Приемная семья: организация и государственная поддержка.
Содержание
Введение
Обоснование выбора темы, формулировка цели исследования, определение задач, обозначение объекта, установление предмета и обоснование применяемых методов.
Глава 1. Теоретические подходы к организации и поддержке "приемной семьи"
-
1.1. Эволюция понятия "приемная семья"
Анализ исторического развития устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с рассмотрением этапов формирования понятия "приемная семья".
-
1.2. Юридические, социальные и психологические вызовы
Исследование правовых рамок, социальных условий и психологических нюансов, влияющих на организацию и функционирование "приемной семьи".
-
1.3. Проблематика поддержки "приемной семьи" в современной практике
Обзор механизмов поддержки и выявление недостатков в системе социальных услуг, оказывающих влияние на приемные семьи.
Глава 2. Практическая модель поддержки приемных семей на примере фонда "Родительский мост"
-
2.1. Хронологический анализ создания и развития фонда "Родительский мост"
Исследование истории становления и этапов развития деятельности фонда, оказывающего поддержку приемным семьям.
-
2.2. Методология работы фонда с приемными семьями
Разбор форм и методов взаимодействия с приемными семьями, применение профильных подходов в социальной работе.
-
2.3. Практические рекомендации по повышению эффективности поддержки
Разработка конкретных предложений и мер по оптимизации системы поддержки приемных семей с учетом опыта фонда "Родительский мост".
Заключение
Выводы, обобщающие результаты исследования, оценка достигнутых целей и обозначение перспектив дальнейших разработок в области социальной поддержки.
Список литературы
Перечень использованных источников, нормативных документов и публикаций.
Приложение
Дополнительные материалы, иллюстрации, таблицы и документы, подтверждающие основные положения исследования.
Настоящий проект нацелен на предупреждение социального сиротства посредством оказания экстренной помощи семьям, оказавшимся в критической жизненной ситуации, что потенциально может привести к отказу от ребенка (как кровного, так и приемного). В основе деятельности реализуются меры по организации кризисной службы, которая способствует всесторонней поддержке семей в сложных условиях.
В числе основных задач проекта выделяются следующие направления:
- Формирование деятельности кризисного центра, обеспечивающего оперативное реагирование на возникающие трудности;
- Комплексное сопровождение семей, попавших в критические жизненные ситуации, через предоставление консультационной, психологической и материальной поддержки;
- Организация плодотворного взаимодействия с уполномоченными государственными и муниципальными службами путем создания эффективной сети поддержки;
- Разработка и внедрение реабилитационных, оздоровительных и образовательных программ для повышения качества жизни детей;
- Осуществление прямой материальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях.
Целевыми группами данного проекта являются:
- Семьи, находящиеся в состоянии кризиса;
- Дети, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах;
- Законные представители детей, которым требуется поддержка;
- Специалисты в области опеки и охраны прав детей.
Ожидаемыми результатами являются снижение числа отказов от кровных и приемных детей, уменьшение риска эскалации кризисных ситуаций, повышение уровня жизни детей и налаживание взаимодействия между государственными и негосударственными структурами в сфере попечительства и охраны прав несовершеннолетних.
Проект «От отчаяния к надежде» (Профилактика отказов от новорожденных детей) реализуется на базе 16-го Родильного дома при поддержке программы ТАСИС Европейской Комиссии в партнерстве с международной благотворительной организацией «EveryChild». Его цель состоит в создании организационно-содержательных моделей для профилактики раннего сиротства и оказания помощи женщинам (родителям и родственникам) при принятии решения о сохранении материнства. Дополнительное значение имеет создание оптимальных условий для формирования и сохранения жизненного пространства ребенка.
В число задач также входят:
- Сопровождение женщин, испытывающих кризис из-за социальной неготовности к материнству, и профилактика отказов, обусловленных материально-бытовыми и социальными факторами;
- Поддержка в сложных ситуациях, связанных с рождением больного ребенка, ребенка с врожденными аномалиями или ограниченным сроком жизни;
- Координация мероприятий по поиску и подготовке принимающих семей совместно с государственными институтами, включая установление форм совместного воспитания с участием кровной матери и опеки;
- Поддержка семей, уже изменивших решение об отказе, посредством всестороннего сопровождения.
