Особенности связной монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом
Содержание
Введение
- Актуальность исследования
- Цель и задачи работы
- Объект и предмет исследования
- Используемые методы и методики
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
- Онтогенез речевых навыков в нормативных условиях ("речевой онтогенез развития речи в норме")
- Психолого-педагогический портрет детей с задержкой психического развития ("психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития")
- Характеристика нарушений связной речи при развитии ЗПР ("нарушения речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития")
Глава II. Эмпирическая оценка уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
- Формирование исследовательской базы: цели, задачи и организационные аспекты ("цели, задачи методы организации исследования")
- Применение методики констатирующего эксперимента
- Анализ и интерпретация полученных данных ("анализ результатов исследования")
Глава III. Логопедическая коррекция и развитие связной речи у детей с ЗПР
- Теоретико-методические предпосылки обучающего эксперимента ("теоретическое обоснование обучающего эксперимента")
- Разработка и применение методики экспериментального обучения
- Контрольный эксперимент: организация проведения и анализ методических результатов ("организация и анализ методики контрольного эксперимента")
Заключение
- Выводы по итогам исследования
- Практическое значение и перспективы дальнейшей работы
Литература
- Список использованных источников
Основным методом формирования монологической связной речи является специализированное обучение программированию речевого высказывания, которое включает систематизированное планирование и целевое воздействие на речевую деятельность ребенка.
Особенности проведения занятий определяются рядом факторов, способствующих пониманию и усвоению материала детьми:
- Выбор наглядных материалов, таких как картинки и тексты, понятных для детей;
- Точное определение программного содержания, где цель игры или упражнения становится основой занятия;
- Фокусировка на одной конкретной задаче (например, "описание картинки");
- Применение разнообразных игр и упражнений по одной задаче для надежного закрепления материала;
- Проведение занятий в динамичной и интересной форме, способствующей высокой речевой активности детей.
На практических занятиях используются дидактические игры, игры драматизации, специальные грамматические упражнения, а также методы пересказа и рассказывания сказок. Такой подход позволяет обеспечить многогранное воздействие на речевое развитие, что подтверждается современными исследованиями в области педагогики речи.
Особое внимание следует уделять особенностям развития связной речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР). При замедленном темпе формирования связной речи, ограниченном общении со взрослым и сверстниками, речевые проявления становятся скудными, а инициатива в общении весьма редка. Часто детям требуется постоянное содействие посредством дополнительных вопросов и оценочных суждений, что является необходимым условием для преодоления этапа вопросно-ответной формы. Легче усваивается ситуативная речь, опирающаяся на наглядность и конкретные жизненные ситуации.
Монологическая речь представляет собой логически последовательное и связное высказывание, которое в дошкольном возрасте формируется через освоение двух основных типов: пересказа и рассказа. Дети участвуют в разнообразных занятиях, включающих:
- Пересказ;
- Самостоятельное рассказывание по игрушкам и предметам;
- Описание по картинкам;
- Рассказывание из личного опыта;
- Творческие рассказы.
Программа обучения детскому рассказыванию включает определение конкретного содержания занятий, а в подготовительной группе предпочтение отдается рассказам без опоры на наглядность. Ключевыми условиями формирования связной монологической речи являются обогащение словарного запаса, освоение различных видов предложений и накопление жизненного опыта.
Среди приемов обучения рассказыванию выделяются следующие методы:
- Совместное рассказывание, при котором взрослый начинает фразу, а ребенок ее завершает;
- Использование образца рассказа – живого описания предмета или события, доступного для эмоционального восприятия;
- План рассказа, когда взрослый задает 2-3 вопроса, структурирующих содержание, с коллективным обсуждением и составлением плана;
- Коллективное составление рассказа;
- Метод моделирования, отражающего структурные элементы рассказывания;
- Оценка детских рассказов, сопровождением которых служат вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок и прослушивание собственных рассказов.
Также значимым является применение методики работы с художественной литературой в детском саду, поскольку художественное восприятие литературных произведений у детей с ЗПР зачастую уступает уровню их сверстников из-за сниженной интеллектуальной активности и задержки в развитии познавательных процессов.
Список литературы
Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение,
– 287с.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига,
Якубинский, Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование / Л.П. Якубинский. – М.: Просвещение,
Власова, Т.А., Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение,
– 120с.
– 144 с.
Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / М. Зееман. Под ред. и с предисл. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. – М.,
– 264с.
– 191с.
– 96с.
– 477с.
– № 2 (
– 96с.
– 703 с.
– 236с.
Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: Академия,
Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. / Под. Ред. В.И. Лубовского. – Смоленск,
– 240с.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение,
Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: ТЦ Сфера,
Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская – СПб,
Визель, Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения / Т.Г. Визель // Логопед. – 2004 – №6 – С. 4-
Лалаева, Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе / Р.И. Лалаева // Логопедия. –
– 225с.
Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. Пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн.,
Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия»,
Локтева, Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: дис. канд. пед. наук / Е.В. Локтева. – Москва,
– 182с.
. – С. 17
– 286с.
Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Владос,
Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс,
– 32с.
– 36с.
– 63с.
Ульенкова, У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Горький: Горьковский гос. пед. институт им. Горького,
– 217с.
– 432с.
Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская // Логопедия. –
Коненкова, И.Д. Картинный диагностический материал. Обследование речи дошкольников с ЗПР / И.Д. Коненкова. – М.: "Гном и Д",
– 240 с.
– 182с.
Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС,
– № 1 (
– 112с.
Безруких, М.М., Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Дрофа,
– 256с.
– 336с.
– 214с.
– 182 с.
Шипицына, Л.М. 'Необучаемый' ребёнок в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь,
Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение,
– 720с.
– 160с.
– 160с.
– 32с.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: Аркти,
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. – М.: Просвещение,
– 192с.
Косинова Е.М. Учимся правильно говорить / Е.М. Косинова. – М.: Росмэн-Пресс,
Пятница, Т.В. По секрету всему свету расскажу. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Т.В. Пятница. – Мозырь: Белый ветер,
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Мозаика – Синтез,
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение,
Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи / А.И. Баева // Логопед – 2004 – №2 – с 43-
– 72с.
. – С. 5
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер,
Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М. :Издательство Института Психотерапии.
Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников /Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «СОЮЗ»,
– №
– 223с.
Методы обследования речи у детей. / Под ред. Г.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. – М.: РИПКРО,
Занятия по развитию речи в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. – М. Просвещение.
Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение,
– 256с.
– 244с.
Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Просвещение,
Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. / Под ред. М.М. Семаго. – М.: Просвещение,
Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
– с. 33
– 158 с.
Бортникова, Е.Ф. Составляем рассказы по картинкам (для детей 5-6 лет) / Е.Ф. Бортникова. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур»,
– 112 с.
– 217с.
Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,
– 240с.
– 232с.
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии,
– 256с.
Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада/ Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына // Коррекционная педагогика. –
Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия»,
– 271с.
Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ,
Львов, М.Р. Общие вопросы методики русского языка / М.Р. Львов. – М.: Просвещение,
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика - Синтез.
Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учеб. пособие для педагогов д/с / Д.Б. Эльконин. – Москва-Воронеж:
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ,
– 224с.
– 173с.
– 272с.