Каталог Русский язык: аналитический обзор МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

student language experiment sociolinguistics teaching
Заказать готовую работу
📄 63 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности задачи обучения фонетике в курсах "русского языка как иностранного"
  2. Цель исследования и основные задачи
  3. Определение объекта и предмета исследования
  4. Методологическая база и применяемые методы

Глава 1. Теоретико-методологические основы фонетики в курсах "русского языка как иностранного"

  1. Современные представления о фонетической системе русского языка
    1. Структурный анализ фонетических сегментов
    2. Особенности артикуляционной базы и интонационных моделей
  2. Формирование фонетической базы при обучении "русского языка как иностранного"
    1. Содержание и структура курса обучения фонетике
    2. Интеграция аудивизуальных методик в процесс преподавания
  3. Анализ трудностей восприятия и усвоения фонетики иностранными обучающимися
    1. Причины артикуляционных и интонационных затруднений
    2. Психолингвистические аспекты формирования произносительных навыков
  4. Выводы по главе 1

Глава 2. Практические модели формирования фонетических средств общения на начальном этапе изучения "русского языка как иностранного"

  1. Речевая коммуникация в контексте обучения русскому языку как иностранному
    1. Функциональные особенности речевого общения
    2. Роль фонетических средств в формировании коммуникативной компетенции
  2. Методика и теоретико-практические подходы к освоению фонетических средств общения
    1. Особенности методической разработки курса обучения
    2. Применение экспериментальных методик в работе с аудиторией
  3. Классификация и сравнительный анализ видов фонетических курсов
    1. Парадигмы традиционного и инновационного подходов
    2. Оценка эффективности различных форм обучения
  4. Выводы по главе 2

Глава 3. Эмпирическое исследование в обучении фонетическим средствам общения на начальном этапе изучения "русского языка как иностранного"

  1. Диагностика уровня владения фонетикой: констатирующий эксперимент
    1. Методика и инструментарий эксперимента
    2. Анализ начального уровня речевой подготовки
  2. Реализация обучающих методик в экспериментальном процессе
    1. Организация и проведение обучающего эксперимента
    2. Практическая апробация терминов и методологических подходов
  3. Оценка эффективности методики: результаты контрольного эксперимента
    1. Сравнительный анализ динамики освоения фонетических средств общения
    2. Метрики результативности и практическая интерпретация данных
  4. Выводы по главе 3

Заключение

  1. Обобщение результатов исследования
  2. Научно-практические выводы и рекомендации по оптимизации обучения фонетике

Список литературы

Приложения

В рамках экспериментального обучения РКИ участники тренинга продемонстрировали исходный недостаток предварительной языковой подготовки, что способствовало формированию психологического барьера в процессе освоения иностранного языка. Студенты, начинающие изучение языка вне естественной языковой среды и лишённые эффекта “культурного шока”, столкнулись с дополнительными сложностями адаптации к новым коммуникативным условиям.

Особое внимание в учебном процессе уделялось социолингвистическому аспекту, который предусматривал два взаимодополняющих направления:

  1. развитие умения применять конкретные языковые конструкции и речевые паттерны в зависимости от контекста общения;
  2. формирование коммуникативных стратегий, основанных на ясном понимании цели общения и специфики межличностных отношений.

Пробная программа, охватывающая четыре занятия, предоставила студентам возможность систематически отрабатывать формальные и неформальные синтаксические конструкции (например, корректное употребление глаголов и местоимений во втором лице как в единственном, так и во множественном числе), а также осваивать стандартные речевые формулы для выражения просьб, прощаний и приветствий. При этом учащимся было предписано демонстрировать приобретённые навыки как в инициировании речевого контакта, так и при выполнении роли адресата.

Уникальность методики заключалась в полном погружении студентов в языковую среду посредством моделирования типичных ситуаций повседневного общения. В эксперименте активно использовались ролевые игры с участием представителей социальных ролей, таких как “кассир”, “консультант” или “водитель”. Дополнительно, материал обучения включал культурно обусловленные артефакты российской повседневности – от сувениров и каталогов продуктов питания со скидками до меню кафе, что положительно сказывалось на понимании студентов особенностей российского социокультурного контекста.

Практико-ориентированный подход дополнялся заданиями по поиску информации в легитимных источниках, таких как метеорологические онлайн-сервисы, сервисы бронирования авиабилетов, отелей и ресторанов, а также прослушиванием адаптированных аудиотекстов радиопередач и ТВ-программ. Данные мероприятия способствовали выработке у студентов навыков, необходимых для решения типичных коммуникативных задач, возникающих как в бытовых, так и в деловых ситуациях.