Работа в Родильном доме №16 началась в июле 2003 года, а с января 2004 года специалисты проекта «От отчаяния – к надежде» активно задействованы и в родильном доме №15. Деятельность специалистов включает экстренную психологическую поддержку матерей, находящихся на грани отказа от новорожденного, содействие в сохранении кровной семьи, а также организацию условий для дальнейшего семейного жизнеустройства детей. Важным компонентом является проведение психологической диагностики для оценки личностных особенностей матерей, находящихся в кризисе, и контроля за развитием новорожденных.
Согласно отчету за 2006 год, специалисты проекта имели дело с 250 случаями возникновения кризисных ситуаций в родильных домах, что позволило сохранить 91 семью, а 35 матерей приняли решение о временном отказе от ребенка. Дополнительно были зафиксированы обращения 108 семей, требующих дальнейшего сопровождения.
Показатель | Значение |
---|---|
Общее число случаев | 250 |
Сохраненные семьи | 91 |
Временный отказ | 35 |
Обращения семей | 108 |
Список литературы
Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей Вестник образования, 2004№18 с. 3-4
Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2005
Дети в приемной семье. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. — М.,
Гражданский процессуальный кодекс РФ. Глава
Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2002 г. №
Опека и попечительство. Правовое регулирование. Михеева Л. Ю. — Палеотип, М.,
Положение детей-сирот // Вестник образования, 1999, #8, с.4
Общаться с ребенком. Как? Гиппенрейтер Ю. Б. — М.,
Коростелев С. П. ,Реан А. А. Комплексная социальная и педагого-психологическая программа “Защита детства” Мир Детства, 2002 Январь. С. 2
Повторный брак матери и эмоциональная связь с ребенком. Как помочь ребенку войти в современный мир. Арнаутова Е. П. — М.,
Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред.-сост. В.С.Мухина. - М.: Просвещение,
Вы решили усыновить ребенка. — Дрофа, М.,
Дети улицы. Подростково-молодежные альтернативы СПб., 2000; 2001; часть 1,2
Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., 2002
Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Под. ред. Вороновой Е. А. Отчет о программе “Создание зоны безопасности, свободной от детского труда, в Кировском районе СПб”. СПб., 2003
Как быть родителями (о психологии родительской любви). СпиваковскаяА. С. — М.,
Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника//Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.- М. ,
Михеева Л. Ю. Проблемы систематизации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Защита прав ребенка в современной России. Материалы конференции. М. 2004 с. 115-123
Федеральный закон РФ от 16 апреля 2001 г. №
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.-М.:ACADEMIA,
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №
Семейный кодекс РФ. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
№
СЗ РФ.
Бурлакова Т.Т. Особенности воспитательной системы детского дома/Обеспечение качества подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования.-Тула:ТГПУ,
Ст. 3995
Как строить себя и свою семью. Сатир В. — М.,
Приказы Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ от 25 декабря 1995 г. № 641 и№
Адреса опыта: обобщение и анализ опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по основным направлениям Федеральной программы "Дети-сироты".- М.,
О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью
Помощь трудным детям. Раттер М. — М.,
Детская агрессивность. Чижова С. Ю., Калинина О. В.—Ярославль,
Ребенок из неблагополучной семьи. Буянов М. И. — М.,
Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. №
Повторный брак, дети и родители. Лофас Ж., Сова Д. — СПб,
Социальные и психолого-педагогические проблемы воспитания детей. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Издательство СПбГУ.,
http://www.fostercare.ru
Воспитание и развитие детей в детском доме.- М.,
О Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием.
Преступления против семьи и несовершеннолетних
Психологическая защита у детей. Никольская И. М., Грановская Р. М. — СПб,
О Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Родители и дети. Джайнотт Х. Дж. — М.,
Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. & М.,
Уголовный кодекс РФ. Глава
Правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей.
Хотите усыновить ребенка? Андреева Ю. — Питер, СПб, 2004
О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями.
Вопросы статистики 2003№3 с.3
Генетическая наследственность. Сборник статей. Изд. НО БФ «Приют Детства». — М.,
Усыновление (удочерение) детей
Программа подготовки приемных родителей // Вестник образования, 1999, #8, с.