Каталог Логопедия: анализ и практика Особенности морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

Особенности морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

лексикология словообразование морфология языковоеобразование
Заказать готовую работу
📄 61 страница страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности исследования особенностей морфологического анализа у «младших школьников» с «общим недоразвитием речи» (ОНР).
  2. Постановка цели и формулировка задач исследования.
  3. Определение объекта, предмета и применяемых методов.

Глава 1. Теоретические основы понимания морфологического анализа у «младших школьников» с «общим недоразвитием речи» (ОНР)

  1. Изучение теоретического аппарата: терминология, параметры и методологические подходы к анализу.
  2. Описание проблемы выявления, профилактики и коррекции нарушения морфологического анализа с использованием профильного аппарата.

Глава 2. Методологическая база и организационные принципы исследования

  1. Формулировка цели и уточнение задач эксперимента в контексте диагностического подхода.
  2. Детальный разбор методики констатирующего эксперимента с применением профессионального диагностирующего инструментария.
  3. Организация практической части: характеристика обследуемых детей и условия проведения эксперимента.

Глава 3. Эмпирический анализ морфологического анализа у «младших школьников» с «общим недоразвитием речи» (ОНР)

  1. Обработка экспериментальных данных с применением статистических и методических приёмов анализа.
  2. Сравнительный анализ результатов исследования в разрезе обнаруженных особенностей морфологического восприятия.
  3. Интерпретация выявленных закономерностей с учётом специфики ОНР.

Глава 4. Практико-методические рекомендации по совершенствованию морфологического анализа

  1. Разработка рекомендаций для педагогов по коррекции нарушений морфологического анализа с учётом особенностей «общего недоразвития речи».
  2. Внедрение методических приёмов и использование специализированного языка для повышения эффективности коррекционной работы.

Заключение

  1. Подведение итогов исследования и обобщение полученных эмпирических данных.
  2. Выработка практических выводов и рекомендаций для дальнейших исследований в области морфологического анализа.

Список литературы

  1. Список использованных источников, нормативных документов и профильных методических пособий.

Сформулируйте предложения, используя предложенные слова. В процессе работы внимательно изучите каждую пару слов, выясняя, являются ли они родственными. Для каждой первой лексической единицы пары приведите примеры однокоренных слов, обозначив общий корень, и затем составьте с ними осмысленные предложения. Например, проанализируйте пару «домочадец — доменщик», а также «домотканый — придомкраченный».

В следующем упражнении от вас требуется подобрать однокоренные слова, а также внимательно прочитать предложенный перечень лексических единиц: «Надомник, домовой, домовничать, домашний, домовитый». Перенесите их в тетрадь, выделив правильно общий корень для каждого слова. Кроме того, используя слово «дом» в качестве базового, образуйте набор однокоренных слов по заданной схеме, что позволит углубленно рассмотреть особенности словообразования.

Рассмотрим корневое слово «лес». Приводится гнездо лексических единиц – от «лес» до таких сложных форм, как «лесозаготовительный». Список включает в себя: лес, лесной, лесина, лесистый, лесник, лесничество, лесничий, лесовод, лесоводство, лесовоз, лесозавод, лесозаводский, лесозаготовки, лесозаготовительный, лесозаготовитель, лесозащитный, лесонасаждение, лесопарк, лесопилка, лесопильный, лесопильная, лесополоса, лесопосадочный, лесопромышленник, лесоразработки, лесоруб, лесосека, лесосплав, лесостепь, лесотундра.

Также рассмотрите ряд пословиц и поговорок, имеющих отношение к теме леса, например: «Кто в лес, кто по дрова», «Чем дальше в лес, тем больше дров», «Лес рубят — щепки летят». Особое внимание уделите загадке: «Весной одевается, осенью раздевается. (Лес.)» – она позволяет расширить понимание образа леса в народном творчестве.

В заключительной части задания выполните следующие работы:

  1. Расшифруйте ребусы, обозначьте корневую основу каждого полученного слова и запишите результаты в тетради.
  2. Прослушайте аудиотекст, в котором участники – лесник, лесничий и лесовод – обсуждают проблему учащающихся лесных пожаров и сокращения насаждений. Особое внимание уделите использованию родственных слов, обладающих одним или двумя корнями, и выпишите их в тетрадь.
  3. В игре «Четвёртый лишний» выберите слово, которое не входит в лексическое семейство: лесник, лесистый, лестница, лесничий. Обоснуйте свой выбор, указав отсутствующие морфологические значения.
  4. Запишите имена существительные с корнем «лес», распределив их по следующим значениям: лицо, осуществляющее управление лесничеством; полоса насаждений; судно для перевозки леса; наука о лесном хозяйстве; мифический обитатель леса; лесной сторож; и участок, предназначенный для вырубки.
  5. Подберите однокоренные лексические единицы, связанные с такими понятиями, как производство лесоматериалов, заготовка леса, пригородный лес и управление лесными участками, выделяя общий корень в каждом случае.
  6. Проанализируйте схему словообразования: лесина, лесник, лесничий, лесистый, лесничество, лесной, перелесок. Выпишите однокоренные слова, обозначьте безударную гласную в корне, требующую проверки, и подробно разберите их по составу, подчёркивая морфемы, с помощью которых произведено словообразование.
  7. Объясните значение корня «ле», используя проверочное слово, и детально охарактеризуйте его функционирование в составе представленных лексических единиц.

