Лексико-семантическая группа прилагательных
Содержание
- Введение
- Актуальность исследования темы
- Постановка цели и задач исследования
- Определение объекта, предмета и исследовательских методов
- Глава 1. Теоретико-методологический анализ понятий "привлекательность"/"непривлекательность" в русской культурной парадигме
- Лингвокультурологический разбор языковых единиц
- Картографирование "привлекательность"/"непривлекательность" в русскоязычном мировосприятии
- Глава 2. Педагогический анализ освоения прилагательных ЛСГ "Внешность человека" в РКИ
- Структурно-семантический разбор ЛСГ "Внешность человека"
- Методическая экспертиза учебных пособий по русскому языку
- Прагматический анализ упражнений для изучения прилагательных ЛСГ
- Заключение
- Список литературы
В рамках представленного учебного материала студенты выполняют серию упражнений, направленных на углублённое освоение прилагательных, описывающих внешность человека. Учебный курс структурирован в несколько блоков, каждый из которых способствует не только извлечению ключевой лексической информации, но и развитию умения применять её в речевой практике.
Первый блок заданий ориентирован на работу с текстовыми материалами и включает следующие этапы:
- Прочтение диалога из «Приложения 2» с целью составления списка прилагательных, соответствующих теме «Внешность человека».
- Анализ диалога, представленного в «Приложении 3», с выделением описательных прилагательных, а также выполнение задания по преобразованию прилагательных, представленных в таблице в форме единственного числа мужского рода, в другие формы (Какой? Какая? Какое? Какие?). Примеры для работы: «старый», «молодой», «красивый», «некрасивый», «привлекательный», «высокий», «тёмный».
Второй блок заданий посвящён семантической обработке изучаемых лексических единиц:
- Выделение из текста «Приложения 1» незнакомых прилагательных и поиск их значений по авторитетным словарным источникам.
- Подбор антонимов для указанных слов (например, в паре «худой – толстый») с использованием стандартного словаря русского языка, охватывая такие прилагательные как «красивый», «привлекательный», «высокий», «толстый», «бородатый».
- Выявление новых производных слов на основе перечисленных прилагательных с последующим составлением собственных предложений.
- Соотнесение текстовых описаний с иллюстративными образами посредством сопоставления рисунков и характеристик.
Третий блок заданий направлен на контроль понимания и запоминания новой лексики:
- Определение кратких форм прилагательных в единственном и множественном числе для: «коренастый», «грубоватый», «высокий», «молодой», «слабый», «худой», «прямой», «аккуратный», «длинный», «короткий», «низкий», «полный».
- Классификация конструкций, связанных с описанием внешности, в следующие категории:
Категория Примеры характеристик Рост Телосложение Глаза Лицо Волосы Нос - Составление пяти предложений с прилагательными и формулирование критического отношения к стандартным утверждениям (например, изменение оценки с «приятная внешность» на «отталкивающая внешность»).
- Заполнение пропусков в диалогах, использование предложенного словарного списка, завершение объявления и создание описательного портрета «русской красавицы» с подбором характеристик из каждой группы.
Заключительный блок заданий предназначен для тренировки письменной и устной речи. Студенты поэтапно описывают внешность друга, учитывая такие элементы, как рост, телосложение, форма лица, особенности губ, лба, носа, глаз, бровей, ресниц и тип волос, а также оценивают характер с использованием терминов «добрый», «злой», «ленивый», «трудолюбивый», «вежливый». Дополнительно необходимо подготовить монолог по теме «любимый актер» и провести диалогическую беседу в рамках предложенного сценария, что способствует интеграции теоретической базы и практических навыков владения языком.
Список литературы
Шабанова И.А. Описание внешности человека: лингвометодический аспект / И.А. Шабанова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opisanie-vneshnosti-cheloveka-lingvometodicheskiy-aspekt (дата обращения:
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. М.: Едиториал УРСС,
137 с.
Митрофанова О.Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца ХХ века / О.Д. Митрофанова // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, доклады и сообщения российских ученых. Братислава,
Русский язык как иностранный: элементарный уровень: учебное пособие / Е. В. Михалева, А. К. Майер, А. А. Фрицлер, Л. И. Ярица, С. И. Шевелева, А. С. Рустамова. Томск: Издательство Томского политехнического университета,
.
URL: https://moluch.ru/young/archive/3/155/ (дата обращения:
С.47–
1136 с.
Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж,
. 4.Зиновьева Е.И. Лингвокультурология. Теория и практика / Е.И. Зиновьева, Е.Е. Юрков. СПб.: МИРС,
С. 266-
Шведова Н.Ю. Предисловие // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь акад. Н.Ю. Шведовой. Под ред. Ляпон М.В. М.: Ин-т русского яз. им. В. В. Виноградова: Азбуковник,
Ли Хуа Положительная эстетическая оценка в русском языке: Красота с позиции носителя китайского языка и культуры: дисс. ... канд. филол. наук / Ли Хуа. М.,
№ 1-2-
254 с.
Ипанова О.А. Концепт «жизнь» в русской языковой картине мира: лингвокультурологический и лексикографический аспекты: дисс. … канд. филол. наук / О.А. Ипанова. СПб.: СПбГУ,
html (дата обращения:
Красных В.В. Некоторые базовые понятия лингвокультурологии / В.В. Красных // Вестник культурологии.
Маслова В.А. Лингвокультурология: уебное пособие для высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. М.: Издательский центр: «ACADEMIA»,
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-v-krasnyh-nekotorye-bazovye-ponyatiya-lingvokulturologii (дата обращения:
.
.
Мильбрет А.А. Привлекательность / непривлекательность внешнего облика человека в русской лингвокультуре: дисс. ... канд. филол. наук / А.А. Мильбрет. Санкт-Петербург,
Губанова Э.С. Сопоставительный анализ концепта «красота» в английском, русском и башкирском языках / Губанова Э.С., Юнусова Г.М., Хабибуллина А.И., Миниахметов А.А. // Юный ученый.
.
Мы изучаем русский язык: методические разработки к видеофильмам для использования на занятиях по русскому языку с иностранными студентами подготовительных факультетов. / Сост. Г.Н. Богданова, А.Ю. Гаврилова, Л.Е. Соловьева. Л.: ЛГТУ,
291 с.
30 с.
Менон Р.Н. Человек и его внешность / Р.Н. Менон. URL: http://journal.pushkin.institute/archive/archive/1985/85-2/Человек%20и%20его%20внешность.pdf (дата обращения:
182 с.
.
Толковый словарь русского языка начала XXI века: актуальная лексика. / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо,
Слесарева И.П. Проблема описания и преподавания русской лексики / И.П. Слесарева. М.: Русский язык,
353 с.
1.Васильев Л.М. Теория семантических полей / Л.М. Васильев // Вопросы языкознания.
Зиновьева Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного / Е.И. Зиновьева. СПб.: Филологический факультет СПбГУ,
С. 345–
Хахалкина Т.В. Нганасанская зоосемия в становлении и развитии: автореф. … канд. филол. наук / Т.В. Хахалкина. Томск: Томский гос. пед. ун-т,
Вендина Т.В. Введение в языкознание: Учеб. пособие для студентов педвузов / Т.В. Вендина. М.: Высшая школа,
П., Издательство Пекинского института иностранных языков,
Петрова Л.А. Паремиологический минимум в лексиконе языковой личности современных учащихся: автореф. дис ... канд. филол. наук / Л.А. Петрова. – Великий Новгород,
Учебник русского языка (первый уровень): В 2 т. URL: https://ru.scribd.com/doc/156975078/Doroga-v-Rossiyu-3-Book-2 (дата обращения:
247 с.
288 с.
78 с.
№
Опарина Е.О. Язык и культура / Е.О. Опарина. URL: www.classes.ru/grammar/
С. 24–
№
Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию 2,
.
435 с.
Материал исследования
Oparina/source/worddocuments/_.htm (дата обращения:
Яковлева Е.С. К описанию русской языковой картины мира / Е.С. Яковлева // Русский язык за рубежом. М.,
208 с.
С. 105–
Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В.Г. Костомаров. М.: Педагогика-пресс,
28 с.
Митрофанова О.Д. Методическая проблематика культуроведения // Лингвокультурологические и лингвострановедческие аспекты теории и методики преподавания русского языка: Материалы международной научно-практической конференции / О.Д. Митрофанова. Тула: Изд-во ТулГУ,
Миллер Л.В., Политова Л.В. Жили-были. 12 уроков русского языка. Базовый уровень. URL: http://www.zlat.spb.ru/catalog5_1_
Дин Шуци, Линь Цзин и др. Русский язык. Основной курс, часть
378 с.
Иванова Т.М. К вопросу о системном подходе в методике преподавания русского языка как иностранного (на примере русской лексики) / Т.М. Иванова // Учёные записки ЗабГГПУ. Чита,
Кузнецова Н.Н. Имена прилагательные, определяющие возраст и внешность персонажей русских народных сказок: дис. … канд. филол. наук / Н.Н. Кузнецова. М.,
264 с.