Каталог Психология: исследование и практика Специфика общения со сверстниками в разных возрастных группах

Специфика общения со сверстниками в разных возрастных группах

межличностные отношения детская психология групповая деятельность школьное общение
Заказать готовую работу
📄 73 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ
    1. Обоснование актуальности проблемы исследования
    2. Формулировка цели и задач исследования
    3. Определение объекта, предмета и методического аппарата
  2. Глава 1. Теоретическая база изучения "ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"

    1. "Понятие коммуникативной сферы личности" в современном психолого-педагогическом контексте
    2. "Особенности общения со сверстниками у младших школьников" как отражение возрастных особенностей
    3. "Особенности общения со сверстниками у подростков" с учетом психолого-педагогической специфики
  3. Глава 2. Эмпирический анализ "ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"

    1. "Организация и методологический аппарат исследования" – разработка экспериментальной модели
    2. "Результаты исследования общения со сверстниками у младших школьников и подростков" – сбор и обработка данных
    3. "Сравнительный анализ общения со сверстниками у младших школьников и подростков" – выявление ключевых закономерностей
  4. Глава 3. Практическая реализация и коррекция коммуникативной сферы

    1. Интеграция эмпирических данных в педагогическую практику
    2. "Рекомендации по коррекции коммуникативной сферы младших школьников и подростков" – практические предложения
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  7. ПРИЛОЖЕНИЯ
    1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    2. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    3. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

В рамках образовательной программы, охватывающей 10 занятий, проводимых раз в неделю, организуются групповые встречи, в которых участвуют от 7 до 12 учеников, а каждое занятие продолжается от 1 до 1,5 часа. Методологический подход программы базируется на применении совокупности методов, среди которых выделяются дискуссия, игра, беседа, работа в группах, анализ конкретных ситуаций и психогимнастические упражнения.

Аналитическая часть исследования направлена на всестороннее изучение специфики межличностных отношений среди сверстников, в частности, исследования особенностей коммуникации младших школьников и подростков. С момента интеграции ребенка в школьное сообщество формируются сложные субъективно переживаемые связи, проходящие поэтапное развитие: от знакомства до формирования приятельских, товарищеских и, впоследствии, дружеских отношений. Первичный этап характеризуется резким увеличением значимости сверстников, когда младшие школьники начинают отдавать предпочтение общению с другими детьми по сравнению с взрослыми. Дальнейшая динамика отношений, менее явно выраженная, определяется установлением избирательных привязанностей, что содействует развитию эмоционально насыщенных и устойчивых связей.

Переходный подростковый период демонстрирует высокую эмоциональную возбудимость и нестабильность поведения, что затрудняет саморегуляцию эмоциональных реакций. Исследование коммуникативных характеристик подростков выявило ряд специфических особенностей:

  1. углубленное освоение межличностных отношений на новом, более требовательном уровне;
  2. выраженное стремление к взаимодействию со сверстниками при ограниченном потенциале коммуникативных навыков;
  3. острая реакция на критические замечания со стороны взрослых;
  4. повышенная склонность к конфликтным ситуациям;
  5. акцентуация чувства собственного достоинства;
  6. активное сопротивление требованиям внешней среды, приводящее к возникновению трудностей в установлении контактов.

Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МОУ "Красноярская школа СОШ" с участием 60 испытуемых, равномерно разделенных на две возрастные группы – младшие школьники (9-10 лет) и подростки (12-13 лет). Применение t-критерия Стьюдента показало отсутствие статистически значимых различий между группами по параметрам коммуникативных навыков, организаторских способностей и эмоционального отклика. Результаты свидетельствуют о среднем уровне указанных показателей, что подтверждается выводами ряда отечественных и зарубежных исследований, основное внимание в которых уделяется развитию социальных компетенций в школьном коллективе.

Список литературы

– 1136 с.

Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат,

Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. –

– С. 4 –

– С. 120 –

Батюта, М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князев. – М.: Логос,

Абраменкова, В.В. Развитие гуманных отношений ребёнка и социальная психология детства / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. –

Стецко, А.С. Особенности потребности в общении современного подростка / А.С. Стецко // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. –

Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб: Питер,

Еникеева, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеева. – М.: ТК Велби; Проспект,

Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа / А.С. Арсеньев. – Алматы: Рауан,

Коновалова, О.В. Особенности стиля общения подростка / О.В. Коновалова, Н.А. Жданова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. –

– С. 252 –

Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер,

– 256 с.

Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо,

Колесова, С.В. Повседневные приёмы позитивного воспитания личности / С.В. Колесова // Альманах современной науки и образования. –

Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия,

– С. 146 –

html (

– 258 с.

Галева, Н.А. Формирование организаторских способностей студентов во внеаудиторной деятельности: дис. … канд. пед. наук / Н.А. Галева. – Красноярск,

Щуркова, Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания / Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников. –

– С. 168 –

Нагорнова, А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. –

Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М.Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. Т.

– 158 с.

Общение: виды, структура, функции. – URL: http://ovendij.ru/2011-12-08-13-23-47/99-2011-12-08-13-28-

Джиоева, О.Ф. Основные детерминанты затруднённого общения / О.Ф. Джиоева // Балтийский гуманитарный журнал. –

– 280 с.

Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика,

– С. 95 –

Максименко, Ж.А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности: дис. …канд. психол. наук / Ж.А. Максименко. – М.,

– 144 с.

– 142 с.

Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия,

– С. 3 –

– 576 с.

Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер,

Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. – М.: Просвещение,

– С. 143 –

Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд. – СПб: Питер,

Журавлёва, Л.А. К вопросу о классификации видов общения / Л.А. Журавлёва // Инновационная наука. –

– 544 с.

– Т.

– 384 с.

Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. – СПб: Питер,

– С. 5 –

– С. 201 –

Краева, А.А. Проблема общения как взаимопонимания людей / А.А. Краева // Путь науки. –

– С. 3 –

Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд, Дж. Байярд. – М.: Просвещение,

Драгунова, Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: АПН РСФСР,

– 672 с.

Смирнова, Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. –

Чебучева, Е.В. Когнитивно-стилевые характеристики и общение младшего школьника / Е.В. Чебучева // Вестник психофизиологии. –

– С. 38 –

Иванова, Е.Н. Особенности общения младшего школьника со сверстниками / Е.Н. Иванова // Проблемы развития современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. –

Чёрная, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте / А.В. Чёрная, Е.С. Лукьяненко. – Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования,

№7-

Жолудева, С.В. Кризис подросткового возраста: Проблемы общения с подростками / С.В. Жолудева // Культура. Наука. Интеграция. –

– 928 с.

– С. 103 –

– 456 с.

– 224 с.

– 72 с.

Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Институт общегуманитарных исследований,

– С. 146 –

Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия,

– С. 55 –

Усманова, Г.Н. Общение с младшими школьниками / Г.Н. Усманова // Развитие современного образования: Теория, методика и практика. –

– 319 с.

– С. 5 –

– 398 с.

Гитман, А.В. Воспитательный потенциал конфликтных ситуаций в подростковой среде / А.В. Гитман // Концепт. –

– С. 147 –

– С. 185 –

Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Академия; Смысл,

– С. 27 –

– Т.

– 560 с.

Психолого-педагогические науки. –

Манжилей, А.А. Дружеское общение глазами подростка / А.А. Манжилей, Т.А. Федосеева // Филологическое образование в 21 веке: Проблемы и способы их решения: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. –

– С. 61 –

– 127 с.

– С. 181 –

– 306 с.

Уварова, Л.Н. Развитие личности младшего школьника в процессе общения / Л.Н. Уварова // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. –

Новейший психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

– 200 с.

– 223 с.

– 528 с.

Оклендер, В. Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. – М.: Класс,

– С. 64 –

– 356 с.

– 230 с.

Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК,

Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука,

– С. 144 –

Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчелия. – М.: Педагогика,

Фельдштейн, Д.И. Психология взаимодействия взрослого мира и мира детства / Д.И. Фельдштейн. – М.,

Лукьяненко, В.С. Эффекты влияния гармонизации межличностных отношений со сверстниками на благополучие младших школьников / В.С. Лукьяненко // Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКФУ,

– 288 с.

Божович, Е.Д. Вероятностный характер связи внутри- и межличностной конфликтности подростков / Е.Д. Божович // Психологическая наука и образование. –

Щербинина, О.А. Общение как фактор формирования и развития внутренней позиции личности подростка / О.А. Щербинина, Е.В. Назаренко, А.А. Харькова // Образование и саморазвитие. –

Волынец, Ю.Н. Подростковый конфликт и проблемы его разрешения / Ю.Н. Волынец // Молодой учёный. –

– 368 с.

– С. 26 –

Вопросы и ответы

Какие разделы концептуально структурируют теоретическую часть исследования общения?
Теоретическая часть исследования включает рассмотрение общих аспектов теоретического обоснования общения, а также анализ понятий коммуникативной сферы личности и характеристик взаимодействия сверстников в различных возрастных группах. Такой структурированный подход позволяет систематизировать понятия и выделить специфические особенности общения для младших школьников и подростков.
Какие компоненты включает эмпирическая часть исследования общения со сверстниками?
Эмпирическая часть исследования характеризуется организацией и методологическим обеспечением проведения исследования, представлением результатов эмпирического анализа, проведения сравнительного анализа особенностей общения у младших школьников и подростков, а также формулированием рекомендаций по коррекции коммуникативной сферы. Эти компоненты образуют логически взаимосвязанный комплекс, способствующий получению достоверных данных.
Что представляет собой понятие коммуникативной сферы личности?
Понятие коммуникативной сферы личности определяется как совокупность характеристик и механизмов, посредством которых индивид взаимодействует с окружающей средой, устанавливая и поддерживая различные формы общения. Данное понятие охватывает как внутренние психолого-психофизиологические особенности, так и внешние социальные проявления, влияющие на качество межличностного взаимодействия.
Каковы особенности общения со сверстниками у младших школьников и подростков?
Особенности общения у младших школьников характеризуются более непосредственным и эмотивным взаимодействием, что обусловлено возрастными особенностями когнитивного и эмоционального развития. В свою очередь, подростки демонстрируют повышенную критичность и рефлексивность, что отражается в более сложных формах коммуникации и развитых социальных навыках. Таким образом, каждое возрастное сообщество требует индивидуального подхода в анализе коммуникативных процессов.
Какова роль организационного и методологического аппарата в эмпирическом исследовании общения?
Организационный и методологический аппарат обеспечивает систематизацию исследования, определяя методы сбора и анализа данных, а также устанавливая критерии достоверности полученных результатов. Такой подход позволяет провести структурированный и объективный анализ особенностей общения в различных возрастных группах, что служит основой для формирования дальнейших рекомендаций по коррекции коммуникативной сферы.
Каково значение сравнительного анализа в исследовании общения со сверстниками?
Сравнительный анализ представляет собой метод сопоставления характеристик общения у младших школьников и подростков, что позволяет выявить как общие закономерности, так и специфические отличия в коммуникативном поведении различных возрастных групп. Результаты такого анализа способствуют более точному пониманию динамики развития межличностного взаимодействия и обоснованию практических рекомендаций.
Как структурирована общая модель исследования общения в различных возрастных группах?
Общая модель исследования включает в себя двухэтапный подход: теоретическое обоснование, в котором рассматриваются основные понятия, и эмпирический анализ, состоящий из организации исследования, представления результатов, сравнительного анализа и разработки рекомендаций. Такая структура обеспечивает комплексное изучение коммуникативных процессов, позволяющее выделить ключевые особенности и предложить эффективные пути коррекции.