Специфика общения со сверстниками в разных возрастных группах
Содержание
-
ВВЕДЕНИЕ
- Обоснование актуальности проблемы исследования
- Формулировка цели и задач исследования
- Определение объекта, предмета и методического аппарата
-
Глава 1. Теоретическая база изучения "ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"
- "Понятие коммуникативной сферы личности" в современном психолого-педагогическом контексте
- "Особенности общения со сверстниками у младших школьников" как отражение возрастных особенностей
- "Особенности общения со сверстниками у подростков" с учетом психолого-педагогической специфики
-
Глава 2. Эмпирический анализ "ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"
- "Организация и методологический аппарат исследования" – разработка экспериментальной модели
- "Результаты исследования общения со сверстниками у младших школьников и подростков" – сбор и обработка данных
- "Сравнительный анализ общения со сверстниками у младших школьников и подростков" – выявление ключевых закономерностей
-
Глава 3. Практическая реализация и коррекция коммуникативной сферы
- Интеграция эмпирических данных в педагогическую практику
- "Рекомендации по коррекции коммуникативной сферы младших школьников и подростков" – практические предложения
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
ПРИЛОЖЕНИЯ
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В рамках образовательной программы, охватывающей 10 занятий, проводимых раз в неделю, организуются групповые встречи, в которых участвуют от 7 до 12 учеников, а каждое занятие продолжается от 1 до 1,5 часа. Методологический подход программы базируется на применении совокупности методов, среди которых выделяются дискуссия, игра, беседа, работа в группах, анализ конкретных ситуаций и психогимнастические упражнения.
Аналитическая часть исследования направлена на всестороннее изучение специфики межличностных отношений среди сверстников, в частности, исследования особенностей коммуникации младших школьников и подростков. С момента интеграции ребенка в школьное сообщество формируются сложные субъективно переживаемые связи, проходящие поэтапное развитие: от знакомства до формирования приятельских, товарищеских и, впоследствии, дружеских отношений. Первичный этап характеризуется резким увеличением значимости сверстников, когда младшие школьники начинают отдавать предпочтение общению с другими детьми по сравнению с взрослыми. Дальнейшая динамика отношений, менее явно выраженная, определяется установлением избирательных привязанностей, что содействует развитию эмоционально насыщенных и устойчивых связей.
Переходный подростковый период демонстрирует высокую эмоциональную возбудимость и нестабильность поведения, что затрудняет саморегуляцию эмоциональных реакций. Исследование коммуникативных характеристик подростков выявило ряд специфических особенностей:
- углубленное освоение межличностных отношений на новом, более требовательном уровне;
- выраженное стремление к взаимодействию со сверстниками при ограниченном потенциале коммуникативных навыков;
- острая реакция на критические замечания со стороны взрослых;
- повышенная склонность к конфликтным ситуациям;
- акцентуация чувства собственного достоинства;
- активное сопротивление требованиям внешней среды, приводящее к возникновению трудностей в установлении контактов.
Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МОУ "Красноярская школа СОШ" с участием 60 испытуемых, равномерно разделенных на две возрастные группы – младшие школьники (9-10 лет) и подростки (12-13 лет). Применение t-критерия Стьюдента показало отсутствие статистически значимых различий между группами по параметрам коммуникативных навыков, организаторских способностей и эмоционального отклика. Результаты свидетельствуют о среднем уровне указанных показателей, что подтверждается выводами ряда отечественных и зарубежных исследований, основное внимание в которых уделяется развитию социальных компетенций в школьном коллективе.
Список литературы
– 1136 с.
Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат,
Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. –
– С. 4 –
– С. 120 –
Батюта, М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князев. – М.: Логос,
Абраменкова, В.В. Развитие гуманных отношений ребёнка и социальная психология детства / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. –
Стецко, А.С. Особенности потребности в общении современного подростка / А.С. Стецко // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. –
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб: Питер,
Еникеева, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеева. – М.: ТК Велби; Проспект,
Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа / А.С. Арсеньев. – Алматы: Рауан,
Коновалова, О.В. Особенности стиля общения подростка / О.В. Коновалова, Н.А. Жданова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. –
– С. 252 –
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер,
№
№
– 256 с.
Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо,
Колесова, С.В. Повседневные приёмы позитивного воспитания личности / С.В. Колесова // Альманах современной науки и образования. –
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия,
– С. 146 –
html (
– 258 с.
