Коммуникативное моделирование в обучении иностарнному языку в вузу
Содержание
Введение
- Актуальность исследования в условиях современных тенденций обучения иностранным языкам.
- Цель работы: анализ и обоснование "коммуникативного подхода" в обучении иностранному языку.
- Задачи исследования: формулирование методологических основ; систематизация понятий "коммуникация" и "общение"; разработка модели формирования "коммуникативной компетентности" будущего "специалиста".
- Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в вузах.
- Предмет исследования – методология "коммуникативно-ориентированного обучения" студентов.
- Основные методы: анализ теоретических источников, сравнительный анализ методов преподавания, экспериментальное моделирование.
Глава 1. Методологический анализ коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам
-
Историко-теоретические предпосылки.
Исследование развития "коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку" рассматривается в динамике эволюции образовательных процессов в вузах.
-
Семантика понятий «коммуникация» и «общение».
Рассматриваются теоретические модели понимания данных понятий и их роль в формировании профсреды обучения.
-
Структурно-содержательные аспекты компетентности.
Детальный анализ видов и структуры "коммуникативной компетентности" личности, подготавливаемой как будущий "специалист" в области языкового образования.
-
Итоговые положения главы.
Систематизация основных теоретических положений, вытекающих из анализа истории и семантики ключевых понятий.
Глава 2. Практическое моделирование коммуникативной компетентности на материале темы «Путешествия»
-
Анализ учебно-методического потенциала.
Комплексный разбор учебного материала, посвящённого теме «Путешествия», с применением методик коммуникативного анализа.
-
Разработка системы заданий с элементами коммуникативного моделирования.
Создание и апробация заданий, способствующих формированию практических навыков в условиях коммуникативного взаимодействия.
-
Итоговые положения главы.
Выработка рекомендаций по интеграции разработанных заданий в учебный процесс для повышения эффективности обучения.
Заключение
- Подведение итогов исследования в рамках анализа теоретических и практических аспектов "коммуникативно-ориентированного обучения".
- Выявление влияния разработанной модели на формирование "коммуникативной компетентности" будущего "специалиста".
- Перспективы дальнейших исследований в развитии методик обучения иностранным языкам.
Список литературы
- Основополагающие работы по методологии обучения иностранным языкам.
- Современные исследования в области коммуникативного моделирования.
- Монографии и статьи по истории коммуникативного подхода в вузовском обучении.
В примере, представленном ниже, демонстрируется реализация коммуникативной модели посредством эллиптических предложений. Так, в диалоге «Student B: I can» – «Student A: Ok. Car, plane, train…» – участники перечисляют различные виды транспорта, включая «Motorbike», «bicycle», «Boat» и «ship». Этот метод позволяет фиксировать устоявшиеся лексические единицы без лишней детализации, что способствует быстрому закреплению знаний.
Второй этап упражнения предполагает внесение разнообразия в коммуникативную практику. Вопрос «Почему?» служит стимулом для высказывания личного мнения и краткого обоснования, например: “The best way to travel is in a group of friends because it is safe, cheap and funny.” Подобные задания становятся подготовительной базой для моделирования полноценного диалога, позволяя вырабатывать как отдельные, так и комплексные коммуникативные навыки.
Кроме того, учебное пособие содержит ряд упражнений, ориентированных преимущественно на закрепление грамматических знаний, для которых коммуникативный подход может оказаться менее актуальным. В этом случае учащимся требуется время для самостоятельного усвоения теоретического материала, прежде чем перейти к активной коммуникации.
Высокий коммуникативный потенциал методики позволяет практически на каждом занятии развивать соответствующие навыки. Рассмотрим, как построена структура занятия на примере «Занятия 5 Unit 5 «Travel»», в рамках которого материал организован в четыре пары. Каждая пара охватывает определённый тематический раздел, размещённый на одном развороте учебника, что способствует логической завершённости и психологическому комфорту учащихся.
Особое внимание уделяется построению занятия с элементами коммуникативного моделирования. Например, в «Занятии 5.3 «You can’t miss it»» процесс начинается с приветствия и организационного этапа, где посредством фронтального опроса (вопросы типа “How are you?”, “What’s new?”, “How do you like today’s weather?”) формируется активное диалогическое взаимодействие между преподавателем и обучающимися.
Тип задания | Действия обучающихся | Действия учителя | Материалы |
---|---|---|---|
Приветствие | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальный опрос, создание диалогической атмосферы | Вопросы: How are you?, What’s new?, How do you like today’s weather? |
Список литературы
С.
