Каталог Английский продвинутый: исследование и практика Коммуникативное моделирование в обучении иностарнному языку в вузу

Коммуникативное моделирование в обучении иностарнному языку в вузу

коммуникация методология обучение транспорт
Заказать готовую работу
📄 55 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Актуальность исследования в условиях современных тенденций обучения иностранным языкам.
  2. Цель работы: анализ и обоснование "коммуникативного подхода" в обучении иностранному языку.
  3. Задачи исследования: формулирование методологических основ; систематизация понятий "коммуникация" и "общение"; разработка модели формирования "коммуникативной компетентности" будущего "специалиста".
  4. Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в вузах.
  5. Предмет исследования – методология "коммуникативно-ориентированного обучения" студентов.
  6. Основные методы: анализ теоретических источников, сравнительный анализ методов преподавания, экспериментальное моделирование.

Глава 1. Методологический анализ коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам

  1. Историко-теоретические предпосылки.

    Исследование развития "коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку" рассматривается в динамике эволюции образовательных процессов в вузах.

  2. Семантика понятий «коммуникация» и «общение».

    Рассматриваются теоретические модели понимания данных понятий и их роль в формировании профсреды обучения.

  3. Структурно-содержательные аспекты компетентности.

    Детальный анализ видов и структуры "коммуникативной компетентности" личности, подготавливаемой как будущий "специалист" в области языкового образования.

  4. Итоговые положения главы.

    Систематизация основных теоретических положений, вытекающих из анализа истории и семантики ключевых понятий.

Глава 2. Практическое моделирование коммуникативной компетентности на материале темы «Путешествия»

  1. Анализ учебно-методического потенциала.

    Комплексный разбор учебного материала, посвящённого теме «Путешествия», с применением методик коммуникативного анализа.

  2. Разработка системы заданий с элементами коммуникативного моделирования.

    Создание и апробация заданий, способствующих формированию практических навыков в условиях коммуникативного взаимодействия.

  3. Итоговые положения главы.

    Выработка рекомендаций по интеграции разработанных заданий в учебный процесс для повышения эффективности обучения.

Заключение

  1. Подведение итогов исследования в рамках анализа теоретических и практических аспектов "коммуникативно-ориентированного обучения".
  2. Выявление влияния разработанной модели на формирование "коммуникативной компетентности" будущего "специалиста".
  3. Перспективы дальнейших исследований в развитии методик обучения иностранным языкам.

Список литературы

  1. Основополагающие работы по методологии обучения иностранным языкам.
  2. Современные исследования в области коммуникативного моделирования.
  3. Монографии и статьи по истории коммуникативного подхода в вузовском обучении.

В примере, представленном ниже, демонстрируется реализация коммуникативной модели посредством эллиптических предложений. Так, в диалоге «Student B: I can» – «Student A: Ok. Car, plane, train…» – участники перечисляют различные виды транспорта, включая «Motorbike», «bicycle», «Boat» и «ship». Этот метод позволяет фиксировать устоявшиеся лексические единицы без лишней детализации, что способствует быстрому закреплению знаний.

Второй этап упражнения предполагает внесение разнообразия в коммуникативную практику. Вопрос «Почему?» служит стимулом для высказывания личного мнения и краткого обоснования, например: “The best way to travel is in a group of friends because it is safe, cheap and funny.” Подобные задания становятся подготовительной базой для моделирования полноценного диалога, позволяя вырабатывать как отдельные, так и комплексные коммуникативные навыки.

Кроме того, учебное пособие содержит ряд упражнений, ориентированных преимущественно на закрепление грамматических знаний, для которых коммуникативный подход может оказаться менее актуальным. В этом случае учащимся требуется время для самостоятельного усвоения теоретического материала, прежде чем перейти к активной коммуникации.

Высокий коммуникативный потенциал методики позволяет практически на каждом занятии развивать соответствующие навыки. Рассмотрим, как построена структура занятия на примере «Занятия 5 Unit 5 «Travel»», в рамках которого материал организован в четыре пары. Каждая пара охватывает определённый тематический раздел, размещённый на одном развороте учебника, что способствует логической завершённости и психологическому комфорту учащихся.

Особое внимание уделяется построению занятия с элементами коммуникативного моделирования. Например, в «Занятии 5.3 «You can’t miss it»» процесс начинается с приветствия и организационного этапа, где посредством фронтального опроса (вопросы типа “How are you?”, “What’s new?”, “How do you like today’s weather?”) формируется активное диалогическое взаимодействие между преподавателем и обучающимися.

Тип задания Действия обучающихся Действия учителя Материалы
Приветствие Отвечают на вопросы учителя Фронтальный опрос, создание диалогической атмосферы Вопросы: How are you?, What’s new?, How do you like today’s weather?

Список литературы

С.

Курбатов В. И. Социально-политическая аргументация (Логико-мето-дологический анализ). – Ростов н/Д,

Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности. Тексты. – М.: МГУ,

Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку - М.,

Вып.

448 с.

Гегечкори Л.Ш. Системный подход к обучению языкам взрослых // Методы интенсивного обучения иностр. языкам. - М.: МП ШИЯ им М.Тореза,

- С. 3-

Лозанов Г. Суггестопедия в преподавании иностранных языков // Методы интенсивного обучения иностр. языкам. - М:: МГПИИЯ им. М.Тореза,

Баграмова Н.В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком// Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. - Вып

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск: Беларусская наука,

- 164 с.

