Особенности профессионального самоопределения обучающихся 9-х и 11-х классов
Содержание
Введение
- Обоснование актуальности исследования
- Цель и задачи работы
- Определение объекта и предмета исследования
- Используемые методы (психодиагностика, статистический анализ, экспериментальная проверка)
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников
- Понятие "профессиональное самоопределение" как психологический феномен
- Психологические особенности самоопределения старшеклассников
Глава 2. Методологическая база исследования
- Методологические принципы исследования
- Характеристика выборки испытуемых
- Описание применяемых методик и методик исследования
- Методы математико-статистического анализа
Глава 3. Эмпирическая проверка особенностей профессионального самоопределения
- Анализ эмпирических данных исследования
- Интерпретация результатов с использованием психологического аппарата
Глава 4. Практическая имплементация и рекомендации
- Разработка практических рекомендаций для педагогической деятельности
- Пути внедрения результатов в систему сопровождения самоопределения старшеклассников
Заключение
- Основные выводы исследования
- Перспективы дальнейших исследований
Список литературы
Приложения
В современных исследованиях профессионального самоопределения старшеклассников широко применяются разнообразные психодиагностические методики, позволяющие комплексно оценить формирование профессиональной идентичности и выбор жизненных ориентиров. В числе используемых инструментов выделяются следующие методики:
- опросник «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова);
- методика изучения статуса профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов);
- тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев);
- тест «Оценка профессиональных интересов и способностей» (И.Л. Соломин);
- опросник «Определение готовности к выбору профессии» (А.П. Успенский).
Полученные данные применяются для разработки целевых профориентационных мероприятий, где результаты оценок особенностей профессионального самоопределения обучающихся 9-х и 11-х классов служат основной методической базой. Такая информация позволяет педагогам акцентировать внимание на специфике выбора профессии с учётом индивидуальных возможностей и жизненных приоритетов учащихся.
Для обучающихся 9-х классов рекомендуется акцентировать внимание на осмыслении внутренних мотивов и формировании четких жизненных целей. Работа в этом направлении предполагает постановку задач по определению готовности к выбору профессии, исходя из личностных характеристик и объективных возможностей, что согласуется с тенденциями современной педагогической практики.
В свою очередь, для учащихся 11-х классов целесообразно организовывать мероприятия, способствующие развитию профессиональной идентичности. Акцент делается на интеграции как внешних, так и внутренних мотивов, что обеспечивает более осознанный выбор профессии, подтверждая данные сравнительного анализа между группами. Дополнительные исследования указывают, что у данной группы 35% опрошенных демонстрируют устойчивую ориентацию и высокую степень идентификации с профессиональными задачами.
Современная практика показывает, что единое понимание процесса профессионального самоопределения отсутствует, что порождает двуплановость восприятия информации и, как следствие, ценностно-смысловой кризис у старшеклассников. Методологическая база исследований включает теоретическое осмысление, эмпирический анализ, психодиагностические методики и методы математической статистики, позволяющие выявить корреляционные зависимости между уровнем самоопределения и мотивационным спектром студентов.
Анализ профессионального выбора показывает, что учащиеся 9-х классов преимущественно ориентируются на внешние стимулы, выбирая профессию, связанную с категорией «человек-искусство», несмотря на отсутствие полной самооценки собственных способностей. В противоположность им, ученики 11-х классов демонстрируют сбалансированное сочетание внутренних и внешних мотивов, что отражается в их стремлении к профессиям из групп «человек-человек» и «человек-информация» с творческой компонентой. Полученные результаты указывают на необходимость дальнейшего педагогического сопровождения данного процесса и дополнительно подтверждаются статистическими данными, свидетельствующими о среднем уровне готовности к самостоятельному выбору профессии.
Список литературы
№
С. 31-
Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. — М.: Просвещение,
№
Ларина А.А. Процесс формирования личностно-профессионального самоопределения подростка // Территория науки.
Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления: сб. науч. статей к третьей Всерос. научно-практич.конференции. /Сер. «Психология развития». – М: Российский гуманитарный научный фонд,
Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире профессий: опыт проведения // Актуальные проблемы психологии образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ,
– 327 с.
№ 7 (
Касиенова Д.К. Профессиональное самоопределение школьника // Приднепровский научный вестник.
Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.,
Рыкман Л.В., Борщевская Л.В. Особенности эмоционального отношения к будущему у подростков в связи с их профессиональным самоопределением // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
№
– 26 с.
