Каталог Логопедия: анализ и практика Особенности обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Особенности обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

фонетика логопедия дошкольное образование речевое развитие
Заказать готовую работу
📄 66 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности проблемы обучения грамоте детей с ФФН, формулировка цели исследования, определение задач, описание объекта, предмета и перечня используемых методов.

Глава 1. Психолого-педагогические основания формирования грамотности детей с ФФН

  1. Современные взгляды на процесс обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (ФФН). Разбор новейших концепций формирования грамотности с учетом особенностей речевого развития.
  2. Психолого-педагогический профиль детей с ФФН. Анализ индивидуальных и социальных характеристик, влияющих на освоение грамоты.
  3. Сравнительный анализ методик подготовки к обучению грамоте с фокусом на особенности детей с ФФН. Обзор инновационных подходов и педагогических технологий.

Глава 2. Методологический анализ речевого развития при обучении грамоте детей с ФФН

  1. Организационные принципы и инструментарий исследования. Описание структуры исследования, подбор методов, а также методологическая база.
  2. Применение специализированных методик оценки состояния речи у детей с ФФН. Детальный разбор диагностических инструментов и процедур.
  3. Анализ сформированности основ грамоты у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Сравнение результатов и выявление закономерностей в речевом развитии.

Глава 3. Логопедическая практика в обучении грамоте детей с ФФН

  1. Разработка и внедрение методики логопедической работы при подготовке к обучению грамоте. Описание основных этапов и практических приемов логопедической работы.
  2. Оценка эффективности применяемых логопедических технологий в подготовке детей с ФФН к обучению грамоте. Анализ результатов и коррекция методики на основе собранных данных.

Заключение

  1. Итоговое обобщение результатов исследования, формулирование выводов и рекомендаций для практикующих специалистов.

Список литературы

  1. Перечень использованных источников, включающий монографии, статьи и нормативно-методические материалы по проблематике ФФН и обучению грамоте.

Приложения

  1. Дополнительные материалы, схемы и таблицы, иллюстрирующие этапы исследования и результаты практических тестирований.

Формирование звуков в речи осуществляется посредством оптимального применения всех сенсорных анализаторов, что позволяет эффективно организовать процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития. Целенаправленные логопедические мероприятия, направленные на корректировку звуковой стороны речи наряду с развитием фонематического слуха, играют ключевую роль в преодолении выявленных дефицитов.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФН охватывает не только коррекцию речевого дефекта, но и формирование базы для полноценного освоения грамоты. Важно отметить, что данная методика интегрирует подготовку к школе через посредством целостного подхода к развитию речи, что подтверждается результатами многочисленных исследований в данной области.

На основании исследования особенностей речевого развития старших дошкольников с ФФН была разработана методика формирования навыков грамоты. Проведённый эксперимент выявил значительную позитивную динамику в экспериментальной группе, что демонстрирует эффективность предложенной методики по сравнению с контрольной выборкой. Дополнительные данные, в том числе результаты статистического анализа, подтвердили высокую результативность проведённой работы, что позволяет утверждать о полном достижении поставленных целей и решении задач исследования.

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Санкт-Петербург, 2001.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М., 1998. - 399 с.
  3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
  4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
  5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения речи (в норме и патологии).-М.: Педагогика, 1977. -176 с.
  6. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. - К.: Рад. школа, 1990.
  7. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. - К.: Рад. школа, 1984. -174 с.
  8. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. - М., 2007.
  9. Бородин А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2001. - С. 146.
  10. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.
  11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
  12. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1999.
  13. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / авт.-сост. Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. — Минск: Нац. Ин-т образования, 2007. -280 с.
  14. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. -414 с.
  15. Гвоздев О.М. Вопросы изучения детской речи. - М., АПН РСФСР, 1961.
  16. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. -- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
  17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школьному обучению // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М., 1998. - 346 с.
  18. Денисова О.А. и др. : под редакцией В.И. Селиверстова. Детская логопсихология. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. -175 с.
  19. Детский голос. / Под ред. В.И. Щацкой. — М.: Педагогика, 2000. - 232 с.
  20. Диагностика готовности детей к усвоению фонемно-морфологического принципа письма // Методика вы…

Список литературы

Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просв.,

Курицына А.М. Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недораз¬витием речи //Дефектология. -

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошколь¬ников. - М.: Просвещение,

— 238 с.

Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. - К-: Рад. школа, 1990

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. ,1991 - 152с. ;

Логопедия: Учебник для студ. дефектологических фактов вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, Н.С. Шаховской. -М.: ВЛАДОС.

Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / автор.-сост. Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение,

Филичева Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) : учеб. пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : МГОПИ,

Лурия А.Р. Мышление и речь. - М.:Москов. ун-т,

Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание . -- Чебоксары: Чувашское книжное издательство,

- 223 с.

Бородин А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение,

Ковшиков В.А. Исправление нарушений разных звуков: методы лечения и дидактические материалы. -СПб.:САТИС,

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.,

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №

- С.

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.,

- 47 с.

Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е. Ф. Соботович. – К. : ИЗМН,

-

– 272 с.

Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. - К.: Р.ад- школа, 1984- - 174с.

- 112 с.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая ра¬бота в специальном детском саду. - М.: Просвещение,

-680 с.

- №

– С. 248–

- 232с.

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М.,

Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности - М,

Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. - М.,

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики Перевод: Займовский C. — СПб.: Астрель, М.: АСТ,

Гвоздев О.М. Вопросы изучения детской речи. - М., АПН РСФСР,

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на ло¬гопедических занятиях. - М.: Просвещение,

Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжёлыми нарушениями произношения. - М.: Прос¬вещение,

-414 с.

