Использование приема театрализации в обучении английскому языку (основная школа)
Содержание
-
Введение
- Обоснование актуальности исследования в условиях современной школьной методики
- Формулировка цели и постановка задач исследования
- Определение объекта, предмета и методов исследования
-
Глава 1. Теоретические аспекты обучения английскому языку в "средней школе"
- 1.1 Анализ методологии "способов повышения интереса к изучению английского языка"
- 1.2 Исследование "форм учебной работы на уроке" с позиций педагогической практики
- 1.3 Роль приема "театрализации" в современных образовательных технологиях
- 1.4 Сравнительный анализ "театрализации" и "ролевой игры" в образовательном процессе
- Выводы по главе
-
Глава 2. Практическое применение приема "театрализации" на уроках английского языка
- 2.1 Методическая организация работы с использованием приема "театрализации" в условиях средней школы
- 2.2 Оценка эффективности методических разработок, основанных на приеме "театрализации"
- 2.3 Экспериментальная апробация и анализ педагогических результатов
- Выводы по главе
-
Заключение
-
Список использованной литературы
-
Приложение
Исследование работы с текстами «BritishMoney» и «AmericanMoney» в рубрике LetUsReadandLearn [6, c. 115-117] демонстрирует использование театрализации как метода дальнейшего освоения материала. В частности, при закреплении изученного применяется приём «Узнай, кто я?» (основанный на упр. 15, стр. 117 и упр. 18, стр. 118 учебника), что способствовало не только лучшему восприятию содержания, но и стимулировало самостоятельное осмысление представленного материала.
Особый интерес представляет урок, оформленный в виде театрализованной постановки по тексту «AtSelfridge’s» из рубрики LetUsReadandTalk [6, c. 119]. Учащиеся не ограничились простым воспроизведением сюжета, а внесли новые персонажи, дополнили и расширили его, стремясь воссоздать атмосферу одного из крупных лондонских магазинов. Такая деятельность способствовала глубокому погружению в изучаемый материал, что подтверждается результатами работ студентов.
Процесс работы над постановкой условно разделён на три этапа: подготовительный, этап непосредственной постановки и этап рефлексии. Наибольшая временная и трудовая затратность наблюдалась на подготовительном этапе, который является фундаментом для последующей работы. Данный этап включал в себя детальное восприятие текста и осмысление его содержания, а также работу с дополнительным страноведческим материалом, посвящённым крупнейшим магазинам Лондона и характеристикам магазина Selfridges (история создания, предоставляемые услуги, бренды, мероприятия, особенности внешнего облика сотрудников, внутренний и витринный дизайн).
Для более структурированной организации подготовительного этапа учащиеся выполнили следующие задачи:
Этап | Содержание этапа | Виды заданий и формы работы |
---|---|---|
Восприятие и понимание текста | Предтекстовая ориентировка, анализ содержания посредством ответов на вопросы и подстановочных упражнений |
|
Выявление ключевых элементов текста | Определение композиционных особенностей, выделение эпизодов для постановки и составление «смысловых опор» |
|
Формирование образа персонажей | Самообразование посредством презентаций фото-проектов, устное описание и первичное распределение ролей |
|
Распределение ролей и составление сценария | Выразительное чтение, инсценирование, оформление диалогов, разработка реплик и импровизация в ключевых сценах |
|
Работа над сценической выразительностью | Определение действий, жестов, интонаций и мимики, а также мизансценация и инсценирование эпизодов |
|
Подготовительный этап был организован с участием всех учащихся, которые подготовили дополнительную информацию в виде фото-проектов с комментариями. Работа была распределена следующими группами: первая группа изучала презентацию крупнейших лондонских магазинов, вторая — «Историю Гарри Селфриджа – человека, который породил современные торговые центры», а оставшиеся группы вносили ясность в нюансы дизайна витрин и внутренней отделки магазина.
Список литературы
- 204с.
15 с.
Педагогический словарь. Словарь терминов и определений для педагогов школ и ВУЗов / Режим доступа: http://pedagog-dictionary.info/
Петрищева Е.Ю. Театрализация как средство развития коммуникативной компетентности студентов – будущих учителей иностранного языка // Педагогическое образование и наука,
- 24 с
Чен Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии: методическая копилка. / Н. В. Чен. // Искусство. Все для учителя! Пилотный выпуск. –
– 172 с.
Грицан И.М. Средства театральных технологий в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2009/Philologia/
– С.3-
Драматизация в школе первой ступени. М.: Госиздат,
440 с. С. 104-
Пальчевский С.С. Педагогика: учебное пособие для студ. И преподавателей вузов [Электронный ресурс] / С.С. Пальчевский. Режим доступа: http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_palchevskiy_ss/pedagogika_-_palchevskiy_ss.htm
. Drama-assisted high school English’s listening and speaking instruction. Retrived from http://nccuir.lib.nccu.edu.tw/handle/
Верещагина И.Н. Английский язык. V класс. Учеб. для общеобразоват. организаций и школ с углубленным изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. – 2-е изд. – М.: Просвещение,
- 28 с.
Кузовлев В.П. English 5: Английский язык. Учебник для 5 класса / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина. – М.: Просвещение,
– 109 с.
Скаткин М.Н. О школе будущего. / М. Н. Скаткин. - М.,
– р. 87-99
– 177 с.
Рошаль Г.Л. Игра и театр в первой ступени // Педагогический театр. Сб. №
– 206 с.
Ксенофонтова Н.Г. Элементы театральной педагогики в обучении студентов: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л.: ЛГУ,
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе Пособие для учителя. — М.: Просвещение,
— 224 с.
- 288 с.
