- 15 с.

Лорнет. Серебро с нечеткими клеймами, бирюза. Западная Европа. Конец XIX - начало XX века.

- С. 23-

Каминская Н. М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат,

Брошь в виде жука. Золото, бриллианты, жемчуг, альмандин, турмалины. Мастер Фредерик Тиандер. Начало XX века. Петербург.

Шляпа в стиле Модерн.

Брошь в виде бабочки. Золото, эмаль, жемчуг, бирюза, стекла. Предприятие М. Адлер. Конец XIX века. Москва.

- 704 с.

– М.: Искусство,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брошь «Стрекоза». Золото, сапфиры, изумруды, эмаль. Рене Лалик. Париж. 1898-

Брошь «Бабочка». Золото, эмаль. Рене Лалик. Париж.

- 55 с.

Сарабьянов Д. В. Модерн: история стиля: Альбом. - М.: Галарт,

Брошь в виде ветки ландыша. Золото, хризолиты. Начало XX века.

Герман Обрист. «Удар бича». Вышивка золотым шелком по шерсти. 1895 г.

- С. 140-

Елькова Е. Олово европейского Модерна // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. –

Каталог выставки из фондов Гос. Эрмитажа / Сост. Т. Т. Коршунова. - СПб.: Славия; М.: Интербук,

- Вып.

– 240 с.

Лаврентьев А.Н. История дизайна. – М.: Гардарика,

– 199 с.

- 172 с.

- 196 с.

. Костюмы эпохи Модерн

– 407 с.

Повседневное платье в стиле Модерн

Френ Э. Стиль Модерн. – М.: Молодая гвардия,

Фар-Беккер Г. Искусство модерна. - Кельн: Konemann,

Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. - М.: Прогресс,

Серебряная вазочка для конфет сканая, с оконной эмалью. Работа фирмы И. Хлебникова. Москва, 1880 г.

-

- 343 с.

Андреева А. Ю. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода. - СПб.: Паритет,

Горбачева Л. Костюм ХХ века: от Поля Пуарэ до Эммануэля Унгаро. - М.: Изд-во ГИТИС,

- 243 с.

Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков. - М.: Искусство,

– 103 с

Брошь «Пчелка». Серебро, золото, алмазы, бриллианты, рубины, жемчуг, эмаль. Фирма Болина. Москва, 1908-

Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект //Вопросы философии. –

Сидоренко В. И. История стилей в искусстве и костюме. - Ростов-на-Дону: Феникс,

Коршунова Т.Т. Костюм в России XVII -начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. – СПб.: Государственный Эрмитаж,

Сарабьянов Д. В. К определению стиля Модерн // Советское Искусствознание. – М.:

- №

– 155 с.

-209 с.

– 303 с.

Борисова Е.А., Стерин Ю.Г. Русский Модерн. – М.: Советский художник,

- 153 с.

http://www.antiq.info/jewelry_gold_silver/

- 319 с.

Нащокина М. В. Сто архитекторов московского Модерна. Творческий портрет. - М.: Жираф,

Нащокина М. В. Московский Модерн: Проблема западноевропейских влияний. - М.: Жираф,

Ванюшова Р.А. Ювелирные изделия. Иллюстрированный типологический словарь. – СПб.: Политехника,

Гилодо А. А. Русское серебро, вторая половина XIX - начало XX вв. = Russian Silver: Из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, (Москва): Альбом / Текст и сост. А. А. Гилодо. - М.: Береста,

Фаберже Т. Ф. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под общ. ред. В. В. Скурлова. - СПб.: Журнал «Нева»,

Шаталова И. В. Стили ювелирных украшений. - М.: 6 карат,

Шестаков В.П. Эстетика Морриса и современность. - М.: Искусство,

- 22 с.

Габриэль Г. Из истории ювелирной моды: ароматические и парфюмерные украшения // Русский ювелир. –

- 360 с.

Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля Модерн // Вестник Московского университета. – М.: Серия История. - №

Серьги. Серебро, авантюрин, жемчуг. XIX век.

- С. 74-

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство русских художников ХIХ века. – М.: Искусство»,

Юхнина О.Ю. Стиль Модерн как художественное явление в культуре XX века: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.иск. -СПб. : Гуманитар. ун-т профсоюзов. - СПб.:

Монахова Л. П. Становление эстетического стереотипа предметных форм в период модерна // Материалы по истории художественного конструирования / ВНИИТЭ М. – М.:

– 348 с.

Ажурное яйцо. Золото, эмаль. М. Перхин. Фирма К. Фаберже. Петербург, 1902 г.

Козлова Т. В. Стиль в костюме XX века: учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина: Группа «Совъяж Бево»,

лет петербургскому Модерну: Материалы науч. конф., 30 сент. - 2 окт. 1999 г. / Сост. Л.А. Кирикова. - СПб.: Альт-Софт:,

– 293 с.

– 399 с.

. Брошь «Васильки и колосья», золото, эмаль. Москва, 1890 г.

Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII-XX веков: История. Терминология. Предмет. Мир :Словарь. - СПб.: Искусство-СПб,

Прибор для вина серебряный с эмалью по резьбе и литью. Работа фирмы И. Хлебникова. Москва, 1875-1885 гг.

Женский костюм эпохи Модерн.

- 119 с.

Брошь «Золотые пчелки». Золото, бриллианты, рубины, жемчуг, эмаль. «Стелла-эксклюзив», Москва

Шляпа в стиле Модерн.

– 255 с.

Брошь. Серебро, эмаль. Федор Рюккерт. Москва,

- С. 35-

Волдаева В. Бриллианты от модерна // Наше наследие: Иллюстрированный историко-культурный журнал. -

Шляпа в стиле Модерн.

