Каталог Логопедия: анализ и практика Особенности развития фонематической системы в норме и у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности развития фонематической системы в норме и у детей с общим недоразвитием речи.

коррекция логопедия дошкольное обучение речь фонематика
Заказать готовую работу
📄 98 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Актуальность исследования: анализ динамики развития фонематической системы в условиях «ОНР».
  2. Цель работы: выявление особенностей формирования фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  3. Задачи исследования: изучение теоретических основ, разработка методологических подходов, проведение констатирующего эксперимента, оценка коррекционно-развивающих мероприятий.
  4. Объект исследования: фонематическая система речи.
  5. Предмет исследования: специфика развития фонематической системы у детей с «ОНР».
  6. Методы исследования: эмпирический анализ, педагогическая диагностика, экспериментальная проверка, статистическая обработка данных.

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования фонематической системы у детей с ОНР

  1. 1.1. Роль звуковой культуры в речевом развитии

    Анализ значимости звукового оформления речи в процессе формирования языковых навыков.
  2. 1.2. Этапы формирования фонематического восприятия в онтогенезе

    Рассмотрение последовательности развития фонематической чувствительности и её специфика в раннем возрасте.
  3. 1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с «ОНР»

    Оценка психолого-педагогических особенностей детей, испытывающих трудности в речи.
  4. 1.4. Диагностика особенностей фонематической системы у дошкольников с ОНР

    Описание диагностических методик, направленных на выявление нарушений звукового восприятия.

Выводы по Главе 1.

Глава 2. Методологические подходы и организация исследования фонематической системы

  1. 2.1. Постановка целей, задач и методы констатирующего эксперимента

    Обоснование выбора экспериментальной парадигмы и применение специфических методов педагогической диагностики.
  2. 2.2. Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп

    Описание состава групп и критериев их сопоставления для дальнейшей интерпретации данных.
  3. 2.3. Методика сбора и обработки эмпирических данных

    Детальное изложение инструментов и процедур исследования, позволяющих оценить динамику фонематической системы.

Глава 3. Анализ эмпирических данных эксперимента

  1. 3.1. Интерпретация результатов констатирующего эксперимента

    Анализ выявленных закономерностей и сопоставление с теоретическими предпосылками.
  2. 3.2. Статистическая обработка данных и оценка динамики развития

    Применение статистических методов для определения уровня формирования фонематической системы.

Выводы по Главе 3.

Глава 4. Разработка коррекционно-развивающей программы для дошкольников с общим недоразвитием речи

  1. 4.1. Организация коррекционно-развивающей работы

    Постановка целей и задач коррекционной работы, структурирование программы мероприятий.
  2. 4.2. Содержание коррекционно-развивающей методики

    Описание комплекса упражнений и заданий, способствующих восстановлению и развитию фонематической системы.
  3. 4.3. Оценка эффективности формирующего эксперимента

    Анализ результатов проведённого эксперимента, оценка прогресса и корректировка методических подходов.

Выводы по Главе 4.

Заключение

Сводный анализ результатов исследования, обоснование актуальности разработанных методик и рекомендации по дальнейшей работе с детьми с ОНР.

Список литературы

Перечень использованных источников и нормативных документов.

Приложения

Дополнительные материалы, иллюстрирующие процессы диагностики и коррекции фонематической системы у дошкольников.

В ходе формирующего эксперимента установлено, что коррекция звукопроизношения у детей с ОНР привела к значительному улучшению речевых навыков, хотя их результаты все еще уступают показателям сверстников с нормальным развитием. Данный вывод свидетельствует о том, что процесс формирования правильного звукопроизнесения резко зависит от условий общения, что было подтверждено и статистическими данными ряда исследований, позволяющих выделить необходимость специализированного вмешательства в работе с детьми, имеющими фонетико‑фонематическое недоразвитие.

