Работа над артикуляции в классе Академического вокала
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности исследования
- Формулировка цели и задач
- Определение объекта и предмета исследования
- Описание применяемых методов
Глава 1. Концептуальные основы формирования артикуляционного процесса у студентов-вокалистов
- 1.1. Педагогико-методологический контекст профессиональной подготовки (вокальная артикуляция)
- 1.2. Сущность и структура "вокальной артикуляции"
- 1.3. Особенности развития артикуляционного механизма в классе академического вокала
Глава 2. Методы диагностики и коррекции артикуляции в системе подготовки студентов-вокалистов
- 2.1. Аналитические подходы к диагностике состояния "вокальной артикуляции"
- 2.2. Апробация методики развития артикуляционного процесса
- 2.3. Интерпретация опытно-экспериментальных данных и практическая апробация
Заключение
- Выводы по результатам исследования
- Рекомендации для профессиональной практики
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Метод визуального моделирования в образовательном процессе выступает инновационным инструментом формирования артикуляции в коммуникации «учитель–ученик», где визуальные образы и жесты целенаправленно активизируют ключевые сегменты артикуляционного аппарата, способствуя корректировке звукообразования и улучшению вокальной техники. Преобразование традиционного аудиально-вербального пространства посредством замены слова на жест демонстрирует существенное обновление подходов в формировании профессиональной вокальной педагогики и выводит её в сферу невербального взаимодействия.
Научное обоснование данного метода состоит в интеграции визуальных образов-жестов в систему традиционных методик «подражания», что обеспечивает системность принципов и обогащение педагогического арсенала. В результате анализа процесса формирования артикуляции посредством визуального моделирования в академическом вокале выделяются следующие уровни:
- Уровень наглядного восприятия и осознанного запоминания техники работы артикуляционного аппарата, где визуальные стимулы играют решающую роль;
- Практический уровень, реализующий применение теоретических знаний и методов вокализации через образные жестовые конструкции;
- Уровень творческой реализации, учитывающий физиологические, технические и психологические особенности студентов, что способствует комплексному усвоению материала.
Основным средством визуализации на занятиях остаётся жест, который передаёт характер технологической задачи и служит инструментом создания разнообразных комбинаций для описания механизмов работы голосового аппарата. В теоретических исследованиях языковых систем язык жестов воспринимается как знаковая система, предназначенная для коммуникации и познания, где различие между строго формализованными (например, язык формул или язык программирования) и частично формализованными системами (разговорный язык, искусство мимики и жестов) подчёркивает важность визуализированной информации в образовательном контексте. Такое осмысленное восприятие становится основой организации учебной деятельности, направленной на совершенствование дикции, а динамическая структура голосового аппарата, включающая язык, заднюю стенку глотки, нёбо и трахею, позволяет гибко адаптироваться к требованиям вокализации.
Список литературы
– 622 с.
Емельянов В.В. Фонопедическое формирование звукообразования/ В. Емельянов. - Новосибирск: наука,
Шишова С. Некоторые актуальные проблемы вокального исполнительства и их взаимосвязь с учебно-педагогической практикой вузов/ С. Шишова // Вокальное образование начала XXI в. – М.: МГУКИ,
– М.,
– С. 68-
с.
– 240с.
Асафьев Б. В. Речевая интонация / Б. В. Асафьев. – СПб.: Музыка,
– М.,
Сонки С. М. Как преподают пение? / С. М. Сонки // Жизнь искусства.– М.,
– М.: Изд-во МГУКИ,
– М.,
– С. 11-
– 258с
Морозов В. П. Музыка как средство невербального психологического воздействия на человека/ В. П. Морозов // Труды института психологии РАН. – Вып.
– С. 201-
– С. 18-
Ефимова Н.И. Теория музыкального содержания для вокалистов: дидактический аспект / Н. И. Ефимова //Вокальное образование XXI века. Сборник научных статей МГУКИ. – Вып.
– Вып.
Додонов A.M. Современное преподавание пения / А. М. Додонов. –. М.: Юргенсон,
– 336 с.
– Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.,
– 114 с.
. – С. 187-
– 476 с.
– 239 с.
– 192 с.
Чаплин B. Л. Физиологические основы формования певческого голоса в аспекте регистровой приспособляемости / В. Л. Чаплин. – М.,
- 156 с.
– 39с.
Алиев Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания / Ю. Б. Алиев //Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж,
– М.,
– 168 с.
Скребков С. Развитие слуха студентов-вокалистов / С. Скребков // Советская музыка. –
– 187 с.