– 61 с.

– 606 с.

Сарабьянов Д.В. Стиль Модерн: Истоки. История. Проблемы. - М.: Искусство,

Буф Д. Фаберже. - М.: Белый город,

Парюр (ожерелье, серьги и кольцо). Серебро, малахит. 1899-1900 гг. Москва.

Карпун А. Л. Русское ювелирное искусство, вторая половина XIX - начало XX вв. = Russian Jewellery: Альбом / Авт. текста и сост. А. Л. Карпун. - М.: Береста,

Русские ювелирные украшения XVI - начало XX веков из собрания Государственного исторического музея: Альбом / Сост. Г. Медведева, Н. Платонова. - М.: Галарт,

- 119 с.

Раппе Т.В. На рубеже веков...: Искусство эпохи Модерна. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа,

http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/index.htm

Володина Т. Модерн: проблемы синтеза // Вопросы искусствознания. М.: Вып. 2/

– 816 с.

Мидан Ж-П. Модерн: Франция. Альбом. - М.: Магма,

Костюм серебряного века в России, 1890-

Борисова Е. А. Русский модерн: Альбом. - М.: Галарт,

Баумгартен Е.Е. Новый стиль Модерн. – СПб.: Т.Г. Бродерсен,

html. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Коварская С. Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. - М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»,

– 170 с.

– С. 34-

. Обувь в стиле Модерн.

– 234 с.

– №10 (октябрь). - С. 5-

- 191 с.

Кружевное платье в стиле Модерн.

- 343 с.

– 463 с.[

- 134 с.

– 158 с.

Кобякова Н.К. Вышивка стиля Модерн. - М.: ОЛМА Пресс,

– 558 с.

Жабрева. А. Э. История костюма. - СПб.: Профессия,

Самецкая Э. Завораживающий модерн. // Мир музея. -

Перси У. Модерн и слово. - М.: Деловая книга,

-

Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. - М.: Арт-Родник,

- 475 с

Кольцо «Улитка». Желтое золото, бриллианты. Москва,

Ильина Т. В. История искусства. Отечественное искусство. – М.: Высш. шк.,

– 420 с.

Брошь «Весна». Золото, жемчуг, эмаль. Рене Лалик. Париж. 1898-

Русские ювелирные украшения / Под ред. П.И. Уткина. – М.: АСТ-Пресс,

Флорковская А.К. Модерн. – М.: РОСМЭН,

- С. 15-

История русского и советского искусства. – М.: Высшая школа,

Стиль жизни - стиль искусства: Развитие национально-романтического направления стиля Модерн в европейских художественных центрах второй половины ХIХ - нач. ХХ в.: Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия / Под ред. Э.В. Пастон. - М.: Гос. Третьяк. галерея,

Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик – Пашаев. – М.: Олимп,

Брошь «Летучая мышь». Золото, бриллианты, аметисты, жемчуг, сапфиры. «Алмаз-холдинг», Москва,

Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX вв. - М.: Искусство,

– 224 с.

Дягилев С.П. Современное искусство // Сергей Дягилев и русское искусство. Т.

- №

– 360 с.

- №

Брошь «Девушка с крыльями». Золото, бриллианты, эмаль. Лафит Гастон. Париж. 1898-

- 152 с.

- 425 с.

– 302 с.

– С. 163-

- С. 37-

Вопросы и ответы

Каковы этапы эволюции развития стиля Модерн?
Эволюция развития стиля Модерн характеризуется постепенным переходом от традиционных форм к инновационным композиционным решениям, отражающим изменение эстетических норм в различных областях художественного творчества. Этот процесс проявляется в изменении архитектурных и декоративных конструкций, а также в трансформации представлений о костюме и украшениях, что свидетельствует о комплексном развитии направления.
Какие элементы формируют стиль Модерн в костюме и украшениях?
Элементы стиля Модерн в костюме и украшениях выражаются через использование экспрессивных линий, асимметричных форм и декоративных мотивов, вдохновлённых природными образами. Эти характеристики способствуют созданию уникального визуального языка, способного заменить традиционные орнаментальные решения более динамичными и индивидуализированными конструкциями.
Какие содержательно-стилистические тенденции характеризуют русский модерн?
Русский модерн определяется синтезом национальных традиций с европейскими инновационными методами художественного выражения. Такая интеграция приводит к формированию сложной стилистической структуры, в которой содержательное наполнение сочетается с новаторскими формальными приёмами, создающими уникальный эстетический образ.
Как определяется стиль Модерн в русских ювелирных украшениях?
Стиль Модерн в русских ювелирных украшениях определяется применением плавных органических линий, новых технических решений и оригинальных композиционных приёмов. Эти характеристики обеспечивают формирование уникального визуального облика изделий, отражающего современные тенденции в декоративно-прикладном искусстве.
В чем заключаются особенности творчества ювелирных мастеров эпохи Модерна в России?
Творчество ювелирных мастеров эпохи Модерна в России проявляется в оригинальных дизайнерских решениях, внимательном подходе к деталям и интеграции новых декоративных элементов. Эти особенности способствуют формированию инновационных эстетических концепций, что в совокупности стимулирует развитие художественного потенциала в области ремёсел и декоративного искусства.
Какие характерные стилевые особенности присущи ювелирным украшениям эпохи Модерн?
Ювелирные украшения эпохи Модерн выделяются инновационными композиционными техниками, использованием органических форм и оригинальных декоративных мотивов. Данные стилевые особенности обеспечивают визуальную выразительность изделий, формируя уникальный художественный стиль, который сочетает в себе динамичность и гармоничность художественного замысла.