вышлю на почту
Содержание
Введение
Обоснование актуальности исследования, постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования, подбор применяемых методов.
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР
-
Динамика речевого онтогенеза
- Формирование лексики в онтогенезе
- Развитие словоизменения в онтогенезе
- Механизмы словообразования в онтогенезе
-
Специфика речевого строя при «общем недоразвитием речи»
-
Роль «конструктивной деятельности» в организации лексико-грамматического строя
Выводы по главе 1
Глава 2. Методологическая база исследования речевого строя у дошкольников с ОНР
-
Формулирование цели, задач и выбор методик исследования
-
Характеристика экспериментальной группы
-
Содержание методики диагностики лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста
Глава 3. Экспериментальное выявление особенностей лексико-грамматического строя
-
Диагностика умения называть предметы
-
Исследование процессов словоизменения
-
Анализ механизмов словообразования
-
Статистическая обработка и интерпретация экспериментальных данных
Выводы по главе 3
Глава 4. Разработка методики развития лексико-грамматического строя речи через «конструктивную деятельность»
-
Научно-теоретическое обоснование формирования речевого строя
-
Содержание игровых форм и занятий по развитию лексико-грамматической системы у дошкольников с ОНР
Заключение
Обобщение результатов исследования, практическая значимость полученных данных и перспективы дальнейшей работы.
Список литературы
Перечень использованных источников и нормативно-методических материалов.
В ходе вовлечения детей в различные формы изобразительного искусства наблюдается существенное развитие познавательных способностей, а также уточняется представление о внешней среде, общественных процессах и природных явлениях (Косминская В.Б. [16]).
Методика формирования словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи основывается на закономерностях нормального онтогенеза, при этом уделяется внимание последовательному усвоению лексических, морфологических и синтаксических элементов языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение речевых форм, заданий и языкового материала для повышения их эффективности.
Изначально значение словоизменения закрепляется посредством освоения словосочетаний, что переходит в формирование простых предложений и, в конечном итоге, в развитии связной речи. Последовательное внедрение грамматических конструкций отражает нормальную динамику языкового развития детей с ОНР, хотя темпы их усвоения зачастую замедлены вследствие дисгармонии между развитием морфологической и синтаксической систем.
Словообразование рассматривается как важный механизм обогащения словарного запаса, осуществляющийся через комбинацию морфем, что делает его неотъемлемой частью морфологической структуры языка. В данном контексте эффективное формирование продуктивных словообразовательных моделей является приоритетной задачей образовательного процесса для детей с ОНР.
Особенности усвоения грамматической системы у детей с нарушением речевого развития выявляются в сравнительно медленном освоении лексических и формальных компонентов языка. Логопедическая работа направлена на развитие психологических механизмов анализа, синтеза, сравнения и обобщения, что способствует более глубокому усвоению правил формирования морфологических и синтаксических конструкций.
Процесс формирования морфологической системы происходит посредством сопоставления речевых единиц, что позволяет выделить значимые морфемы и установить парадигматические и синтагматические связи внутри языка. Для наглядности ниже представлена таблица основных этапов формирования языковой компетенции:
Этап | Описание |
---|---|
1. Словосочетания | Формирование базовых связей между словами с закреплением начальных грамматических значений. |
2. Предложения | Переход к построению простых синтаксических конструкций с усилением понятностных связей. |
3. Связная речь | Интеграция лексических и грамматических элементов в единое целое, способствующее развитию когерентности речи. |
Детям с ОНР характерны трудности в выделении морфем, определении грамматических значений и их формальном выражении. В этом контексте логопедическая работа предполагает поэтапное формирование речевых предпосылок, начиная с уточнения лексического значения слова и его звуковой структуры, что гармонично сочетается с системным освоением грамматических норм.
Современные исследования подтверждают, что интеграция новых педагогических подходов, основанных на когнитивном анализе и сравнении данных, способствует улучшению овладения языковой парадигмой и выбору оптимальных форм слов в процессе речевого порождения.
Список литературы
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
- С. 120 – 131
Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992
– С. 49 – 66
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельно-сти в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. – М., 1977
Баряева Л.Б., Силиванова Л.В. Учим детей играть с иллюстрированны-ми кубиками / Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.,
– С. 422 – 423
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего не-доразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990
– С.275 –
- С. 31 – 40
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2004
Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. - Л.,
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: РАОНЦ семьи и детства. – М., 2001
– №
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1973
– С. 3 – 54
– С. 71 – 76
Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреж-дениях для умственно отсталых детей. – М., 1991
Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возрас-та. - М., 1963
Филичева Т.Б. Консультации по вопросу проведения логопедической работы в спец. дошк. учреждениях//Дефектология. –
– №
Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. Мате-риалы третьего симпозиума по психолингвистике. – М., 1970
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. Кн. V. – М., 2003
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 1949
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР в старших группах специализированного детского сада // Дефектология. –
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Вос-питание и обучение. – М.,
Цейтлин С.Н. Основные особенности детской практической граммати-ки // Совершенствование методов диагностики и преодоление наруше-ний речи. - Л., 1989
Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семан-тики и грамматики: На материале онтогенеза речи. - М., 1990
– С. 68 – 77
Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. – М., 1982
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., 2003
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М.,
– №
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Про-свещение,
Гриншпун Б.М., Воробьева В.К. О механизмах затруднений в актуали-зации слов у детей с моторной алалией // Восьмая научная сессия по дефектологии и пятые всесоюзные педагогические чтения. - М.,
Дудников А.В. Современный русский язык. – М.,
Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М.,
– С. 155 – 199
Лебедева Л.Г., Сорокина Ю.К. Использование плоскостной геометри-ческой мозаики при формировании конструктивных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.,
- 115 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы кор-рекции ОНР у детей дошкольного возраста//Дефектология. –
Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингви-стика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.,
Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984
Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недо-развитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.,
Цейтлин С.Н. и др. Междисциплинарный словарь: язык, речь, комму-никации. – СПб.,
Туманова Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи. - М., 2005
Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973
Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М.,
Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.,
– С. 72 – 78
Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжёлыми наруше-ниями речи / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. // Под ред.проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2009
Галкина Е.М. – Федорук, Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной – Федорук. – М., 1962
- С. 70 – 103
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1978
– С. 50 – 56;
Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1977
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.,
– С. 69 – 74;
- С. 240 – 250
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка - СПб, 1997
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматиче-ского строя у дошкольников с ОНР. - СПб., 2001
Лурия А.Р. Внутренняя речь и её мозговая организация // Язык и соз-нание. – М., 1979
Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у до-школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. –
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984
– С. 60 – 61
– №
- С. 500 – 507
– С. 163 – 169
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под. Ред. Т. В. Волосовец. – М.,
- С. 519 –
– №
– №
Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М.,