Каталог Психология: исследование и практика Особенности профессионального самоопределения обучающихся 9-х и 11-х классов

Особенности профессионального самоопределения обучающихся 9-х и 11-х классов

профессиональное самоопределение профориентация психодиагностика методология старшеклассники
Заказать готовую работу
📄 69 страниц страниц
📅 год
💰 4 350 руб. ₽

Содержание

Введение

  1. Обоснование актуальности исследования
  2. Цель и задачи работы
  3. Определение объекта и предмета исследования
  4. Используемые методы (психодиагностика, статистический анализ, экспериментальная проверка)

Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

  1. Понятие "профессиональное самоопределение" как психологический феномен
  2. Психологические особенности самоопределения старшеклассников

Глава 2. Методологическая база исследования

  1. Методологические принципы исследования
  2. Характеристика выборки испытуемых
  3. Описание применяемых методик и методик исследования
  4. Методы математико-статистического анализа

Глава 3. Эмпирическая проверка особенностей профессионального самоопределения

  1. Анализ эмпирических данных исследования
  2. Интерпретация результатов с использованием психологического аппарата

Глава 4. Практическая имплементация и рекомендации

  1. Разработка практических рекомендаций для педагогической деятельности
  2. Пути внедрения результатов в систему сопровождения самоопределения старшеклассников

Заключение

  1. Основные выводы исследования
  2. Перспективы дальнейших исследований

Список литературы

Приложения

В современных исследованиях профессионального самоопределения старшеклассников широко применяются разнообразные психодиагностические методики, позволяющие комплексно оценить формирование профессиональной идентичности и выбор жизненных ориентиров. В числе используемых инструментов выделяются следующие методики:

  1. опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова);
  2. методика изучения статуса профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов);
  3. тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев);
  4. тест «Оценка профессиональных интересов и способностей» (И.Л. Соломин);
  5. опросник «Определение готовности к выбору профессии» (А.П. Успенский).

Полученные данные применяются для разработки целевых профориентационных мероприятий, где результаты оценок особенностей профессионального самоопределения обучающихся 9-х и 11-х классов служат основной методической базой. Такая информация позволяет педагогам акцентировать внимание на специфике выбора профессии с учётом индивидуальных возможностей и жизненных приоритетов учащихся.

Для обучающихся 9-х классов рекомендуется акцентировать внимание на осмыслении внутренних мотивов и формировании четких жизненных целей. Работа в этом направлении предполагает постановку задач по определению готовности к выбору профессии, исходя из личностных характеристик и объективных возможностей, что согласуется с тенденциями современной педагогической практики.

В свою очередь, для учащихся 11-х классов целесообразно организовывать мероприятия, способствующие развитию профессиональной идентичности. Акцент делается на интеграции как внешних, так и внутренних мотивов, что обеспечивает более осознанный выбор профессии, подтверждая данные сравнительного анализа между группами. Дополнительные исследования указывают, что у данной группы 35% опрошенных демонстрируют устойчивую ориентацию и высокую степень идентификации с профессиональными задачами.

Современная практика показывает, что единое понимание процесса профессионального самоопределения отсутствует, что порождает двуплановость восприятия информации и, как следствие, ценностно-смысловой кризис у старшеклассников. Методологическая база исследований включает теоретическое осмысление, эмпирический анализ, психодиагностические методики и методы математической статистики, позволяющие выявить корреляционные зависимости между уровнем самоопределения и мотивационным спектром студентов.

Анализ профессионального выбора показывает, что учащиеся 9-х классов преимущественно ориентируются на внешние стимулы, выбирая профессию, связанную с категорией «человек-искусство», несмотря на отсутствие полной самооценки собственных способностей. В противоположность им, ученики 11-х классов демонстрируют сбалансированное сочетание внутренних и внешних мотивов, что отражается в их стремлении к профессиям из групп «человек-человек» и «человек-информация» с творческой компонентой. Полученные результаты указывают на необходимость дальнейшего педагогического сопровождения данного процесса и дополнительно подтверждаются статистическими данными, свидетельствующими о среднем уровне готовности к самостоятельному выбору профессии.