Яковенко С. Б. Актуальные проблемы исполнения современной вокальной музыки / С. Б. Яковенко. – М.,
– С.226-
– 181 с.
Черников Л. А. Рояль и голоса великих / Л. А. Черников. – М. : Отдельное издание,
Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио с фортепиано / М. И. Глинка. – М.: Музгиз,
– С. 28-
– 57 с.
Терентьева Н. А. Программа по музыке «Музыкально-эстетическое воспитание» / Н. А. Терентьева. – М.: Просвещение,
–
– 53 с.
Жижина М.В. Формирование исполнительского внимания студентов-музыкантов / М. В. Жижина. – Саратов.
Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / В. К. Тевлина // Музыкальное воспитание в школе. – Вып.
Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащегося / А. Готсдинер // Вопросы музыкальной педагогики. – Вып.
– С. 95-
Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. – М.: ОГИЗ-Музгиз,
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – Краснодар: Лань,
Голдобина Е. Г., Азарова Т. А. Музыка и развитие личности ребенка / Е. Г. Голдобина // Образование и воспитание.–
Школа пения: постановка голоса – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcantomobile.ru/school.php (Дата обращения:
Назаренко И.К. Искусство пения / И. К. Назаренко. – М. : Музыка,
– 102 с.
Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах / С. О. Гладкая // Музыкальное воспитание в школе. – Вып.
– М.: Музыка,
–С. 79-
Менабени А. Г.Методика обучения сольному пению/ А. Г. Менабени. –М.: Сфера,
– 150 с.
–160с.
Юдин С. П. Формирование голоса певца / С. П. Юдин. – М.: Музгиз,
Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л. А. Венгрус. – СПб. : Музыка,
Ярославцева Л. К. Зарубежные вокальные школы / Л. К. Ярославцева. – М.: ИНФРА-М,
Сухомлинский В. А. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3 Т. – Т.
– 125 с.
Кравченко A.M. Секреты бельканто / А. М. Кравченко. – М.: Софт Эрго,
– 220 с.
Станиславский К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К. С. Станиславский. – Москва : Искусство,
Блох O.A. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся музыкантов. Дис. д-ра пед. наук :
– С. 196-
– М.: ГМПИ им. Гнесиных,
Петров А.П. Основные методы и принципы вокального обучения / А. П. Петров //Вокальное образование начала XXI века.– М.: МГУКИ,
– 180 с.
Прянишников И. П. Советы обучающимся пению / И. П. Пряшников. – М.: Музгиз,
Сборник докладов, прочитанных членами секций на первой всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов. – М: МузГиз,
Барсова Л. Итальянец в России / Л. Барсова // Нева. – СПб,
– С.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Просвещение,
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – М. : «Прометей» МГПУ им. Ленина,
Сонки С. М. Как преподают пение? / С. М. Сонки // Жизнь искусства.– М.,
– 367 с.
– 192 с.
– М.: Педагогика,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ржевкин С. Некоторые результаты анализа певческого голоса / С. Ржевкин // Акустический журнал. – Т.
Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики / В. А. Багадуров. – М.: Сфера,
– 378 с.
– 675 с.
–112 с.
– 220 с.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики: учебник для студентов вузов / Л. Дмитриев. – М.: Клевер,
– №
– С. 8-
– 130 с.
Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М. П. Блинова. – СПб.:
– 268 с.
– 625 с.
Федор Иванович Шаляпин : сборник / сост. Е. Грошева. – М.: Искусство,
– 289 с.
– Т.
– 768 с.
– 175с.
– 196 с.
Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. – М. : Наука,
Либерман Е. Творческое отношение к авторскому тексту как педагогическая проблема / Е. Либерман // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: сб. трудов. – Вып.
– С.
Сладкопевец Р. Принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе изучения Bell canto / Р. Сладкопевец // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. –
Шарма Е. Ю. С. М. Сонки в истории русского вокального искусства / Е. Ю. Шарма. – Р/н-Дону,
– №
Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика,
Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям / Ф. Ламперти. – М.: Планета музыки,
– 57 с.
– 144 с.
- С. 32-
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика,
Лаврова Е.В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – М.: Академия,
Яковлева А.С. Вопросы развития вокального мастерства педагогики профессора Г.И. Тица / А. С. Яковлева // Проблемы воспитания музыкантов-исполнителей. М.:МГК,
– №
– № 1 (
Андгуладзе Н.Д. Homo cantor: Очерки вокального искусства / Н. Д. Андгуладзе. – М.: Аграф,