Костюнина Е.А., Агеева Л.Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.,
Горбунова Е.Ф. Формирование профессионального самоопределения подростков в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Новокузнецк,
Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика.
С. 143
Ахметова С.А. Роль и место профильного обучения в вопросе профессионального самоопределения личности школьника // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области.
№
– 192 с.
– 221 с.
С. 101-
№8-3 (
Т.
С. 59-
С. 34-
С. 88-93
– 246 с.
Рабинович П.Д. Создание мотивирующей интерактивной среды раннего личностного и профессионального самоопределения детей и подростков, развития у них множественного интеллекта, интереса к естественным наукам и научно-техническому творчеству // Вестник Московского государственного областного университета / Серия: Физика-математика.
№
С. 24a-27
– 200 с.
№ 11 (
Баррет Дж. Выбор профессии: тесты способностей. – М.,
– 511 с.
– 156 с.
Ретивых М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема // Вестник Брянского государственного университета.
Смирнова Ю.Е. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Дементьев И.В. Проблема профессионального самоопределения школьников в современной профориентации: психологический и педагогический аспекты // Научные труды Республиканского института высшей школы. – Минск,
Кормакова В.Н. Профессиональное становление школьников как фактор жизненного самоопределения// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М..
№
Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / под ред. В.А. Сластенина. – М.,
Кучегашева П.П. Самопознание образа «Я» - путь к профессиональному самоопределению // Научные исследования в образовании.
С. 530-533
Берникова О. В. Дополнительное образование как условие профессионально¬го самоопределения и формирования социально полноценной лич¬ности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.
С. 49-
– С. 22-36
Кузнецова О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно- практической конференции. – М.: Институт стратегических исследований,
Мамонтова Т.С. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках профильной старшей школы: моногр. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова,
– С. 374-
№1 (
С. 18-20
Рыкман Л.В., Дроздовская Е.В. Самоопределение в профессии и социально-психологическая адаптация подростков // Ананьевские чтения: материалы научной конференции. – СПб.: изд-во СПбГУ,
– 24 с.
Фалунина Е.В. Основы профориентологии. – М.,
Бобкова Н.Д. Профессиональное самоопределение подростков при изучении естественных наук в общеобразовательной школе: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Курган,
– 176 с.
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д.: «Феникс»,
. С. 81-
Акимова Е.В. Профессиональное самоопределение как один из этапов развития личности школьника // Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии: сб. мат. 6-й междунар. научно-практич. конференции.
Т. 8, №
№ 3 (
№
С. 011-
Павлова А.М. Психология труда . – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»,
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.,
Кузнецова О.В. Психологические условия личностного и профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения: автореф. дисс…канд.психол.наук. – М.,
Баррет Дж. Карьера: способности и выбор профессии. – М.,
. С. 91-98
Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблему и пути их решения // Психологическая наука и образование.
Мамонтова Т.С., Ермакова Е.В., Кашлач И.Ф. Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. / Серия: Образование. Педагогические науки.
– 23 с.
С. 38–43
. С. 176-
– 256 с.
– 112 с.
С. 255-263
Кретова Н.А. Процесс профессионального самоопределения: принципы, содержание // Научные исследования в образовании.
С. 113–
№
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов на/Д.: Изд-во «Феникс»,
Шеховцова Л.Ф., Шеховцов О.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – Спб.,
Саудабаева Г.С. Профессиональное самоопределение личности школьника // Современные проблемы науки и образования.
– 206 с.
С. 136-
№
№
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж,
№
Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Теоретико-методологические основы исследования профессионально-личностного самоопределения школьников // Образование и наука. Известия УрО РАО.
. С. 53-54
– 511 с.
– 24 с.
– 239 с.
. С. 12-
Авдонина В.И., Тихонина Т.А. Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка // Студенческая наука XXI века.
С. 652-
С. 19-26
– 180 с.
С. 98-
Муратова А.А. Профессиональное самоопределение подростка в процессе предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Оренбург,
Тамицкий А.М., Орлова Н.О. Профессиональное самоопределение молодежи: к вопросу о предмете исследования //Международный научно-исследовательский журнал.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – С.-Пб.: Питер,
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профиориентология: теория и практика. – М.,
– 512 с.
№
– 1176 с.
Т. 6, №
Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск, 2009 - 112 с.
Гаджиева У.Б. Профессиональная направленность: пути становления и самоопределения школьника // Наука, технологии, техника: современные парадигмы и практические разработки: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. научно-практич. форума.
– 494 с.
Т.
– С. 242-248