Курбатов В. И. Социально-политическая аргументация (Логико-мето-дологический анализ). – Ростов н/Д,
Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности. Тексты. – М.: МГУ,
Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку - М.,
Вып.
448 с.
Гегечкори Л.Ш. Системный подход к обучению языкам взрослых // Методы интенсивного обучения иностр. языкам. - М.: МП ШИЯ им М.Тореза,
- С. 3-
Лозанов Г. Суггестопедия в преподавании иностранных языков // Методы интенсивного обучения иностр. языкам. - М:: МГПИИЯ им. М.Тореза,
Баграмова Н.В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком// Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. - Вып
Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск: Беларусская наука,
- 164 с.
-319 с.
- С. 5 -
— 373 с.
Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи: Учеб. пособие. — Воронеж: ВГГОТ,
С. 53-
- С. 31-
Т. 21, №
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.,
- С. 8-
Дик Ю.И., Хуторской А.В. Развитие общего и среднего образования // Методологии управления инновационными процессами в науке и образовании: Сб. науч. тр. - Вып. I. - Тольятти: МОУДПОС - Центр информац. технологий; ОАОПП "Современник". -
С. 83–
Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та,
Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М.: Высш. школа,
Панферов В. Н. Психология общения // Вопросы философии.
Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат,
Зимняя И.А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранным языкам // Речевое поведение и речевая деятельность студентов на иностр. языке. - М.: МГПИИЯ им. М.Тореза,
Каменская Л.С. Коммуникативно ориентированное обучение. Основные характеристики и актуальные проблемы // Коммуникативная ориентированность обучения иностр. языкам в неяз. вузе. — М.: МГЛУ, 1998; -С. 7-
-С. 18-
- С. 17-
Беришвили Н.И. Взаимосвязанное развитие умений смысловой переработки информации при чтении и говорении на иностранном языке в неязыковом вузе // Тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. - М.,
Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке. - Иностр. яз. в школе. -
-Вып.
Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль,
- 134 с.
.-С. 129-
Мусницкая Е.В. Речевые умения, формируемые при коммуникативно направленном обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Коммуникативная ориентированность обучения иностр. языкам в неяз. вузе. - М.: МГЛУ,
Вьюнова Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования. - М.; Воронеж: МПГУ, ВГУ, ВРИ, МОСУ,
Clare A., Wilson JJ. SpeakOut. Pre-Intermediate. – Harlow: Pearson Longman, 2010
Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство,
Рябикина З. И., Сомова Е. Г. Личность и ее самоактуализация в общении с другим // Мир психологии. –
Вербицкий А.А. Учебно-ролевая игра // Современная высшая школа. — М.,
Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А.Лады-женской и А.К. Михальской; Сост. А.А.Князьков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинга: Наука,
Буева Л. П. Человек: Деятельность и общение. – М.: Мысль,
Шварц И.Е. Психогигиена школьника как педагогическая проблема // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в пед. процессе. - Пермь: ПГПИ,
С. 3-
Гальскова Н.Д., Соловцова Э.И; К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы // Иностр. языки в школе. -
-248 с.
- №
Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностр яз. в школе. —
– С. 127–
-С. 63-
Китайгородская Г.А. Психолого-педагогические принципы метода активизации резервных возможностей обучаемого // Активизация учеб. деятельности. - М.: Изд-во Москов; ун-та,
№
- С. 11-
- с. 3-
С. 281–
-№
- С.13-
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. яз. в школе. -
С. 59–
Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.,
Вып.
Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. - М.: Рус. яз;,
Гез Н.И., Ляховицкий М.В., А.А.Миролюбов и др. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Высш. школа,
Брушлинский А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вып.
-№3 (
Майорова М.А. Некоторые психолого-педагогические особенности отбора, объема и распределения учебного материала в интенсивном курсе обучения по методу активизации резервных возможностей личности учащегося (на материале английского языка) // Активизация учеб. деятельности. - М.: Изд-во Москов. ун-та,
-№
Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и технический прогресс // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. - М.,
Концов А.И., Тонких В.А. Личность: Идеалы и ценности (социально-психологический аспект). — Воронеж: Издат.-полиграф, центр Воронеж, пед. унта,
- 208 с.
Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А.Миролюбов. - М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М,
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.,
- 63 с.
- 236 с.
– №
Добрович А. Б. О психологии и психогигиене общения. – М.,
Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. - М.: Знание,
Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.,
- №
Основы теории коммуникации / Под ред. М. А. Василика. – М.,
- С. 50-
- 23-29,