Каталог Музыка: Исследование и анализ Развитие интереса младших школьников к хоровым занятиям в условии внеклассной работы

Развитие интереса младших школьников к хоровым занятиям в условии внеклассной работы

музыка творчество педагогика вокал импровизация
Заказать готовую работу
📄 71 страница страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

  1. Введение
    1. Актуальность исследования
    2. Цель, задачи и объект исследования
    3. Предмет исследования, методы и методики
  2. Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования "интереса" младших школьников к "хоровым занятиям" в условиях внеклассной работы
    1. Понятие «интерес»: анализ трактовок в философской, психологической, педагогической и методической литературе
    2. Психофизиологическая готовность и особенности детей 7–10 лет в контексте хорового мастерства
    3. Педагог в роли наставника: формирование мотивационного климата для хоровых занятий
  3. Глава 2. Эмпирическое исследование формирования "интереса" через экспериментальные методики в условиях внеклассной работы
    1. Констатирующий эксперимент и контрольные процедуры в мониторинге активности
    2. Поисковый эксперимент: диагностика индивидуальных вариантов вовлеченности
    3. Формирующий эксперимент: стратегии активизации творческого потенциала
  4. Заключение
  5. Список литературы

Современные исследования внеклассных хоровых занятий демонстрируют, что активное взаимодействие посредством пения и творческой деятельности существенно превосходит методы, основанные на разговорном изложении образных смыслов регистров, что традиционно применялось на уроках музыки.

В рамках педагогической практики предлагается игра «Придумай себе музыкальное имя», целью которой является не только воспитание слуховых навыков, включая установку на абсолютный слух, но и развитие творческой индивидуальности учащихся посредством личностно ориентированной деятельности. Педагог исполняет свое музыкальное приветствие и предлагает учащимся самостоятельно выбрать ноту из первой октавы, на которой они будут произносить свое имя с вариативным ритмическим рисунком. Практическая реализация данной схемы способствовала раскрепощению детей, развитию интонационного мастерства и усвоению взаимосвязи между услышанным и обозначаемым музыкальным звучанием.

Следующей формой творческого взаимодействия является игра «Сыграем в веселый оркестр». Ее целью выступает развитие навыков инструментальной импровизации и обогащение творческого потенциала учеников. В ходе исполнения музыкального произведения педагог раздает учащимся шумовые музыкальные инструменты, такие как:

  1. «бубен» – для ритмического сопровождения,
  2. «металлофон» – для гармонического дополнения,
  3. «треугольник» – для акцентирования динамики,
  4. «колокольчики» – для создания звуковых эффектов,
  5. «маракасы» – для ритмичной поддержки.
В результате дети, под руководством педагога, экспериментировали с ритмом и динамикой, что способствовало более глубокому восприятию характера музыкального произведения, а также подтверждало значимость коллективного творчества.

В процессе реализации игры «Что бы нам такое спеть?» педагог демонстрирует нерешительность в выборе репертуара, становясь инициатором для личностной творческой инициативы учеников. Один из учащихся приглашается для загадки, посредством которой он демонстрирует элемент репертуара через напев, изображение персонажа или даже короткий рассказ. Данная методика, подтвержденная экспериментальными наблюдениями, демонстрировала высокую эффективность, однако при ее частом использовании наблюдалось снижение интереса, что позволяет рекомендовать применение этой игры эпизодически.

Заключительным элементом является игра-распевка «Изучаем алфавит», направленная на формирование представления о певческих звках и поиск нестандартных творческих решений в заданных условиях. Педагог предлагает экспериментальное исполнение распевки на альтернативных гласных, к примеру, вместо традиционного «а» использовать букву «к», после чего проводится анализ удобства и выразительности такого пения. Этот подход способствует не только развитию слуховой и вокальной компетенции, но и стимулирует аналитические способности учащихся в области музыкальной импровизации.

Список литературы

Философский энциклопедический словарь. Ред.-сост. Е.Ф. Губский. - М: Ин-фра-М,

Наринская, Н.Б. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы. Автореф. канд. дис. – М.,

Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений - М.: Академия,

Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: ВЛАДОС,

Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,

Формирование эстетической культуры младших школьников: Из опыта работы. Изд. 2-е / Н. С. Витковская, А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. - Киев: Рад. шк.,

- №

Краснощеков, В.И. Вопросы хороведения. – М.: «Музыка»,

Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение,

Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.

Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,

Тарасова, М. Интегрированный подход к уроку музыки / Искусство в школе. –

Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство,

Алиев, Ю.Б., Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки и хорового класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов. - М.: Академия,

Вендрова, Т., Критская, Е. Уроки Д. Кабалевского / Искусство в школе. –

Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Политиздат,

– С. 19-

Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание во внеклассное время (в школе) / Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение». – М.:Педагогика,

Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя. Под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение,

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз,

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: «Союз»,

- М.: Советский композитор,

Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве. – Л: Музыка

Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений - М.: Школа-пресс,

Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления. – М.: Педагогика,

Матюшкин, А.С. Мышление. Обучение. Творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института,

Казачков, С.А. От урока к концерту. – Казань: Издательство Казанского университета,

Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянска школа,

— №

С.

Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. – М.: «Владос»,

Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. 2-е изд. :М.: Бином,

- №

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР,

Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. Часть

Торопова, А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развития. Автореф. канд. дис. – М.,

Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. М.: Изд0во Академии педагогический наук РСФСР,

Кабалевский, Д.Б. Избранные статьи о музыке. – М.: Советский композитор,

- М.: Советский композитор,

Струве, Г.А. Школьный хор. М.: Музыка,

Лейтесс, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : Избр. Тр. - М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,

Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН,

Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. В 2-х вып. Вып.

Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение,

Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. В 2-х вып. Вып.

Мусин, И.А. Техника дирижирования. 2-е изд., доп. – Спб.: просветительско-издательский центр «ДЕАН-АНДИА-М», фонд им. Пушкина,

— С. 13—

Щербаков, А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя / Вопросы психологии.—

Багадуров, В. Очерки по истории вокальной педагогики. - М.: Музгиз,

Проблема возраста. – М.: Педагогика,

– М.: Владос,

Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей,

Чесноков, П.Г. Хор и управление им. 3-е изд. – М.: «Музыка»,

Самарин, В. Хороведение. – М.: «Музыка,

Вопросы и ответы

Какие компоненты включает теоретическая часть, посвящённая формированию интереса младших школьников к хоровым занятиям?
Теоретическая часть охватывает анализ содержательного определения понятия «интерес», исследование психолого- физиологических особенностей детей в возрасте от 7 до 10 лет, а также анализ педагогической роли в мотивации и развитии интереса к хоровым занятиям. Этот раздел устанавливает методологическую основу для дальнейшей экспериментальной работы.
Что подразумевается под понятием «интерес» в междисциплинарном анализе содержания и сущности данного явления?
Понятие «интерес» определяется как многоаспектное явление, включающее философские, психологические, педагогические и методические компоненты. Это определение подчёркивает сложность мотивационных процессов, формирующих активное и устойчивое желание заниматься хоровыми занятиями у младших школьников.
Как психолого- физиологические особенности детей в возрасте от 7 до 10 лет влияют на формирование их интереса к хоровым занятиям?
Психолого- физиологические особенности детей в указанном возрастном диапазоне предусматривают высокую восприимчивость к эмоциональной и моторной активности, что способствует активному формированию интереса к хоровым занятиям. Эти особенности диктуют необходимость создания методических подходов, соответствующих возрастным возможностям и психологическим особенностям учащихся.
Какова роль педагога в процессе развития интереса младших школьников к участию в хоровых занятиях?
Педагог выступает в качестве ключевого фактора, направляющего и мотивирующего учеников, а также формирующего их творческую активность. Осуществляя контроль и поддержку, педагог способствует выработке устойчивого интереса к хоровым занятиям, что отражается в методической работе и практических мероприятиях.
Какие экспериментальные подходы применяются для проверки эффективности методик формирования интереса к хоровым занятиям?
Для проверки эффективности методик используются констатирующий, контрольный, поисковый и формирующий эксперименты. Каждый из подходов позволяет оценить различные аспекты воздействия разработанных методик, обеспечивая комплексное исследование динамики формирования интереса у младших школьников.