Особенности морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности исследования особенностей морфологического анализа у «младших школьников» с «общим недоразвитием речи» (ОНР).
- Постановка цели и формулировка задач исследования.
- Определение объекта, предмета и применяемых методов.
Глава 1. Теоретические основы понимания морфологического анализа у «младших школьников» с «общим недоразвитием речи» (ОНР)
- Изучение теоретического аппарата: терминология, параметры и методологические подходы к анализу.
- Описание проблемы выявления, профилактики и коррекции нарушения морфологического анализа с использованием профильного аппарата.
Глава 2. Методологическая база и организационные принципы исследования
- Формулировка цели и уточнение задач эксперимента в контексте диагностического подхода.
- Детальный разбор методики констатирующего эксперимента с применением профессионального диагностирующего инструментария.
- Организация практической части: характеристика обследуемых детей и условия проведения эксперимента.
Глава 3. Эмпирический анализ морфологического анализа у «младших школьников» с «общим недоразвитием речи» (ОНР)
- Обработка экспериментальных данных с применением статистических и методических приёмов анализа.
- Сравнительный анализ результатов исследования в разрезе обнаруженных особенностей морфологического восприятия.
- Интерпретация выявленных закономерностей с учётом специфики ОНР.
Глава 4. Практико-методические рекомендации по совершенствованию морфологического анализа
- Разработка рекомендаций для педагогов по коррекции нарушений морфологического анализа с учётом особенностей «общего недоразвития речи».
- Внедрение методических приёмов и использование специализированного языка для повышения эффективности коррекционной работы.
Заключение
- Подведение итогов исследования и обобщение полученных эмпирических данных.
- Выработка практических выводов и рекомендаций для дальнейших исследований в области морфологического анализа.
Список литературы
- Список использованных источников, нормативных документов и профильных методических пособий.
Сформулируйте предложения, используя предложенные слова. В процессе работы внимательно изучите каждую пару слов, выясняя, являются ли они родственными. Для каждой первой лексической единицы пары приведите примеры однокоренных слов, обозначив общий корень, и затем составьте с ними осмысленные предложения. Например, проанализируйте пару «домочадец — доменщик», а также «домотканый — придомкраченный».
В следующем упражнении от вас требуется подобрать однокоренные слова, а также внимательно прочитать предложенный перечень лексических единиц: «Надомник, домовой, домовничать, домашний, домовитый». Перенесите их в тетрадь, выделив правильно общий корень для каждого слова. Кроме того, используя слово «дом» в качестве базового, образуйте набор однокоренных слов по заданной схеме, что позволит углубленно рассмотреть особенности словообразования.
Рассмотрим корневое слово «лес». Приводится гнездо лексических единиц – от «лес» до таких сложных форм, как «лесозаготовительный». Список включает в себя: лес, лесной, лесина, лесистый, лесник, лесничество, лесничий, лесовод, лесоводство, лесовоз, лесозавод, лесозаводский, лесозаготовки, лесозаготовительный, лесозаготовитель, лесозащитный, лесонасаждение, лесопарк, лесопилка, лесопильный, лесопильная, лесополоса, лесопосадочный, лесопромышленник, лесоразработки, лесоруб, лесосека, лесосплав, лесостепь, лесотундра.
Также рассмотрите ряд пословиц и поговорок, имеющих отношение к теме леса, например: «Кто в лес, кто по дрова», «Чем дальше в лес, тем больше дров», «Лес рубят — щепки летят». Особое внимание уделите загадке: «Весной одевается, осенью раздевается. (Лес.)» – она позволяет расширить понимание образа леса в народном творчестве.
В заключительной части задания выполните следующие работы:
- Расшифруйте ребусы, обозначьте корневую основу каждого полученного слова и запишите результаты в тетради.
- Прослушайте аудиотекст, в котором участники – лесник, лесничий и лесовод – обсуждают проблему учащающихся лесных пожаров и сокращения насаждений. Особое внимание уделите использованию родственных слов, обладающих одним или двумя корнями, и выпишите их в тетрадь.
- В игре «Четвёртый лишний» выберите слово, которое не входит в лексическое семейство: лесник, лесистый, лестница, лесничий. Обоснуйте свой выбор, указав отсутствующие морфологические значения.
