вышлю на почту

логопедия морфология синтаксис ОНР речевое развитие
Заказать готовую работу
📄 119 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

Обоснование актуальности исследования, постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования, подбор применяемых методов.

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

  1. Динамика речевого онтогенеза

    1. Формирование лексики в онтогенезе
    2. Развитие словоизменения в онтогенезе
    3. Механизмы словообразования в онтогенезе
  2. Специфика речевого строя при «общем недоразвитием речи»

  3. Роль «конструктивной деятельности» в организации лексико-грамматического строя

Выводы по главе 1

Глава 2. Методологическая база исследования речевого строя у дошкольников с ОНР

  1. Формулирование цели, задач и выбор методик исследования

  2. Характеристика экспериментальной группы

  3. Содержание методики диагностики лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста

Глава 3. Экспериментальное выявление особенностей лексико-грамматического строя

  1. Диагностика умения называть предметы

  2. Исследование процессов словоизменения

  3. Анализ механизмов словообразования

  4. Статистическая обработка и интерпретация экспериментальных данных

Выводы по главе 3

Глава 4. Разработка методики развития лексико-грамматического строя речи через «конструктивную деятельность»

  1. Научно-теоретическое обоснование формирования речевого строя

  2. Содержание игровых форм и занятий по развитию лексико-грамматической системы у дошкольников с ОНР

Заключение

Обобщение результатов исследования, практическая значимость полученных данных и перспективы дальнейшей работы.

Список литературы

Перечень использованных источников и нормативно-методических материалов.

В ходе вовлечения детей в различные формы изобразительного искусства наблюдается существенное развитие познавательных способностей, а также уточняется представление о внешней среде, общественных процессах и природных явлениях (Косминская В.Б. [16]).

Методика формирования словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи основывается на закономерностях нормального онтогенеза, при этом уделяется внимание последовательному усвоению лексических, морфологических и синтаксических элементов языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение речевых форм, заданий и языкового материала для повышения их эффективности.

Изначально значение словоизменения закрепляется посредством освоения словосочетаний, что переходит в формирование простых предложений и, в конечном итоге, в развитии связной речи. Последовательное внедрение грамматических конструкций отражает нормальную динамику языкового развития детей с ОНР, хотя темпы их усвоения зачастую замедлены вследствие дисгармонии между развитием морфологической и синтаксической систем.

Словообразование рассматривается как важный механизм обогащения словарного запаса, осуществляющийся через комбинацию морфем, что делает его неотъемлемой частью морфологической структуры языка. В данном контексте эффективное формирование продуктивных словообразовательных моделей является приоритетной задачей образовательного процесса для детей с ОНР.

Особенности усвоения грамматической системы у детей с нарушением речевого развития выявляются в сравнительно медленном освоении лексических и формальных компонентов языка. Логопедическая работа направлена на развитие психологических механизмов анализа, синтеза, сравнения и обобщения, что способствует более глубокому усвоению правил формирования морфологических и синтаксических конструкций.

Процесс формирования морфологической системы происходит посредством сопоставления речевых единиц, что позволяет выделить значимые морфемы и установить парадигматические и синтагматические связи внутри языка. Для наглядности ниже представлена таблица основных этапов формирования языковой компетенции:

Этап Описание
1. Словосочетания Формирование базовых связей между словами с закреплением начальных грамматических значений.
2. Предложения Переход к построению простых синтаксических конструкций с усилением понятностных связей.
3. Связная речь Интеграция лексических и грамматических элементов в единое целое, способствующее развитию когерентности речи.

Детям с ОНР характерны трудности в выделении морфем, определении грамматических значений и их формальном выражении. В этом контексте логопедическая работа предполагает поэтапное формирование речевых предпосылок, начиная с уточнения лексического значения слова и его звуковой структуры, что гармонично сочетается с системным освоением грамматических норм.

Современные исследования подтверждают, что интеграция новых педагогических подходов, основанных на когнитивном анализе и сравнении данных, способствует улучшению овладения языковой парадигмой и выбору оптимальных форм слов в процессе речевого порождения.

Список литературы

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961

- С. 120 – 131

Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992

– С. 49 – 66

Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельно-сти в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. – М., 1977

Баряева Л.Б., Силиванова Л.В. Учим детей играть с иллюстрированны-ми кубиками / Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.,

– С. 422 – 423

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего не-доразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990

– С.275 –

- С. 31 – 40

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2004

Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. - Л.,

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: РАОНЦ семьи и детства. – М., 2001

– №

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1973

– С. 3 – 54

– С. 71 – 76

Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреж-дениях для умственно отсталых детей. – М., 1991

Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возрас-та. - М., 1963

Филичева Т.Б. Консультации по вопросу проведения логопедической работы в спец. дошк. учреждениях//Дефектология. –

– №

Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. Мате-риалы третьего симпозиума по психолингвистике. – М., 1970

Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. Кн. V. – М., 2003

Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР в старших группах специализированного детского сада // Дефектология. –

