Тему сформулировать автору на основании курсовой работы.
Содержание
Введение
- Актуальность исследования
- Цель и задачи работы
- Объект, предмет и методы исследования
Глава 1. Теоретико-методические основы монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста
- 1.1 Анализ теоретико-методологических подходов к изучению монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста
- 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
- 1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- 1.4 Специфика формирования связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР
- Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
- 2.1 Организация эксперимента: цели и задачи исследования
- 2.2 Результаты констатирующего эксперимента
- Выводы по главе 2
Глава 3. Коррекция недостатков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
- 3.1 Разработка и проведение комплекса логопедических занятий для коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ЗПР
- 3.2 Результаты контрольного эксперимента
- Выводы по главе 3
Заключение
- Основные выводы по результатам исследования
- Перспективы дальнейшей работы
Список литературы
Приложения
В рамках логопедической работы особое значение приобретает использование разнообразных форм рассказов с целью развития связной речи и лексико-грамматических навыков. Методика включает задания, такие как составление предложений, рассказы по картинке, а также рассказы по готовым схемам: "Зимние забавы", "Дикие животные Севера", "Насекомые", "Школа. Библиотека", «Животные жарких стран» и "Зима (рассказ по схеме о приметах зимы)". Наряду с этим применяются рассказы-импровизация и сюжетно-ролевые игры, способствующие более глубокому усвоению материала.
Организация занятий строится на последовательном повторении и закреплении материала. После проведения фронтального логопедического занятия, в ходе которого детально отрабатываются лексико-грамматические категории родного языка, специалист фиксирует номер урока и отмечает задания для дальнейшего повторения. Вечером взрослые — родители или воспитатели — осуществляют повторное выполнение заданий, выразительно зачитывая их и демонстрируя образцовые примеры там, где это необходимо. Полученные ответы записываются в специальные графы, при этом выполнение задания оценивается следующим образом: знак «+» ставится, если в рассказе отсутствуют лексико-грамматические ошибки, и знак «—» — если ошибки имели место. В случае выявления неточностей логопед продолжает занятия с ребёнком для устранения недостатков.
Работа по формированию связной речи базируется на ряде принципов, направленных на повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса:
- Систематичность – обеспечение непрерывности и регулярности занятий.
- Взаимообусловленность развития речи и мышления – гармоничное сочетание формы и содержания в процессе усвоения языка.
- Индивидуализация – учет индивидуальных возрастных особенностей и потребностей детей с речевым недоразвитием.
- Динамичное восприятие – повышение уровня сложности заданий с целью стимулирования раскрытия потенциала ребёнка.
- Продуктивная обработка информации – формирование навыков самостоятельного поиска, выбора и принятия решений.
- Постепенное повышение требований – последовательное усложнение упражнений, при условии доступности учебного материала.
- Наглядность – демонстрация необходимых действий посредством практических примеров.
- Развитие и коррекция высших психических функций – внедрение специальных упражнений для улучшения внимания, памяти, мышления и воображения.
- Мотивация к учению – создание условий, стимулирующих внутреннюю заинтересованность в образовательном процессе.
Четкое определение целей занятия, структурированная организация и использование разнообразных методов с опорой на несколько анализаторов, а также активная роль педагога создают благоприятные условия для успешного продвижения коррекционных мероприятий. Дополнительные исследования подтверждают эффективность такого подхода в работе с детьми, демонстрируя улучшение показателей развития речи и мышления.
Список литературы
Психологическая диагностика / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М.: Ун-т РАО,
Т.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,
Ладынежская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи. — М., 1975г.
Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Дефектология. –
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронкова А.П. Азбука общения со взрослыми и сверстниками. – М.,
Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди,
Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., Просвещение,
Шаховская С.Н., Селиверстов В.И., Пузанов Б.П. Состояние речевой коммуникации дошкольников с ОНР // Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра. – М.,
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС,
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ,
- №
Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6-7 лет: Сб. науч. трудов. – М.,
Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения детей 6-8 лет. – М.,
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М.,
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М.,
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение,
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.,
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Академия,
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб,
Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., Просвещение,
Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. Шевченко С.Г. – М.,
Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). – М,
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.,
— С. 151-
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Просвещение,
– С. 73-
Блинова Л.Н «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития». – М.,
- 119с.
Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. – М.,
Эльконин Д.Б. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности дошкольника. – М.,
Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.,
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение,
- №
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент,
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС,
Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. Собрание соч.- М.,
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики,
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. – М.: Просвещение,
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.,
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.,
Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. — М.,
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.,
Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с ОНР в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. –
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.,
Воробьёва В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи — Дефектология, № 4 1990г.
Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М,
- №
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.,
Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,
Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей. – М.: Просвещение,
Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. – М.,
Ильина В.Н. Развитие личности ребенка от трех до пяти. - Екатеринбург: У-Фактория,
– 528с.
Еврастов Н.П. Культура связной речи. – Ярославль,
Козырева О. А., Борисова Н. Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.,
– С. 18-
Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика,
— с.
Яшина В.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.: Университет,
Успенская Л.П. Учись говорить правильно: Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. – М.: Просвещение,
Фотекова Т.А., Ахунтина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических приемов: Пособие для логопедов и психологов. – М.,
Солдатова Н.А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.,