- Запишите имена существительные с корнем «лес», распределив их по следующим значениям: лицо, осуществляющее управление лесничеством; полоса насаждений; судно для перевозки леса; наука о лесном хозяйстве; мифический обитатель леса; лесной сторож; и участок, предназначенный для вырубки.
- Подберите однокоренные лексические единицы, связанные с такими понятиями, как производство лесоматериалов, заготовка леса, пригородный лес и управление лесными участками, выделяя общий корень в каждом случае.
- Проанализируйте схему словообразования: лесина, лесник, лесничий, лесистый, лесничество, лесной, перелесок. Выпишите однокоренные слова, обозначьте безударную гласную в корне, требующую проверки, и подробно разберите их по составу, подчёркивая морфемы, с помощью которых произведено словообразование.
- Объясните значение корня «ле», используя проверочное слово, и детально охарактеризуйте его функционирование в составе представленных лексических единиц.
Список литературы
Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. – М.: Высш. шк.,
Туманова Т.В. Особенности формирования словесных операций у детей с ОНР. – М.,
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.,
Жукова Н. С. Формирование устной речи. – М.: Соц. полит. жур.: Ассоц. «Гуманитарий»,
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в усло-виях спец. д. с. Первый год обучения (ст. гр.) М.: Изд. «АЛЬФА»,
– С. 3 – 14, 61 – 76, 131 –
– С. 34 –
Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1996, №
– 144 с.
Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием ре-чи. – М.: Академия,
– 486 с.
Фотекова ТА. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитие речи. // Дефектология. — 1994, №
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи / Логопедия. Ме-тодическое наследие. // Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС,
Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение,
Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,
– 290 с.
– 224 с.
– Кн. V. – С. 181 –
– С 123 –
– С. 306 –
– 286 с.
– 94 с.
Современный русский литературный язык: Уч. пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Н. М. Шанского. – Л.: Просвещение,
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Вос-питание и обучение. – М.: Гном-Пресс,
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР). Кн. для логопеда. – М.: Просвещение,
Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Под ред. С. А. Мироновой. — М.,
Выготский Л. С. Развитие устной речи. Детская речь. – М.,
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматиче-ского строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: СО-ЮЗ,
Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недораз-витии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М.,
– 156 с.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Львов М.Р. Горецкий В.Г., Сосновская О.В. – М.: Академия,
– 224 с.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего не-доразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение,
– 374 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Академия педаго-гических наук РСФСК,
– С. 107 –
– С. 229 –
Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой па-тологией//Дефектология. —
/ Под ред. проф. Е.М. Галкиной – Федорук. – М.,
– С. 3 –
– 239 с.
– 584 с.
Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. Мате-риалы третьего симпозиума по психолингвистике. – М.,
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М..
– 64 с.
– 96 с.
– 112 с.
– 255с.
– С. 155 –
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозайка-Синтез,
Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. метод. по-собие – М.: Соц. полит. жур.,
– С. 614 –
– 247 с.
Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.,
Преодоление ОНР дошкольников/ Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев,
– 292 с.
– 168 с.
– 358 с.
— С.
– С. 146 –
Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: ГНОМ и Д,
Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков. – М.,
Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М.,
Дудников А. В. Современный русский язык. – М.: Высш. шк.,
Галкина – Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. Ч.
– 336 с.
– 464 с.
– С. 375 –
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб.: СОЮЗ,
– 48 с.
М., 1915 Очерки по общему языковедению и русскому языку. Учпедгиз. - М.,
Парамонова Л.Г.. Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи. Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – М.,
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ,
Потиха З. А. Современное русское словообразование. – М.: Просвеще-ние,
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Про-свещение,
Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер,
Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука,
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся на-чальных классов. – М.: ВЛАДОС,
– 102 с.
- С. 7 -
- С. 62-
Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия»,
– С. 8 – 28, 184 –
— №
– 221 с.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М.,
Лалаева Р.Е., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д, СПб,
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся на-чальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ,
– 148 с.
– 144 с.
Богородицкий В. А. Лекции по общему языкознанию, изд.
– 120 с.
– С. 138 –
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – СПб.: Союз,