Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности исследования
- Формулировка цели и постановка задач
- Определение объекта и предмета исследования
- Описание используемых методов
Глава 1. Теоретико-психолого-педагогические подходы к развитию "творческих способностей" на уроках "изобразительного искусства"
- 1.1 Психолого-педагогические проблемы формирования творчества
- Анализ концепций творческого потенциала
- Роль психолого-педагогических факторов в развитии "творческих способностей"
- 1.2 Методологические основы развития творческих способностей
- Педагогические технологии в условиях уроков изобразительного искусства
- Интеграция практических и теоретических подходов
Глава 2. Методико-организационные подходы к проведению уроков "росписи по стеклу" с учетом развития "творческих способностей"
- 2.1 Анализ конспектов уроков по изобразительному искусству в контексте "росписи по стеклу"
- Систематизация опыта проведения уроков
- Экспертное мнение педагогов
- 2.2 Разработка методической базы для дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности
- Методическое обеспечение практической деятельности
- Механизмы реализации педагогических инноваций
Заключение
- Обобщение полученных результатов
- Перспективы дальнейших исследований
Список литературы
- Использованные источники и монографии
- Нормативно-методические документы
При сотрудничестве специалистов по витражному искусству удалось разработать упрощённый вариант исполнения, который вполне удовлетворяет требования кружковой практики. Следует отметить, что упрощение затрагивает лишь технологический процесс, оставляя художественную ценность работы неизменной и зависящей от индивидуальных художественных способностей и вкусов мастера.
Начало работы предопределяется подготовкой цветного эскиза, от которого зависят как форма, так и габариты будущего витража, соответствующие месту его установки. После утверждения эскизов создаётся масштабный рабочий рисунок, выполненный карандашом, в котором каждый элемент последовательно пронумерован. Этот рисунок служит первичным макетом для дальнейших этапов работы.
Далее осуществляется перенос рисунка при помощи копировальной бумаги на более плотный носитель – картон или толстую бумагу, после чего макет разрезается на отдельные фрагменты, каждый из которых обязательно получает свой порядковый номер. Эти части впоследствии функционируют в роли шаблонов, при этом их края необходимо уменьшить на толщина металла, из которого будет выполнена соединительная жилка, обеспечивающая структурную целостность витража.
Для корректного подбора цветовой гаммы важно руководствоваться некоторыми положениями цветовой грамоты. В качестве примера можно выделить следующую классификацию:
- Цвета делятся на «теплые» и «холодные»;
- К «теплым» относятся оттенки, где преобладает желтый, а именно красный, оранжевый и все его вариации;
- «Холодными» считаются цвета с преобладанием голубых тонов, такие как зеленый, синий и фиолетовый;
- Красный, желтый и синий остаются основными, так как их смешением можно получить любой природный тон;
- В композициях предпочтительно использовать дополнительные цвета: красный с зеленым, синий с оранжевым и желтый с фиолетовым.
Материалом для витража может служить как обычное, так и оконное стекло. С помощью стеклореза из стекла вырезаются отдельные элементы, которые затем окрашиваются керамическими красками, приобретёнными в готовом виде и разведёнными водой. Окрашивание производится с применением поролонового тампона или распылителя, что позволяет нанести тонкий прозрачный слой, после чего стеклянные элементы обжигаются в муфельной печи при температуре 500°С для обеспечения долговечности краски. Применение масляных красок допускается, однако конечный результат может уступать работе с керамическими материалами.
В упрощённом варианте соединительная жилка изготавливается из белой жести, хотя предпочтительнее использовать листовой тонкий свинец с толщиной не более 3 мм. Листы свинца или жести нарезаются полосками, которые затем формируются в сечение, напоминающее букву «П», для обрамления каждого кусочка стекла. Изготовление окантовки всей детали цельной жилкой затруднительно, поэтому рекомендуют отсекать определённые отрезки с каждой стороны и осуществлять пайку по углам.
На завершающем этапе детали выкладываются на рабочий макет, где пронумерованные элементы позволяют определить их точное положение. Сварка соединительных элементов производится последовательно с одной стороны витража, затем с другой, при этом особое внимание уделяется осторожности, чтобы избежать перегрева и возможного разрушения стекла. Переворачивать конструкцию до полного завершения работы следует крайне аккуратно и, по возможности, с помощью ассистентов.
Список использованных источников
- №
Пономарев Я. А. /Психология творчества/ М.,
- №
Даниэль С.М. «Искусство видеть», М., Амфора,
Комарова Т.С Занятия по изобразительной деятельности.: учеб. пособие / - Комарова Т.С. - М.: Флинта Искусство,
Кунарев В.С. Психология изобразительного творчества. / В.С. Кунарев. - СПб.:Изд –во Рос. гос. пед. ун–та им. А.И. Герцена,
Кузин В. С., Изобразительное искусство. 3 класс: учебник / Э. И. Кубышкина– М.: Дрофа,
47с.
Седман Э. Роспись по стеклу: Практическое руководство /Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс»,
Климов О.Н. «Витраж – просто»
Сокольникова Н.М. «Основы композиции», Титул,
Логунова Т. «Первые уроки дизайна», Москва, Мозаика-Синтез,
- 302 с.
– 108с. Фриман Джулиан «История искусства», М.: АСТ, Астрель,
- с.
Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. / Е. И. Игнатьев – М.: Просвещение,
Седман Эмма «Роспись по стеклу» издательство Ниола-Пресс,
Косминская В.Б. Теория и методика изобразительного искусства. / В.Б. Косминская - М.: Просвещение,
-112с.
– 14с.
Константиновский В. «Учить прекрасному» М.,
– 430 с.
Дорожин Ю.Г. «Простые узоры и орнаменты», Москва, Мозаика-Синтез,
Павлова О.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», Волгоград, Учитель,
Прекрасное – своими руками.,/ сост. С.С.Газарян. М., Детская Литература.
Холмянский Л.М. Дизайн: Книга для учащихся / Л.М.Холмянский, А.С.Щипанов - М.: Просвещение,
Кушаевой Н.А. Основы эстетического воспитания. / Кушаева М.: Просвещение,
– 43с.
Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., «Пассим».
- №
- с.
Лонгинова З. /Своими руками/ М., Просвещение.
– с.
– 96 с.
- 132 с.
Бондаренко М. «Витраж своими руками» Наука и жизнь.
– 28с.
Волков Н.Н. «Композиция в живописи» М., Искусство
Стокс Л.Л. /Живопись на стекле. М., Искусство
195с.
– 126 с.
- 396 с.
Свиридова О.В. «Изобразительное искусство», Волгоград, Учитель,
Зверева Н. «Модный витраж своими руками»
57с.
– 104с.
Вачьянц А.М. «Введение в мировую художественную культуру», М.: Айрис Пресс,
– 225 с.
Суржаненко А.Е. «Альфрейно-живописные работы», - Москва «Высшая школа»,
Энциклопедический словарь юного художника. /сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М., Педагогика,
Дополнительное образование детей. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений под. ред. О.Е.Лебедева. – М., ВЛАДОС,
– 207с.
Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Титул,
Волков Н.Н. «Цвет в живописи» М., Искусство
Куревина О.А., Лутцева Е.А. «Прекрасное рядом», М., Баласс,
- 253с.
- с.
Куцакова Л. /Своими руками/ М., Просвещение.
205с.