Проведение обучающего эксперимента происходило в равных условиях для всех участников, что подтверждалось тщательным отбором студентов без предыдущего опыта изучения русского языка. Отсутствие этапа диагностики позволило обеспечить единообразие исходного уровня владения языком, что является важным условием для получения объективных результатов эксперимента. Исследования в данной области подчеркивают, что такие равномерно организованные условия положительно влияют на адаптацию студентов и способствуют более быстрому усвоению языковых навыков.

Компонент Описание
Лингвистические конструкции Отработка грамматических форм и речевых паттернов в контексте повседневного общения
Коммуникативные стратегии Разработка собственного подхода к взаимодействию с собеседником, основанная на цели коммуникации

Список использованной литературы

— 116 с.

Русский язык как иностранный и методика его преподавания / Е. И. Зиновьева, Н. А. Любимова (отв. ред.), Л. В. Московкин и др. — СПб. : "РОПРЯЛ",

Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Р.П. Мильруд — ИЯШ в школе –1996, №6, 6-12 с.

Журавлёва Е. Ф., Журавлева Т. Б. Трудные случаи фонетики и морфологии современного русского языка в сопоставлении с новогреческим (из опыта преподавания славянских языков в грекоязычной аудитории) // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей русского языка: труды и мат-лы / сост. М. Л. Ремнёва и др. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004, c.507

Крапивник Е. В. Обучение фонетике на уроках РКИ: коммуникативный подход: курс лекций, “Русская филология” / Е. В. Крапивник — 2013, 31 с.

Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса высшей школе / С.И. Архангельский — М. : Высшая школа, 1976, 98 c.

— 182 с.

Пеетерс-Подгаевская А. Трудности в освоении фонетики русского языка нидерландскими студентами // Язык, литература, культура: актуальные проблемы изучения и преподавания: сб. науч. и науч.-метод. ст. / А. В. Пеетерс-Подгаевская, Е. А. Андреюшина, ред. кол. : Л. П. Клобукова и др. — М. : МАКС Пресс, 2013, 277 c.

Розова О. Г. Фонетика русской речи // Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие / Г. М. Васильева, С. А. Вишнякова, Л. А. Вольская и др. / под ред. И. П. Лысаковой — М. : Владос, 2004, c. 106

Парошина Р.А. Формирование коммуникативности у студентов / Р.А. Парошина. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Красноярск : 1991, 16 c.

Молчановский В. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность / В. Молчановский, Л. Шипелевич — М. : Русский язык. Курсы, 2002, 320 c.

Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика / М.И. Матусевич М. : Просвещение,

Куджов Р. М. Речевое общение как объект обучения и овладения иностранным языком в педагогическом ВУЗе / Р. М. Куджов — Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни, 2021, 5 c.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев — СПб. : Питер, 2002, 288 c.

Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба — Л. : Наука, 1974, 265 c.

Коновалова Л.П. Из опыта создания комплекса коммуникативных упражнений по РКИ для начального этапа обучения // Мир науки, культуры и образования / Л.П. Коновалова — Барнаул : Концепт. 2020, 3 с.

html

— С. 164–

Московкин Л.В. Содержание методологического раздела современной методики преподавания иностранных языков // Русский язык за рубежом / Л.В. Московкин — 2006, 33 c.

Потапова Р. К. Артикуляторные характеристики сегментарных единиц звучащей речи // Общая и прикладная фонетика / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. В. Потапов и др. — М. : Изд-во Московского ун-та, 1997, 8 c.

Мусатов В.Н.. Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография: учеб. пособие / В.Н. Мусатов. — 2-е изд., стер. — М., 2012, 246 с.

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка / Я.Н. Скрипник, Т.М. Смоленская — 2010, 152 c.

Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика / Н.Н. Соловьёва — М. : Мир и Образование, 2011, 145 c.

Лысакова И.П. (ред.) Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку.: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / [Г.М. Васильева и др.]; под ред. И.П. Лысаковой. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004, 270 c.

— 223 с.

Хромов С. С. Интонация в системе языка и проблемы методического прогнозирования / С. С. Хромов М. : 2000, 190 c.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / И.А. Зимняя — М.: Просвещение, 1991, 222 c.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин– М. : Наука, 1982, 160 c.

Костина И. С. Перспектива: Фонетический курс / Костина И. С. и др. — СПб, 1999, 80 с.

Вохмина Л. Л. Коммуникативность: цель или средство? // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. 6 / Л. Л . Вохмина, И. А. Осипова — СПб, 2003, 15 с.

URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/pedagog/

Московкин Л. В. Краткий обзор методов обучения иностранным языкам в США // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. 6 / Л. В. Московкин — СПб., 2003, 20 с.

