Ювелирные изделия эпохи Модерн в России рубежа 19-20вв.
Содержание
Введение
Обоснование актуальности исследования, формулировка цели, перечень задач, объект и предмет исследования, описание применяемых методов анализа и синтеза.
Глава 1. Историко-стилистическая динамика эпохи «Модерн»
-
Эволюция развития стиля «Модерн»
- Изучение этапов становления инновационного эстетического направления.
- Анализ социокультурных факторов, повлиявших на формирование «Модерна».
-
Композиционные элементы и декоративный язык
- Исследование особенностей формирования костюма в рамках стиля «Модерн».
- Рассмотрение семантики и формообразующих признаков в украшениях.
Глава 2. «Русский Модерн»: специфика ювелирного искусства
-
Эстетика украшений в стиле «Модерн»
- Особенности художественного оформления ювелирных изделий.
- Инновационные приёмы декорирования и технологические решения.
-
Ювелирные мастера эпохи Модерна в России
- Биографический анализ наиболее влиятельных творцов.
- Оценка вклада мастеров в формирование канонов «Русского Модерна».
-
Стилевые особенности артефактов
- Рассмотрение декоративно-стилистической специфики изделий эпохи «Модерн».
- Интерпретация интеграции традиционных мотивов в новаторские композиционные структуры.
Глава 3. Технологии и материалы в реализации эстетики «Модерн»
-
Декоративно-технологические приёмы в костюме
- Анализ используемых материалов и методов их обработки.
- Исследование функциональных аспектов и декора как инструмента художественного выражения.
-
Современные методы в ювелирном производстве
- Оценка технологического прогресса в обработке как синтетических, так и натуральных материалов.
- Обзор эволюции производственных процессов с учётом мастерства «Ювелирных мастеров эпохи Модерна».
Заключение
Подведение итогов, формулировка основных выводов, оценка практической значимости и указание направлений для дальнейших исследований.
Список литературы
Перечень использованных источников и нормативно-справочной литературы.
Постреволюционные преобразования оказали значительное влияние на судьбу многих ювелирных изделий, ранее принадлежавших частным коллекциям, что привело к их массовой продаже, в том числе за рубежом.
Одним из ключевых нововведений отечественного ювелирного творчества стало широкое применение полудрагоценных камней, впервые начатое Фаберже. В этом контексте в качестве материалов использовались:
- нефрит, аметист, ляпис-лазури;
- топаз, горный хрусталь, халцедон;
- кварц и агаты;
- а также бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры и жемчуг.
Украшения изготавливались с использованием многоцветных эмалей, мозаики, перламутра и иных материалов, что подтверждают иллюстрации (См. Приложение: рис. 6).
В творческой практике Ф. Рюккерта прослеживается свежесть замыслов и отказ от традиционных композиций. Его работы, выполненные в московском отделении фирмы, отличались не только созданием столового серебра и предметов с перегородчатой эмалью, но и признаны мастерами миниатюрной росписи по эмалям.
Значительная часть эмалевых изделий, выполненных по сканированным узорам, отражает влияние неорусских орнаментов, характерных для движений "Абрамцево" и "Талашкино". Созданные в последние десятилетия XIX века произведения иллюстрируют переходный период от эклектики к раннему Модерну (См. Приложение: рис. 2), что подчеркивает эволюцию стиля в ювелирном искусстве.
Ф. Рюккерт сумел объединить неорусские мотивы с элементами романтической живописи, используя насыщенную палитру для достижения гармоничного единства двух, на первый взгляд, разрозненных стилей. Такой синтез способствовал формированию уникальной технологии и образно-пластической выразительности, за что его часто называют новатором в данной области.
В то же время петербургские ювелирные фирмы, такие как "К. Болина", "Х. Кемерера" и "Л. Зефтингена", придерживались традиций работы с золотом, платиной, серебром и драгоценными камнями. Примечательно, что отечественные мастера избегали экспериментов с неблагородными материалами, такими как недрагоценные металлы, стекло, дерево и папье-маше, что подчеркивало высокий художественный стандарт их изделий.
Переломным этапом стало послереволюционное время, когда традиционные ювелирные фирмы переориентировались на техническое производство. Так, в 1918 году на базе бывшей фабрики Хлебникова, ранее конкурировавшей с "Фаберже", был создан платиновый завод для нужд электротехнической промышленности.
Ювелирные изделия этого периода в основном повторяли дореволюционные образцы, что не только препятствовало творческому развитию, но и сужало спектр технических приемов, накопленных за предыдущие десятилетия.