Список литературы

С. 31-

Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. — М.: Просвещение,

Ларина А.А. Процесс формирования личностно-профессионального самоопределения подростка // Территория науки.

Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления: сб. науч. статей к третьей Всерос. научно-практич.конференции. /Сер. «Психология развития». – М: Российский гуманитарный научный фонд,

Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире профессий: опыт проведения // Актуальные проблемы психологии образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ,

– 327 с.

№ 7 (

Касиенова Д.К. Профессиональное самоопределение школьника // Приднепровский научный вестник.

Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.,

Рыкман Л.В., Борщевская Л.В. Особенности эмоционального отношения к будущему у подростков в связи с их профессиональным самоопределением // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.

– 26 с.

Костюнина Е.А., Агеева Л.Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.,

Горбунова Е.Ф. Формирование профессионального самоопределения подростков в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Новокузнецк,

Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика.

С. 143

Ахметова С.А. Роль и место профильного обучения в вопросе профессионального самоопределения личности школьника // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области.

– 192 с.

– 221 с.

С. 101-

№8-3 (

Т.

С. 59-

С. 34-

С. 88-93

– 246 с.

Рабинович П.Д. Создание мотивирующей интерактивной среды раннего личностного и профессионального самоопределения детей и подростков, развития у них множественного интеллекта, интереса к естественным наукам и научно-техническому творчеству // Вестник Московского государственного областного университета / Серия: Физика-математика.

С. 24a-27

– 200 с.

№ 11 (

Баррет Дж. Выбор профессии: тесты способностей. – М.,

– 511 с.

– 156 с.

Ретивых М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема // Вестник Брянского государственного университета.

Смирнова Ю.Е. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Дементьев И.В. Проблема профессионального самоопределения школьников в современной профориентации: психологический и педагогический аспекты // Научные труды Республиканского института высшей школы. – Минск,

Кормакова В.Н. Профессиональное становление школьников как фактор жизненного самоопределения// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М..

Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / под ред. В.А. Сластенина. – М.,

Кучегашева П.П. Самопознание образа «Я» - путь к профессиональному самоопределению // Научные исследования в образовании.

С. 530-533

Берникова О. В. Дополнительное образование как условие профессионально¬го самоопределения и формирования социально полноценной лич¬ности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.

С. 49-

– С. 22-36

Кузнецова О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно- практической конференции. – М.: Институт стратегических исследований,

Мамонтова Т.С. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках профильной старшей школы: моногр. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова,

– С. 374-

№1 (

С. 18-20

Рыкман Л.В., Дроздовская Е.В. Самоопределение в профессии и социально-психологическая адаптация подростков // Ананьевские чтения: материалы научной конференции. – СПб.: изд-во СПбГУ,

– 24 с.

Фалунина Е.В. Основы профориентологии. – М.,

Бобкова Н.Д. Профессиональное самоопределение подростков при изучении естественных наук в общеобразовательной школе: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Курган,

– 176 с.

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д.: «Феникс»,

. С. 81-

Акимова Е.В. Профессиональное самоопределение как один из этапов развития личности школьника // Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии: сб. мат. 6-й междунар. научно-практич. конференции.

Т. 8, №

№ 3 (

С. 011-

Павлова А.М. Психология труда . – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»,

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.,

Кузнецова О.В. Психологические условия личностного и профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения: автореф. дисс…канд.психол.наук. – М.,

Баррет Дж. Карьера: способности и выбор профессии. – М.,

. С. 91-98

Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблему и пути их решения // Психологическая наука и образование.

Мамонтова Т.С., Ермакова Е.В., Кашлач И.Ф. Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. / Серия: Образование. Педагогические науки.

– 23 с.

С. 38–43

. С. 176-

– 256 с.

– 112 с.

С. 255-263

Кретова Н.А. Процесс профессионального самоопределения: принципы, содержание // Научные исследования в образовании.

