оригами как средство формирования представлений детей 6-7 лет о
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности проблемы
- Цель исследования и формулировка задач
- Определение объекта и предмета исследования
- Применяемые методологические подходы и методы анализа
Глава 1. Теоретические основы формирования «математических представлений детей 6-7 лет»
-
Понятие «математические представления детей 6-7 лет»: концептуальный анализ
- Историко-теоретический обзор понятия
- Сравнительный анализ современных интерпретаций
-
Роль «оригами» как универсального геометрического конструктора
- Функциональные возможности «оригами» в геометрическом дискурсе
- Педагогическая ценность и методические особенности применения
Глава 2. Эмпирический анализ формирования «геометрического языка» у детей 6-7 лет
-
Методика диагностики представлений о «геометрическом языке»
- Разработка инструментов для эмпирического исследования
- Сбор и обработка экспериментальных данных
-
Опытно-экспериментальная работа
- Дизайн исследования и организация эксперимента
- Анализ полученных результатов и их интерпретация
Глава 3. Синтез теоретических и практических результатов исследования
-
Сопоставление аналитических методов и эмпирических данных
- Интерпретация результатов диагностики «геометрического языка»
- Выводы на основе сравнительного анализа теории и практики
-
Рекомендации по совершенствованию методики обучения
- Педагогические предложения для оптимизации формирования концептуальных представлений
- Пути развития «оригами» как инструмента геометрического конструирования
Заключение
- Обобщение результатов исследования
- Практическое значение и перспективы дальнейших исследований
Список использованной литературы
В данной программе рассматриваются методологические подходы к освоению техники оригами, акцентируя внимание как на теоретическом обосновании, так и на практическом выполнении заданий. Программа направлена на формирование навыков самостоятельного создания моделей посредством использования элементов пальчикового театра, что способствует развитию творческого потенциала учащихся.
Начальный этап курса посвящён изучению понятия «пальчиковый театр», где демонстрируется сказка с последующим проведением ролевых игр с подвижными моделями оригами. Параллельно внедряются методы создания пальчиковых кукол, где теоретическая часть объясняет принципы их применения, а практическая реализация включает изготовление моделей: «Волк», «Заяц», «Поросенок», «Мишка», «Лисичка», «Гусь», «ежик», «Дедушка», «Бабушка», «Внучка», что способствует многоаспектной оценке творческой деятельности учащихся.
Далее программа расширяется за счёт разработки декораций для пальчикового театра. Практическая часть включает создание оригами-декораций, таких как «Дом с трубой», «Дом с верандой», а также «Цветы» и «Деревья». Дополнительные исследования в области педагогики подтверждают, что подобное визуальное оформление урока положительно влияет на восприятие материала и повышает мотивацию обучающихся.
Особое место в курсе занимает тематическое оформление спектаклей, реализуемое посредством постановки пальчикового театра по мотивам сказок «Лиса и Заяц», «Репка», «Рукавичка» (6 ч.). Этот этап способствует развитию навыков командной работы и креативного мышления в учебном процессе.
Программа также охватывает модульное и гетеромодульное оригами из плоских модулей, включая технику «Кирикоми-оригами». Структура обучения представлена следующими направлениями:
-
Нетрадиционные техники складывания. Теоретическая часть вводит понятие нестандартного складывания, после чего практические задания позволяют применять схемы для изготовления моделей.
-
Модели из двух и более квадратов. За 4 часа обучения студенты осваивают технологию создания фигур, таких как «Конь», «Корова», «Медведь» и «Гном», что способствует развитию пространственного воображения.
-
Модульное оригами. Данное направление включает ознакомление с понятием «модульное оригами», где практическая часть ориентирована на изготовление композиционных моделей «Орнаменты» и «Цветы» в течение 4 часов.
-
Гетеромодульное оригами. В 6-часовой практической сессии учащиеся создают разнообразные модели: «Лис», «Белочка», «Девушка», «Дед», «Баба», «Елочка», «Куст», что расширяет их творческий опыт.
-
Техника Кирикоми-оригами. За 2 часа рассматриваются методы надрезов с последующим сравнительным анализом традиционных и новых техник, реализуемых на примерах моделей «Заяц», «Гном» и «Волшебная птица».