До XX века ювелирное искусство оставалось важным элементом формирования целостной художественной среды, подчеркивая природную красоту материалов и высокое мастерство их обработки посредством традиционных технологий, таких как ковка, литьё и художественная обработка. Эти методы продолжали развиваться, способствуя формированию новых направлений и концепций в отечественном ювелирном творчестве.
Список литературы
Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи Модерна. М.: Стройиздат СПб,
– 207 с.
- С. 17-
- 255 с. Электронные ресурсы
– 320 с.
- 15 с.
Лорнет. Серебро с нечеткими клеймами, бирюза. Западная Европа. Конец XIX - начало XX века.
- С. 23-
Каминская Н. М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат,
Брошь в виде жука. Золото, бриллианты, жемчуг, альмандин, турмалины. Мастер Фредерик Тиандер. Начало XX века. Петербург.
Шляпа в стиле Модерн.
Брошь в виде бабочки. Золото, эмаль, жемчуг, бирюза, стекла. Предприятие М. Адлер. Конец XIX века. Москва.
- 704 с.
– М.: Искусство,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Брошь «Стрекоза». Золото, сапфиры, изумруды, эмаль. Рене Лалик. Париж. 1898-
Брошь «Бабочка». Золото, эмаль. Рене Лалик. Париж.
- 55 с.
Сарабьянов Д. В. Модерн: история стиля: Альбом. - М.: Галарт,
Брошь в виде ветки ландыша. Золото, хризолиты. Начало XX века.
Герман Обрист. «Удар бича». Вышивка золотым шелком по шерсти. 1895 г.
- С. 140-
Елькова Е. Олово европейского Модерна // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. –
Каталог выставки из фондов Гос. Эрмитажа / Сост. Т. Т. Коршунова. - СПб.: Славия; М.: Интербук,
- Вып.
– 240 с.
Лаврентьев А.Н. История дизайна. – М.: Гардарика,
– 199 с.
- 172 с.
- 196 с.
. Костюмы эпохи Модерн
– 407 с.
Повседневное платье в стиле Модерн
Френ Э. Стиль Модерн. – М.: Молодая гвардия,
Фар-Беккер Г. Искусство модерна. - Кельн: Konemann,
Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. - М.: Прогресс,
Серебряная вазочка для конфет сканая, с оконной эмалью. Работа фирмы И. Хлебникова. Москва, 1880 г.
-
- 343 с.
Андреева А. Ю. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода. - СПб.: Паритет,
Горбачева Л. Костюм ХХ века: от Поля Пуарэ до Эммануэля Унгаро. - М.: Изд-во ГИТИС,
- 243 с.
Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков. - М.: Искусство,
– 103 с
Брошь «Пчелка». Серебро, золото, алмазы, бриллианты, рубины, жемчуг, эмаль. Фирма Болина. Москва, 1908-
Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект //Вопросы философии. –
Сидоренко В. И. История стилей в искусстве и костюме. - Ростов-на-Дону: Феникс,
Коршунова Т.Т. Костюм в России XVII -начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. – СПб.: Государственный Эрмитаж,
Сарабьянов Д. В. К определению стиля Модерн // Советское Искусствознание. – М.:
- №
– 155 с.
-209 с.
– 303 с.
Борисова Е.А., Стерин Ю.Г. Русский Модерн. – М.: Советский художник,
- 153 с.
http://www.antiq.info/jewelry_gold_silver/
- 319 с.
Нащокина М. В. Сто архитекторов московского Модерна. Творческий портрет. - М.: Жираф,
Нащокина М. В. Московский Модерн: Проблема западноевропейских влияний. - М.: Жираф,
Ванюшова Р.А. Ювелирные изделия. Иллюстрированный типологический словарь. – СПб.: Политехника,
Гилодо А. А. Русское серебро, вторая половина XIX - начало XX вв. = Russian Silver: Из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, (Москва): Альбом / Текст и сост. А. А. Гилодо. - М.: Береста,
Фаберже Т. Ф. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под общ. ред. В. В. Скурлова. - СПб.: Журнал «Нева»,
Шаталова И. В. Стили ювелирных украшений. - М.: 6 карат,
Шестаков В.П. Эстетика Морриса и современность. - М.: Искусство,
- 22 с.
Габриэль Г. Из истории ювелирной моды: ароматические и парфюмерные украшения // Русский ювелир. –
- 360 с.
Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля Модерн // Вестник Московского университета. – М.: Серия История. - №
Серьги. Серебро, авантюрин, жемчуг. XIX век.
- С. 74-
Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство русских художников ХIХ века. – М.: Искусство»,
Юхнина О.Ю. Стиль Модерн как художественное явление в культуре XX века: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.иск. -СПб. : Гуманитар. ун-т профсоюзов. - СПб.:
Монахова Л. П. Становление эстетического стереотипа предметных форм в период модерна // Материалы по истории художественного конструирования / ВНИИТЭ М. – М.:
– 348 с.