Современная система коррекционного обучения в условиях дошкольного логопедического пункта базируется на комплексном подходе, включающем постановку отсутствующих или неправильно артикулируемых звуков, интеграцию этих звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза фонетического состава слов. Подобная методика, подтвержденная экспериментальными результатами, демонстрирует, что при нормальном речевом развитии формирование корректного звукопроизношения происходит естественным путем в процессе взаимодействия с взрослыми и ровесниками, в то время как у детей с ОНР требуется длительная и целенаправленная коррекционная работа.

Эмпирические данные подтверждают гипотезу о том, что системное применение комплексных коррекционных мероприятий оказывает существенное влияние на восстановление и развитие речевых навыков. В этом контексте применение методических рекомендаций, как, например, изложенных в работах ряда отечественных специалистов (Алексеева М.М., Яшина В.И. и др.), представляется обоснованным и эффективным для устранения речевых нарушений.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. –159с.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
  3. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – 8-11с.
  4. Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966г 380с
  5. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях// под ред. Щелованова Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 1967г- 316с
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
  7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 298с.
  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007. – 358с.
  9. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.
  10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М, 2005. – 79с.
  11. Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. – М.: Эксмо, 2002. – 72с.
  12. Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96с.
  13. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368с.
  14. Калягин В.А., Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия, 2006. – 320с.
  15. Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
  16. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №8. – 34-41с.
  17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999. – 262с.
  18. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
  19. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
  20. Логопедия: учеб. для студ. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 678с.
  21. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004.
  22. Лурия А.Р. Речь и мышление. М: Изд-во АПН РСФСР 1975г – 438с
  23. Люблинская А.А. Роль речи в развитии восприятия детей. М:

Список литературы

— 76с.

– 209с.

— 112с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1999, –239с.

– 72с.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт,

– 298с.

– 46с.

– 191с.

– 331с.

– 136с.

Правдина О.В. Логопедия. М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.

Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. –

Фролов Е.А. Логопедия. М.: Просвещение,

– 262с.

– 79с.

– 198с.

Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. –

Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия,

– 185с.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез,

– 320с.

Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,

– 71-78с.

Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . – 54с.

– 448с.

– Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.

– №

http://www.logoburg.com/

–315с.

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института,

Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство,

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. М: Гном и Д.,

Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия»,

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Изд-во РГГВ им. А.И. Герцена,

Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева,

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия»,

— 352с.

– 8-11с.

– 209с.

— 272с.

http://logopedi.narod.ru/

http://www.boltun-spb.ru/

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М,

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Проспект,

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС,

– 364с.

– 678с.

Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ,

Логопедия: учеб. для студ. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС,

–200с.

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,

– №

– 223 – 226с.

– 6-15с.

– 240с.

Бизикова О.А., Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий 2003,

– 96с.

Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошк. воспитание. –

– №

Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. – М.: Эксмо,

Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия,

Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ,

Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М.: Наука,

– 432с.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз,

Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев,

Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.,

– 222с.

– 155с.

– 110с.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия,

Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия,

–159с.

– 164с.

- К

Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. –

– 240с.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение,

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез,

Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недораз¬витием. М.: Школьная Пресса,

Калягин В.А., Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия,

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.,

Смирнова О.Е. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. –

Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез,

Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,

Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань,

– 315с.

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ,

– 368с.

– 96с.

– №6 – 16-18с.

– 34-41с.

– 358с.

Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс",

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС,

– 418с.

