Каталог Логопедия: анализ и практика Особенности связной монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом

Особенности связной монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом

монологическая речь дошкольное образование ЗПР обучение рассказыванию методика преподавания
Заказать готовую работу
📄 76 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Актуальность исследования
  2. Цель и задачи работы
  3. Объект и предмет исследования
  4. Используемые методы и методики

Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

  1. Онтогенез речевых навыков в нормативных условиях ("речевой онтогенез развития речи в норме")
  2. Психолого-педагогический портрет детей с задержкой психического развития ("психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития")
  3. Характеристика нарушений связной речи при развитии ЗПР ("нарушения речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития")

Глава II. Эмпирическая оценка уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития

  1. Формирование исследовательской базы: цели, задачи и организационные аспекты ("цели, задачи методы организации исследования")
  2. Применение методики констатирующего эксперимента
  3. Анализ и интерпретация полученных данных ("анализ результатов исследования")

Глава III. Логопедическая коррекция и развитие связной речи у детей с ЗПР

  1. Теоретико-методические предпосылки обучающего эксперимента ("теоретическое обоснование обучающего эксперимента")
  2. Разработка и применение методики экспериментального обучения
  3. Контрольный эксперимент: организация проведения и анализ методических результатов ("организация и анализ методики контрольного эксперимента")

Заключение

  1. Выводы по итогам исследования
  2. Практическое значение и перспективы дальнейшей работы

Литература

  1. Список использованных источников

Основным методом формирования монологической связной речи является специализированное обучение программированию речевого высказывания, которое включает систематизированное планирование и целевое воздействие на речевую деятельность ребенка.

Особенности проведения занятий определяются рядом факторов, способствующих пониманию и усвоению материала детьми:

  1. Выбор наглядных материалов, таких как картинки и тексты, понятных для детей;
  2. Точное определение программного содержания, где цель игры или упражнения становится основой занятия;
  3. Фокусировка на одной конкретной задаче (например, "описание картинки");
  4. Применение разнообразных игр и упражнений по одной задаче для надежного закрепления материала;
  5. Проведение занятий в динамичной и интересной форме, способствующей высокой речевой активности детей.

На практических занятиях используются дидактические игры, игры драматизации, специальные грамматические упражнения, а также методы пересказа и рассказывания сказок. Такой подход позволяет обеспечить многогранное воздействие на речевое развитие, что подтверждается современными исследованиями в области педагогики речи.

Особое внимание следует уделять особенностям развития связной речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР). При замедленном темпе формирования связной речи, ограниченном общении со взрослым и сверстниками, речевые проявления становятся скудными, а инициатива в общении весьма редка. Часто детям требуется постоянное содействие посредством дополнительных вопросов и оценочных суждений, что является необходимым условием для преодоления этапа вопросно-ответной формы. Легче усваивается ситуативная речь, опирающаяся на наглядность и конкретные жизненные ситуации.

Монологическая речь представляет собой логически последовательное и связное высказывание, которое в дошкольном возрасте формируется через освоение двух основных типов: пересказа и рассказа. Дети участвуют в разнообразных занятиях, включающих:

  1. Пересказ;
  2. Самостоятельное рассказывание по игрушкам и предметам;
  3. Описание по картинкам;
  4. Рассказывание из личного опыта;
  5. Творческие рассказы.

Программа обучения детскому рассказыванию включает определение конкретного содержания занятий, а в подготовительной группе предпочтение отдается рассказам без опоры на наглядность. Ключевыми условиями формирования связной монологической речи являются обогащение словарного запаса, освоение различных видов предложений и накопление жизненного опыта.

Среди приемов обучения рассказыванию выделяются следующие методы:

  1. Совместное рассказывание, при котором взрослый начинает фразу, а ребенок ее завершает;
  2. Использование образца рассказа – живого описания предмета или события, доступного для эмоционального восприятия;
  3. План рассказа, когда взрослый задает 2-3 вопроса, структурирующих содержание, с коллективным обсуждением и составлением плана;
  4. Коллективное составление рассказа;
  5. Метод моделирования, отражающего структурные элементы рассказывания;
  6. Оценка детских рассказов, сопровождением которых служат вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок и прослушивание собственных рассказов.

Также значимым является применение методики работы с художественной литературой в детском саду, поскольку художественное восприятие литературных произведений у детей с ЗПР зачастую уступает уровню их сверстников из-за сниженной интеллектуальной активности и задержки в развитии познавательных процессов.

Список литературы

Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение,

– 287с.

Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига,

Якубинский, Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование / Л.П. Якубинский. – М.: Просвещение,

Власова, Т.А., Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение,

– 120с.

