Универбация как смешанный способ современного словообразования
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности исследования
- Формулировка цели и определение задач
- Описание объекта, предмета и методов исследования
Глава 1. Концептуальное обоснование «универбации» в современном русском языке
- Философско-лингвистические основы процесса «универбации» Исследование сущности явления на основе анализа динамических языковых трансформаций Роль «универбатов» в структуре современного лингвистического дискурса
- Функциональные особенности «универбатов» как языковых единиц Анализ специфики функционирования «универбатов» с точки зрения синтаксиса Выявление характерных механизмов использования в разговорной и письменной речи
- Лексико-семантическое измерение феномена Исследование семантических нюансов «универбатов» Сравнение семантических конструктов в контексте активного процесса «универбации»
Глава 2. Словообразовательный анализ «универбации» как разновидности «смешанного словообразования»
- Морфологическая структура «универбатов» Детальный морфологический разбор языковых единиц Выявление структурных особенностей и распределения морфемного состава
- Модели и алгоритмы словообразования Обзор основных словообразовательных моделей «универбатов» Раскрытие способов формирования единиц в рамках «смешанного словообразования»
Заключение
- Обобщение полученных результатов исследования
- Выводы о роли и функционале «универбации» в современном русском языке
- Перспективы дальнейших исследований в области словообразовательного анализа
Список литературы
- Основные источники и справочные материалы по теме исследования
- Научные публикации и монографии по вопросам «универбации» и «смешанного словообразования»
В современной словообразовательной системе универбаты представляют собой особую группу, где суффикс «–ник» образует относительно небольшое количество терминов. В противоположность ему, суффиксы «–евик/овик» оказываются значительно более продуктивными, поскольку служат для обозначения как лиц («кадровик» – сотрудник отдела кадров), так и предметов («сетевик» – сеть магазинов). При этом менее продуктивны исторически суффиксы «–ак/–як» и «–ач», однако в последние годы наблюдается тенденция к их возрождению, что позволяет образовывать такие наименования, как обозначения лиц («первакученик» – студент первого курса) и предметов или явлений («свежак» – свежая информация, «общак» – общие деньги). В исследованиях отмечается, что данные формы, по мнению Виноградовой В.Н., обладают ярко выраженной разговорной окраской и приближены к просторечию.
Особое место занимают универбаты, образованные с помощью суффиксов «–щик/чик». По замечанию Максимова В.И., они характеризуются широким семантическим диапазоном, отражая значение «носителя процессуального признака», что подтверждается примерами, как «мобильщик» (оператор мобильной связи) и «нежданчик» (неожиданное событие). Аналогичным образом, вновь привлекают внимание образования с суффиксом «–ух(а)». Согласно И.А. Устименко, данные формы, несмотря на стилистическую сниженность, остаются литературно приемлемыми, хотя, по В.В. Химику, они приобретают фамильярный и пренебрежительный оттенок, что иллюстрируется примерами «бытовуха» (бытовые преступления) и «джинсуха» (джинсовая одежда).
Наблюдается и специфическое словообразование универбатов с суффиксом «–ец», которое происходит от отглагольных существительных на «–(е)ние» и отражается в таких терминах, как «управленец» и «приключенец», как отмечает В.Н. Виноградова. В то же время наиболее продуктивными остаются суффиксы «–к(а)», «–ик», «–яшк(а)», «–ушк(а)», тогда как другие суффиксы образуют универбаты значительно реже.
Важной особенностью является то, что процесс словообразования универбатов может осуществляться посредством нулевой суффиксации, то есть усечения основы. Примеры данного явления включают такие формы, как «автомат» (автоматический зачет), «безнал» (безналичный расчет), «неадекват» (неадекватная личность) и «нал» (наличные деньги). Современные исследования, в том числе корпусные анализы, подтверждают возрастающую частотность использования этих сокращенных форм в разговорной и специализированной речи.
Для систематизации данных явлений целесообразно обратиться к понятию «словообразовательный тип», который определяется как комплексная единица словообразования. Базовые критерии, служащие опорой при определении статуса дериватов, включают:
- единство части речи производящего образования;
- совпадение словообразовательного значения;
- наличие общего словообразовательного форманта.
Земская Е.А. подчеркивает, что термин «модель» следует использовать для выделения морфонологических разновидностей внутри единого словообразовательного типа. Таким образом, анализ универбатов обогащается с учетом не только традиционных механизмов суффиксации, но и процессов нулевого словообразования, что способствует более глубокому пониманию системных закономерностей формирования новых слов в современном языке.