-300 с.

Денисова О.А. и др. :под редакцией В.И. Селиверстова. Детская логопсихология . - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

- 346с. ;

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школьному обучению // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М. ,

- 186 с,

- 399 с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. — М.: Просвещение.

Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения речи (в норме и патологии).-М.: Педагогика,

Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.,

Каше Г.А., Филичева Т.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М .,

Рибцун Ю. В. Коррекционно-развивающая программа обучения детей пятого года жизни с ФФНР: современный взгляд / Ю. В. Рибцун // Специальное образование : материалы VII Междунар. науч. конф., 21–22 апр. 2011 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина,

– 239 с. : ил.

Диагностика готовности детей к усвоению фонемно-морфологического принципа письма // Методика выявления речевых нарушений у детей и диагностика их готовности к школьному обучению / Под ред. Соботович Е. Ф. - К.: ПП "Компанія "Актуальна освіта",

- 245 с.

-175с.;

Карпова С.Н, Осознание словесного состава речи до-школьниками. - М,: МУ, 1967,

Рибцун Ю. В. Создание программ для воспитателей логопедических групп как условие повышения качества специального образования дошкольников [Электронный ресурс] / Юлия Валентиновна Рибцун // Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. (17 января – 17 мар та 2011 г.). – Режим доступа к изд. : http:/ itdsel.bspu.unibel.by › ru/content/new6/new2/new7/

Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи. – М.,

Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие. — М.: Просвещение,

Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. – М.,

- №

- С. 91-

-280 с.

Хватцева М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: Пособие для студентов. - М.: Учпедгиз.

Зеленин А. Расстройства речи в детском возрасте / пер. с чсш. Е. О. Со¬коловой; под ред. и с предисл. В. К. Трутнева, С. С. Ляпидевского. — М. : Медгиз,

- 270 с.

-С.

– 44 с

Правдина О.В. Логопедия: Учебное пособие. - М: Просвещение,

-71 с.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Прео¬доление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение,

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М-,

Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР,

Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты //Вопросы психологи. -

Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.,

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодоле¬нию нарушений слоговой структуры слов у детей. - Санкт-Петербург,

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие. — М.: Просвещение,

Черкасова Е. Л. Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М. : Айрис-пресс,

Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для общеобразовательных учреждении с русским языком обучения / авт.-сост. Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. — Минск : Нац. Ин-т образования.

Детский голос. / Под ред. В. И. Щацкой. — М.: Педагогика. -

Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.,

- №

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.С. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Санкт-Петербург,

Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология.

ЛИТЕРАТУРА

Лопатина Л.В.. Серебрякова Н.В. Преодоление ре¬чевых нарушений у дошкольников. - Санкт-Петербург: Союз,

— 224 с.

Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт,

Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Под ред. Т.Б. Филичевой. - М.: Гном IД,

-176 с.

- 191 с.

Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение,

– Т.

Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.,

Рыбина Э. Ознакомление детей логопедической группы со словами терминами «звук», «слоги», «слово» //Дошколь¬ное воспитание. -

— 275 с.

Том ІІІ. ;

Лалаева Р.И. О проблеме формирования готовности к школьному обучению дошкольников с нарушением речи// VІІ царскосельские чтения / Под ред. В.Н. Скворцова. СПб. ,

– 239 с. : ил.

– С. 48–

-272 с.

Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта письма и чтения. - М.,

08 «Дошк. воспитание» / М. Ф. Фомичева. – М. : Просв.,

Нижегородцева Н.В. , Шадрико В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. ,2001 ;

Вопросы и ответы

Какова структура исследования проблематики обучения грамоте детей с ФФН?
Исследование структурировано на три основных раздела, каждый из которых охватывает различные аспекты проблемы. Первый раздел рассматривает теоретические аспекты, включающие современные представления, психолого-педагогическую характеристику и подходы к обучению. Второй раздел посвящён методологическим аспектам, описывая организацию исследования, методы и методики оценки состояния речи. Третий раздел фокусируется на системе логопедической работы, направленной на подготовку детей к обучению грамоте посредством специализированной методики.
Что включает теоретический раздел исследования обучения грамоте детей с ФФН?
Теоретический раздел включает анализ современных представлений о процессе обучения грамоте, психолого-педагогическую характеристику детей с ФФН и современные подходы к овладению грамотой. Эти компоненты способствуют глубокому пониманию специфики обучения и формирования теоретической базы для последующего эмпирического исследования.
Каковы ключевые компоненты методологических аспектов изучения особенностей речи у детей с ФФН?
Методологическая часть включает организацию исследования, применение методов, направленных на оценку состояния речи, и анализ сформированности основных элементов грамоты у детей. Такой подход обеспечивает комплексную оценку уровня речевого развития и позволяет определить ключевые этапы коррекционной работы.
В чем заключается смысл системы логопедической работы по обучению грамоте детей с ФФН?
Система логопедической работы основывается на специализированной методике подготовки детей к обучению грамоте, направленной на коррекцию речевых нарушений. Данный подход интегрирует педагогические и коррекционные компоненты, что позволяет повысить эффективность подготовки детей с ФФН и обеспечить системное воздействие на их речевое развитие.
Каково значение специализированной методики при организации логопедической работы с детьми с ФФН?
Специализированная методика играет ключевую роль, так как обеспечивает адаптацию педагогических приемов к особенностям речевых нарушений у детей с ФФН. Её применение позволяет провести объективную оценку речевого состояния и сформировать эффективные коррекционные программы, способствуя успешной подготовке детей к обучению грамоте.