С. 113–

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов на/Д.: Изд-во «Феникс»,

Шеховцова Л.Ф., Шеховцов О.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – Спб.,

Саудабаева Г.С. Профессиональное самоопределение личности школьника // Современные проблемы науки и образования.

– 206 с.

С. 136-

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж,

Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Теоретико-методологические основы исследования профессионально-личностного самоопределения школьников // Образование и наука. Известия УрО РАО.

. С. 53-54

– 511 с.

– 24 с.

– 239 с.

. С. 12-

Авдонина В.И., Тихонина Т.А. Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка // Студенческая наука XXI века.

С. 652-

С. 19-26

– 180 с.

С. 98-

Муратова А.А. Профессиональное самоопределение подростка в процессе предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Оренбург,

Тамицкий А.М., Орлова Н.О. Профессиональное самоопределение молодежи: к вопросу о предмете исследования //Международный научно-исследовательский журнал.

Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – С.-Пб.: Питер,

Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профиориентология: теория и практика. – М.,

– 512 с.

– 1176 с.

Т. 6, №

Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск, 2009 - 112 с.

Гаджиева У.Б. Профессиональная направленность: пути становления и самоопределения школьника // Наука, технологии, техника: современные парадигмы и практические разработки: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. научно-практич. форума.

– 494 с.

Т.

– С. 242-248

Вопросы и ответы

Что изучает теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения старшеклассников?
Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения старшеклассников представляет собой систематизацию и изучение ключевых концепций, связанных с формированием профессиональной идентичности. Анализ включает критическую оценку психологических аспектов, способствующих выбору профессии, и выявление взаимосвязей между индивидуальными особенностями и профессиональной ориентацией.
Что представляет собой понятие профессионального самоопределения как психологического феномена?
Профессиональное самоопределение как психологический феномен характеризует процесс формирования профессиональной идентичности, основанный на внутренних мотивационных и когнитивных процессах личности. Это понятие отражает взаимодействие индивидуальных психологических особенностей с процессами выбора профессии, способствуя формированию устойчивых профессиональных установок.
Какие методологические принципы исследования применяются при организации исследования профессионального самоопределения?
Методологические принципы исследования базируются на системном и комплексном подходе, обеспечивающем объективность и точность получаемых данных. Принципы включают строгую методологическую обоснованность, последовательность эмпирических методов и применение математико-статистического анализа для проверки гипотез и интерпретации результатов.
Как характеризуется эмпирическая часть исследования особенностей профессионального самоопределения старшеклассников?
Эмпирическая часть исследования характеризуется сбором и детальным анализом данных, полученных посредством применения методов математико-статистического анализа. Основное внимание уделяется интерпретации эмпирических результатов, что позволяет выявить закономерности в формировании профессиональной идентичности у старшеклассников.
Какие методы используются для анализа эмпирических результатов исследования профессионального самоопределения?
Анализ эмпирических результатов осуществляется с применением методов математико-статистического анализа, позволяющих обеспечить объективную обработку и количественную интерпретацию данных. Использование этих методов способствует выявлению корректных взаимосвязей и формированию достоверных выводов относительно особенностей профессионального самоопределения.
Какова роль практических рекомендаций в исследовании профессионального самоопределения старшеклассников?
Практические рекомендации играют существенную роль, так как они способствуют применению результатов исследования на практике для оптимизации процессов формирования профессиональной идентичности. Рекомендации основываются на эмпирических данных и теоретическом анализе, что обеспечивает их методологическую обоснованность и практическую значимость.
Какова общая структура исследования особенностей профессионального самоопределения старшеклассников?
Общая структура исследования включает последовательное рассмотрение проблемы через теоретический анализ, организацию и методологическую базу, а затем эмпирическую проверку с последующей интерпретацией данных. Такой подход обеспечивает всестороннее изучение проблемы и позволяет сформулировать практические рекомендации для совершенствования процессов профессионального самоопределения.