Каталог Музыка: Исследование и анализ Работа над артикуляции в классе Академического вокала

Работа над артикуляции в классе Академического вокала

визуальное моделирование артикуляция вокальная педагогика невербальная коммуникация образовательные технологии
Заказать готовую работу
📄 85 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности исследования
  2. Формулировка цели и задач
  3. Определение объекта и предмета исследования
  4. Описание применяемых методов

Глава 1. Концептуальные основы формирования артикуляционного процесса у студентов-вокалистов

  1. 1.1. Педагогико-методологический контекст профессиональной подготовки (вокальная артикуляция)
  2. 1.2. Сущность и структура "вокальной артикуляции"
  3. 1.3. Особенности развития артикуляционного механизма в классе академического вокала

Глава 2. Методы диагностики и коррекции артикуляции в системе подготовки студентов-вокалистов

  1. 2.1. Аналитические подходы к диагностике состояния "вокальной артикуляции"
  2. 2.2. Апробация методики развития артикуляционного процесса
  3. 2.3. Интерпретация опытно-экспериментальных данных и практическая апробация

Заключение

  1. Выводы по результатам исследования
  2. Рекомендации для профессиональной практики

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Метод визуального моделирования в образовательном процессе выступает инновационным инструментом формирования артикуляции в коммуникации «учитель–ученик», где визуальные образы и жесты целенаправленно активизируют ключевые сегменты артикуляционного аппарата, способствуя корректировке звукообразования и улучшению вокальной техники. Преобразование традиционного аудиально-вербального пространства посредством замены слова на жест демонстрирует существенное обновление подходов в формировании профессиональной вокальной педагогики и выводит её в сферу невербального взаимодействия.

Научное обоснование данного метода состоит в интеграции визуальных образов-жестов в систему традиционных методик «подражания», что обеспечивает системность принципов и обогащение педагогического арсенала. В результате анализа процесса формирования артикуляции посредством визуального моделирования в академическом вокале выделяются следующие уровни:

  1. Уровень наглядного восприятия и осознанного запоминания техники работы артикуляционного аппарата, где визуальные стимулы играют решающую роль;
  2. Практический уровень, реализующий применение теоретических знаний и методов вокализации через образные жестовые конструкции;
  3. Уровень творческой реализации, учитывающий физиологические, технические и психологические особенности студентов, что способствует комплексному усвоению материала.

Основным средством визуализации на занятиях остаётся жест, который передаёт характер технологической задачи и служит инструментом создания разнообразных комбинаций для описания механизмов работы голосового аппарата. В теоретических исследованиях языковых систем язык жестов воспринимается как знаковая система, предназначенная для коммуникации и познания, где различие между строго формализованными (например, язык формул или язык программирования) и частично формализованными системами (разговорный язык, искусство мимики и жестов) подчёркивает важность визуализированной информации в образовательном контексте. Такое осмысленное восприятие становится основой организации учебной деятельности, направленной на совершенствование дикции, а динамическая структура голосового аппарата, включающая язык, заднюю стенку глотки, нёбо и трахею, позволяет гибко адаптироваться к требованиям вокализации.

Список литературы

– 622 с.

Емельянов В.В. Фонопедическое формирование звукообразования/ В. Емельянов. - Новосибирск: наука,

Шишова С. Некоторые актуальные проблемы вокального исполнительства и их взаимосвязь с учебно-педагогической практикой вузов/ С. Шишова // Вокальное образование начала XXI в. – М.: МГУКИ,

– М.,

– С. 68-

с.

– 240с.

Асафьев Б. В. Речевая интонация / Б. В. Асафьев. – СПб.: Музыка,

– М.,

Сонки С. М. Как преподают пение? / С. М. Сонки // Жизнь искусства.– М.,

– М.: Изд-во МГУКИ,

– М.,

– С. 11-

– 258с

Морозов В. П. Музыка как средство невербального психологического воздействия на человека/ В. П. Морозов // Труды института психологии РАН. – Вып.

– С. 201-

– С. 18-

Ефимова Н.И. Теория музыкального содержания для вокалистов: дидактический аспект / Н. И. Ефимова //Вокальное образование XXI века. Сборник научных статей МГУКИ. – Вып.

