Вклад Н. Легат в развитие классического танца.
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности исследования, формулировка цели и постановка задач, определение объекта, предмета и выбора методов исследования
Глава 1. Эволюционный портрет Н. Легата в контексте русского классического танца
- 1.1 Биографико-художественный анализ личности Н. Легата с учётом его вклада в формирование «русского балета»
- 1.2 Концептуальные подходы в философии танца Н. Легата через призму его взглядов на хореографию
Глава 2. Методологический анализ дидактики Н. Легата
- 2.1 Исследование уроков как модели хореографического процесса: анализ структуры и методических приёмов
- 2.2 Роль «учеников» в трансформации и развитии балетного искусства: практический и теоретический аспекты
Глава 3. Трансформация наследия: от балета «Фея кукол» к современным постановкам
- 3.1 Постановочные особенности Н. Легата с акцентом на балет «Фея кукол» как пример оригинального хореографического языка
- 3.2 Влияние уникальной методики Н. Легата на эволюцию отечественной хореографии: анализ практики и теории
Заключение
- Обобщение результатов исследования, выводы о значимости методики Н. Легата и перспективы дальнейших исследований
Список литературы
- Перечень использованных источников и нормативной литературы
В разделе «Наследие Н. Легата» рассматривается уникальный вклад Никола Густавовича Легата в развитие балетного искусства, чему свидетельствуют его новаторские постановки начала XX века. Его творческая деятельность, в значительной степени реализованная в сотрудничестве с братом Сергеем Легатом, неизменно привлекала внимание зрителей оригинальностью замыслов и технической изысканностью.
Одной из первых самостоятельных постановок, выполненных совместно с братом, стал балет «Фея кукол», премьера которого состоялась 07.03.1903 года. Отметим, что балет с музыкой «Байера» впервые появился на европейской сцене в 1888 году в Вене, завоевав популярность за счёт своего занимательного сюжета, понятного даже для детской аудитории. Современные исследования в области истории балета подтверждают, что использование механических элементов в художественных образах оказало существенное влияние на дальнейшую эволюцию театральных постановок.
Сюжет балета разворачивается в интерьере лавки торговца, специализирующегося на продаже кукол, где каждое утро начинается с ритуала наведения порядка. Вначале помещение наполняют рабочие: почтальон сдает пакеты и письма, а сотрудники организованно размещают коробки и картонки. Далее последовательность сцен обретает интерактивный характер, демонстрируя бытовую динамику и создавая театральную атмосферу.
- В одном из эпизодов входит красивая служанка с разбитой куклой, требующей замены головы, что становится поводом для заигрываний между ней и хозяином лавки.
- Следующий эпизод посвящен купцу, его жене и дочери, пришедшим осмотреть коллекцию кукол. Девочка, пораженная экспозицией, задерживается возле модели «бебе», что вызывает нежное, но решительное требование от родителей приобрести понравившуюся ей игрушку.
- Особое напряжение нарастает, когда купец внимательно изучает куклу-воителя; случайное касание жены обнаруживает скрытый механизм, и внезапно ожившая фигура приводит к обмороку, после чего женщина вместе с дочерью в панике покидают лавку, сталкиваясь с неожиданными элементами сценического действия.
- Финальный этап развития сюжета начинается с появления комиссионера, который сообщает торговцу о скором прибытии состоятельного англичанина – сэр Джемс Плумпетермир – и его семьи, что должно было стать залогом успешной сделки без торга.
При входе в лавку гости, среди которых также присутствуют леди Плумпетермир, Боб, Дженни, Бетси и маленький Томми, получают внимательное приветствие от хозяина, подчёркивающее важность момента. В процессе демонстрации кукол происходят технические неполадки (например, механизм модели «китайца» оказывается неисправным), что вынуждает англичанина пересмотреть своё решение о покупке. Эти драматические повороты свидетельствуют о стремлении Легата экспериментировать с техническими средствами и сюжетными линиями, что в итоге оказало влияние на дальнейшее развитие жанра.
Список литературы
Уколова Ю.В. Ученики Лондонской студии Н. Легата // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. –
- № 6 (
– 316 с.
Ред.-сост. В.В. Иванов. - М.: Индрик,
– 518 с.
Безуглая Н.А. История фортепианного аккомпанемента уроку классического танца в нотных образцах // Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. –
Карсавина Г. Николай Густавович Легат // Из «Семейного альбома» Тамары Карсавиной // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века: Исторический альманах. Вып.
– 126 с.
Мелентьева Л., Бочкарева Н. Классический танец. Издание
Репринтное издание 1902 1903 годов. – Спб.,
- 623 с.
- 216 с.
- 876 с.
- № 2 (
Валукин М.Е. Анализ педагогики балета конца XIX – первой половины XX века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. –
О Сын А Становление классического танца (парадигмальный подход). Автореф. канд. дис. – М.,
- 639 с.
- № 2 (
- №1 (
Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца. – Ленинград: издание хореографического техникума,
Грегори Д., Эглевский А. Николай Легат: наследие балетмейстера. – Спб.: Издательство Академии русского балета им. А. Я. Вагановой,
. – С. 84 –
Балет: энциклопедия. Гл. ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия,
/ Ред. - сост. В. В. Иванов. - М.: Эдиториал УРСС,
Силкин П.А. Особенности структуры экзерсиса Н. Легата // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. –
Кавалер вне конкуренции. В Академии русского балета почтили память Николая Легата. Статья // Вечерний Петербург. –
– 95 с.
Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып.
. – С. 89 –
– 36 с.
– С. 65-
- №
Добровольская Г. Ф. В. Лопухов и теория балета (вступительная статья) // Хореографические откровенности. - М.: Искусство,
– С. 149 –
Терентьева Л.А. Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности. Автореф. канд. дис. – Челябинск,
Балет после революции. Статья. Электронный ресурс, режим доступа: http://ballet-world.ru/index.php/magazine/item/128-balletrevolution.html (Дата обращения
Русский балет в карикатурах. Рисунки Легат Н.Г. и Легат С.Г. Выпуски 1 –
- №
Радина М.П. «Фея кукол» в Петербурге (к воссозданию спектакля в Академии русского балета имени Вагановой) // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. –
– 366 с.
Лопухов Ф.В. Шестьдесят лет в балете: воспоминания и записки балетмейстера. – М.: Искусство,
. – С.49 –
– 238 с.
Пособие для ВУЗов. - М.: Издательство Юрайт, 2019; Кемерово: Изд-во КемГИК. – 119 с.
Байгузина Е.Н. Русский балет в карикатурах братьев Н. Г. и С. Г. Легат (альбом издательства «Прогресс», СПб. 1902-1905 гг.) // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. –
Николай Легат. История русский школы. – Спб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой,
К-Р. – Спб.: Пальмира,
– 456 с.
Бакст Л. Фея кукол. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.raruss.ru/russe-moderne/3847-bakst-fairy-dolls.html (дата обращения
– 110 с.
- 192 с.
. – С. 105 –
Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. - СПб.: Лань.
– 36 с.
– 25 декабря. С.
Красовская В.М. История русского балета. – М.: Искусство,
Ваганова А. Я. Основы классического танца. Изд. 5-е. - Л: Искусство.
Валукин Е.П. Система мужского классического танца. – М.: ГИТИС,
Фокин П.Е., Князева С.П. Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том
- 479 с.
.