Суффикс | Пример | Характеристика |
---|---|---|
–ник | – | Ограниченное численное образование |
–евик/овик | "кадровик", "сетевик" | Продуктивен для обозначения лиц и предметов |
–ак/–як, –ач | "первакученик", "свежак", "общак" | Исторически менее продуктивны, но вновь актуальны |
–щик/чик | "мобильщик", "нежданчик" | Отражают процессуальное значение |
–ух(а) | "бытовуха", "джинсуха" | Стилистически снижены, характеризуются фамильярностью |
–ец | "управленец", "приключенец" | Образуются от отглагольных существительных на –(е)ние |
Список литературы
– С. 51-56
Дьячок Н. В. Лингвальные инновации как результат влияния социальных тенденций / Н. В. Дьячок // Соціальна відповідальність влади, бізнесу, громадян / Монографія. – Дніпропетровськ : НГУ,
. – М.,
Ширшов, И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке / И.А. Ширшов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та,
Акунеева, Д. В. Маршрутка, зачетка, социалка. Наименования с формантом –ка/ Д.В. Акунеева // Русская речь. –
Улуханов, И.С. Мотивация в словообразовательной системе русского языка. – М.: Азбуковник,
. – М.,
– С. 32
Сунь, М. Универбация в русском жаргонном компрессивном словообразовании/ М. Сунь// Современные проблемы науки и образования. –
. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,
Ярмашевич, М.А. Универбация как разновидность аббревиации/ М.А. Ярмашевич// Вестник Оренбургского государственного университета: сб. статей. – №
– С. 4814-4818;
– №
Теркулов, В.И. Универбализация: постановка проблемы/ В.И. Теркулов// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. – 2010 – №
Юань Цуй. Коллоквиализация языка современной прессы (на материале словообразования имен существительных): Автореф. дис. …канд. филол. наук / Цуй Юань. – М.,
Гафарова, Р.И. Избирательность суффиксальных универбов русского языка/ Р.И. Гафарова// Вопросы духовной культуры – филология науки: сб. научных трудов. –
– С.28-43
Белоусова, Т.П. О целесообразности введения в научный обиход терминов фразеологическая универбация и фразеологический универб/ Т.П. Белоусова//ТЕРМІНОЛОГІЧНИЙ ВІСНИК: сб. научных трудов. –Каменец-Подольский,
Немченко, В.Н. Способы русского словообразования: Учеб. пособие / В.Н. 170 Немченко. – Горький: ГГУ,
–
Малиновская, Т. Суффиксальные универбаты в современном русском молодежном сленге/ Т. Малиновская// Acta Neophilologica: сб. науч. труд. – Ольштын,
– С. 82-91
Воротникова, А.В. Компрессивное словообразование: проблема описания универбов русского языка/ А.В. Воротникова// Культура народов Причерноморья. – Симферополь,
Каменева, О.В. Гот. IÞ и др.-англ. ED- в свете реконструкции праиндоевропейского текста/ О.В. Каменева// Индоевропейское языкознание и классическая филология. –
: в 3-х ч. Ч
. –
– Т. ІІ. – С. 341 –
– С. 18–
– 117 с.
– Т. 151, кн.
Соколовская, Т.Д. Категория нормативности во вторичных наименованиях сокращенного типа: Автореф. дис. ... докт. филол. наук / Т.Д. Соколовская. – М.,
–Т. 23 (
Ван Ян. Универбация как продуктивный способ словообразования/ Ван Ян// Филологические науки. Вопросы теории и практики: сб. статей. – Тамбов: Грамота,
Земская, Е.А. Активные процессы современного словопроизводства/ Е.А. Земская // Русский язык конца XX столетия (1985–
Рацибурская, Л.В. Особенности новообразований в современных средствах массовой информации/ Л.В. Раци Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985–
–
Осипова Л.И. Суффиксальные универбы с непредметной семантикой в русском языке // Филологические науки. -
Гудилова, С. В. Реализация закона речевой экономии на примере универбации / С.В. Гудилова//Русский литературный язык в контексте современности: мат-лы II Всероссийской науч.-метод. конф. с междунар. участием (Ульяновск, 19-21 октября 2011 г.) / под ред. д. филол. н. В. Н. Артамонова. Ульяновск.: УлГТУ,–
Николаев, Г.А. Способы древнерусского именного словообразования/ Г.А. Николаев// Ученые записки Казанского государственного университета: сб. статей. – Казань,
Редькина, Т.Ю. Особенности номинации в публицистическом тексте (на материале универбов-неологизмов): дис…. канд. филол. наук / Т.Ю. Редькина. – СПб.,
– №1 – 111-116
– С. 23-28
– С. 10
. М.,
Ахметжанова, З.К. О процессе универбации/ З.К. Ахметжанова// Проблемы теории и методики преподавания иностранных языков и литературоведения. – Алма-Ата,
– 204 с
Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. – М.: КомКнига. –
– Горлівка : ГДПІІМ,
Копоть, Л.В. Универбация как вид компрессивного словообразования в современном русском языке: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. Наук (
– 224 с.