Вопросы и ответы

Что представляют собой теоретические основы изучения особенностей развития фонематической системы при нормальном развитии речи и у детей с общим недоразвитием речи?
Теоретические основы представляют собой совокупность концептуальных положений, определяющих механизмы функционирования и развития фонематической системы. Они описывают структурные и динамические особенности формирования данной системы в условиях как нормального, так и нарушенного речевого развития.
Каково значение звуковой культуры речи?
Звуковая культура речи характеризует соблюдение правильных норм произношения и органичное восприятие звуков, что является фундаментальным для формирования качественной коммуникации. Это понятие подразумевает системное развитие артикуляционных навыков и соответствующее восприятие звуковой информации.
Что характеризует процесс формирования фонематического восприятия в онтогенезе?
Формирование фонематического восприятия в онтогенезе определяется постепенным развитием способности различать и интерпретировать фонемы, что представляет собой ключевой этап языкового развития. Данный процесс отражает сложное взаимодействие когнитивных и лингвистических механизмов на всех этапах развития ребенка.
Что подразумевается под психолого-педагогической характеристикой детей с ОНР?
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР представляет собой детальное описание их когнитивных, поведенческих и образовательных особенностей. Этот анализ позволяет выявить специфические потребности детей и обосновать применение адаптивных образовательных стратегий.
Каковы особенности развития фонематической системы у дошкольников с ОНР?
Особенности развития фонематической системы у дошкольников с ОНР заключаются в специфических паттернах формирования и восприятия звуков, обусловленных нарушениями общего речевого развития. Эти особенности требуют разработки специализированных методик коррекции и адаптации образовательных программ.
Что включает методика исследования особенностей развития фонематической системы у дошкольников с ОНР?
Методика исследования охватывает комплекс диагностических и экспериментальных процедур, направленных на системное изучение фонематической системы. Применение специализированных методик позволяет объективно оценить особенности речевого развития в условиях специфических педагогических потребностей.
Что охватывают цели, задачи, методы и организацию констатирующего эксперимента?
Цели, задачи, методы и организация констатирующего эксперимента включают детальное планирование исследовательского процесса, направленного на выявление специфики формирования фонематической системы. Такой эксперимент предполагает применение объективных диагностических инструментов и сравнение данных экспериментальной и контрольной групп для получения достоверных результатов.
Какая характеристика экспериментальной и контрольной групп предусмотрена в исследовании?
Характеристика экспериментальной и контрольной групп определяется комплексом параметров, связанных с уровнем речевого и когнитивного развития. Такой подход обеспечивает сопоставимость групп и достоверность выводов, полученных в ходе эксперимента.
Что представляет собой анализ проведенного исследования?
Анализ проведенного исследования заключается в систематизации эмпирических данных, их интерпретации и выявлении закономерностей развития фонематической системы. Такой анализ обуславливает формулирование научно обоснованных выводов и позволяет определить перспективы дальнейших коррекционных мероприятий.
Каковы методические рекомендации по профилактике нарушений развития фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Методические рекомендации представляют собой комплекс мер, направленных на раннюю диагностику и коррекцию нарушений речевого развития. Они включают адаптацию образовательных программ и использование специализированных коррекционно-развивающих методик, способствующих оптимальному развитию фонематической системы.
Что подразумевается под целями, задачами и организацией коррекционно-развивающей работы?
Цели, задачи и организация коррекционно-развивающей работы определяют стратегию проведения специализированных занятий, направленных на улучшение речевых навыков. Такой подход подразумевает системное планирование мероприятий, применение соответствующих методик и постоянную оценку эффективности коррекционных программ.
Что включает содержание коррекционно-развивающей работы?
Содержание коррекционно-развивающей работы характеризуется комплексом структурированных упражнений и мероприятий, направленных на коррекцию речевых нарушений. Этот комплекс включает как практические задания, так и теоретические аспекты, способствующие улучшению фонематического восприятия и артикуляции.
Как проводится анализ формирующего эксперимента?
Анализ формирующего эксперимента осуществляется посредством детального сопоставления исходных и итоговых показателей речевого развития. Данный аналитический процесс обеспечивает объективную оценку эффективности проводимых коррекционных мероприятий и позволяет оптимизировать дальнейшие занятия.
Какова роль приложения в структуре исследовательской документации?
Приложение выполняет вспомогательную функцию, обеспечивая дополнительную информацию, методические материалы и образцы диагностических инструментов. Оно способствует углубленному анализу полученных данных и систематизации документов, используемых в исследовательском процессе.