Ажурное яйцо. Золото, эмаль. М. Перхин. Фирма К. Фаберже. Петербург, 1902 г.
Козлова Т. В. Стиль в костюме XX века: учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина: Группа «Совъяж Бево»,
лет петербургскому Модерну: Материалы науч. конф., 30 сент. - 2 окт. 1999 г. / Сост. Л.А. Кирикова. - СПб.: Альт-Софт:,
– 293 с.
– 399 с.
. Брошь «Васильки и колосья», золото, эмаль. Москва, 1890 г.
Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII-XX веков: История. Терминология. Предмет. Мир :Словарь. - СПб.: Искусство-СПб,
Прибор для вина серебряный с эмалью по резьбе и литью. Работа фирмы И. Хлебникова. Москва, 1875-1885 гг.
Женский костюм эпохи Модерн.
- 119 с.
Брошь «Золотые пчелки». Золото, бриллианты, рубины, жемчуг, эмаль. «Стелла-эксклюзив», Москва
Шляпа в стиле Модерн.
– 255 с.
Брошь. Серебро, эмаль. Федор Рюккерт. Москва,
- С. 35-
Волдаева В. Бриллианты от модерна // Наше наследие: Иллюстрированный историко-культурный журнал. -
Шляпа в стиле Модерн.
– 61 с.
– 606 с.
Сарабьянов Д.В. Стиль Модерн: Истоки. История. Проблемы. - М.: Искусство,
Буф Д. Фаберже. - М.: Белый город,
Парюр (ожерелье, серьги и кольцо). Серебро, малахит. 1899-1900 гг. Москва.
Карпун А. Л. Русское ювелирное искусство, вторая половина XIX - начало XX вв. = Russian Jewellery: Альбом / Авт. текста и сост. А. Л. Карпун. - М.: Береста,
Русские ювелирные украшения XVI - начало XX веков из собрания Государственного исторического музея: Альбом / Сост. Г. Медведева, Н. Платонова. - М.: Галарт,
- 119 с.
Раппе Т.В. На рубеже веков...: Искусство эпохи Модерна. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа,
http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/index.htm
Володина Т. Модерн: проблемы синтеза // Вопросы искусствознания. М.: Вып. 2/
– 816 с.
Мидан Ж-П. Модерн: Франция. Альбом. - М.: Магма,
№
Костюм серебряного века в России, 1890-
Борисова Е. А. Русский модерн: Альбом. - М.: Галарт,
Баумгартен Е.Е. Новый стиль Модерн. – СПб.: Т.Г. Бродерсен,
html. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Коварская С. Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. - М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»,
– 170 с.
– С. 34-
. Обувь в стиле Модерн.
– 234 с.
– №10 (октябрь). - С. 5-
- 191 с.
Кружевное платье в стиле Модерн.
- 343 с.
– 463 с.[
- 134 с.
– 158 с.
Кобякова Н.К. Вышивка стиля Модерн. - М.: ОЛМА Пресс,
– 558 с.
Жабрева. А. Э. История костюма. - СПб.: Профессия,
Самецкая Э. Завораживающий модерн. // Мир музея. -
Перси У. Модерн и слово. - М.: Деловая книга,
-
Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. - М.: Арт-Родник,
- 475 с
Кольцо «Улитка». Желтое золото, бриллианты. Москва,
Ильина Т. В. История искусства. Отечественное искусство. – М.: Высш. шк.,
– 420 с.
Брошь «Весна». Золото, жемчуг, эмаль. Рене Лалик. Париж. 1898-
Русские ювелирные украшения / Под ред. П.И. Уткина. – М.: АСТ-Пресс,
Флорковская А.К. Модерн. – М.: РОСМЭН,
- С. 15-
История русского и советского искусства. – М.: Высшая школа,
Стиль жизни - стиль искусства: Развитие национально-романтического направления стиля Модерн в европейских художественных центрах второй половины ХIХ - нач. ХХ в.: Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия / Под ред. Э.В. Пастон. - М.: Гос. Третьяк. галерея,
Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик – Пашаев. – М.: Олимп,
Брошь «Летучая мышь». Золото, бриллианты, аметисты, жемчуг, сапфиры. «Алмаз-холдинг», Москва,
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX вв. - М.: Искусство,
– 224 с.
Дягилев С.П. Современное искусство // Сергей Дягилев и русское искусство. Т.
- №
– 360 с.
- №
Брошь «Девушка с крыльями». Золото, бриллианты, эмаль. Лафит Гастон. Париж. 1898-
- 152 с.
- 425 с.
– 302 с.
– С. 163-
- С. 37-