– 20 с
– С. 115-121
Осипова, Л.И. Суффиксальная универбация как продуктивный способ образования новых слов в русской разговорной речи [Электронный ресурс] // Русский язык: исторические судьбы и современность: материалы II Международного конгресса исследователей русского языка (Москва, МГУ, 18–21 марта
– С. 43 –
Химик, В.В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи / В.В. Химик. – СПб.: Норинт,
/ Лидия Владимировна Копоть; Адыгейский государственный университет. – Майкоп,
Осипова Л. И. Активные процессы в современном русском словообразовании (Суффиксальная универбация и усечение) / Людмила Ивановна Осипова. – М. : Прометей,
Сахарный, Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. – Л: ЛГУ,
Ахманова, О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С.Ахманова. – М.: Учпедгиз,
Дьячок Н. В. Понятие мотивационной базы для номинатем типа «словосочетание + универб» / Н. В. Дьячок // Матеріали Міжнародної наукової конференції «Східнослов’янська філологія: від Нестора до сьогодення». – Горлівка : ГДПІІМ,
Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая – М.: Индрик,
– Вып.
- С.61-
- №
– Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~rlc2004/ru/abstracts (дата обращения:
– С. 91
Гафарова, Р. И. Продуктивные и непродуктивные суффиксы универбатов русского языка/ Р.И, Гафарова // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. –
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13629 (дата обращения:
– С. 132-142
Капанадзе, Л.А. Голоса и смыслы. Избранные труды по русскому языку / Л.А. Капанадзе // М: ИРЯ им. В.В. Виноградова, 2005, – 334 с.
– Вып. 1– С. 95 – 100
. №
– С. 32-35
Голанова, Е.И. О “мнимых сложных словах” (развитие класса аналитических прилагательных в современном русском языке) / Е.И. Голанова // Лики языка: К 45-летию научной деятельности Е.А. Земской / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Отв. ред. М.Я. Гловинская. – М.: Наследие,
– С. 24 –
– 37 с
– 504 с.
– С. 94-98
– Москва,
Ван Ян СУБСТАНТИВАЦИЯ И УНИВЕРБАЦИЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ // Фундаментальные исследования. –
– С. 130
– С. 104
– С. 229-245
Грязнова, А.Т. Лексикология / А.Т. Грязнова // Современный русский язык. В 3 т. Т.
– XVI (
– №
– 22 с.
Дроздова, Д.В. Структура, семантика и функции универбатов в современной русской речи [текст]// дис…… канд. филол. наук:
– С. 285 –
– С.
Валгина, Н.С. Активные процессы в словообразовании/ Н.С. Валгина// Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов вузов. М: Логос,
– №
.
– С. 26-33
– 399 с
Дьячок Н. В. О явлении семантической конденсации как следствии процесса универбации / Н. В. Дьячок // Східнослов’янська філологія: зб. наукових праць / Горлівський держ. пед. ін-т іноземн. мов; Донецький нац. ун-т. – Вип.
– С. 4-8
– 159 c
– С. 130-149
Косицына, Е.Ф. К вопросу о месте универбов и способах их описания в толково-словообразовательном словаре// Е.Ф. Косицына; Е.В. Гвоздева// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология: сб. статей. – М.,
. – С. 99- 105
Земская, Е.А. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е.А. Земская, Н.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев. – М.,
Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. – М.: Наука,
Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. В 2 т. Т.
Янко-Триницкая Н. А. Процессы включения в лексике и словообразовании / Н. А. ЯнкоТриницкая // Развитие грамматики и лексики русского языка. – М. : Наука,
Фонетика. Фонология; Орфоэпия; Графика. Орфография; Лексикология; Фразеология; Морфемика. Словообразование: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев [и др.]; под ред. С.М. Колесниковой. – М.: Издательство Юрайт,
– С. 113 (306с.).
– С. 31–
– С. 127-
– С. 108-117
– С. 25 -28
Лопатин, В. В. Суффиксальная универбация и смежные явления в сфере образования новых слов / В. В. Лопатин // Новые слова и словари новых слов. – Л. : Наука, Ленингр. отд-ние,
– 209 с.
. Серия: Филология. –
– № 60, Т.
Николина, Н.А. Словообразование современного русского языка: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.М. Литвинова. – М.: Academia,
Исаченко, А.В. О грамматическом значении/ А.В. Исаченко// Вопросы языкознания. – №
– С. 72–
– С. 136 789 с.
Кременецкая, И.В. Тематическая группа как парадигматическое объединение слов/ И.В. Кременецкая// : Lingua mobilis. – № 3 (
– 81 с.
– №
– С. 10 (
– № 2-
Максимов, В.И. Суффиксальное словообразование имен существительных в русском языке / В.И. Максимов. – Л.: Изд-во ЛГУ,
– 768 с.
– № 11(