Список литературы

Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. – М.: Высш. шк.,

Туманова Т.В. Особенности формирования словесных операций у детей с ОНР. – М.,

Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.,

Жукова Н. С. Формирование устной речи. – М.: Соц. полит. жур.: Ассоц. «Гуманитарий»,

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в усло-виях спец. д. с. Первый год обучения (ст. гр.) М.: Изд. «АЛЬФА»,

– С. 3 – 14, 61 – 76, 131 –

– С. 34 –

Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1996, №

– 144 с.

Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием ре-чи. – М.: Академия,

– 486 с.

Фотекова ТА. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитие речи. // Дефектология. — 1994, №

Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи / Логопедия. Ме-тодическое наследие. // Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС,

Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение,

Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,

– 290 с.

– 224 с.

– Кн. V. – С. 181 –

– С 123 –

– С. 306 –

– 286 с.

– 94 с.

Современный русский литературный язык: Уч. пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Н. М. Шанского. – Л.: Просвещение,

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Вос-питание и обучение. – М.: Гном-Пресс,

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР). Кн. для логопеда. – М.: Просвещение,

Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Под ред. С. А. Мироновой. — М.,

Выготский Л. С. Развитие устной речи. Детская речь. – М.,

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматиче-ского строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: СО-ЮЗ,

Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недораз-витии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М.,

– 156 с.

Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Львов М.Р. Горецкий В.Г., Сосновская О.В. – М.: Академия,

– 224 с.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего не-доразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение,

– 374 с.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Академия педаго-гических наук РСФСК,

– С. 107 –

– С. 229 –

Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой па-тологией//Дефектология. —

/ Под ред. проф. Е.М. Галкиной – Федорук. – М.,

– С. 3 –

– 239 с.

– 584 с.

Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. Мате-риалы третьего симпозиума по психолингвистике. – М.,

Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М..

– 64 с.

– 96 с.

– 112 с.

– 255с.

– С. 155 –

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозайка-Синтез,

Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. метод. по-собие – М.: Соц. полит. жур.,

– С. 614 –

– 247 с.

Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.,

Преодоление ОНР дошкольников/ Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев,

– 292 с.

– 168 с.

– 358 с.

— С.

– С. 146 –

Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: ГНОМ и Д,

Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков. – М.,

Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М.,

Дудников А. В. Современный русский язык. – М.: Высш. шк.,

Галкина – Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. Ч.

– 336 с.

– 464 с.

– С. 375 –

Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб.: СОЮЗ,

– 48 с.

М., 1915 Очерки по общему языковедению и русскому языку. Учпедгиз. - М.,

Парамонова Л.Г.. Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи. Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – М.,

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ,

Потиха З. А. Современное русское словообразование. – М.: Просвеще-ние,

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Про-свещение,

Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер,

Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука,

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся на-чальных классов. – М.: ВЛАДОС,

– 102 с.

- С. 7 -

- С. 62-

Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия»,

– С. 8 – 28, 184 –

— №

– 221 с.

Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М.,

Лалаева Р.Е., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д, СПб,

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся на-чальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ,

– 148 с.

– 144 с.

Богородицкий В. А. Лекции по общему языкознанию, изд.

– 120 с.

– С. 138 –

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – СПб.: Союз,

Вопросы и ответы

Какова основная направленность исследования, связанного с особенностями морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР)?
Основная направленность исследования заключается в изучении специфики морфологического анализа у младших школьников, страдающих общим недоразвитием речи, с целью выявления характерных проявлений данного нарушения и выявления факторов, влияющих на его формирование.
Какие проблемы в области морфологического анализа у младших школьников рассматриваются в исследовании?
Исследование охватывает проблематику выявления, профилактики и коррекции нарушений морфологического анализа, а также включает характеристику общего недоразвития речи, что позволяет всесторонне оценить сложившуюся ситуацию и определить направления дальнейших коррекционных мероприятий.
Каким образом организована методика исследования в изучении морфологического анализа у детей?
Методика исследования структурирована посредством определения цели и задач, проведения констатирующего эксперимента, а также организации исследования, включающей комплексную характеристику обследованных детей, что обеспечивает систематизированный подход к получению экспериментальных данных.
Каково содержание методических рекомендаций по формированию морфологического анализа у младших школьников?
Методические рекомендации представляют собой совокупность практических указаний, направленных на формирование и корректировку навыков морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи, что способствует совершенствованию образовательного процесса и развитию речевых способностей учащихся.
Каким образом осуществляется анализ экспериментальных данных в исследовании особенностей морфологического анализа?
Анализ экспериментальных данных проводится с использованием систематизированного подхода, позволяющего выявить специфические особенности морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи, что обеспечивает получение объективных результатов для дальнейшей практической интерпретации и внедрения коррекционных мер.