– Вып.

Додонов A.M. Современное преподавание пения / А. М. Додонов. –. М.: Юргенсон,

– 336 с.

– Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.,

– 114 с.

. – С. 187-

– 476 с.

– 239 с.

– 192 с.

Чаплин B. Л. Физиологические основы формования певческого голоса в аспекте регистровой приспособляемости / В. Л. Чаплин. – М.,

- 156 с.

– 39с.

Алиев Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания / Ю. Б. Алиев //Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж,

– М.,

– 168 с.

Скребков С. Развитие слуха студентов-вокалистов / С. Скребков // Советская музыка. –

– 187 с.

Яковенко С. Б. Актуальные проблемы исполнения современной вокальной музыки / С. Б. Яковенко. – М.,

– С.226-

– 181 с.

Черников Л. А. Рояль и голоса великих / Л. А. Черников. – М. : Отдельное издание,

Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио с фортепиано / М. И. Глинка. – М.: Музгиз,

– С. 28-

– 57 с.

Терентьева Н. А. Программа по музыке «Музыкально-эстетическое воспитание» / Н. А. Терентьева. – М.: Просвещение,

– 53 с.

Жижина М.В. Формирование исполнительского внимания студентов-музыкантов / М. В. Жижина. – Саратов.

Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / В. К. Тевлина // Музыкальное воспитание в школе. – Вып.

Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащегося / А. Готсдинер // Вопросы музыкальной педагогики. – Вып.

– С. 95-

Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. – М.: ОГИЗ-Музгиз,

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – Краснодар: Лань,

Голдобина Е. Г., Азарова Т. А. Музыка и развитие личности ребенка / Е. Г. Голдобина // Образование и воспитание.–

Школа пения: постановка голоса – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcantomobile.ru/school.php (Дата обращения:

Назаренко И.К. Искусство пения / И. К. Назаренко. – М. : Музыка,

– 102 с.

Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах / С. О. Гладкая // Музыкальное воспитание в школе. – Вып.

– М.: Музыка,

–С. 79-

Менабени А. Г.Методика обучения сольному пению/ А. Г. Менабени. –М.: Сфера,

– 150 с.

–160с.

Юдин С. П. Формирование голоса певца / С. П. Юдин. – М.: Музгиз,

Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л. А. Венгрус. – СПб. : Музыка,

Ярославцева Л. К. Зарубежные вокальные школы / Л. К. Ярославцева. – М.: ИНФРА-М,

Сухомлинский В. А. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3 Т. – Т.

– 125 с.

Кравченко A.M. Секреты бельканто / А. М. Кравченко. – М.: Софт Эрго,

– 220 с.

Станиславский К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К. С. Станиславский. – Москва : Искусство,

Блох O.A. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся музыкантов. Дис. д-ра пед. наук :

– С. 196-

– М.: ГМПИ им. Гнесиных,

Петров А.П. Основные методы и принципы вокального обучения / А. П. Петров //Вокальное образование начала XXI века.– М.: МГУКИ,

– 180 с.

Прянишников И. П. Советы обучающимся пению / И. П. Пряшников. – М.: Музгиз,

Сборник докладов, прочитанных членами секций на первой всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов. – М: МузГиз,

Барсова Л. Итальянец в России / Л. Барсова // Нева. – СПб,

– С.

Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Просвещение,

Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – М. : «Прометей» МГПУ им. Ленина,

Сонки С. М. Как преподают пение? / С. М. Сонки // Жизнь искусства.– М.,

– 367 с.

– 192 с.

– М.: Педагогика,

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ржевкин С. Некоторые результаты анализа певческого голоса / С. Ржевкин // Акустический журнал. – Т.

Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики / В. А. Багадуров. – М.: Сфера,

– 378 с.

– 675 с.

–112 с.

– 220 с.

Дмитриев Л. Основы вокальной методики: учебник для студентов вузов / Л. Дмитриев. – М.: Клевер,

– №

– С. 8-

– 130 с.

Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М. П. Блинова. – СПб.:

– 268 с.

– 625 с.

Федор Иванович Шаляпин : сборник / сост. Е. Грошева. – М.: Искусство,

– 289 с.

