Влияние эмпатийности на межличностные отношения младших школьников
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………7Глава 1. Теоретические установки исследования межличностных отношений в младшем школьном возрасте
- Психологические особенности младшего школьного возраста …………………………9
- Развитие межличностных связей: взаимодействие со "сверстниками" и взрослыми ……17
- Методология исследования межличностных отношений младших школьников ……………26
- "Эмпатия как основа межличностных отношений младших школьников" …………………30
Глава 2. Эмпирический анализ социального уровня развития межличностных отношений на начальном этапе обучения
- Диагностика особенностей взаимодействия детей на различных этапах младшего школьного возраста …38
- Анализ межличностных отношений детей младшего школьного возраста …………………45
- Индивидуальные типы отношения к "сверстнику" в младшем школьном возрасте ……………53
Различные шкалы эмпатии были разработаны на основе разнообразных теоретических подходов к этому феномену. Так, классические инструменты измерения эмпатии у детей, предложенные, среди прочих, Брайантом (1982) и Мехрабианом с Эпштейном (1972), ориентированы преимущественно на эмоциональные аспекты, в то время как шкала Хогана (1969) фокусируется на когнитивных элементах, что вызвало неоднозначную оценку в научном сообществе.
В соответствии с современными представлениями социальной психологии развития эмпатия рассматривается как многоаспектная конструкция, включающая осознание внутреннего состояния как самого себя, так и окружающих, а также механизмы регуляции эмоций. В этой связи Дэвис (1983) предложил многомерную трактовку эмпатии, представив Индекс межличностной реактивности (IRI), состоящий из когнитивных компонентов (таких как перспектива и фантазия) и эмоциональных элементов (эмпатическая забота и личные переживания, выражающие дискомфорт и тревогу при наблюдении негативных событий в жизнях других людей).
Анализ эмпатии показывает, что наблюдаемая активность мозга коррелирует с четырьмя субъективно ощущаемыми компонентами:
- Аффективное разделение или эмоциональное заражение, характеризующееся автоматическими реакциями на эмоциональное состояние другого человека.
- Самосознание, подразумевающее способность различать личный опыт и чувства другого, что является ключевым для адекватной эмоциональной дифференциации.
- Перспектива, представляющая собой процесс когнитивного принятия точки зрения другого для лучшего понимания его эмоционального состояния.
- Регуляция эмоций, определяемая как способность корректировать эмоциональное воздействие, вызванное восприятием чувств другого, без чрезмерной эмоциональной перегрузки.
При этом исследовательские методики эмпатии сталкиваются с существенными ограничениями. Результаты наблюдений зависят от квалификации исследователя и используемой кодификационной системы, что требует значительных временных затрат и снижает возможность применения метода в исследованиях с большими когортами или в продольных исследованиях. Кроме того, психометрические свойства данных мер часто подтверждаются лишь в рамках конкретных исследований, что затрудняет стандартизацию и последующее сопоставление результатов различных работ.
Также отмечается, что методы гетерооценки эмпатии у детей становятся все более востребованными, поскольку детские саморепорты зачастую являются более надежными, чем отчеты взрослых, учитывая изменчивость поведения детей в присутствии родителей или учителей и их способность демонстрировать поведение в различных ситуациях.
Для проверки выдвинутых гипотез относительно особенностей межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста было спланировано экспериментальное исследование, направленное на выявление специфики развития этих отношений.
Список литературы
Бехтерев В.М. Объективная психология. - М: Наука,
Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. — М.: Правда,
- 20 с.
-С. 100-
Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для пединститутов / Под ред. A.B. Петровского. - М.: Просвещение,
— С.32-
- С. 55-
-500 с.
Киричко Н. Шацкий и зарубежная педагогика // С.Т. Шацкий, 1878 -
Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2014 — 20 с.
Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. -М.: ВЛАДОС,
— 285 с.
— 654 с.
- 162 с.
Егоров С.Ф. Проблема активности и самостоятельности учащихся в русской дидактике начала XX века (до 1917 г.) // Советская педагогика. -
Кашкарова Н.В. Цикл творческих проектов // Классный руководитель. -
Землянская Е.Н, Чугреева М.К. Родители — лишь консультанты и помощники// Учитель. —
— С. 10-
- №
Гамезо, М. В.Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. - М.: Пед. общество России,
-160 с.
