Каталог Логопедия: анализ и практика Тему сформулировать автору на основании курсовой работы.

Тему сформулировать автору на основании курсовой работы.

логопедия коррекция речь образование методика
Заказать готовую работу
📄 94 страницы страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Актуальность исследования
  2. Цель и задачи работы
  3. Объект, предмет и методы исследования

Глава 1. Теоретико-методические основы монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста

  1. 1.1 Анализ теоретико-методологических подходов к изучению монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста
  2. 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
  3. 1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
  4. 1.4 Специфика формирования связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР
  5. Выводы по главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

  1. 2.1 Организация эксперимента: цели и задачи исследования
  2. 2.2 Результаты констатирующего эксперимента
  3. Выводы по главе 2

Глава 3. Коррекция недостатков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

  1. 3.1 Разработка и проведение комплекса логопедических занятий для коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ЗПР
  2. 3.2 Результаты контрольного эксперимента
  3. Выводы по главе 3

Заключение

  1. Основные выводы по результатам исследования
  2. Перспективы дальнейшей работы

Список литературы

Приложения

В рамках логопедической работы особое значение приобретает использование разнообразных форм рассказов с целью развития связной речи и лексико-грамматических навыков. Методика включает задания, такие как составление предложений, рассказы по картинке, а также рассказы по готовым схемам: "Зимние забавы", "Дикие животные Севера", "Насекомые", "Школа. Библиотека", «Животные жарких стран» и "Зима (рассказ по схеме о приметах зимы)". Наряду с этим применяются рассказы-импровизация и сюжетно-ролевые игры, способствующие более глубокому усвоению материала.

Организация занятий строится на последовательном повторении и закреплении материала. После проведения фронтального логопедического занятия, в ходе которого детально отрабатываются лексико-грамматические категории родного языка, специалист фиксирует номер урока и отмечает задания для дальнейшего повторения. Вечером взрослые — родители или воспитатели — осуществляют повторное выполнение заданий, выразительно зачитывая их и демонстрируя образцовые примеры там, где это необходимо. Полученные ответы записываются в специальные графы, при этом выполнение задания оценивается следующим образом: знак «+» ставится, если в рассказе отсутствуют лексико-грамматические ошибки, и знак «—» — если ошибки имели место. В случае выявления неточностей логопед продолжает занятия с ребёнком для устранения недостатков.

Работа по формированию связной речи базируется на ряде принципов, направленных на повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса:

  1. Систематичность – обеспечение непрерывности и регулярности занятий.
  2. Взаимообусловленность развития речи и мышления – гармоничное сочетание формы и содержания в процессе усвоения языка.
  3. Индивидуализация – учет индивидуальных возрастных особенностей и потребностей детей с речевым недоразвитием.
  4. Динамичное восприятие – повышение уровня сложности заданий с целью стимулирования раскрытия потенциала ребёнка.
  5. Продуктивная обработка информации – формирование навыков самостоятельного поиска, выбора и принятия решений.
  6. Постепенное повышение требований – последовательное усложнение упражнений, при условии доступности учебного материала.
  7. Наглядность – демонстрация необходимых действий посредством практических примеров.
  8. Развитие и коррекция высших психических функций – внедрение специальных упражнений для улучшения внимания, памяти, мышления и воображения.
  9. Мотивация к учению – создание условий, стимулирующих внутреннюю заинтересованность в образовательном процессе.

Четкое определение целей занятия, структурированная организация и использование разнообразных методов с опорой на несколько анализаторов, а также активная роль педагога создают благоприятные условия для успешного продвижения коррекционных мероприятий. Дополнительные исследования подтверждают эффективность такого подхода в работе с детьми, демонстрируя улучшение показателей развития речи и мышления.

Список литературы

Психологическая диагностика / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М.: Ун-т РАО,

Т.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,

Ладынежская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи. — М., 1975г.

Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Дефектология. –

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронкова А.П. Азбука общения со взрослыми и сверстниками. – М.,

Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди,

Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., Просвещение,

Шаховская С.Н., Селиверстов В.И., Пузанов Б.П. Состояние речевой коммуникации дошкольников с ОНР // Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра. – М.,

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС,

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ,

- №

Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6-7 лет: Сб. науч. трудов. – М.,

Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения детей 6-8 лет. – М.,

Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М.,

Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М.,

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение,

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.,

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Академия,

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб,

Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., Просвещение,

Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. Шевченко С.Г. – М.,

Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). – М,

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.,

— С. 151-

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Просвещение,

– С. 73-

Блинова Л.Н «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития». – М.,

- 119с.

Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. – М.,

Эльконин Д.Б. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности дошкольника. – М.,

Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.,

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение,

- №

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент,

Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС,

Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. Собрание соч.- М.,

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики,

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. – М.: Просвещение,

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.,

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.,

Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. — М.,

Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.,

Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с ОНР в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. –

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.,

Воробьёва В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи — Дефектология, № 4 1990г.

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М,

- №

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.,

Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,

Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей. – М.: Просвещение,

Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. – М.,

Ильина В.Н. Развитие личности ребенка от трех до пяти. - Екатеринбург: У-Фактория,

– 528с.

Еврастов Н.П. Культура связной речи. – Ярославль,

Козырева О. А., Борисова Н. Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.,

– С. 18-

Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика,

— с.

Яшина В.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.: Университет,

Успенская Л.П. Учись говорить правильно: Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. – М.: Просвещение,

Фотекова Т.А., Ахунтина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических приемов: Пособие для логопедов и психологов. – М.,

Солдатова Н.А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.,

Вопросы и ответы

Что представляют собой теоретические основы монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста?
Теоретические основы представляют собой совокупность концептуальных и методологических положений, обеспечивающих базис для анализа организации монологической связной речи. Они формируют научное обоснование, необходимое для дальнейшего эмпирического исследования и разработки коррекционных мероприятий.
Каковы психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста и особенности детей с задержкой психического развития?
Психолого-педагогические характеристики определяют возрастные особенности развития, уровень формирования речевых навыков и специфику организационных условий образовательного процесса. Дополнительно, особенности детей с задержкой психического развития учитывают отличительные черты диагностики и применения коррекционных стратегий, что позволяет более точно организовать мероприятия по развитию связной речи.
Что включает анализ теоретико-методологических подходов к изучению монологической связной речи?
Анализ теоретико-методологических подходов включает систематизацию существующих концепций и методов исследования, направленных на изучение структуры и закономерностей монологической речи. Данный анализ служит основой для формулирования эффективных методологических ориентиров и определения направлений эмпирического исследования.
Как формулируются цели и задачи исследования, направленного на изучение особенностей монологической связной речи?
Цели и задачи исследования формулируются с акцентом на выявление специфики развития речевых навыков, а также на организацию экспериментальных условий для оценки и коррекции недостатков связной речи. Такой структурированный подход обеспечивает ясность методологии и способствует комплексному анализу исследуемых процессов.
Каким образом проводятся экспериментальные исследования особенностей монологической связной речи?
Экспериментальные исследования состоят из двух этапов: первоначального констатирующего эксперимента, направленного на диагностику исходного уровня речевых навыков, и последующего контрольного эксперимента, позволяющего оценить эффективность коррекционных мероприятий. Данный подход обеспечивает надёжное эмпирическое обоснование выявленных особенностей.
Каковы принципы коррекции недостатков связной речи у детей с задержкой психического развития?
Принципы коррекции основаны на комплексном логопедическом вмешательстве, которое предусматривает разработку специализированных занятий и системный подход к устранению речевых недостатков. Такая методология позволяет адаптировать образовательные программы к специфическим потребностям детей и обеспечивает эффективное развитие монологической речи.