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Вос-питание и обучение. – М.,

Цейтлин С.Н. Основные особенности детской практической граммати-ки // Совершенствование методов диагностики и преодоление наруше-ний речи. - Л., 1989

Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семан-тики и грамматики: На материале онтогенеза речи. - М., 1990

– С. 68 – 77

Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. – М., 1982

Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М.,

– №

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Про-свещение,

Гриншпун Б.М., Воробьева В.К. О механизмах затруднений в актуали-зации слов у детей с моторной алалией // Восьмая научная сессия по дефектологии и пятые всесоюзные педагогические чтения. - М.,

Дудников А.В. Современный русский язык. – М.,

Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М.,

– С. 155 – 199

Лебедева Л.Г., Сорокина Ю.К. Использование плоскостной геометри-ческой мозаики при формировании конструктивных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.,

- 115 с.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы кор-рекции ОНР у детей дошкольного возраста//Дефектология. –

Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингви-стика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.,

Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984

Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недо-развитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.,

Цейтлин С.Н. и др. Междисциплинарный словарь: язык, речь, комму-никации. – СПб.,

Туманова Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи. - М., 2005

Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973

Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М.,

Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.,

– С. 72 – 78

Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжёлыми наруше-ниями речи / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. // Под ред.проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2009

Галкина Е.М. – Федорук, Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной – Федорук. – М., 1962

- С. 70 – 103

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1978

– С. 50 – 56;

Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1977

Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.,

– С. 69 – 74;

- С. 240 – 250

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка - СПб, 1997

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматиче-ского строя у дошкольников с ОНР. - СПб., 2001

Лурия А.Р. Внутренняя речь и её мозговая организация // Язык и соз-нание. – М., 1979

Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у до-школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. –

Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984

– С. 60 – 61

– №

- С. 500 – 507

– С. 163 – 169

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под. Ред. Т. В. Волосовец. – М.,

- С. 519 –

– №

– №

Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М.,

Вопросы и ответы

Что характеризует современное состояние проблемы нарушения лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР?
Современное состояние проблемы определяется наличием специфических нарушений в комплексной организации речевой системы, проявляющихся в ослаблении структурной целостности и функциональных возможностей лексико-грамматического строя. Речь характеризуется ограниченностью словарного запаса и затруднениями в применении грамматических норм, что указывает на необходимость комплексного подхода к диагностике и коррекции данных нарушений.
Что представляет собой этап развития лексико-грамматического строя в онтогенезе и какие процессы в его рамках формируются?
Этап развития лексико-грамматического строя в онтогенезе охватывает последовательное формирование трех ключевых компонентов: лексики, словоизменения и словообразования. На первом этапе происходит накопление базового словарного запаса, далее ребенок осваивает правила гибкого изменения слов для выражения грамматических категорий, а на завершающем этапе формируются механизмы создания новых лексических единиц. Эти процессы выступают взаимодополняющими и способствуют становлению полноценной речевой компетенции.
Какие особенности характеризуют лексико-грамматический строй речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Лексико-грамматический строй речи у дошкольников с общим недоразвитием отличает сниженная структурная организованность и ограниченный объем семантических средств. Проявляются существенные затруднения в освоении грамматических категорий, что приводит к упрощенной синтаксической структуре высказываний. Данные особенности требуют разработки специализированных программ поддержки и коррекции речевой деятельности.
Какую роль играет конструктивная деятельность в развитии лексико-грамматического строя речи у дошкольников?
Конструктивная деятельность служит значимым фактором, способствующим развитию речевой системы, поскольку обеспечивает практическую апробацию языковых норм в динамически меняющейся среде. Участие в активных творческих и познавательных играх стимулирует когнитивные процессы, улучшая способность к построению сложных языковых структур и способствуя гармоничному развитию лексико-грамматического строя.
Каковы основные элементы организации исследования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста?
Организация исследования базируется на четком определении целей, задач и методов, направленных на всесторонний анализ речевой деятельности. Важнейшими элементами являются характеристика экспериментальной группы, разработка методик для объективного измерения речевых навыков и применение статистических методов для анализа результатов, что обеспечивает достоверность и научную обоснованность полученных данных.
Какие методы статистической обработки используются для анализа экспериментальных данных в исследовании речевого развития?
Анализ экспериментальных данных проводится с применением количественных методов, включающих описательную статистику и числовой анализ. Эти методы позволяют выявить закономерности речевого развития, оценить эффективность применяемых методик и подтвердить гипотезы эксперимента, обеспечивая объективную оценку динамики и структуры речевой компетенции.
Какова роль игр и занятий, основанных на конструктивной деятельности, в методике развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР?
Игры и занятия, основанные на конструктивной деятельности, представляют собой эффективное средство развития лексико-грамматического строя речи. Данная методика интегрирует теоретические подходы с практической деятельностью, стимулируя усвоение грамматических норм и обогащение лексического запаса. Таким образом, она способствует повышению уровня коммуникативной компетентности и обеспечивает прочное становление языковых навыков.