Галева, Н.А. Формирование организаторских способностей студентов во внеаудиторной деятельности: дис. … канд. пед. наук / Н.А. Галева. – Красноярск,
Щуркова, Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания / Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников. –
– С. 168 –
Нагорнова, А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. –
№
Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М.Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. Т.
– 158 с.
Общение: виды, структура, функции. – URL: http://ovendij.ru/2011-12-08-13-23-47/99-2011-12-08-13-28-
Джиоева, О.Ф. Основные детерминанты затруднённого общения / О.Ф. Джиоева // Балтийский гуманитарный журнал. –
– 280 с.
Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика,
– С. 95 –
Максименко, Ж.А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности: дис. …канд. психол. наук / Ж.А. Максименко. – М.,
– 144 с.
– 142 с.
№
Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия,
– С. 3 –
– 576 с.
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер,
Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. – М.: Просвещение,
– С. 143 –
Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд. – СПб: Питер,
Журавлёва, Л.А. К вопросу о классификации видов общения / Л.А. Журавлёва // Инновационная наука. –
– 544 с.
– Т.
– 384 с.
Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. – СПб: Питер,
– С. 5 –
– С. 201 –
№
Краева, А.А. Проблема общения как взаимопонимания людей / А.А. Краева // Путь науки. –
– С. 3 –
Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд, Дж. Байярд. – М.: Просвещение,
Драгунова, Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: АПН РСФСР,
№
№
– 672 с.
Смирнова, Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. –
Чебучева, Е.В. Когнитивно-стилевые характеристики и общение младшего школьника / Е.В. Чебучева // Вестник психофизиологии. –
№
– С. 38 –
№
Иванова, Е.Н. Особенности общения младшего школьника со сверстниками / Е.Н. Иванова // Проблемы развития современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. –
Чёрная, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте / А.В. Чёрная, Е.С. Лукьяненко. – Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования,
№7-
№
Жолудева, С.В. Кризис подросткового возраста: Проблемы общения с подростками / С.В. Жолудева // Культура. Наука. Интеграция. –
– 928 с.
№
– С. 103 –
– 456 с.
– 224 с.
– 72 с.
Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Институт общегуманитарных исследований,
– С. 146 –
Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия,
– С. 55 –
Усманова, Г.Н. Общение с младшими школьниками / Г.Н. Усманова // Развитие современного образования: Теория, методика и практика. –
– 319 с.
– С. 5 –
– 398 с.
Гитман, А.В. Воспитательный потенциал конфликтных ситуаций в подростковой среде / А.В. Гитман // Концепт. –
– С. 147 –
– С. 185 –
№
Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Академия; Смысл,
– С. 27 –
– Т.
– 560 с.
Психолого-педагогические науки. –
Манжилей, А.А. Дружеское общение глазами подростка / А.А. Манжилей, Т.А. Федосеева // Филологическое образование в 21 веке: Проблемы и способы их решения: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. –
– С. 61 –
– 127 с.
– С. 181 –
– 306 с.
Уварова, Л.Н. Развитие личности младшего школьника в процессе общения / Л.Н. Уварова // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. –
Новейший психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
№
– 200 с.
№
– 223 с.
– 528 с.
Оклендер, В. Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. – М.: Класс,
– С. 64 –
– 356 с.
№
– 230 с.
Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК,
Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука,
№
– С. 144 –
Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчелия. – М.: Педагогика,
Фельдштейн, Д.И. Психология взаимодействия взрослого мира и мира детства / Д.И. Фельдштейн. – М.,
Лукьяненко, В.С. Эффекты влияния гармонизации межличностных отношений со сверстниками на благополучие младших школьников / В.С. Лукьяненко // Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКФУ,
– 288 с.
Божович, Е.Д. Вероятностный характер связи внутри- и межличностной конфликтности подростков / Е.Д. Божович // Психологическая наука и образование. –
Щербинина, О.А. Общение как фактор формирования и развития внутренней позиции личности подростка / О.А. Щербинина, Е.В. Назаренко, А.А. Харькова // Образование и саморазвитие. –
Волынец, Ю.Н. Подростковый конфликт и проблемы его разрешения / Ю.Н. Волынец // Молодой учёный. –
№
– 368 с.
– С. 26 –