Каталог Логопедия: анализ и практика Развитие словаря у дошкольников с ОНР III уровня с помощью сюжетно-ролевых игр

Развитие словаря у дошкольников с ОНР III уровня с помощью сюжетно-ролевых игр

словарный запас дошкольное развитие лингвистика активный словарь
Заказать готовую работу
📄 75 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение
  1. Обоснование актуальности проблемы, постановка цели, определение задач, обозначение объекта и предмета исследования, описание применяемых методов.

Глава 1. Теоретические предпосылки формирования словарного запаса у дошкольников с ОНР III уровня в игровой деятельности

  1. Анализ современных исследований игровой деятельности дошкольников с использованием профессиональных подходов.
  2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня и особенности их речевого развития.
  3. Онтогенетическая динамика формирования словаря у детей, выявление закономерностей речевого развития.
  4. Роль сюжетно-ролевых игр в развитии психического и языкового статуса детей дошкольного возраста.

Глава 2. Экспериментальная диагностика и анализ речевого потенциала у детей с ОНР III уровня

  1. Формулировка целей и задач экспериментального этапа исследования.
  2. Методологическая организация и проведение эксперимента, характеристики применяемых методик.
  3. Статистическая оценка данных и анализ состояния словарного запаса у детей с ОНР III уровня.

Глава 3. Коррекционный потенциал сюжетно-ролевых игр в работе логопеда с дошкольниками с ОНР III уровня

  1. Разработка логопедических мероприятий и корректирующих техник с применением сюжетно-ролевых игр.
  2. Практический анализ результатов коррекционной работы по улучшению словарного запаса.
  3. Методические рекомендации для педагогов и логопедов с учетом специфики речевых нарушений.
Заключение
  1. Выводы по итогам теоретического и экспериментального этапов.
  2. Перспективы дальнейших исследований и рекомендации по применению разработанных методик.
Список литературы
  1. Перечень использованных источников и нормативных документов.
Приложение
  1. Дополнительные материалы, таблицы и методические разработки.

Результаты исследования свидетельствуют о заметном увеличении объема активного словарного запаса у дошкольников. Так, два ребенка с уровнем ОНРIII ЭГ («Александр П.», «Людмила П.») успешно выполнили все задания, демонстрируя умение правильно называть части лица, тела, одежды, а также обозначать овощи, фрукты и ягоды. Однако один дошкольник (Дмитрий Р.) уровня ЭГ и три ребенка с КГ испытывали незначительные трудности, включая ошибки в названии отдельных видов диких птиц (например, «ворона» вместо «галка»), животных («поросенок» вместо «кабан»), рыб («щука» вместо «лещ») и растений (замена «красной смородины» на «клюкву»), а также некоторых элементов предметов («рукав» вместо «манжеты»).

Дополнительный анализ показал, что группа из трех дошкольников с ОНРIII уровнем ЭГ и трех детей с КГ справилась лишь с половиной предложенных заданий, что подтверждает наличие затруднений при назывании объектов по ряду лексических тем. Исследование пассивного и активного номинативного словаря выявило, что дети с ОНРIII уровнем демонстрируют менее развитое понимание и воспроизведение малочастотной лексики, обозначающих временные представления, части предметов и тела.

Объем активного глагольного словаря также увеличился. Так, один дошкольник с ЭГ («Александр П.») выполнил задание корректно, хотя и с замедленным темпом и незначительными ошибками, которые он успешно исправлял самостоятельно. В свою очередь, одному ребенку с ОНР ЭГ и одному с КГ потребовалась минимальная помощь логопеда при определении действий, связанных с такими субъектами, как гусеница (словарная замена: «ходит» вместо «ползает»), медведь («мычит» вместо «рычит») и соловей («свисти» вместо «поет»).

В целом, четыре дошкольника с ОНР ЭГ и пять детей с КГ выполнили лишь половину заданий, испытывая трудности в определении действий, производимых гусеницами, медведями, соловьями и курицами, что сопровождается проблемами словообразования (например, использование форм «кудахтает», «продает»). Несмотря на рост объема глагольного словаря у детей с ОНРIII уровня, его недостаточно для полноценного речевого общения. При этом наблюдалась закономерность: пассивный глагольный запас оказался развит лучше активного. В задачах, связанных с определением действий людей и животных, дошкольники зачастую не могли адекватно сопоставить понятия, как в случае с определением действий (например, «гусеница лежит» вместо «ползет» или «спортсмен нагнулся» вместо «соревнуется»).

Также отмечается увеличение объема употребления имен прилагательных, однако ни один ребенок с ОНРIII уровнем не справился с заданием полностью. Лишь двое из них продемонстрировали возможность правильно выполнить более половины заданий, несмотря на затруднения при определении форм предметов (например, «круглый» против «овального») и соотношении качественных характеристик («красивый» вместо «красный»).

Список литературы

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ»,

– 187 с.

Арапов М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия,

Короткова, Н.А., Михайленко, Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры / Н.А. Короткова, Н.Михайленко //Дошкольное воспитание- 1989- №

Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: АЙРИС-ПРЕСС.,

– 345с.

Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс,

– 318 с.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР,

- 310 с

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999

Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия учебник для вузов. - М., 1999г.

Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р.Е. Левина. - М.,

Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ,

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия»,

Менджерицкая, Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет.сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.

С. 34- 36

– 48с.

Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка/Л.А. Венгер //Воспитание детей в игре. [Текст] – М.: Просвещение,

– 207с.

Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.,

– с.

- 192 с.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи//под ред. Гаркуши Ю.Ф. - М: Ин-т Общегуманитарных исследований/Секачев В.Ю.,

– 96 с.

Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. – М.,

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.

Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М.: Экономика,

- №

- 224 с

-29c.

Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,

Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». - 2-ое изд. - М.: Просвещение,

- №

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.,

Кайюа, Р. Что такое игра. /Р.Кайюа// Курьер «ЮНЕСКО»-

– 160с.

–С. 34

– 128с.

Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М.,

– 190

Фомина М.И. Лексика современного русского языка. – М.,

Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи// Дефектология. –

Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. –

Кривко-Апинян ,Т.А. Мир игры. [Текст]/Т.А. Кривко-Апинян – М.: Эйдос,

Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение,

– 73-79с.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста: Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение,

Иванкова Р.А. Творческая игра дошкольников. – М.: Педагогика,

Арапов М. В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия,

- С. 29-

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение,

Суслова Э.КВоспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение,

Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО,

Волкова С.Н., Пустовалова М.В. Открытое комплексное занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «одежда, обувь, головные убор// Логопед в детском саду. –

– 160с.

Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия»,

Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М.,

Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи /Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М.: Просвещение, 1998г.

- с. 60

Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии.-

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Проф. образование.

Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки речи и голоса у детей. –М.: Владос, 1998

Корнишева О.Ю., Пиотровская Л.А., Лопатина Л.В. Речевая деятельность в норме и патологии. - СПб.: издательство РГПУ им. А. И. Герцена ,

Гаркуша Ю.Ф; Коржевина В.В; Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.//под ред.Ю. Ф. Гаркуши/ Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М. Воронеж .-2001, С.84-89

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. -- М.: АСТ :Астрель,

Шахнарович А.М., Кубрякова К.С. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека // Человеческий фактор в языке. – М.,

Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи :Дис. ... канд. пед. наук :

-57c.

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002 – 256 с.

– М.,

Словарь логопеда /Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение,

– 368с.

– 112с.

Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение,

- С. 7-

Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии.//Изучение и коррекция речевых расстройств.- Л.,

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т., В.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Дрофа, 2009

– 304с.

Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —М.: ACT: Астрель,

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение,

03 : Москва, 1996 177 c.

-128с.

– 240с.

– 127 с.

Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М.: АРКТИ,

-№ 5, с. 42

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, 2009

Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст]/Л.М.Семенюк, ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии,

- № 2, с. 67

Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование.

Алфёрова О.А. Активизация лексического строя речи у детей: новые возможности// Логопед. –

Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение,

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,

Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М.: Алетейя,

— С. 240–

Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ,

Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение,

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д»,

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.,

Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно / О.Е. Грибова. – М.: Айрис - пресс,

Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение,

Виноградова, Н.А., Позднякова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. [Текст] /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова.- М.: Айрис Пресс,

Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М.: РИПКРО,

– 309с.

- №

- 400 с.

Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987 – 144с.

Вопросы и ответы

Какая проблематика исследования разработки словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в контексте игровой деятельности?
Проблематика исследования заключается в изучении формирования словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях игровой деятельности. Исследование охватывает выявление специфики развития лексического запаса, анализ психолого-педагогической характеристики детей и определение роли игровых форм, в частности сюжетно-ролевых игр, в стимуляции речевого развития.
Какие структурные этапы включает экспериментальное изучение состояния словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня?
Экспериментальное изучение включает в себя постановку целей и задач исследования, организацию и методику проведения эксперимента, а также всесторонний анализ состояния речи детей дошкольного возраста. Данный структурированный подход позволяет рассмотреть проблему с различных аспектов и обеспечить комплексность исследования.
Какова роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии детей дошкольного возраста с ОНР III уровня?
Сюжетно-ролевая игра играет значимую роль в психическом развитии детей, способствуя формированию когнитивных навыков и расширению словарного запаса. Применение игровых методик позволяет активизировать речевую мотивацию и развивать коммуникативные компетенции, что оказывает положительное влияние на общее психическое развитие.
Каким образом логопедическая работа на основе сюжетно-ролевых игр способствует коррекции речевых нарушений у детей с ОНР III уровня?
Логопедическая работа, основанная на использовании сюжетно-ролевых игр, способствует коррекции речевых нарушений посредством создания благоприятной коммуникативной среды. Такой подход позволяет стимулировать практическое использование лексики, улучшать артикуляцию и структурировать речь, что приводит к преодолению недостаточного объема словаря и устранению речевых нарушений.
Как определяется термин «ОНР III уровня» в рамках психолого-педагогической характеристики детей?
Термин «ОНР III уровня» характеризует особый уровень речевых нарушений, при котором у детей наблюдаются специфические психолого-педагогические особенности. Это понятие отражает необходимость применения специализированных методик коррекции, направленных на развитие словарного запаса и улучшение речевой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.