Эльконин, Д.Б.Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Психология"/Д.Б. Эльконин. - М.: Академия,
- 432 с.
-№
Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.// http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/mezhlichnostnye-otnoshenija
Безукладников К.Э. Самостоятельная работа учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.,
Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М: Просвещение,
Афиногенов A.M., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников. — М.: МИОО, 2011, — 85 с.
Жуковский И. В. Проект - гарант совместных действий // Учитель. —
-239 с.
Дин P. How to be a good presenter: Материалы ежегодной летней конференции издательского дома «Пирсон Эдюкейшн»: Доклады и выступления. М.: Пирсон,
— С. 38-
Белоцерковская Н.В. Развитие самостоятельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речи (при углубленном обучении английскому языку): Дисс.канд. пед. наук. — Якутск,
— 460 с.
Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня и завтра: Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта для первого звена школы. - М.: Вентана-граф,
Кулагина, И.Ю.Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. Заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Юрайт,
Землянская E.H., Чугреева М.К. Новые педагогические технологии в профессиональной подготовке учителя / Труды всероссийской научно- практической конференции «Профессиональная подготовка учительства: история, теория и практика». Пенза,
— 16 с.
- М.,
- 144 с.
— 195с.
Психология подростка: учеб. / под ред. А. А. Реана . - СПб. Прайм-Еврознак,
— С. 37 -
- №
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. A.A. Бодалева. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2012-384 с.
Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М.: Учпедгиз,
Килпатрик У.-Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. JL: Брокгауз-Эфрон,
— С. 64-
- №
— 544 с.
Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс,
— с. 163-
— 20 с.
- №
- 288 с.
Зимняя И.А. Компетентностная парадигма результатов современного образования: Доклад на президиуме РАО
Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения. / Р Вердербер, К. Вердербер - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК,
Выготский JT.C. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН,
Землянская E.H. Чугреева М.К. Учебные проекты младших школьников: Роль родителей // Начальное образование. —
Беспалъко В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика,
Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М,
Евдокимова ЕС. От проектной культуры учреждения к проектной культуре ребенка // Модернизация управления образовательным учреждением: Методическое пособие / Под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. — М.: АПКиПРО,
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика,
- 240 с.
Парыгин, Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов/ Б. Д. Парыгин. - Спб.: СпбГУП, 2003 . – с. 381
- №
Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр.-пед. Техникумов. - М.: Высш. Шк.,
— 704 с.
- 735 с.
Добролюбов H.A. Избранные педагогические произведению М.: Изд-во АПН РСФСР,
— 185 с.
- 128 с.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг; под общ. ред. E.H. Медынского. - М.: Учпедгиз,
Землянская E.H. Управление начальной школой. М.: Педагогический поиск,
- С. 30-
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - 3-е изд., испр. и доп. -М.: ЧеРо,
- №
– с.
Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе // Начальная школа. —
- №
Барамзина С.А. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киров,
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд. - М.: Академический проект,
-С. 73-
– с. 266
— С. 31-34:
— 299 с.
Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. —
— 28 с.
Загороднюк В.П. Грамотно оформлять документацию к школьным проектам // Школа и производство. —
- 240 с.
Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. —
Рогов Е.И. Психология общения. / Е. И. Рогов - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001- 336 с
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР,
– с. 23
Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. /М. Кле. - М.: Педагогика,
Землянская E.H. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. -
Землянская. E.H. Учебные проекты в экономической подготовке школьников // Народное образование. —
- с. 215
-С. 60-
Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи, 2004 г. – с. 59
-85 с.
- №
-С. 86-
- №
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. —
— 480 с.
- №12 — С.9-
- №
Капитонова Т.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Саратов,
Дьяченко В.К. Технология разноуровнего обучения при переходе к коллективному способу обучения // Начальная школа. -
- №
Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психологии. —
— 285 с.
-№
Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность учителя: Учебное пособие под общ. ред. П.Б. Бондарева — Краснодар: Изд-во Гимназии № 71,
— С. 5-
– с. 181
– с. 78
— 374 с.
- 284 с.