Словарь современного русского литературного языка. Т.
24 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение,
doc.htm
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. - М.,
– 192 с.
Газман О.С. Проблема формирования личности школьника в игре. / О. С. Газман// Советская педагогика, 1982, №9, - с.60-
82 с.
- 275 с.
Paul Davies. The Use of Drama in English Language Teaching // TESL Canada Journal/Revue TESL du Canada. Vol. 8, №.1, NOVEMBER
С. 56-67
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе М.: Просвещение,
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. / М. Д Виноградова, И. Б Первин.- М., 1977
Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. - М.: Фирма «Логос»,
Gomez I.D. Using drama to improve oral skills in the ESL classroom. // International school Journal,
- С. 118 – 125
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ,
Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. История и теория. М.: Просвещение,
- 272 с.
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
Дуганова Л.П. Групповая работа как условие формирования профессиональной самооценки учителя в системе повышения квалификации. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Спб.
- 188 с.
Лийметс X.Й. Понятие коллективной работы в советской дидактике. Актуальные проблемы индивидуализации обучения. / X. Й. Лийметс — Тарту, 1970
Верещагина И.Н. Английский язык. Книга для учителя. V класс: Пособие для общеобразоват. учреждений и школ с углубл. изучением англ. яз. / И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. – М.: Просвещение,
Chauhan V. Drama techniques for teaching English. // The Internet TESL Journal,
– 93 с.
- М.-Л. АН СССР,
Ting S. (
- 17 с.
– 176 с.
Каюкова М.В. Специфика взаимодействия учителя с детьми 6-7 лет в процессе постановки детской оперы / Педагогика искусства и интеграция: Материалы Международной конференции "Интеграция, как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России. (Москва, 29 января - 4 февраля 2001 г.). М.: ИХО РАО
Гурицкая И.А. Отбор страноведческого и лингвострановедческого материала в целях включения его в учебные тексты (с учетом места обучения)// Лингвострановедение и текст/ И.А. Гурицкая. - М.: Русский язык,
– 504 с.
Воспитание эмоциональной и познавательной активности малыша. /Состав. Павлова Л.Н., Власова Е.Б., Сыктывкар.: СГПИ,
Пави П. Словарь театра. – М.: Прогресс,
– 204 с.
– 203с.
Drama in the EFL class [Internet source] // URL: http://www.finchpark.com/courses/drama/files/introduction.html Accessed April, 25 2015
- 189 с.
– С. 6-
– 190 с.
Игра-драматизация в школе. Составил кружок работниками ОПУ школы А.А. Луначарской / под ред. Е. Соколовой. - Москва-Петроград: Госиздат,
- 438с.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке
– Vol. 30, p. 29-
Никонова Н.И. Система использования приемов театрализации при изучении эпических произведений // Перспективы науки и образования.
BBC News. Boxing Day sales: Bargain hunters queue at Selfridges (26 December
– 111 с.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР,
Биболетова М.З. и др. Enjoy English: Учебник по английскому языку. 5 класс / М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. – О.: Титул,
Межвузовский сборник научных трудов / ИХО РАО. Луганский государственный педагогический университет имени Тараса Шевченко. - М.: Луганск,
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование,
doc.htm
- №
– 287 с.
- С. 134-
– 354 с.
119/31818
192 с.
- №
1286 к. к.
Полякова Т.Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Спб.,
- 43 с.
Синицкая В.А. Формирование коллективных отношений в процессе учебной деятельности школьников-подростков: Автореф. канд. дис. – Л., 1969
Юстус И.В. Использование дидактических средств драматизации как способа развития личности в образовании: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М.,
- 86с.
Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояния, пути решения). М.: Исл. центр проблем качества подготовки специалистов,
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос,
Английский язык. 5-11 классы: театрально-языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей. Уч.-метод. пос. для учителей общеобр. школы /сост. Е.Л. Ерхова, С.В. Захаркина, Е.В. Атаманчук. – Волгоград: Учитель,
– c. 51-53
Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! - М.: Магистр,
Макарова Н.Я. Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М.,
Верещагина И.Н. Английский язык. V класс. Учеб. для общеобразоват. организаций и школ с углубленным изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. – 2-е изд. – М.: Просвещение,
Шишкина И.В., Пахоменко Е.П. Методы и приёмы работы над текстом (статьей) на уроке иностранного языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Philologia/1_
Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М.,
Елизарова Г.В. Язык и культура: межкультурное общение. [Текст] / Г.В. Елизарова. – М.: Слово,
Гельфман Е.М., Шмаков С.Г. От игры к самовоспитанию, 2-е изд. / Гельфман Е.М., Шмаков С.Г. -М.: Педагогика,
Вырыпаева Л.М. Инокультурный текст как основа формирования этно-лингвокультурологической компетенции обучаемых: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Л.М. Вырыпаева. - Уфа,
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа,
23 с.
-146с.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа,
/ Режим доступа: http://www.bbc.com/news/business-20844912
– 358 с.
- 22 с.
240 с.
Ольшанский О.В., Ярлыков Т.И. Социально-психологическая сущность «драматизации» в воспитании личности. // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. Межвузов, сб. науч. тр. М.: ГИТИС,
Китайгородская Г.А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам/Г.А. Китайгородская//Иностранные языки в школе. –
- №8 (October). Retrieved from http://iteslj.org/Techniques/Chauhan-Drama.html
Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения./ В. К Дьяченко.- Красноярск,
Колпакова А.А. Особенности эстетико-педагогической среды урока МХК / Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе) Выпуск
- №
Михалева О.А. Театрализация в школьном образовательном процессе: Дис. ... канд. пед. наук / О.А. Михалева. – Москва,