Ракитина Л. В. О нарушениях реализации русских аффрикат в речи носителей китайского языка на начальном этапе обучения // Изучение и преподавание русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России: мат-лы докл. и сообщ. XIX междунар. науч.-метод. конф. / Л. В. Ракитина, О. Г. Розова — Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. СПб. : 2014, 275 c.

Богородицкий. В.А. Общий курс русской грамматики / В.А. Богородицкий — М-Л., 1935

Просвирнина И. С. Обучение фонетике русского языка / И. С. Просвирнина — 2008, 46 c.

Капитонова Т.И. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / Т.И. Капитонова, JI.B. Московкин, А.Н. Щукин, под ред. А.Н.Щукина. — М. : Русский язык. Курсы, 2008, 309 c.

Любимова Н. А. Фонетический аспект общения на неродном языке / Н. А. Любимова — JL, 1988, 192 c.

Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. — М. : Просвещение,

Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков [Текст] : учеб. Пособие / М. В. Ляховицкий. — М. : Высшая школа, 2013, 27 c.

Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова — М. : Иностранные языки в школе. 2000, 48 c.

Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин — М. : Флинта, 2011,17 c.

Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. Ин. яз. высш. пед. уч. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез — М. : Издательский центр «Академия», 2004, c. 166

Лебединский С.И. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие / C. И. Лебединский, Л.Ф. Гербик — Мн., 2011, 309 c.

Методика преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории: учебное пособие / Л.Г. Золотых [и др.]; Издательский дом «Астраханский университет», 2012, 15 c.

Камалова Л. А. Фонетическая система русского языка: курс лекций / Л. А. Камалова — 2017, 10 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. — М. : АСТ : Астрель, 2008, 66 c.

Хассан Шали Неда Абдолрахим. Методика обучения РКИ / Хассан Шали Неда Абдолрахим — 2011

Василенко Е.И. Методическое пособие по русскому языку / Е.И. Василенко, В.В. Добровольская — СПб. : Златоуст, 2003, 276 c.

Орехова И.А. Обучающий потенциал русской среды в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся / И.А. Орехова Дис. . докт.пед.наук. — М., 2004, 341 c.

Авдеев А.П. Самообразование студентов в условиях дифференциального подхода в процессе обучения. / Б.Г. Авдеев Автореф. дис. канд. пед. наук. — М. : 1978, 13 с.

Цыганок А. Н. Особенности преподавания русского языка как иностранного. Сумский национальный аграрный университет / А. Н. Цыганок 2006, 69 с.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009, 233 c.

Теоретические основы методики обучения русскому языку как иностранному/ учебное пособие. URL: https://melimde.com/teoreticheskie-osnovi-metodiki-obucheniya-russkomu-yaziku-kak.html?page=3

Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. — М. : Просвещение,

Антонова Д. Н. Фонетика и интонация / Д. Н. Антонова — М. : 1988, 178 c.

Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. пособие/ Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий. — М., 1982, 373 c.

Рогозная Н. Н. Лингвистический атлас нарушений в русской речи иностранцев / Н. Н. Рогозная Иркутск, 2001, 25 c.

Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие / А.Н. Щукин М. : Высшая школа, 2003, 334 c.

Экба Н. Б. Работа над фонетическими ошибками // Фонетические, морфологические и синтаксические ошибки в русской речи учащихся национальных школ: учеб. пособие / М. В. Панов, Х. Х. Сукунов, Н. Б. Экба; Научно-исследовательский институт национальных школ МО РСФСР. М., 1989, c. 6

Акишина A.A. Учимся учить для преподавателя русского языка как иностранного / A.A. Акишина, O.E. Каган — 3-е изд., испр. и доп. М. : Русский язык. Курсы, 2004, 256 c.

Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника / И.Л. Бим — М. : Рус. яз., 1977, 288 c.

Вохмина Л.Л. Хочешь говорить — говори: 300 упражнений по обучению устной речи / Л.Л. Вохмина — М. : Русский язык, 1993, 176 c.

Виноградов В. А. Лингвистика и обучение языку / В. А. Виноградов — М. : Academia, 2003, 370 с.

Быкова О. П. Обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде: на примере южнокорейских университетов / О. П. Быкова. дис. канд. пед. наук. — М. 2010, 224 c.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 3-е, стереотип / Ю.Н. Караулов — М. : УРСС, 2003, 264 c.

Орехова Т. Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам: учеб. пособие / Т. Ф. Орехова — М. : Флинта, 2016, 139 с.

Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие./ Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко — М. : Айрис-пресс, 2004, 240 c.

Давыдова Э.В. Обучение иностранных студентов фонетике русского языка: постановка гласных и согласных звуков. Гуманитарный вестник, 2015, вып.

Китайгородская Г.А., Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика / Г.А. Китайгородская — М. : «Русский язык», 1992, 277 c.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский — М. : Педагогика, 1977, 256 c.