-319 с.

- С. 5 -

— 373 с.

Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи: Учеб. пособие. — Воронеж: ВГГОТ,

С. 53-

- С. 31-

Т. 21, №

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.,

- С. 8-

Дик Ю.И., Хуторской А.В. Развитие общего и среднего образования // Методологии управления инновационными процессами в науке и образовании: Сб. науч. тр. - Вып. I. - Тольятти: МОУДПОС - Центр информац. технологий; ОАОПП "Современник". -

С. 83–

Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та,

Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М.: Высш. школа,

Панферов В. Н. Психология общения // Вопросы философии.

Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат,

Зимняя И.А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранным языкам // Речевое поведение и речевая деятельность студентов на иностр. языке. - М.: МГПИИЯ им. М.Тореза,

Каменская Л.С. Коммуникативно ориентированное обучение. Основные характеристики и актуальные проблемы // Коммуникативная ориентированность обучения иностр. языкам в неяз. вузе. — М.: МГЛУ, 1998; -С. 7-

-С. 18-

- С. 17-

Беришвили Н.И. Взаимосвязанное развитие умений смысловой переработки информации при чтении и говорении на иностранном языке в неязыковом вузе // Тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. - М.,

Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке. - Иностр. яз. в школе. -

-Вып.

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль,

- 134 с.

.-С. 129-

Мусницкая Е.В. Речевые умения, формируемые при коммуникативно направленном обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Коммуникативная ориентированность обучения иностр. языкам в неяз. вузе. - М.: МГЛУ,

Вьюнова Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования. - М.; Воронеж: МПГУ, ВГУ, ВРИ, МОСУ,

Clare A., Wilson JJ. SpeakOut. Pre-Intermediate. – Harlow: Pearson Longman, 2010

Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство,

Рябикина З. И., Сомова Е. Г. Личность и ее самоактуализация в общении с другим // Мир психологии. –

Вербицкий А.А. Учебно-ролевая игра // Современная высшая школа. — М.,

Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А.Лады-женской и А.К. Михальской; Сост. А.А.Князьков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинга: Наука,

Буева Л. П. Человек: Деятельность и общение. – М.: Мысль,

Шварц И.Е. Психогигиена школьника как педагогическая проблема // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в пед. процессе. - Пермь: ПГПИ,

С. 3-

Гальскова Н.Д., Соловцова Э.И; К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы // Иностр. языки в школе. -

-248 с.

- №

Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностр яз. в школе. —

– С. 127–

-С. 63-

Китайгородская Г.А. Психолого-педагогические принципы метода активизации резервных возможностей обучаемого // Активизация учеб. деятельности. - М.: Изд-во Москов; ун-та,

- С. 11-

- с. 3-

С. 281–

-№

- С.13-

Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. яз. в школе. -

С. 59–

Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.,

Вып.

Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. - М.: Рус. яз;,

Гез Н.И., Ляховицкий М.В., А.А.Миролюбов и др. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Высш. школа,

Брушлинский А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- Вып.

-№3 (

Майорова М.А. Некоторые психолого-педагогические особенности отбора, объема и распределения учебного материала в интенсивном курсе обучения по методу активизации резервных возможностей личности учащегося (на материале английского языка) // Активизация учеб. деятельности. - М.: Изд-во Москов. ун-та,

-№

Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и технический прогресс // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. - М.,

Концов А.И., Тонких В.А. Личность: Идеалы и ценности (социально-психологический аспект). — Воронеж: Издат.-полиграф, центр Воронеж, пед. унта,

- 208 с.

Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А.Миролюбов. - М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М,

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.,

- 63 с.

- 236 с.

– №

Добрович А. Б. О психологии и психогигиене общения. – М.,

Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. - М.: Знание,

Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.,

- №

Основы теории коммуникации / Под ред. М. А. Василика. – М.,

- С. 50-

- 23-29,

Вопросы и ответы

Какие основные компоненты коммуникативного подхода к обучению иностранному языку?
Компоненты данного подхода включают теоретическую основу, отражающую историческую эволюцию и специфику методических решений, а также организацию процессов коммуникации и общения. Такой интегрированный подход обеспечивает целостность формирования языковой компетентности.
Как определяется история становления коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку студентов вузов?
История становления характеризуется последовательным развитием методологии обучения, которое отражает переход от традиционных форм к инновационным стратегиям, ориентированным на практическую языковую коммуникацию. Этот процесс определяет фундамент методической базы для формирования компетентности студентов.
Каким образом интерпретируются понятия коммуникации и общения в контексте обучения иностранному языку?
Коммуникация и общение рассматриваются как ключевые элементы образовательного процесса, обеспечивающие эффективное взаимодействие между педагогами и обучающимися. Их точное понимание способствует оптимизации методических решений и формированию необходимой языковой компетентности.
Что включает структура коммуникативной компетентности личности будущего специалиста?
Структура коммуникативной компетентности включает систематизацию знаний, навыков и умений, направленных на развитие способностей к межличностному взаимодействию. Этот комплекс элементов служит основой для профессиональной подготовки и успешного освоения иностранного языка.
Каким образом концептуальные подходы к коммуникативному моделированию компетентности студентов реализуются на примере темы «Путешествия»?
Концептуальные подходы реализуются посредством анализа коммуникативного потенциала учебного материала и разработки системы заданий с элементами моделирования. Данный метод позволяет систематически формировать компетентность студентов, интегрируя теоретические и практические аспекты обучения.