– 144 с.

Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / М. Зееман. Под ред. и с предисл. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. – М.,

– 264с.

– 191с.

– 96с.

– 477с.

– № 2 (

– 96с.

– 703 с.

– 236с.

Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: Академия,

Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. / Под. Ред. В.И. Лубовского. – Смоленск,

– 240с.

Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение,

Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: ТЦ Сфера,

Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская – СПб,

Визель, Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения / Т.Г. Визель // Логопед. – 2004 – №6 – С. 4-

Лалаева, Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе / Р.И. Лалаева // Логопедия. –

– 225с.

Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. Пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн.,

Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия»,

Локтева, Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: дис. канд. пед. наук / Е.В. Локтева. – Москва,

– 182с.

. – С. 17

– 286с.

Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Владос,

Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс,

– 32с.

– 36с.

– 63с.

Ульенкова, У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Горький: Горьковский гос. пед. институт им. Горького,

– 217с.

– 432с.

Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская // Логопедия. –

Коненкова, И.Д. Картинный диагностический материал. Обследование речи дошкольников с ЗПР / И.Д. Коненкова. – М.: "Гном и Д",

– 240 с.

– 182с.

Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС,

– № 1 (

– 112с.

Безруких, М.М., Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Дрофа,

– 256с.

– 336с.

– 214с.

– 182 с.

Шипицына, Л.М. 'Необучаемый' ребёнок в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь,

Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение,

– 720с.

– 160с.

– 160с.

– 32с.

Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: Аркти,

Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. – М.: Просвещение,

– 192с.

Косинова Е.М. Учимся правильно говорить / Е.М. Косинова. – М.: Росмэн-Пресс,

Пятница, Т.В. По секрету всему свету расскажу. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Т.В. Пятница. – Мозырь: Белый ветер,

Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Мозаика – Синтез,

Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение,

Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи / А.И. Баева // Логопед – 2004 – №2 – с 43-

– 72с.

. – С. 5

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер,

Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М. :Издательство Института Психотерапии.

Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников /Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «СОЮЗ»,

– №

– 223с.

Методы обследования речи у детей. / Под ред. Г.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. – М.: РИПКРО,

Занятия по развитию речи в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. – М. Просвещение.

Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение,

– 256с.

– 244с.

Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Просвещение,

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. / Под ред. М.М. Семаго. – М.: Просвещение,

Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,

– с. 33

– 158 с.

Бортникова, Е.Ф. Составляем рассказы по картинкам (для детей 5-6 лет) / Е.Ф. Бортникова. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур»,

– 112 с.

– 217с.

Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,

– 240с.

– 232с.

Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии,

– 256с.

Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада/ Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына // Коррекционная педагогика. –

Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия»,

– 271с.

Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ,

Львов, М.Р. Общие вопросы методики русского языка / М.Р. Львов. – М.: Просвещение,

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика - Синтез.

Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учеб. пособие для педагогов д/с / Д.Б. Эльконин. – Москва-Воронеж:

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ,

– 224с.

– 173с.

– 272с.

Вопросы и ответы

Как определяется развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста?
Развитие связной речи характеризуется последовательным формированием речевого онтогенеза, психолого-педагогической характеристикой, а также анализом нарушений речи, возникающих при наличии задержки психического развития. Данный подход обеспечивает комплексное понимание процессов нормального и патологического развития речи.
Какие направления исследования связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития организованы в работе?
Исследование осуществляется посредством определения исходного уровня сформированности связной речи, постановки целей и задач с применением специализированных методик организации эксперимента, а также анализа полученных эмпирических данных. Такой комплексный подход позволяет провести объективную оценку речевого развития и выявить специфические особенности детей с задержкой психического развития.
Что представляет собой методика констатирующего эксперимента?
Методика констатирующего эксперимента представляет собой строго структурированный исследовательский подход, направленный на выявление исходного уровня формированности связной речи посредством систематического и объективного анализа. Данный метод обеспечивает получение достоверных данных, позволяющих объективно оценить состояние речевого развития.
Как структурированы этапы логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с задержкой психического развития?
Этапы логопедической работы включают теоретическое обоснование эксперимента, реализацию методики экспериментального обучения и организацию с последующим анализом контрольного эксперимента. Такая структура обеспечивает методологическую последовательность и позволяет корректно выявлять и устранять нарушения речи.
Какова роль анализа результатов исследования в оценке уровня сформированности связной речи?
Анализ результатов исследования играет ключевую роль в систематизации эмпирических данных, что позволяет объективно оценивать степень сформированности связной речи. Он способствует выявлению специфических особенностей речевого онтогенеза и корректировке методики логопедической работы, обеспечивая научную обоснованность проводимых мероприятий.