Коновалова Л.П. Трудности изучения русского языка как иностранного в турецком неязыковом вузе и предполагаемый путь их решения // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения / Л.П. Коновалова — М. : ГИРЯ им. А.С. Пушкина. 2018, 841 с.

288 с.

Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013, 220 c.

— 165 с.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская — Ростов-на-Дону : Булат, 2000, 251 c.

Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. — М. : Аркти-Глосса,

Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков— М. : Гнозис, 2003, 288 c.

Барановская С. А. Фонемный состав языков разных систем: учеб. пособие / С. А. Барановская, М. М. Галеева — М. : Типография Ун-та дружбы народов им. П. Лумумбы, 1979, 91 c.

Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева — М. : Русский язык. Курсы, 2010, 625 c.

Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. / А.А. Леонтьев М., 1969, 216 c.

Слесарева Т. П. Методика преподавания РКИ для специальности 1-21 05 02-04 Русская филология (Русский язык как иностранный) : учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / Т.П. Слесарева. — Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова,

Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев / А.Р. Арутюнов — М. : Русский язык, 1990, 168 c.

Любимова Н. А. Обучение русскому произношению: артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков / Н. А. Любимова — М. : Русский язык, 1982, 190 c.

Калита И.В. Практическая фонетика русского языка с основами теории / Калита И.В. – 2011, PF UJEP, Usti nad Laben

Жильцова Т. П. Современный русский язык (модуль фонетика): курс лекций / Т. П. Жильцова — 2011, 52 с.

Вопросы и ответы

Какова специфическая область изучения, рассматриваемая в курсе русского языка как иностранного?
Фонетика рассматривается как специфическая область, охватывающая систематизацию звуковых средств языка, методы их формирования в обучении и практические аспекты использования для развития речевой коммуникации у изучающих язык. Данный раздел задаёт основы для понимания фонетических процессов и формирования правильного произношения.
Чем характеризуется фонетическая система русского языка?
Фонетическая система русского языка представляет собой совокупность звуковых единиц, их взаиморасположение и функциональные особенности, что обеспечивает нормативное произношение и звучание языка. Системность данного подхода позволяет структурировать обучение с учётом фонетических особенностей и артикуляционных требований.
Каково содержание обучения фонетике в контексте курса русского языка как иностранного?
Содержание обучения фонетике включает изучение основных звуковых элементов, их артикуляторных характеристик и просодических особенностей, существенно влияющих на качество произношения. Такой подход обеспечивает формирование у обучающихся навыков правильного восприятия и воспроизведения звуковых закономерностей языка.
Какие трудности характеризуют усвоение фонетики иностранными обучающимися?
Усвоение фонетики иностранными обучающимися осложняется рядом специфических затруднений, связанных с восприятием и артикуляцией звуков, нехарактерных для их родного языка. Эти трудности обусловлены различиями в фонетических системах и требуют адаптивных методических подходов для их преодоления.
Каким образом определяются фонетические средства общения на начальном этапе изучения русского языка как иностранного?
Фонетические средства общения определяются через выделение речевых элементов, способствующих эффективному взаимодействию на базовом уровне. Они служат для формирования первоначальных коммуникативных навыков, что является важным этапом в освоении языка и закладывает фундамент для дальнейшего углублённого изучения.
Как формируется теория и методика обучения фонетическим средствам общения?
Теория и методика обучения фонетическим средствам общения формируются на основе систематического анализа речевых процессов и фонетических особенностей языка. Разработка методических подходов осуществляется с учетом научных обоснований, что позволяет оптимизировать процессы обучения и обеспечить качественное формирование речевых навыков.
Какие виды фонетических курсов выделяются при изучении русского языка как иностранного?
Виды фонетических курсов подразделяются в зависимости от уровня подготовки обучающихся и специфики применяемых методических подходов. Такая классификация позволяет адаптировать образовательные программы, обеспечивая дифференцированный подход к обучению и учитывая индивидуальные потребности изучающих язык.
Как структурирована опытно-экспериментальная работа по обучению фонетическим средствам общения?
Опытно-экспериментальная работа структурирована в три этапа, что позволяет всесторонне оценить подготовительный уровень, провести обучающий эксперимент и затем определить эффективность применяемой методики в контрольном эксперименте. Такой пошаговый подход обеспечивает объективную оценку результатов и способствует совершенствованию методических рекомендаций.
Какова роль приложения в представлении материалов по обучению фонетическим средствам общения?
Приложение выполняет вспомогательную функцию, обеспечивая дополнительные данные и материалы для углублённого анализа теоретических и практических аспектов обучения. Оно способствует комплексному восприятию образовательного процесса и служит основой для практической апробации разработанных методик.