– Т.

– 768 с.

– 175с.

– 196 с.

Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. – М. : Наука,

Либерман Е. Творческое отношение к авторскому тексту как педагогическая проблема / Е. Либерман // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: сб. трудов. – Вып.

– С.

Сладкопевец Р. Принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе изучения Bell canto / Р. Сладкопевец // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. –

Шарма Е. Ю. С. М. Сонки в истории русского вокального искусства / Е. Ю. Шарма. – Р/н-Дону,

– №

Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика,

Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям / Ф. Ламперти. – М.: Планета музыки,

– 57 с.

– 144 с.

- С. 32-

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика,

Лаврова Е.В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – М.: Академия,

Яковлева А.С. Вопросы развития вокального мастерства педагогики профессора Г.И. Тица / А. С. Яковлева // Проблемы воспитания музыкантов-исполнителей. М.:МГК,

– №

– № 1 (

Андгуладзе Н.Д. Homo cantor: Очерки вокального искусства / Н. Д. Андгуладзе. – М.: Аграф,

Вопросы и ответы

Что представляет собой теоретико-методологическая база формирования артикуляции у студентов-вокалистов?
Теоретико-методологическая база формирования артикуляции у студентов-вокалистов представляет собой совокупность принципов и концепций, которые определяют системность и направленность формирования артикуляционных навыков. Эта база включает в себя анализ теоретических основ профессиональной подготовки и методологических подходов, обеспечивая целостное восприятие процессов развития артикуляции.
Что понимается под вокальной артикуляцией в контексте профессиональной подготовки вокалистов?
Вокальная артикуляция определяется как система процессов и техник, направленных на развитие речевых и музыкальных аспектов артикуляционной деятельности. Данный термин охватывает как физиологические, так и методические компоненты, что позволяет обеспечить точное и выразительное исполнение вокальных произведений.
Какие особенности развития артикуляции в классе академического вокала характеризуют студентов-вокалистов?
Особенности развития артикуляции в классе академического вокала проявляются в специфике обучения, ориентированной на специализированное развитие артикуляционных навыков. Этот процесс учитывает индивидуальные функциональные особенности студентов, а также методические приемы, способствующие оптимизации артикуляционной подготовки в условиях академического обучения.
Как определяется методика развития вокальной артикуляции у студентов-вокалистов?
Методика развития вокальной артикуляции у студентов-вокалистов определяется как систематизированная совокупность методов и приемов, направленных на совершенствование артикуляционных навыков в академическом классе. Данная методика интегрирует теоретические знания с практической деятельностью, что позволяет обеспечить целенаправленное совершенствование артикуляционного аппарата.
Какова роль диагностики состояния артикуляции в процессе профессиональной подготовки вокалистов?
Диагностика состояния артикуляции в профессиональной подготовке вокалистов является важным инструментом, обеспечивающим объективную оценку уровня формирования артикуляционных навыков. Этот процесс позволяет выявить функциональные особенности и определить коррекционные меры, способствующие эффективному развитию артикуляционного аппарата.
Что представляет собой апробация методики развития вокальной артикуляции и какова её значимость?
Апробация методики развития вокальной артикуляции представляет собой практическое тестирование разработанных методов в реальных условиях академического класса. Данный этап имеет высокую значимость, поскольку подтверждает эффективность методических подходов и позволяет корректировать стратегию подготовки на основании полученных эмпирических данных.
Какие результаты достигаются при анализе и обобщении опытно-экспериментальной работы по артикуляции?
Анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы по артикуляции приводят к формированию комплексных выводов о значимости применяемых методических приемов. Этот процесс позволяет систематизировать эмпирические данные, выявить тенденции в развитии артикуляционных навыков и разработать рекомендации для оптимизации профессиональной подготовки.
Какова общая структура профессиональной подготовки вокалистов с учётом аспектов артикуляции?
Общая структура профессиональной подготовки вокалистов включает интеграцию теоретико-методологической базы, направленной на формирование артикуляционных навыков, и специализированных методов практического развития в академическом классе. Такая структура обеспечивает гармоничное сочетание теоретических знаний и практических умений, что способствует всестороннему развитию артикуляционного аппарата.