-
Сюжетные композиции и аппликации. Практическая работа (2 ч.) нацелена на создание визуальных историй с применением техник аппликации по темам сказок, что обогащает уроки творческим содержанием.
-
Изготовление гирлянд. Заключительный этап предполагает создание гирлянд и звездочек с использованием техники надрезов, что дополнительно развивает мелкую моторику и эстетическое восприятие у участников курса.
Таким образом, представленная методическая программа объединяет теоретические знания и практические навыки, способствуя всестороннему развитию творческих способностей и повышению эффективности образовательного процесса.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 17 октября 2013 года, №
Белошистая, А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. — М., Воронеж: НПО «МОДЭК»,
Соколова С. В. Сказки из бумаги – СПб. : Валери СПб,
Бортникова, Е.Ф. Геометрия для детей: учебное пособие / Е.Ф. Бортникова -Москва: Аванта+, -
Рябова И.А Дюрлюкова О.А. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет − Волгоград: Учитель,
– 224 с.
-160с.
Петрова В.Ф.Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. – Казань,
Ермаков В.Г. О концептуальных аспектах математического воспитания дошкольников и младших школьников. //Методические советы к программе «Детство» /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - М.,
- 64 с.( http://pedlib.ru/Books/5/0151/)
(http://pedlib.ru/Books/5/0311/)
Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова, - М.: Академия, -
Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников / А.В. Белошистая. — Ростов-на-Дону: Феникс,
Тарабанина Т.И Оригами и развитие ребёнка, популярное пособие для родителей и педагогов, «Академия развития», Ярославль, 1997,108с.
Полякова, М.Н. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / М.Н. Полякова, З.А. Михайлова, А.М. Вербенец. - М.: Центр педагогического образования, 2008 - 64 с.
- 256 с.
Репина Г. А. Использование модульного оригами в математическом развитии детей 6-7 лет // Дошкольная педагогика. -
Белкина, В. Н Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов./. В. Н. Белкина, Н. А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник -
— 96 с.
// «Российская газета» Федеральный выпуск № 6241 - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm
-256 с.
01 — педагогическое образование, профиль — математическое образование. - Саратов,
Михайлова З.А. Математика – это интересно : игровые ситуации для детей дошк. возраста. Диагностика освоенности математ. представлений : метод. пособие для педагогов ДОУ / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. – СПб. : Детство-Пресс,
Ерофеева, Т.И. Математика дня дошкольников / Т.И. Еро¬феева, Л.Н. Павлова. В.П. Новикова. - М.: Просвещение,
Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик»,
- 272с.
- №
Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 128с.
Соколова Галина Афанасьевна. Оригами как средство развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста : Дис. ... канд. пед. наук :
Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. //Дошк. воспитание, 2000, №
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение,
– 154с.
- 80 с.
- С. 19-26
- с.178-
– 95 с.
-№4-с. 17-
Бантикова, С. Н. Геометрические игры / С. Н. Бантикова, // Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - С.60-
- 352 с.
– 203 с.
- 32с.
01 : Новосибирск, 2005 160 c.
Соколова С.В. Оригами для самых маленьких, Детство-пресс, 2010, - 24с.
– 78, [2] с.
Сундара Г. Геометрические упражнения с куском бумаги, изд. Одесса, 1973г.
Чудаков Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия, изд., АСТ 1999
Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради«Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. - - М.: ТЦ Сфера,
Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. - М.: Детство-Пресс,
Петерсон Л.Г., Холина Н.П Раз ступенька, два ступенька… методические рекомендации. М.: Баллас, 2001
Сержантова Т. Б. Базовые формы оригами. — М.: Айрис-пресс,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение,
Рыжов В.Н. Математическое развитие дошкольников: Курс лекций для студентов, обучающихся по направлению
Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. — М.: Просвещение
- 392 с
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. Справочник . С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005
Шумаков Ю.В., Шумакова ЕР. "Оригами - чудеса из бумаги". Ростов-на-Дону, 1997-104 с.
- 59 с.