Особенности развития фонематической системы в норме и у детей с общим недоразвитием речи.
Содержание
Введение
- Актуальность исследования: анализ динамики развития фонематической системы в условиях «ОНР».
- Цель работы: выявление особенностей формирования фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
- Задачи исследования: изучение теоретических основ, разработка методологических подходов, проведение констатирующего эксперимента, оценка коррекционно-развивающих мероприятий.
- Объект исследования: фонематическая система речи.
- Предмет исследования: специфика развития фонематической системы у детей с «ОНР».
- Методы исследования: эмпирический анализ, педагогическая диагностика, экспериментальная проверка, статистическая обработка данных.
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования фонематической системы у детей с ОНР
-
1.1. Роль звуковой культуры в речевом развитии
Анализ значимости звукового оформления речи в процессе формирования языковых навыков. -
1.2. Этапы формирования фонематического восприятия в онтогенезе
Рассмотрение последовательности развития фонематической чувствительности и её специфика в раннем возрасте. -
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с «ОНР»
Оценка психолого-педагогических особенностей детей, испытывающих трудности в речи. -
1.4. Диагностика особенностей фонематической системы у дошкольников с ОНР
Описание диагностических методик, направленных на выявление нарушений звукового восприятия.
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Методологические подходы и организация исследования фонематической системы
-
2.1. Постановка целей, задач и методы констатирующего эксперимента
Обоснование выбора экспериментальной парадигмы и применение специфических методов педагогической диагностики. -
2.2. Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп
Описание состава групп и критериев их сопоставления для дальнейшей интерпретации данных. -
2.3. Методика сбора и обработки эмпирических данных
Детальное изложение инструментов и процедур исследования, позволяющих оценить динамику фонематической системы.
Глава 3. Анализ эмпирических данных эксперимента
-
3.1. Интерпретация результатов констатирующего эксперимента
Анализ выявленных закономерностей и сопоставление с теоретическими предпосылками. -
3.2. Статистическая обработка данных и оценка динамики развития
Применение статистических методов для определения уровня формирования фонематической системы.
Выводы по Главе 3.
Глава 4. Разработка коррекционно-развивающей программы для дошкольников с общим недоразвитием речи
-
4.1. Организация коррекционно-развивающей работы
Постановка целей и задач коррекционной работы, структурирование программы мероприятий. -
4.2. Содержание коррекционно-развивающей методики
Описание комплекса упражнений и заданий, способствующих восстановлению и развитию фонематической системы. -
4.3. Оценка эффективности формирующего эксперимента
Анализ результатов проведённого эксперимента, оценка прогресса и корректировка методических подходов.
Выводы по Главе 4.
Заключение
Сводный анализ результатов исследования, обоснование актуальности разработанных методик и рекомендации по дальнейшей работе с детьми с ОНР.
Список литературы
Перечень использованных источников и нормативных документов.
Приложения
Дополнительные материалы, иллюстрирующие процессы диагностики и коррекции фонематической системы у дошкольников.
В ходе формирующего эксперимента установлено, что коррекция звукопроизношения у детей с ОНР привела к значительному улучшению речевых навыков, хотя их результаты все еще уступают показателям сверстников с нормальным развитием. Данный вывод свидетельствует о том, что процесс формирования правильного звукопроизнесения резко зависит от условий общения, что было подтверждено и статистическими данными ряда исследований, позволяющих выделить необходимость специализированного вмешательства в работе с детьми, имеющими фонетико‑фонематическое недоразвитие.
Современная система коррекционного обучения в условиях дошкольного логопедического пункта базируется на комплексном подходе, включающем постановку отсутствующих или неправильно артикулируемых звуков, интеграцию этих звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза фонетического состава слов. Подобная методика, подтвержденная экспериментальными результатами, демонстрирует, что при нормальном речевом развитии формирование корректного звукопроизношения происходит естественным путем в процессе взаимодействия с взрослыми и ровесниками, в то время как у детей с ОНР требуется длительная и целенаправленная коррекционная работа.
Эмпирические данные подтверждают гипотезу о том, что системное применение комплексных коррекционных мероприятий оказывает существенное влияние на восстановление и развитие речевых навыков. В этом контексте применение методических рекомендаций, как, например, изложенных в работах ряда отечественных специалистов (Алексеева М.М., Яшина В.И. и др.), представляется обоснованным и эффективным для устранения речевых нарушений.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. –159с.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
- Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – 8-11с.
- Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966г 380с
- Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях// под ред. Щелованова Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 1967г- 316с
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 298с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007. – 358с.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М, 2005. – 79с.
- Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. – М.: Эксмо, 2002. – 72с.
- Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96с.
- Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368с.
- Калягин В.А., Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия, 2006. – 320с.
- Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
- Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №8. – 34-41с.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999. – 262с.
- Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
- Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
- Логопедия: учеб. для студ. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 678с.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М: Изд-во АПН РСФСР 1975г – 438с
- Люблинская А.А. Роль речи в развитии восприятия детей. М:
Список литературы
— 76с.
– 209с.
— 112с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1999, –239с.
– 72с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт,
– 298с.
– 46с.
– 191с.
– 331с.
– 136с.
Правдина О.В. Логопедия. М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. –
Фролов Е.А. Логопедия. М.: Просвещение,
– 262с.
– 79с.
– 198с.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. –
Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия,
– 185с.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез,
– 320с.
Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,
– 71-78с.
Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . – 54с.
– 448с.
– Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
– №
http://www.logoburg.com/
–315с.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института,
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство,
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. М: Гном и Д.,
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия»,
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Изд-во РГГВ им. А.И. Герцена,
Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева,
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия»,
— 352с.
– 8-11с.
– 209с.
— 272с.
http://logopedi.narod.ru/
http://www.boltun-spb.ru/
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М,
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Проспект,
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС,
– 364с.
– 678с.
Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ,
Логопедия: учеб. для студ. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС,
–200с.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,
– №
– 223 – 226с.
– 6-15с.
– 240с.
Бизикова О.А., Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий 2003,
– 96с.
Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошк. воспитание. –
– №
Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. – М.: Эксмо,
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия,
Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ,
Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М.: Наука,
– 432с.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз,
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев,
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.,
– 222с.
– 155с.
– 110с.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия,
Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия,
–159с.
– 164с.
- К
Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. –
– 240с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение,
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез,
Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недораз¬витием. М.: Школьная Пресса,
Калягин В.А., Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Академия,
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.,
Смирнова О.Е. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. –
Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез,
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань,
– 315с.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ,
– 368с.
– 96с.
– №6 – 16-18с.
– 34-41с.
– 358с.
Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс",
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС,
– 418с.